Особенности восприятия информации как способ повышения уровня обученности учащихся
презентация к уроку по теме
Каждый знает, что мы воспринимаем мир с помощью органов чувств: мы видим картины, мы слышим звуки, мы ощущаем запахи и вкусы. В НЛП те пути, по которым мы получаем, храним и кодируем информацию известны как репрезентативные системы. Каждый человек имеет одну наиболее часто применяемую им репрезентативную систему. По ряду признаков каждого человека можно отнести либо к визуалам, либо к аудиалам, либо к кинестетикам.
Вы спросите какое это имеет отношение к процессу обучения? Ответ таков. В процессе обучения участвуют два субъекта: учитель и ученик. Поскольку обучение представляет собой процесс передачи знаний, навыков, умений, социального опыта от обучающего к обучаемому, то эффективность этого процесса во многом определяется, во-первых, способностью учителя передавать информацию в доступной форме, и, во-вторых, способностью ученика воспринимать и перерабатывать предоставляемую информацию.
Учителю необходимо представлять, какую умственную деятельность учащегося вызывают эти способы и приемы передачи информации. Это необходимо для того, чтобы варьировать подачу учебного материала в соответствии с возможностями учащегося.
Для классов ККО это имеет особое значение так как на пути восприятия и переработки информации стоят барьеры: недостатки мотивации к учению, низкий уровень развития познавательной деятельности учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, недостатки в развитии мыслительных процессов, а также несовпадение репрезентативной системы учащихся со способами предъявления информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.doc | 89.5 КБ |
prezentatsiya.ppt | 711 КБ |
razdat_mat.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности восприятия информации как способ повышения уровня обученности учащихся
Майборода Н.М.
Педагог-психолог МОУ СОШ №40
Каждый знает, что мы воспринимаем мир с помощью органов чувств: мы видим картины, мы слышим звуки, мы ощущаем запахи и вкусы. В НЛП те пути, по которым мы получаем, храним и кодируем информацию известны как репрезентативные системы. Каждый человек имеет одну наиболее часто применяемую им репрезентативную систему. По ряду признаков каждого человека можно отнести либо к визуалам, либо к аудиалам, либо к кинестетикам.
Вы спросите какое это имеет отношение к процессу обучения? Ответ таков. В процессе обучения участвуют два субъекта: учитель и ученик. Поскольку обучение представляет собой процесс передачи знаний, навыков, умений, социального опыта от обучающего к обучаемому, то эффективность этого процесса во многом определяется, во-первых, способностью учителя передавать информацию в доступной форме, и, во-вторых, способностью ученика воспринимать и перерабатывать предоставляемую информацию.
Учителю необходимо представлять, какую умственную деятельность учащегося вызывают эти способы и приемы передачи информации. Это необходимо для того, чтобы варьировать подачу учебного материала в соответствии с возможностями учащегося.
Для классов ККО это имеет особое значение так как на пути восприятия и переработки информации стоят барьеры: недостатки мотивации к учению, низкий уровень развития познавательной деятельности учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, недостатки в развитии мыслительных процессов, а также несовпадение репрезентативной системы учащихся со способами предъявления информации.
Приведем краткие характеристики учащихся с разной репрезентативной системой.
Человек - визуал, как правило, организован, ориентирован на внешний вид, он тщательно выбирает, запоминает графические изображения, меньше увлекаем шумом. Он с трудом запоминает словесные инструкции, с большим удовольствием читает, нежели слушает. В процессе обучения нуждается в общем обзоре. Он должен видеть цель происходящего, должен рассмотреть детали, будет добиваться полной ясности. При разговоре требует описать или предложить общую картину. Пишет грамотнее других, но испытывает затруднения со словами, которые он читает впервые. Визуальный ученик быстро читает, обладает красивым почерком, живым воображением. Данная модальность - наилучшая для долгосрочного планирования, так как визуалы прекрасно "видят" перспективу.
Человек с доминантной аудиальной модальностью любит разговаривать с собой, легко отвлекается (он часто садится в классе на последнюю парту в углу класса, если ему предстоит серьезная работа, так как он легко отвлекается даже на шепот), легко повторяет услышанное даже если создается впечатление, что затян совершенно другим делом. Ему труднее дается математика (затруднения с вычислениями, поскольку при этом требуется удерживать отдельные числа в уме) и письмо (при письме использует фонетический подход и поэтому пишет неправильно). Легко осваивает разговорный язык. Хорошо учится, слушая. Запоминает по шагам, по действиям. Диалоги ведет как внешние, так и внутренние. Не начнет ничего делать до тех пор, пока не проговорит это. Пишет с ритмическими движениями, любит читать вслух и слушать. Любит говорить во время письма.
При доминирующей кинестетической модальности человек реагирует на тактильные поощрения, при этом любит прикасаться к людям и делает это. Для него самая лучшая похвала прикосновение, легкое похлопывание по плечу. Физически ориентирован, много двигается. Для него характерно раннее мышечное развитие. Эти дети спортивны, подвижны. Учится, делая, запоминает, проходя через опыт. Читая, указывает. У него много жестов. В разговоре лаконичен, тактичен, использует слова, описывающие действия, отсчитывает внутренний ритм. Любит книги с активным сюжетом. Пишет с нажимом, толсто и не столь хорошо, как другие. Сидя на занятиях, он постоянно тянется к тому, что перед ним, над головой, над партой. Прикасается к другим детям. Если его сосед окажется также кинестетиком, то у них будет минимум две потасовки за урок. Это необходимо учесть при рассадке детей.
Как определить основную репрезентативную систему человека?
Имеется несколько способов определения, какая из репрезентативных систем (визуальная, аудиальная, кинестетическая) является ведущей у конкретного человека. Прежде всего, следует обратить внимание на слова, которыми человек описывает свой жизненный опыт и чаще всего употребляет в процессе общения.
Индивид с визуальной модальностью в качестве основной часто употребляет слова: "вижу", "ясно", "картина"... Например, визуалы говорят: "Это проясняет задачу", "давайте посмотрим картину...", "у нее солнечный характер", "я не вижу вашего внимания".
Аудиалы часто произносят: "слышу", "звучит", "громко", "в вашем ответе есть много разногласий", "кричащий привал". Все, что связано со звуками для них очень важно.
Кинестетически ориентированный индивид использует слова: "чувствую", "легко", "давит", "это вызывает скользкие чувства", "чувствуете, мы подходим к ответу?", "его слова пролились на меня как теплый дождь"...
Другим способом диагностики репрезентативных систем является анализ движений глаз, сигнализирующих о доступе к различным каналам информации (”глазные сигналы доступа” или ГСД).
Можно выделить зоны репрезентативной системы визуальной модальности (перемещения глаз вверх прямо, вверх влево, вверх вправо, прямо перед собой), аудиальной модальности (перемещения глаз направо, налево, вниз направо), кинестетической модальности (перемещения глаз вниз прямо, вниз налево).
Для определения глазных сигналов доступа перед партнером по общению можно поставить ряд вопросов. (Какого цвета обои в твоей квартире? Какого цвета глаза у твоей матери? Какая музыка тебе нравится больше?).
Кроме указанных способов существуют дополнительные приемы определения основной репрезентативной системы человека по жестам рук, по темпу речи, по интонации голоса.
Учащийся, думающий визуальными образами, обычно будет говорить быстрее и более высоким тоном, чем тот, который думает по-другому. Образы возникают в голове быстро, и ему приходится говорить быстро, чтобы успевать за ними. Дыхание будет более поверхностным. Часто наблюдается повышенное напряжение мускулатуры, в частности, в плечах, голова поднята высоко, а лицо бледнее обычного, жесты рук на уровне плеч и выше.
Школьники, которые думают звуками, дышат всей грудью. Часто возникают мелкие ритмические движения тела, а тон голоса чистый, выразительный и резонирующий. Голова балансирует на плечах или слегка наклонена к одному из них, как бы прислушиваясь к чему-то. Учащиеся, которые разговаривают сами с собой, будут часто склонять голову в одну сторону, подпирая ее рукой или кулаком. Это положение известно под названием "телефонная поза" потому что она выглядит так, как будто человек говорит по невидимому телефону. Некоторые из них повторяют то, что они только что услышали, в такт своему дыханию. Их губы шевелятся, жесты на уровне груди.
Кинестетическое мышление характеризуется глубоким низким дыханием в области живота, часто сопровождающимся мускульным расслаблением. С низким положением головы связан голос низкой тональности, и человек будет говорить медленно, с длинными паузами, жесты на уровне живота и ниже пояса.
Интересен так же тот факт, что ведущая репрезентативная система может с возрастом измениться. Это происходит в силу естественного развития, воспитания, требований образовательной среды.
В обобщенном варианте данные можно представить в виде круговых диаграмм. Они показывают тенденции развития репрезентативных систем у детей за время обучения в школе и позволяют выделить на каждой ступени обучения ведущую.
Из диаграммы видно, что 60% учащихся начальной школы имеют кинетическую репрезентативную систему, и лишь 13% визуальную. В дальнейшем происходит смена кинетической системы на визуальную.
Учителям начальных классов необходимо учитывать этот факт и включать в занятия физминутки, подвижные развивающие игры. Это даст возможность кинестетикам снять мышечное напряжение, получить новый опыт в движении.
Важно отметить, что среди детей успевающих на "хорошо" и "отлично" больший процент визуалов. Среди учеников средней школы и старшеклассников неуспевающими оказались многие кинестетики.
Все теории обучения сходятся на том, что для получения максимального эффекта ученики должны видеть учебный материал -- на рисунках, диаграммах или графиках. Кроме того, они должны слышать то, что они изучают, -- лекции, беседы, аудиозаписи или музыку, и им необходимо переживать новую информацию с помощью ролевых игр и практических занятий. Когда обучение превращается в мультисенсорный эксперимент, оно становится более интересным и увлекательным, способным удовлетворить любые предпочтения, касающиеся репрезентативных систем. Так называемые "заторможенные" ученики нередко оказываются просто "не такими", как все, -- им трудно подключиться к предлагаемому им стилю обучения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Способы получения информации аудиал Визуал Кинестетик
Процесс обучения и репрезентативная система эффективность этого процесса во многом определяется, во-первых, способностью учителя передавать информацию в доступной форме, и, во-вторых, способностью ученика воспринимать и перерабатывать предоставляемую информацию.
Визуальная репрезентативная система Отлично помнит то, что видел. С трудом запоминает длинные словесные инструкции (переспрашивает) без демонстрации, но при этом - хороший рассказчик. Организован, наблюдателен, как правило – спокойный, уравновешенный Склонен фантазировать, его описания живые, образные. При разговоре подбородок часто держит вверх, голос может быть высоким
Аудиальная репрезентативная система Легко повторяет услышанное, даже если кажется, что не слушал. Весьма чувствителен к интонации, легко выявляет неконгруэнтно сказанные фразы. В учебной деятельности предпочитает простой счет и письмо. Успешен в изучении иностранных языков. Задумавшись, может разговаривать сам с собой. Может шевелить губами при чтении, проговаривая слова. Легко отвлекается на внешний шум. В группе, компании часто бывает самым разговорчивым, нередко любит дискуссии.
Кинестетическая модальная система Лучше обучается, делая. Может иметь привычку водить при чтении пальцами по строчкам. Отвечает на физическое поощрение. При общении стоит близко, касается людей. Обилие движений много жестикулирует, обычно ниже пояса Отличается ранним физическим развитием. Подбородок держит вниз, голос может быть довольно низким Часто неопрятен.
Определение репрезентативной системы Визуал Блестеть, видеть, смотреть, представлять, иллюстрировать, наблюдать, отражать, замечать, показывать, появиться, предвидеть, прояснять, рассматривать, фокусировать, визуализировать. Воображение, картина, сцена, обзор, обозрение, перспектива, глаз, зрелище, зрение, иллюзия, точка зрения, взгляд, вид, прозрение, фокус. Ясный, слепой, темный, яркий, колоритный, цветной Аудиал Акцентировать, говорить, слушать, слышать, звучать, замолчать, орать, кричать, заявлять, звенеть, спрашивать, резонировать, Голос, звуки, звонок, дискуссия, крик, тишина, диссонанс, разговор, ритм, рифма, тишина, тон, ударение. Внятный, вокальный, гармоничный, глухой, громкий, монотонный, немой, неразговорчивый, неслыханный, пронзительный, созвучный, тихий , Кинестетик Взяться, вручать, держать, задевать, контактировать, напрягаться, ощущать, сдавать, сжать, сносить, схватывать, обожать, тереть, толкать, трогать, хватать, чувствовать, зажимать, тянуть. Напряжение, тяжесть, боль, давление, чувство, ощущение, удар, толчок. Гладкий, жесткий, легкий, мягкий, нежный, осязаемый, ощутимый, твердый, теплый, тяжелый, удобный, холодный, шершавый.
Определение репрезентативной системы
Кинестетик характеризуется глубоким низким дыханием в области живота, часто сопровождающимся мускульным расслаблением. С низким положением головы связан голос низкой тональности, и человек будет говорить медленно, с длинными паузами, жесты на уровне живота и ниже пояса. Аудиал Часто возникают мелкие ритмические движения тела, а тон голоса чистый, выразительный и резонирующий. Голова балансирует на плечах или слегка наклонена к одному из них, как бы прислушиваясь к чему-то. Учащиеся, которые разговаривают сами с собой, будут часто склонять голову в одну сторону, подпирая ее рукой или кулаком. Их губы шевелятся, жесты на уровне груди. Определение репрезентативной системы Визуал обычно будет говорить быстрее и более высоким тоном, чем тот, который думает по-другому. Образы возникают в голове быстро, и ему приходится говорить быстро, чтобы успевать за ними. Дыхание будет более поверхностным. Часто наблюдается повышенное напряжение мускулатуры, в частности, в плечах, голова поднята высоко, а лицо бледнее обычного, жесты рук на уровне плеч и выше.
Развитие репрезентативной системы ! Это необходимо учитывать при планировании уроков
Рисунки, диаграммы, графики Лекции, беседы, аудизаписи Ролевые игры, практические занятия
Предварительный просмотр:
Особенности восприятия учащимися информации
(на основе М.Гриндера)
Визуал | Аудиал | Кинестетик |
Отлично помнит то, что видел. С трудом запоминает длинные словесные инструкции (переспрашивает) без демонстрации, но при этом - хороший рассказчик. Организован, наблюдателен, как правило – спокойный, уравновешенный. При разговоре подбородок часто держит вверх, голос может быть высоким. | Легко повторяет услышанное, даже если кажется, что не слушал. Весьма чувствителен к интонации, легко выявляет неконгруэнтно сказанные фразы. В учебной деятельности предпочитает простой счет и письмо. Успешен в изучении иностранных языков. Задумавшись, может разговаривать сам с собой. Может шевелить губами при чтении, проговаривая слова. Говорит ритмически. Не может сосредоточиться в условиях шума. В группе, компании часто бывает самым разговорчивым, нередко любит дискуссии. | Лучше обучается, делая. Может иметь привычку водить при чтении пальцами по строчкам. Хорошо помнит общее впечатление о событии. Отвечает на физическое поощрение. С трудом выдерживает болевые ощущения. При общении стоит близко, касается людей. Обилие движений много жестикулирует, обычно ниже пояса. Отличается ранним физическим развитием. Подбородок держит вниз, голос может быть довольно низким. Часто неопрятен. |
Особенности восприятия учащимися информации
(на основе М.Гриндера)
Визуал | Аудиал | Кинестетик |
Отлично помнит то, что видел. С трудом запоминает длинные словесные инструкции (переспрашивает) без демонстрации, но при этом - хороший рассказчик. Организован, наблюдателен, как правило – спокойный, уравновешенный. При разговоре подбородок часто держит вверх, голос может быть высоким. | Легко повторяет услышанное, даже если кажется, что не слушал. Весьма чувствителен к интонации, легко выявляет неконгруэнтно сказанные фразы. В учебной деятельности предпочитает простой счет и письмо. Успешен в изучении иностранных языков. Задумавшись, может разговаривать сам с собой. Может шевелить губами при чтении, проговаривая слова. Говорит ритмически. Не может сосредоточиться в условиях шума. В группе, компании часто бывает самым разговорчивым, нередко любит дискуссии. | Лучше обучается, делая. Может иметь привычку водить при чтении пальцами по строчкам. Хорошо помнит общее впечатление о событии. Отвечает на физическое поощрение. С трудом выдерживает болевые ощущения. При общении стоит близко, касается людей. Обилие движений много жестикулирует, обычно ниже пояса. Отличается ранним физическим развитием. Подбородок держит вниз, голос может быть довольно низким. Часто неопрятен. |
Связь используемых предикатов и модальностей
Модальность | Предикаты |
Визуал | Блестеть, видеть, смотреть, представлять, иллюстрировать, наблюдать, отражать, замечать, показывать, появиться, предвидеть, прояснять, рассматривать, фокусировать, визуализировать. Воображение, картина, сцена, обзор, обозрение, перспектива, глаз, зрелище, зрение, иллюзия, точка зрения, взгляд, вид, прозрение, фокус. Ясный, слепой, темный, яркий, колоритный, цветной |
Аудиал | Акцентировать, говорить, слушать, слышать, звучать, замолчать, орать, кричать, заявлять, звенеть, спрашивать, резонировать, Голос, звуки, звонок, дискуссия, крик, тишина, диссонанс, разговор, ритм, рифма, тишина, тон, ударение. Внятный, вокальный, гармоничный, глухой, громкий, монотонный, немой, неразговорчивый, неслыханный, пронзительный, созвучный, тихий, |
Кинестетик | Взяться, вручать, держать, задевать, контактировать, напрягаться, ощущать, сдавать, сжать, сносить, схватывать, обожать, тереть, толкать, трогать, хватать, чувствовать, зажимать, тянуть. Напряжение, тяжесть, боль, давление, чувство, ощущение, удар, толчок. Гладкий, жесткий, легкий, мягкий, нежный, осязаемый, ощутимый, твердый, теплый, тяжелый, удобный, холодный, шершавый. |
Связь используемых предикатов и модальностей
Модальность | Предикаты |
Визуал | Блестеть, видеть, смотреть, представлять, иллюстрировать, наблюдать, отражать, замечать, показывать, появиться, предвидеть, прояснять, рассматривать, фокусировать, визуализировать. Воображение, картина, сцена, обзор, обозрение, перспектива, глаз, зрелище, зрение, иллюзия, точка зрения, взгляд, вид, прозрение, фокус. Ясный, слепой, темный, яркий, колоритный, цветной |
Аудиал | Акцентировать, говорить, слушать, слышать, звучать, замолчать, орать, кричать, заявлять, звенеть, спрашивать, резонировать, Голос, звуки, звонок, дискуссия, крик, тишина, диссонанс, разговор, ритм, рифма, тишина, тон, ударение. Внятный, вокальный, гармоничный, глухой, громкий, монотонный, немой, неразговорчивый, неслыханный, пронзительный, созвучный, тихий, |
Кинестетик | Взяться, вручать, держать, задевать, контактировать, напрягаться, ощущать, сдавать, сжать, сносить, схватывать, обожать, тереть, толкать, трогать, хватать, чувствовать, зажимать, тянуть. Напряжение, тяжесть, боль, давление, чувство, ощущение, удар, толчок. Гладкий, жесткий, легкий, мягкий, нежный, осязаемый, ощутимый, твердый, теплый, тяжелый, удобный, холодный, шершавый. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенность восприятия информации
Особенность восприятия информации у каждого ребенка индивидуальна. Следует учитывать это при проведении уроков. Разберемся с основными типами личностных характеристик в отношении "принятия" информации...
Повышение эффективности образовательного процесса путём учёта особенностей восприятия информации
Возможности использования различных заданий на уроках с учётом особенностей восприятия информации для повышения эффективности образовательного процесса и познавательной активно...
«Применение ИКТ в образовательном процессе как залог повышения качества обученности учащихся 1 уровня общеобразовательной школы» Проект
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику (Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика), становится развитие ...
Мастер-класс "Активные формы и методы использования особенности восприятия информации младшими школьниками при работе с ценностными понятиями" или «ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ 4D»
Очень часто педагог сталкивается с ситуациями, что занятие хорошо продумано и простроено, но остается некоторое но…, которое не может четко подтвердить, что задуманное и реализованное во время проведе...
Особенности восприятия информации младшими школьниками
Материалы выступлений и тесты для определения способов восприятия информации...
Формирование учебной самостоятельности учащихся, как способ повышения качества обучения младших школьников/
Проблема формирования учебной самостоятельности учащихся является актуальной. Это можно объяснить тем, что учитель ставит перед собой комплекс задач для достижения основной цели образования: формирова...
Мониторинг знаний учащихся по предмету как один из способов повышения качества обучения. (Педсовет)
Диагностика и анализ не могут быть достаточно эффективными, если не взаимосвязаны с таким важным направлением деятельности как мониторинг....