Особенности восприятия информации младшими школьниками
статья на тему

Материалы выступлений и тесты для определения способов восприятия информации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon test_na_vospriyatie.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Особенности восприятия информации младших школьников»

Способ восприятия информации, является универсальным учебным умением, применяемым и в обучении, и в жизни. Уже в начальной школе мы закладываем основы практических знаний и умений, которые помогут ребёнку найти свое место в жизни. Это весьма сложная задача, и без учета индивидуальных особенностей обучаемого решить ее невозможно.

Школьное обучение для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации. Человек может воспринимать информацию через зрительный, слуховой и двигательный информационный канал. В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на три категории.

Один из трех каналов, как правило, является у него ведущим: т. е люди подразделяются на визуалов (зрительный канал ведущий), аудиалов (слуховой), кинестетов(двигательный).

Есть еще дискреты - у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов.

Почему важно знать, каким образом учащийся воспринимает информацию?

Если родители и учитель знают, к какой категории относится их ученик, им легче строить с ним отношения. Многое становится понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, почему мы "говорим на разном языке", как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания и т. д.

От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков.

Например, в начальных классах- это навыки чтения и письма. На уроке учитель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Обычно так и происходит. Этот шанс значительно повышается, если, к примеру, и учитель и ученик - визуалы (или аудиалы). Кинестетиков среди педагогов немного, в средних и старших классах – это учителя физкультуры и технологии.

    Теперь кратко о том, как мы можем распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации. Если ребенок учится в начальной школе или в средних классах, выводы делаются в основном по наблюдениям. Если это подросток или взрослый, то ему можно предложить еще и специальный опросник (самодиагностика).   
      
На что обязательно обращаем внимание? 
     1. 
Словарь общения. Визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите и т.д.). Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.). Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и пр.).
      2.
Направление взгляда. У визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх, у аудиалов - по средней линии, у кинестетиков - вниз.
       3.
Особенности внимания. Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно; аудиал легко отвлекается на звуки; визуалу шум практически не мешает.
       4.
Особенности запоминания. Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами. Аудиал - то, что обсуждал; запоминает слушая. Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.  
      А сколько возможностей у учителя и родителей понаблюдать за разными типами учащихся в их повседневных делах! Например, посмотреть,
кто как записывает домашнее задание. Допустим, оно написано на классной доске.

Визуал: послушно откроет дневник и запишет, вернее, перепишет с доски то, что задано на дом. Он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Он легко воспримет ее записанной именно на доске.

Аудиал: если захочет записать домашнее задание в школе, то, скорее всего, переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома может "сесть на телефон" и узнать о том, что задано, у одноклассников. Или просит сделать это родителей и сказать ему.

Кинестетик: чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений.
      
Многое даст наблюдение за поведением детей на перемене 

Визуал: чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.

Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке".

Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.
      
О чем говорят эти наблюдения? Не стоит заставлять всех детей водить на перемене хороводы или слушать тихую музыку. Каждый ребенок инстинктивно выбирает подходящий ему способ восстановления сил.
      
      Так же индивидуально нужно подходить к каждому из них и в учебной работе.

Специалисты говорят: 

- от визуала можно требовать быстрого решения задач;

- от аудиала - немедленного повторения услышанного им материала;

- от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого - он нуждается в

другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со

стороны учителей и домашних!
      
При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется: 

Визуалу надо создавать спокойную обстановку во время уроков и выполнения домашних заданий. Пусть ребенок несколько раз проговорит вслух учебный материал, можно использовать диктофон, мини-плейер или магнитофон разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.; . Визуалы очень внимательны к окружающим, это они первыми определят, что изменилось в комнате или на картинке, первыми обратят внимание на новые вещи одноклассников. Они мыслят образами, поэтому нередко имеют художественный талант, хорошо рисуют, лепят, конструируют. Детей с развитой зрительной памятью — около 60%.

Аудиалу- детям этого типа, в большей мере, чем другим, нужен свой письменный стол и порядок вокруг, чтобы не отвлекаться. Хорошим помощником в учебе станут компьютерные программы или обучающие видео кассеты. не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием; Считается, что людей-аудиалов около 5%.

У кинестетика не стоит тренировать усидчивость во время занятий. Если такого ребенка насильно заставлять сидеть сложа руки и слушать учительницу (или маму), он вообще ничего не запомнит и потеряет интерес к учебе. Он сидит спокойно ровно столько, сколько может. С возрастом ребенок повзрослеет, и научиться следовать установленным нормам поведения; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, писать на доске, дома - сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения. В классе таких детей легко узнать по их активности. Именно кинестетиков часто относят к категории "неусидчивых, гиперактивных". Если такого ребенка приструнить, он уже через несколько минут начинает ерзать, сучить ногами, постукивать пальцами, грызть ручку или карандаш, теребить волосы.

Дети-кинестетики обычно с трудом учатся читать, часто не могут запомнить и применить даже самое простое правило. Зато именно из кинестетиков получаются лучшие актеры, спортсмены и танцоры.
      Разумеется,
очень важно общаться с ребенком на "его языке":

  • с визуалом используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.;
  • с аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия;
  • с кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволять им проигрывать в ролях части вашей информации.
          Да и
    замечание ребенку произведет нужный эффект, если будет сделано "на его языке":
  • визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем;
  • аудиалу - сказать шепотом "ш-ш-ш";
  • кинестетику - положить руку на плечо, похлопать по нему.

Как работать с учениками-дигиталами?

Таких детей очень мало, не более 1-2%. Это люди, воспринимающие только логику. От малышей-дигиталов нередко можно услышать выражения со словами: знать, понимать, думать, логично, очевидно. В объяснении для дигитала важна логичность, доходчивость, доступность. Новую информацию они лучше воспринимают через графики, схемы.
Пока такой ребенок не поймет тему, он не отстанет от вас с вопросами и будет приставать: "А как это устроено? А почему это работает?". Это дети-исследователи, которые обязательно разберут новую машинку, чтобы рассмотреть ее устройство. Из детей с дигитальным каналом восприятия вырастают талантливые шахматисты, программисты, ученые и исследователи.

Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.

Для создания успеха в классе я пользуюсь дифференцированной работой по развитию внимания и для аудиалов, и для визуалов, и для кинестетиков. Сейчас я хочу продемонстрировать упражнения на одном примере при изучении темы “Правописание ь знака после шипящих у существительных”

Упражнение №1. Предлагаю отделить друг от друга слова и составить из них пословицу. Записать её. Подчеркнуть сущ. с ь после шипящей.

ЛОЖЬЧЕЛОВЕКАНЕКРАСИТ

Это упражнение для развития восприятия через зрение.

Упражнение №2. 

Читаю детям список из 10 слов на правописание ь знака после шипящих у существительных и прошу запомнить любым удобным для них способом. Затем задаю вопросы: Сколько всего было слов? Сколько слов не содержали ь? Назовите и запишите те, в которых был ь.

Ложь, товарищ, речь, ночь, богач, рожь, еж, мышь, сторож, ключ.

Это упражнение для развития восприятия через слуховой канал

Упражнение №3. 

Игра “Хлопки в ладоши” Если в слове есть ь после шипящей, нужно хлопнуть в ладоши.: вещь, молодежь, калач, глушь,выигрыш, речь, шалаш, сторож, врач, дочь. 

Это упражнение для развития восприятия через двигательный канал.

Такие приёмы обучению правописания, не только развивают орфографическую зоркость и орфографическую интуицию, но и развивают внимание.

Для формирования более высокого уровня произвольного внимания использовала работу с текстами.

Упражнение №4. 

hello_html_m1afdb075.png

Приёмы, которые помогают детям активно участвовать в уроке и при этом не только использовать свои сильные стороны, но и развивать другие виды восприятия и памяти.

При обучении в диалоге каждый этап урока проговаривается в парах или тройках, причём в обсуждении активно участвует каждый ученик. Дети объясняют друг другу материал, ход решения задачи, повторяют правила, пересказывают, рассказывают, излагают свой план действий. Этот приём работы помогает проверить устное домашнее задание у всех детей практически на каждом уроке, даёт возможность высказаться и разговорчивому аудиалу, и молчаливому визуалу, и медлительному в мыслях кинестетику. Развивается речь учащихся, возможность озвучить свой путь рассуждений помогает лучше понять материал, выявить ошибки, решает проблемы социализации, учит сравнивать и оценивать свои и чужие ответы.

Работа по составлению ассоциаций помогает развивать образное мышление, память, воображение. Дифференцированный подход позволяет применять этот приём с максимальным эффектом. Например, при изучении слов с непроверяемым написанием, детям предлагается придумать ассоциацию по внещнему виду (форме, цвету, размеру) – это задача для визуалов, по звучанию (можно рифму) – аудиалы легко справляются с этой задачей, по возможным движениям – работа для кинестетиков. Этот приём широко используется при изучении слов с непроверяемым написанием. Например, запоминая слово «собака» дети говорят о том, что буква «о» похожа на миску собачки, коврик, носик, хвост «колечком» и т.д. Каждый выбирает свой образ, который запоминает и связывает с данным словом.

Применение приёма цветотехники заключается в использовании знаний о воздействии различных цветов на человека, его состояние, память, настроение.

- фиксация внимания на определённом материале, стимуляция памяти (цветовые метки в тетрадях);

- использование определённых цветов в памятках и пособиях;

- релаксация;

-цветовые таблицы для восстановления зрения;

-интерактивные упражнения «цвет настроения»;

-создание положительного эмоционального фона;

-диагностика, рисуночные тесты;

Проблема развития внимания младших школьников – это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая проблема. А от её решения зависит многое, в конечном счёте, судьба детей, их настоящее и будущее. Педагогам не стоит пытаться каждый урок рассчитывать на каждый тип ребенка отдельно. Не существует стопроцентных кинестетиков или визуалов. В каждом ребенке изначально заложены все каналы восприятия, просто какой-то один доминирует. Достаточно знать, что в данном классе больше, например, визуалов, и делать акцент на зрительном восприятии, добавляя немного методов, пригодных для аудиалов и кинестетиков.  

Нам нужно научиться понимать друг друга, тогда в нашей жизни и в жизни наших учащихся будет намного меньше проблем!

Литература и источники информации

  1. Андрей Хвостов. Восприятие информации человеком. Виды информации по способу восприятия.
  2. http://vseklass.ru/obshhenie/audialy-vizualy-kinestetiki-i-digitaly.html

3.Психология восприятия: Раздели психологии: Образовательный

сайт: URL: http://siteprovse.com (дата обращения 4.11.2012).

4. http://psifactum.ru/perception/582-perception.html

5. http://psiho.info/psihologiya-lichnosti/vospriyatie/vospriyatie-

informatsii-chelovekom.html

  1. http://psyfactor.org/lybr1
  2. http://works.tarefer.ru/64/100476/index.html
  3. http://www.dslib.ru/voen-teoria/efremenkova.html

Приложение 1

Тест  аудиал, визуал, кинестетик (диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева / методика на восприятие):

Инструкция к тесту.

Прочитайте предлагаемые утверждения. Поставьте знак "+", если Вы согласны с  данным утверждением, и знак "-", если не согласны.

Тестовый материал (вопросы).

1. Люблю наблюдать за облаками и звездами. 
2. Часто напеваю себе потихоньку. 
3. Не признаю моду, которая неудобна. 
4. Люблю ходить в сауну. 
5. В автомашине цвет для меня имеет значение. 
6. Узнаю по шагам, кто вошел в помещение. 
7. Меня развлекает подражание диалектам. 
8. Внешнему виду придаю серьезное значение. 
9. Мне нравится принимать массаж. 
10. Когда есть время, люблю наблюдать за людьми. 
11. Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением. 
12. Видя одежду в витрине, знаю, что мне будет хорошо в ней. 
13. Когда услышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое. 
14. Люблю читать во время еды. 
15. Люблю поговорить по телефону. 
16. У меня есть склонность к полноте. 
17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому. 
18. После плохого дня мой организм в напряжении. 
19. Охотно и много фотографирую. 
20. Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые. 
21. Легко могу отдать деньги за цветы, потому что они украшают жизнь. 
22. Вечером люблю принять горячую ванну. 
23. Стараюсь записывать свои личные дела. 
24. Часто разговариваю с собой. 
25. После длительной езды на машине долго прихожу в себя. 
26. Тембр голоса многое мне говорит о человеке. 
27. Придаю значение манере одеваться, свойственной другим. 
28. Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться. 
29. Слишком твердая или слишком мягкая постель для меня мука. 
30. Мне нелегко найти удобную обувь. 
31. Люблю смотреть теле- и видеофильмы. 
32. Даже спустя годы могу узнать лица, которые когда-либо видел. 
33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику. 
34. Люблю слушать, когда говорят. 
35. Люблю заниматься подвижным спортом или выполнять какие-либо двигательные упражнения, иногда и потанцевать. 
36. Когда близко тикает будильник, не могу уснуть. 
37. У меня неплохая стереоаппаратура. 
38. Когда слушаю музыку, отбиваю такт ногой. 
39. На отдыхе не люблю осматривать памятники архитектуры. 
40. Не выношу беспорядок. 
41. Не люблю синтетических тканей. 
42. Считаю, что атмосфера в помещении зависит от освещения. 
43. Часто хожу на концерты. 
44. Пожатие руки много говорит мне о данной личности. 
45. Охотно посещаю галереи и выставки. 
46. Серьезная дискуссия – это интересно. 
47. Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами. 
48. В шуме не могу сосредоточиться.

Ключ к тесту  аудиал, визуал, кинестетик.

• Визуальный канал восприятия: 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45. 
 Аудиальный канал восприятия: 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48.
 Кинестетический канал восприятия: 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47.

Уровни перцептивной модальности (ведущего типа восприятия) :
• 13 и более – высокий; 
• 8-12 – средний; 
• 7 и менее – низкий.

Интерпретация результатов:

Подсчитайте,  количество положительных ответов в каждом разделе ключа. Определите, в каком разделе больше ответов "да" ("+"). Это Ваш тип ведущей модальности. Это ваш главный тип восприятия.

Приложение 2

ТЕСТ

1. Каким образом вы предпочли бы узнать, как работает компьютер?

а. посмотрев учебный фильм;

б. прослушав объяснения;

в. разобрав компьютер и самостоятельно попытавшись понять, что там к чему?

2. Что бы вы предпочли почитать для развлечения?

а. книгу о путешествиях со множеством иллюстраций;

б. детектив со множеством диалогов;

в. книгу с задачами, загадками и головоломками.

3. Если вы не уверены, как пишется слово, что вы скорее всего сделаете?

а. напишете, чтобы посмотреть, так ли оно выглядит, как надо?

б. произнесете его;

в. напишете, обращая внимание на свои ощущения, те ли они?

4. Когда вы видите слово с-о-б-а-к-а, что вы делаете первым делом:

а. представляете себе собаку;

б. мысленно произносите слово «собака»;

в. представляете, что можно делать с собакой : гладить ее, играть с ней и т. д.

5. Что вы скорее всего будете делать, стоя в очереди за билетами в кино?

а. рассматривать плакаты и объявления;

б. беседовать с теми, кто стоит поблизости;

в. притоптывать ногой или ходить туда-сюда.

6. Если вы обрадуетесь, что скорее всего сделаете?

а. сделаете обрадованное лицо;

б. закричите от радости;

в. запрыгаете от радости.

А теперь результат. Подсчитайте число «а», «б» и «в»: «а»___«б»___«в»___

Если у вас больше всего «а», вы в учебе больше полагаетесь на зрительное восприятие. Вы учитесь глазами-визуалы

Если у вас больше всего «б», вы в учебе больше полагаетесь на слуховое восприятие. Вы учитесь ушами-аудиалы

Если у вас больше всего «в», вы учитесь в движении и руками-кинестетики

Если вы обвели все буквы примерно одинаковое число раз, вы в учебе зависите от нескольких способов восприятия. Это позволяет вам более верно строить поведение в общении и понимать других.

Приложение 3

Неформальный вариант теста.

Если у вашего знакомого или  у вас нет возможности или времени пройти  тест С. Ефремцева, то вы можете определить основной канал восприятия следующим образом. Спросите его (или себя), как бы он (вы) хотел(и) провести отпуск (абстрактный отпуск, "отпуск мечты").

А теперь проследите, в какую сторону он (вы) отвели глаза, прежде чем сформулировали ответ. В зависимости от направления взгляда можно сказать, какие образы  создает человек: визуальные, аудиальные или кинестетические (тактильные).

1. Если взгляд направлен наверх, то это говорит о формировании зрительных образов, рисовании картинки – визуал.
2. Если взгляд направлен вниз, то это означает, что человек пытается прислушаться к своим чувствам и ощущениям – кинестетик.
3. Если взгляд направлен прямо, либо влево или вправо, без смещений вверх-вниз (как бы в сторону ушей), то это говорит о формировании звуковых образов – аудиал.

Для точности постарайтесь найти ответы на большее количество вопросов. Они могут быть любыми, например: "Как вы хотели бы отметить Новый год?", 'Какие планы на ближайшие выходные?", 'Вспомнить самое приятное событие за последний месяц" и т.д.

Чтобы определиться окончательно, то внимательно проанализируйте ответы на заданные вопросы. Например, если на вопрос: 'Где лучше провести отпуск?", человек при ответе использует следующие эпитеты:

1. Лазурное море, желтый песок, вид на горы из окна, яркое солнце, загорелые девушки в купальниках и другие зрительные образы, то вероятно человек – визуал.
2. Теплый бриз, запах моря, горячий песок, жар на теле от загара, расслабление, спа-отель и т.д., то, скорее всего, человек – кинестетик.
3. Шум волн, тишина на рассвете, крик чаек, зажигательная музыка, свист ветра и т.д., то человек – аудиал.

Визуалам крайне сложно запомнить информацию на слух, а кинестетик вряд ли сможет оценить вашу новую прическу (оценит визуал), а вот парфюм или умение делать массаж – запросто!

Аудиал/кинестетик обращаясь к визуалу для лучшего донесения информации могут сказать что-то типа: "Для меня твоё словесно/тактильное молчание, как для тебя чёрная комната, непроглядная темнота, где ничего не видно".

Современные тенденции школьного образования и гуманистический, личностно-ориентированный подходы требуют более углубленной индивидуализации обучения. Традиционно при организации учебного процесса мы учитываем такие свойства личности учащихся, к которым психологи относят особенности памяти, мышления, внимания, познавательных способностей и.т.д.

Но, необходимо учитывать и особенности их восприятия окружающего мира. По типу восприятия психологи разделяют личности на аудиалов, визуалов и кинестетиков. [Ананьев 1992, Гвоздева 2000]

Набрав первый класс, я стараюсь как можно раньше провести диагностику и определить модальность каждого ученика. Это помогает построить учебный процесс так, чтобы урок был продуктивным, а обучение - эффективным.

Изучая и анализируя литературу по данной проблеме, общаясь с коллегами, постоянно пополняю свою “Копилку методов и приёмов личностного подхода в обучении младших школьников с учётом их доминирующего канала восприятия”.

Определить ведущую модальность можно

По наблюдениям:

  • Визуалы – вспоминая, устремляют свой взгляд вверх. Это движение ярко выражено.
  • Аудиалы – вспоминая, водят глазами от уха к уху.
  • Кинестетики – смотрят прямо или куда-то вниз.

При записи домашнего задания

  • Визуалы – послушно откроют дневник и перепишут с доски то, что задано.
  • Аудиалы – переспросят у учителя или соседа по парте. Дома могут перезвонить однокласснику и уточнить, что задано.
  • Кинестетики – чаще всего долго роются у себя в портфеле, задание предпочитают отметить прямо в учебнике.

Предикаты (предпочитаемые слова)

  • Визуалы – ясный, цветной,грязный, блестящий, яркий, темно, светло, красиво.
  • Аудиалы – звук, шум, крик, стук, слушать, кричать, громкий, тихий.
  • Кинестетики – холод, жара, ласка, чувствовать, шершавый, пушисты

Многое даст наблюдение за поведением детей на перемене.

  • Визуал: чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.
  • Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке".
  • Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.

Тест на определение ведущей системы восприятия мира

Выберите из данных ниже словосочетаний одно, которое, по вашему мнению, является наиболее подходящим, точным для Вас к данному понятию.

Плохая погода

  1. Завывание ветра, стук капель.(*)
  2. Зябко, ощущение сырости, влажный воздух.(-)
  3. Тусклое небо, серые тучи.(+)

Мёд

  1. Сладкий запах, липкие губы, тягучий.(-)
  2. Золотистая прозрачная жидкость.(+)
  3. Хлопок открывающейся банки, звон ложек, жужжание пчёл.(*)

Море

  1. Сине-зелёная вода, большие волны с белыми гребешками.(+)
  2. Тёплая солёная вода, горячий песок.(-)
  3. Шум прибоя, шелест волн, крики чаек.(*)

Яблоко

  1. Звонкий хруст укуса.(*)
  2. Круглый плод красного, желтого или зеленого цвета на высоком дереве.(+)
  3. Кисло-сладкий , сочный вкус, запах варенья.(-)

Снег

  1. Сверкающее, искрящееся на солнце белое покрывало.(+)
  2. Холодный, мягкий, пушистый.(-)
  3. Скрипит под ногами, потрескивание наста.(*)

Ключ к тесту: Если среди ответов больше тех, что обозначены знаком “+” - это визуалы, больше со знаком “*” - аудиалы, больше ответов со знаком “-“ - кинестетики.

Можно использовать тест для родителей “Методика определения основного канала восприятия” - из книги серии “Мир вашего ребенка” - “Психология детства – азбука для родителей” О.А.Кулягинова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008

Особенности обучаемости детей с разным типом восприятия

  • Визуалы – лучше воспринимают новый материал, когда он написан в книге, на доске, представлен схематически. Визуалы лучше справляются с письменными заданиями, а не с устными. Они лучше овладевают правилами правописания и меньше делают орфографических ошибок. Для осмысления и запоминания материала визуалу нужно чертить, штриховать, рисовать, записывать с доски то, что он там увидел. Визуал любит картинки и краски, а также видеть и составлять таблицы и схемы.
  • Аудиалы – лучше воспринимают информацию на слух, с большей охотой говорят и слушают, запоминая произношение слов и интонации, читают вслух, учат стихи и готовят пересказы. Предпочитают слушать информацию, записанную на магнитофон, нежели читать её про себя. Они лучше пишут изложения, диктанты. Но аудиалы и самые отвлекаемые на любой звук ученики.
  • Кинестетики – лучше усваивают материал, когда могут его исследовать через активные движения. Кинестетикам необходимы действия: что-то подчеркнуть, обвести, соединить, переставить, наклеить, вырезать и т.д. У них хорошо развита моторная память, и они легче усваивают новую информацию, записывая её за учителем или списывая из источника. Эти дети с удовольствием пишут на доске. Любят принимать участие в разыгрывании сценок по изученному материалу.

Знание таких особенностей учащихся дает учителю возможность не только лучше понимать внешние и внутренние реакции учеников, но и предлагать задания, рассчитанные на разные особенности и потребности. А это как путь к лучшему взаимопониманию, так и способ облегчить восприятие и освоение школьного предмета. Чтобы наладить эффективное взаимодействие, учителю необходимо учиться “присоединяться” поочередно к каждой группе учеников, т.е. один и тот же материал давать 3 раза, но на разных “сенсорных языках”. Учет сенсорных особенностей учеников позволяет учителю избежать многих трудностей при обучении, помогает заложить более прочную базу знаний, и, следовательно, значительно повысить эффективность деятельности педагога.

Примеры методов и приёмов личностного подхода в обучении младших школьников с учётом их доминирующего канала восприятия.” 

  • При изучении нового материала составляю опорные схемы при активном участии детей. Аудиалы, проговаривая правила, хорошо их запоминают. Схемы оформляю в разных цветах и на доске работаю мелом разного цвета. Это очень важно для визуалов. После того, как схема коллективно составлена, дети переписывают её в специальную тетрадь. Это помогает лучшему усвоению материала кинестетиками.
  • Объясняя новый материал, стараюсь говорить выразительно, важные моменты выделяю интонацией. Прошу повторить детей. Это важно для аудиалов. Прочитаем это правило в учебнике, разберём его. “Как поняли?” (Для визуалов)
  • Советую родителям детей-кинестетиков испробовать такую методику при изучении правил или стихов: проговаривать текст и одновременно наматывать нитки на клубок, а потом их разматывать. Или выполнять упражнение “Лежачяя восьмёрка”
  • При работе с орфограммами подчёркиваем их ручкой зелёного цвета.
  • Ежедневно провожу “Минутку орфографического проговаривания”. Читаем слова так, как они пишутся.
  • Детям-кинестетикам очень трудно сидеть без движения, поэтому я регулярно провожу физкультминутки.
  • Ребенок-визуал, как правило, немногословен. Поэтому развитию речи нужно уделить особое внимание, так же как и коммуникабельности. Если малыш шалит, самое эффективное замечание – жест, например, пригрозить пальцем или укоризненно покачать головой. Аудиал отреагирует на устное замечание, а расшалившегося кинестетика можно успокоить, положив ему руку на плечо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенность восприятия информации

Особенность восприятия информации у каждого ребенка индивидуальна. Следует учитывать это при проведении уроков. Разберемся с основными типами личностных характеристик в отношении "принятия" информации...

Особенности восприятия информации как способ повышения уровня обученности учащихся

Каждый знает, что мы воспринимаем мир с помощью органов чувств: мы видим картины, мы слышим звуки, мы ощущаем запахи и вкусы. В НЛП те пути, по которым мы получаем, храним и кодируем информацию извест...

Повышение эффективности образовательного процесса путём учёта особенностей восприятия информации

Возможности использования  различных заданий на уроках  с учётом особенностей восприятия информации  для повышения эффективности образовательного процесса и  познавательной активно...

Особенности развития зрительного восприятия у младших школьников с нарушениями зрения

В статье освещены основные направления работы по развитию зрительного восприятия учащихся классов "Охраны зрения"....

Мастер-класс "Активные формы и методы использования особенности восприятия информации младшими школьниками при работе с ценностными понятиями" или «ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ 4D»

Очень часто педагог сталкивается с ситуациями, что занятие хорошо продумано и простроено, но остается некоторое но…, которое не может четко подтвердить, что задуманное и реализованное во время проведе...

Доклад "Особенности восприятия информации обучающимися с ТНР"

  Тяжёлые нарушения речи по - разному, но обязательно, на­ходят своё отражение в психической деятельности человека, что проявляется в нарушении познавательной, эмоционально - волевой с...