Мастер-класс "Активные формы и методы использования особенности восприятия информации младшими школьниками при работе с ценностными понятиями" или «ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ 4D»
материал по теме
Очень часто педагог сталкивается с ситуациями, что занятие хорошо продумано и простроено, но остается некоторое но…, которое не может четко подтвердить, что задуманное и реализованное во время проведения воспитательных мероприятий все-таки было успешным. Самоанализ меня привел к убеждению, что необходимо обращать внимание на некоторые психологические особенности восприятия воспитанников, осознания и присвоения информации ребенком.
Когда мы проводим воспитательные мероприятия, в первую очередь обращаемся к органам чувств детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_ekimova_nv.doc | 160.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Областной конкурс специалистов образовательных организаций «Воспитать человека»
Екимова Наталья Валерьевна,
учитель начальных классов,
классный руководитель
МОУ «Каслинская СОШ №27»
Каслинского муниципального района
Мастер-класс
Активные формы и методы использования особенности восприятия информации младшими школьниками при работе с ценностными понятиями
«ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ 4D»
Цель: создание условий для профессионального развития педагога, овладение эффективными технологиями и активными методами воспитания в процессе опытно-экспериментальной работы
Задача:
- совместно с группой коллег отработать некоторые результативные методические приемы, формы учета особенностей восприятия информации о ценностных понятиях
Участники: 6 человек
Оборудование:
- 3 стола для коллег
- Стол для моего оборудования
- Магнитная доска, магниты
- Головной микрофон
- Коробка-сюрприз
- Кувшин с водой
- Для экспериментальной работы у каждого: 3 сосуда с водой (+, -, Я); акварельные краски, кисточка, 4 разные трубочки, иголка, груша (фрукт), непроливайка, салфетка.
- 6 оценочных карт, 6 фломастеров
- Для 1 группы (кинестетик): заготовки ладоней, клей, желтый круг, лист А4
- Для 2 группы (визуал): 9 цветных картинок формата А4
- Для 3 группы (аудиал): ноутбук, наушники, 3 музыкальные композиции
- Для 4 группы (дигитал): разные геометрические фигуры
- Для 5 группы (эксперты): лист с таблицей, ручки
Ход мастер-класса
Педагоги заняли места за столами.
Здравствуйте, уважаемое жюри и коллеги!
СЛАЙД 1
Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс «ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ 4D» или «Активные формы и методы использования особенности восприятия информации младшими школьниками при работе с ценностными понятиями»
Очень часто педагог сталкивается с ситуациями, что занятие хорошо продумано и простроено, но остается некоторое но…, которое не может четко подтвердить, что задуманное и реализованное во время проведения воспитательных мероприятий все-таки было успешным. Самоанализ меня привел к убеждению, что необходимо обращать внимание на некоторые психологические особенности восприятия воспитанников, осознания и присвоения информации ребенком.
Когда мы проводим воспитательные мероприятия, в первую очередь обращаемся к органам чувств детей. Слушает ли ребенок рассказ, смотрит ли на экран, проводит ли опыт вместе с нами, прежде всего в работу включаются его ощущения и восприятие, и только затем – запоминание, установление ассоциаций, осмысление и т.д.
СЛАЙД 2
Анализ педагогической литературы и собственный опыт помогли мне определить три основных постулата организации воспитательной деятельности. Это: «Лучше всего ребенок воспринимает то, в чем сам принимает участие как активный деятель», «Ребенка нужно удивить или побудить к действию, сон хорош только ночью», «Ребенок примет информацию, если она ему будет доступна для осознания и присвоения».
СЛАЙД 3
На уроках мы часто применяем технологию дифференциации обучения, которая базируется на четко простроенной психологической основе усвоения ребенком информации и совпадает с выведенными мною постулатами воспитательной деятельности. Я попыталась формы и приемы забываемой сегодня технологии перенести во внеурочную – воспитательную деятельность, а именно я захотела понять: «Будут ли они эффективны при осмыслении младшими школьниками ценностных понятий, которые мы, в обязательном порядке, все формируем у учащихся, будь то в курсах внеурочной деятельности или классных часах?»
ВЫЗОВ (3 минуты)
И так… Все в нашей деятельности начинается с момента, когда в класс входят дети. Для того, что бы быстро разделить ребят по способу восприятия и переработки информации, я использую следующий прием:
- Вот «коробка-сюрприз». Что в ней?
- Попробуем догадаться по звуку (издаю звук предметом).
- Может быть кому-то помогут руки или запах? (исследует предмет в коробке рукой, пытается определить по запаху).
СЛАЙД 4
- Проверим это с помощью формулы (на экране формула воды – Н2О).
- Убедимся с помощью зрения (достаю прозрачный кувшин с водой).
СЛАЙД 5
Вопрос группе:
- Какие органы чувств мы задействовали?
Для дополнения (запас): Если ребенок учится в начальной школе или в средних классах, выводы делаются в основном по наблюдениям. Если это подросток или взрослый, то ему можно предложить еще и специальный опросник (самодиагностика).
1) Самое простое: во время разговора следить за движением глаз. Ситуация: «Где ты проведешь каникулы?»:
2) Какое слово для тебя будет «главным»: красиво (визуал), удобно (кинестетик), гармонично (аудиал), функционально (дигитал)
3) Выбери свой текст детской песенки «В лесу родилась елочка»:
- В лесу я чую ёлочку
Растет на ощупь ель.
Зимой и летом чувствую,
Что есть у ёлки цель (кинестетик)
- В лесу я вижу елочку
Смотрю – она стоит.
Гляжу и вижу – стройная,
Зеленая блестит (визуал)
- В лесу мы слышим песенку –
То ёлочка поет.
Зимой и летом, громкая,
Со скрипом ель растет (аудиал)
- В лесу возникла елочка
В центральной полосе.
Функционально стройную
Ее ценили все (дигитал)
Информация в зал:
СЛАЙД 6
Мы увидели, что есть среди нас люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения, ВИЗУАЛЫ.
СЛАЙД 7
Тот, кто получил основную информацию через слух, АУДИАЛ.
СЛАЙД 8
Те, кто воспринимал информацию через другие ощущения (обоняние, осязание) и с помощью движений, КИНЕСТЕТИКИ.
СЛАЙД 9
А кому-то помогло логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, формулы, это ДИГИТАЛЫ. Эта категория людей встречается реже всего, а детям, в том числе школьникам, обычно вовсе не свойственна.
Таким образом, мы воспринимаем информацию по-разному, один способ восприятия является ведущим. Такие особенности психики проявляются уже в дошкольном возрасте и играют большую роль в налаживании контактов ребенка с окружающими. И мы, педагоги, должны их учитывать для успешности воспитания.
СЛАЙД 10
Сегодня научно доказано, что в России приблизительное распределение по типам восприятия информации такое:
АУДИАЛЫ – 5%
ВИЗУАЛЫ – 35%
КИНЕСТЕТИКИ – 35%
ДИГИТАЛЫ – 25%
Однако до сих пор в школах основным источником информации остается речь педагога. Следовательно, нужно вносить изменения в используемые нами формы и методы работы с детьми. Помочь нам может переход на использование активных форм и методов в воспитании, в том числе при работе с ценностными понятиями.
МОДЕЛИРОВАНИЕ (7 минут)
На экране ценностные понятия: жизнь, трудолюбие, здоровье, любовь к России, красота, креативность, родная земля…
СЛАЙД 11
Обращаясь к группе:
- Какое из понятий для младшего школьника окажется трудным для восприятия на ВАШ взгляд? (креативность)
- Наполним это понятие смыслом через весь спектр наших ощущений, постараемся увидеть четыре измерения одного понятия.
СЛАЙД 12
- КРЕАТИВНОСТЬ. Что вы можете сказать об этом понятии?
- Предлагаю открыть экспериментальную площадку (все необходимое на столах).
- Возьмите зеленую трубочку. Проявите свои креативные способности. Превратите ее в музыкальный инструмент (с помощью иглы, которая есть на столах, помощники делают флейту, свирель, пастуший рожок…)
- Послушаем, как он звучит. Какие природные звуки напоминает? (шум, моря, ветра, …) Какие чувства испытываете?
Следующий опыт.
-У вас на столах 3 сосуда: два с водой: «+» - источник положительных эмоций, «-» - источник отрицательных эмоций, и сосуд «Я» - наше сознание. С каким цветом ассоциируются у вас «+» и «-» эмоции (выбор карточки цветной и выставление перед сосудом). Окрасьте воду в сосудах краской.
Комментарий в зал:
Вода - источник жизни на Земле, а ЖИЗНЬ – одна из базовых национальных ценностей, которые лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников.
Обращаясь к группе:
- Возьмите розовую трубочку. Эта трубочка будет символизировать нашу душу – наша душа такая же глубокая, полая, способная что-то впитать в себя, сохранить или пропустить.
- представьте, что это медицинская пипетка, переместите часть «+» эмоций в собственное «Я».
- Получается? Что испытываете? Чувствуете?
- Но наша жизнь состоит не только из «+» эмоций, бывают не приятные ситуации – «-» эмоции. Поэтому иногда будем добавлять «ложку дегтя» в нашу жизнь, т.е. из «-» источника.
- Что происходит в сосуде с нашим «Я»? Вас устраивает этот цвет?
- Чтобы мы внутренне были удовлетворены, откуда будем черпать положительные эмоции? .(природа, семья, работа…) Добавьте все содержимое сосуда с «+» эмоциями, чтобы наш внутренний мир стал светлее.
Продолжим эксперимент.
- Возьмите еще одну трубочку.
- Можно ли проткнуть этой трубочкой грушу в самом широком ее месте? Не получается.
- Что происходит? (трубочка гнется…)
- Вот так же и мы, сталкиваясь с преградой, опускаем руки.
- Что происходит с душой? (Надлом, трещина, которые не позволяют двигаться вперед. Нам этого нельзя допустить).
- Мобилизируем все свои силы, выберем удобное место, возьмем самую маленькую трубочку, не будем забывать об эффекте «Пипетки» - укрепим трубочку, и повторим попытку еще раз. Получилось?
- Если поставить цель, можно ее достичь.
- Давайте сделаем вывод.
- Какие типы по восприятию информации работали? (визуалы – цвет, аудиалы – дули в трубочку, кинестетики – все делали руками).
- Подключим логическое мышление (дигиталов) и представим наше понятие в виде схемы:
СЛАЙД 13
-Что же такое креативность? (Творчество и оригинальность; целеустремленность, разные пути достижения цели; всегда «+» эмоции)
- Выполняя данные эксперименты, мы с Вами убедились, что человек лучше воспринимает, запоминает то, в чем сам принимает активное участие, что особенно важно для младшего школьника. Я подготовила задания, которые побудили Вас к действию, а где-то и удивили. Следовательно, наш вывод, что такое «Креативность», вы осознано усвоите.
Психологи определяют КРЕАТИВНОСТЬ как способность находить нестандартные, принципиально новые решения.
Креативность - творческие способности индивида - способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.
Креативность - творческая, созидательная, новаторская деятельность.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА (6 минут)
Проводя занятия по объяснению содержания понятий, я использую прием «ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ 4D». Всем известно, что для ребенка важен момент «озарения», открытия, которое он сделал сам, т.е. осознал значение и содержание некоторого понятия. Ставя перед собой вопрос: «Как объяснить ребенку понятие с учетом особенностей восприятия и переработки информации» я придумала следующее.
СЛАЙД 14
16 ноября отмечается Международный день толерантности и я, как и все преподаватели нашей школы, должна была провести классный час и сдать отчет. Самым сложным для меня было как детям 6 – 7 лет (первоклассники) объяснить, что такое толерантность….
Я предложила ребятам высказывание по теме:
СЛАЙД 15
«Толерантность – это искусство жить в мире людей и идей» А.Г. Асмолов
Попросила объяснить, как дети его понимают, вспомнить ситуации, когда они слышали это понятие в жизни. Далее я дала определение понятия «толерантность» по словарю и прокомментировала свое понимание тех примеров, которые предлагали дети.
А для закрепления я предложила ребятам работу в группах, где применила активные формы использования особенностей восприятия информации младшими школьниками
при работе с данным ценностным понятием.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ (от лат. tolerantia — терпимость) -качество, характеризующее
отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся
в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует
в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждениями т. п.).
Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его права на отличие.
Прошу Вас, уважаемые коллеги поработать в парах и индивидуально (у каждого инструкция):
№ группы | Кол-во человек | Особенности восприятия и переработки информации | Задание | Предполагаемый результат |
1 группа | 1 | кинестетик | «делают руками это понятие» или используя заготовки (декоративно-прикладное творчество) | |
2 группа | 1 | визуал | подбирают зрительный ряд (1 – 2 картинки) для раскрытия этого понятия | |
3 группа | 1 | аудиал | прослушивает (работа в наушниках) и выбирает музыкальный фрагмент для раскрытия этого понятия | Выбирает 1 из 3. Называет его, а все слушают. |
4 группа | 1 | дигитал | выбирает геометрическую фигуру, которая будет символизировать этого понятия | |
5 группа | 2 | эксперты | Определите «+» и «-» предложенных форм работы | Выбирают из предложенного списка, добавляют свои |
Во время работы группы:
СВЕРНУТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ, ВКЛЮЧИТЬ МУЛЬТФИЛЬМ
- Готовясь к классному часу, в Интернете я нашла мультфильм, который ребятам очень понравился. Предлагаю его вашему вниманию.
Комментарий для зала:
- Итогом предложенного занятия стали следующие ответы детей
СЛАЙД 16
Толерантность это…
- уважение и терпение к другому человеку, понимание непохожего на нас человека
- дружба, взаимопонимание между разными людьми, разными характерами
- признание индивидуальности каждого человека
- А что получилось у наших коллег? (Выступление коллег. Начать с кинестетика. Он дарит свою работу визуалам. Визуал дарит свою работу дигиталу. Дигитал вручает геометрическую фигуру аудиалу. Аудиал называет номер мелодии и дарит ее всему залу).
В любой деятельности есть «+» и «риски. Слово нашим эксперта, озвучьте положительные и отрицательные моменты, использования данных приемов.
(мои варианты, эксперты могут назвать свои)
Плюсы | Минусы (риски) |
Педагог может представить информацию детям, используя все каналы восприятия. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. | Педагог должен иметь определенную психологическую подготовку по этой теме или работать в постоянном контакте с психологом школы. |
Если родители и педагог знают, к какой категории относится ребенок, то им легче строить с ним отношения. | Между кинестетиками, аудиалами, визуалами и дигиталами могут возникнуть недоразумения, поскольку у каждого из них — свой взгляд на окружающий мир. |
Вывод: Данные формы и методы учета особенности восприятия информации младшими школьниками при работе с ценностными понятиями позволяют вести целенаправленную работу на достижение воспитательного результата, ведь уже в начальной школе закладывается основа нравственных норм, правил поведения, направляющих личность на выполнение необходимых «надо», сдерживание возникающих «хочу» и реализацию своих «могу».
РЕФЛЕКСИЯ (3 минуты)
Обращаясь к группе:
- Выполним рефлексию нашей работы.
СЛАЙД 17
- Покажите путь по оценочной карте (проведите стрелочки от суждения к суждению, которые покажут Ваше отношение к теме мастер-класса. Например: Любопытно – Трудно – Совершенству нет предела! – У нас все получится! Применяю – Совершенству нет предела! – Использую самостоятельно – Желаю успеха! Не применяю – Не мое – Трудно – Нужен совет – Желаю успехов!).
- Будет интересен результат каждого из вас.
Педагоги заполняют карту:
Вопрос в зал:
- В своей практике вы принимаете во внимание особенности восприятия и переработки информации?
- Давайте проголосуем. Кто об этом слышал, знает?
- А кто применяет в урочной или внеурочной работе? (таких гораздо меньше)
- Конечно, постоянно такую работу организовывать сложно, но нужно!
Обращение к группе:
- Что у вас получилось? (озвучивание «пути» по оценочной карте)
- Здесь собрались разные специалисты.
- Можете ли вы из своего опыта предложить оригинальные примеры объяснения какого-либо понятия.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (1 минута)
В зал:
Используя формы и приемы технологии дифференциации обучения, которые учитывают способы восприятия ребенком информации в воспитательной работе, я убедилась, что она эффективна при осмыслении младшими школьниками ценностных понятий и еще раз подтвердила, что «Лучше всего ребенок воспринимает то, в чем сам принимает участие как активный деятель», при этом «Ребенка нужно удивить или побудить к действию, сон хорош только ночью», тогда «Ребенок примет информацию, если она ему будет доступна для осознания и присвоения».
СЛАЙД 18
Еще Константин Дмитриевич Ушинский говорил (слова на экране):
«Если вы хотите, чтобы дитя усвоило что-нибудь прочно, то заставьте участвовать: зрение, голосовой орган, слух, мускульное чувство руки, …призовите к участию осязание, обоняние и вкус… При таком дружном содействии всех этапов в акте усвоения вы победите самую ленивую память».
Екимова Наталья Валерьевна МОУ «Каслинская СОШ №27»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование особенностей образного мышления младших школьников при формировании и совершенствовании орфографического навыка"
"Использование особенностей образного мышления младших школьников при формировании и совершенствовании орфографического навыка"...
КУРСОВАЯ РАБОТА Содержание, формы и методы трудового обучения и воспитания младших школьников
Содержание, формы и методы трудового обучения и воспитания младших школьников...
Особенности восприятия информации младшими школьниками
Материалы выступлений и тесты для определения способов восприятия информации...
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: в статье раскрывается сущность основных форм и методов формирования универсальных учебных действий младших школьников....
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье раскрываются остновные формы и методы формирования УУД у младших школьников....
Использование активных форм и методов для развития читательских интересов младших школьников при организации уроков литературного чтения.
Процесс работы над произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Для организации этого процесса использую различные...
Доклад на МО « Формы и методы формирования финансовой грамотности у младших школьников».
Формирование финансовой грамотности у младших школьников - это вопрос, который сейчас волнует современное общество. @font-face {font-family:"Cambria Math"; panose-1:2 4 5 3 5 4 6 3 2 4; ...