Статья "Здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС во внеурочной деятельности"
статья по зож на тему
Эффективность использования здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС можно проследить в возросшем уровне компетентности учащихся в вопросах здоровьесбережения, в развитии их физических навыков, двигательной активности и на общем состоянии здоровья детей, что выразилось в снижении простудных заболеваний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zst.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС
во внеурочной деятельности
Петрокеева Л. В.
учитель начальных классов
МБОУ СОШ№ 61
Обоснование актуальности проблемы.
Здоровье человека – актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с самого детства. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.
Почему так происходит? Видимо, дело в том, что родители, ошибочно считают, что для детей самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями, если он не умеет бороться с недугом? Также активно поднимается вопрос о том, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает физическому и психическому здоровью детей.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.
Но мы знаем, что «школьный фактор» – это самый значимый по силе воздействия и по продолжительности фактор, влияющий на здоровье детей. В настоящее время более раннее начало систематического обучения, значительная интенсификация учебного процесса, привели к увеличению учебной нагрузки на функциональные возможности организма детей.
За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9% до 12,3%,
с нервно-психическими расстройствами – с 5,6% до 16,4%,
с нарушениями осанки с 1,9% до 16,8%.
Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения. Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание её прогрессирования.
Таким образом, перед нами стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста.
Основная цель здоровьесберегающих технологий - сохранение и укрепление здоровья учащихся. Отсюда возникают основные задачи:
- создать детям условия для полноценной реализации их двигательных потребностей;
- формировать у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, способствовать осознанному выбору здорового стиля жизни;
- развивать основные физические качества младших школьников (силу, быстроту, ловкость, выносливость, равновесие и координацию движения), что обеспечивает их высокую физическую и умственную работоспособность;
- развивать коммуникативные навыки; стабилизировать эмоции, обогатить детей новыми ощущениями, представлениями, понятиями; развивать самостоятельность и творческую инициативность младших школьников, способствовать успешной социальной адаптации, умению организовать свой игровой досуг;
- воспитывать волевые качества, дисциплину, самоорганизацию, коллективизм, честность, скромность;
- формировать систему нравственных общечеловеческих ценностей.
Негативные тенденции в воспитании детей
- Широко распространились такие проявления нездоровой личности, как зависимость от вредных привычек,
- дезадаптация поведения,
- конфликтность,
- враждебность,
- неадекватное восприятие окружающего мира,
- пассивная жизненная позиция,
- уход от ответственности за себя,
- утрата веры в свои возможности,
- ослабление воли, эгоцентризм,
- пассивность,
Перечень критериев социального здоровья формирующейся личности
- потребность в безопасности, привязанности и любви (по А. Маслоу),
- бескорыстие,
- интерес к окружающему миру,
- адекватное восприятие социальной действительности,
- адаптация к физической и социальной среде,
- направленность на общественно полезное дело,
- умение взаимодействовать с представителями разных социальных групп (в том числе со взрослыми и сверстниками) и др.
Прежде всего мы должны знать что, здоровьесберегающие технологии – это совокупность приемов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу
Я выделила необходимые 4-ре требования которые должны выполняться:
- Учет индивидуальных особенностей ребенка.
- Привитие знаний ребенку в умении самостоятельно защищать себя от стрессов, обид, оскорблений, обучение средствам психологической защиты.
- Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной нагрузки.
- Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в коллективе.
Результат может быть достигнут только при правильной организации внеурочной деятельности, которая включает в себя:
- строгие дозированные физические нагрузки;
- использование методики чередования интенсивности и релаксации;
- использование принципа наглядности, постепенности, доступности нагрузки с учетом возрастных особенностей учащихся;
- учет физической подготовленности детей и развития физических качеств;
- построение занятия с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;
- соблюдение гигиенических требований;
- благоприятный эмоциональный настрой;
- создание комфортности.
Нельзя не учитывать и индивидуально-дифференцированный подход:
- работа в индивидуальном темпе
- использование источников информации
- возможность обратиться за помощью
- отсутствие страха неправильного выполнения
- положительная мотивация, сознательное отношение к внеурочной деятельности
- высказывание и аргументирование своего мнения.
При выполнении различных заданий необходимо учитывать и применять оздоровительные моменты, которые включают в себя 3 момента:
- Дыхательные упражнения.
- Сочетание нагрузки с восстановлением.
- Закаливающее влияние занятий на свежем воздухе.
С введением новых стандартов в нашей школе я веду спортивный кружок «Здоровье – это модно!»
Я применяю различные формы работы в рамках внеурочной деятельности такие как:
- Занятия в специальных помещениях;
- Занятия на свежем воздухе на специальной площадке;
- Беседы;
- Соревнования;
- Спортивные игры развивающего характера;
- Игры народов мира
Решаемые задачи:
- Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка,
- формирование физически здорового человека,
- формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья,
- развитие общей физической подготовки.
- организация активного сотворчества детей, их физического развития.
В качестве ожидаемых результатов внедрения «Здоровьесберегающих технологий в рамках реализации ФГОС» выступают следующие показатели:
- своевременное формирование двигательных умений и навыков и развитие основных физических качеств младших школьников (силы, быстроты, ловкости, выносливости, равновесия и координации движения), что обеспечивает их высокую физическую и умственную работоспособность;
- Формирование навыков самоорганизации культурного досуга;
- Но основным показателем результативности использования здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности является снижение заболеваемости учащихся.
Вывод. Можно отметить что, эффективность использования здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС можно проследить в возросшем уровне компетентности учащихся в вопросах здоровьесбережения, в развитии их физических навыков, двигательной активности и на общем состоянии здоровья детей, что выразилось в снижении простудных заболеваний.
«Я введу тебя в мир того, каким надо быть, чтобы быть Человеком-Умным, Красивым и Здоровым» (Эммануил Кант)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие в рамках реализации программы внеурочной деятельности «Школа здоровья»: «Наш друг Мойдодыр»
Внеклассное занятие в рамках реализации программы внеурочной деятельности «Школа здоровья»...
Тема: «Воспитание культуры поведения младших школьников в рамках реализации курса внеурочной деятельности.
Данный материал раскрывает понятие "культура поведения"....
Внеклассное занятие в рамках реализации программы внеурочной деятельности «Школа здоровья»: «Овощи - это здоровье, сила и красота»
Внеклассное занятие в рамках реализации программы внеурочной деятельности «Школа здоровья»...
Конкурсная работа "Развитие интереса к анимализму у младших школьников"(в рамках реализации программы внеурочной деятельности «Мы- твои друзья!»)
Презентации к конкурсной работе "Описание системы работы по формированию у учащихся интереса к различным видам искусства в рамках программы "Мы-твои лрузья!"...
Конкурсная работа "Развитие интереса к анимализму у младших школьников"(в рамках реализации программы внеурочной деятельности «Мы- твои друзья!»)
Описание системы работы по формированию у учащихся интереса к различным видам искусства в рамках программы "Мы-твои друзья"...
Формирование коммуникативных УУД в рамках реализации программы внеурочной деятельности в начальной школе. ФГОС НОО
Формирование и развитие ребёнка как личности ; наблюдения за современными школьниками; учебное взаимодействие; дидактические игры, развивающие коммуникативные УУД ....
Формирование инженерного мышления в рамках реализации программы внеурочной деятельности "Сто дорог - одна моя"
Статья для выступления на областном вебинаре "Современные подходы к образованию"...