Доклад "ФГОС и роль предмета "Иностранный язык" в формировании современных ценностных ориентаций на начальной ступени обучения"
статья по теме
Доклад "ФГОС и роль предмета "Иностранный язык" в формировании современных ценностных ориентаций на начальной ступени обучения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГОС и роль предмета «Иностранный язык» в формировании современных ценностных ориентаций на начальной ступени обучения
подготовила Терехова М.М.,
учитель английского языка
МБОУ – СОШ №1 г. Аркадака
Главной целью образования сегодня становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания.
Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому, впервые в истории образования необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают ее успешную учебную и внеучебную деятельность, формировать готовность к освоению требований основного и полного среднего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания. Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика.
Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребенка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека. Формируемые на данной ступени навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребенка, но и активное восприятие, и осмысление текущей повседневной жизни, получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений.
Программа обучения иностранным языкам в начальной шуоле построена на основе следующих принципов:
- гуманизации,
- культуросообразности,
- целостности,
- вариативности,
- индивидуализации,
- дифференциации,
- преемственности,
- системности,
- открытости,
- творческой активности личности.
В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные действия, как основа умения учиться.
Иностранный язык (английский)
В результате изучения иностранного языка на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека и поликультурного мира. Обучающиеся приобретут начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают личностный смысл овладения иностранным языком.
Знакомство с детским пластом культуры страны (стран) изучаемого языка не только заложит основы уважительного отношения к чужой (иной) культуре, но и будет способствовать более глубокому осознанию обучающимися особенностей культуры своего народа. Начальное общее иноязычное образование позволит сформировать у обучающихся способность в элементарной форме представлять на иностранном языке родную культуру в письменной и устной формах общения с зарубежными сверстниками, в том числе с использованием средств телекоммуникации.
Соизучение языков и культур, общепринятых человеческих и базовых национальных ценностей заложит основу для формирования гражданской идентичности, чувства патриотизма и гордости за свой народ, свой край, свою страну, поможет лучше осознать свою этническую и национальную принадлежность.
Процесс овладения иностранным языком на ступени начального общего образования внесёт свой вклад в формирование активной жизненной позиции обучающихся. Знакомство на уроках иностранного языка с доступными образцами зарубежного фольклора, выражение своего отношения к литературным героям, участие в ролевых играх будут способствовать становлению обучающихся как членов гражданского общества.
В результате изучения иностранного языка на ступени начального общего образования у обучающихся:
• сформируется элементарная иноязычная коммуникативная компетенция, т. е. способность и готовность общаться с носителями изучаемого иностранного языка в устной (говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо) формах общения с учётом речевых возможностей и потребностей младшего школьника; расширяется лингвистический кругозор; получается общее представление о строе изучаемого языка и его некоторых отличиях от родного языка;
• закладываются основы коммуникативной культуры, т. е. способность ставить и решать посильные коммуникативные задачи, адекватно использовать имеющиеся речевые и неречевые средства общения, соблюдать речевой этикет, быть вежливыми и доброжелательными речевыми партнёрами;
• формируются положительная мотивация и устойчивый учебно-познавательный интерес к предмету «Иностранный язык», а также необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что закладывает основу успешной учебной деятельности по овладению иностранным языком на следующей ступени образования.
1. Коммуникативные умения
Говорение
Выпускник учится:
• участвовать в элементарных диалогах (этикетном, диалоге-расспросе, диалоге-побуждении), соблюдая нормы речевого этикета, принятые в англоязычных странах;
• составлять небольшое описание предмета, картинки, персонажа;
• рассказывать о себе, своей семье, друге.
Выпускник получает возможность научиться:
• воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора;
• составлять краткую характеристику персонажа;
• кратко излагать содержание прочитанного текста.
Аудирование
Выпускник учится:
• понимать на слух речь учителя и одноклассников при непосредственном общении и вербально/невербально реагировать на услышанное;
• воспринимать на слух в аудиозаписи и понимать основное содержание небольших сообщений, рассказов, сказок, построенных в основном на знакомом языковом материале.
Выпускник получает возможность научиться:
• воспринимать на слух аудиотекст и полностью понимать содержащуюся в нём информацию;
• использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова.
Чтение
Выпускник учится:
• соотносить графический образ английского слова с его звуковым образом;
• читать вслух небольшой текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
• читать про себя и понимать содержание небольшого текста, построенного в основном на изученном языковом материале;
• читать про себя и находить необходимую информацию.
Выпускник получат возможность научиться:
• догадываться о значении незнакомых слов по контексту;
• не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста.
Письмо
Выпускник учится:
• выписывать из текста слова, словосочетания и предложения;
• писать поздравительную открытку к Новому году, Рождеству, дню рождения (с опорой на образец);
• писать по образцу краткое письмо зарубежному другу (с опорой на образец).
Выпускник получает возможность научиться:
• в письменной форме кратко отвечать на вопросы к тексту;
• составлять рассказ в письменной форме по плану/ключевым словам;
• заполнять простую анкету;
• правильно оформлять конверт, сервисные поля в системе электронной почты (адрес, тема сообщения).
Языковые средства и навыки оперирования ими
Графика, каллиграфия, орфография
Выпускник учится:
• воспроизводить графически и каллиграфически корректно все буквы английского алфавита (полупечатное написание букв, буквосочетаний, слов);
• пользоваться английским алфавитом, знать последовательность букв в нём;
• списывать текст;
• восстанавливать слово в соответствии с решаемой учебной задачей;
• отличать буквы от знаков транскрипции.
Выпускник получит возможность научиться:
• сравнивать и анализировать буквосочетания английского языка и их транскрипцию;
• группировать слова в соответствии с изученными правилами чтения;
• уточнять написание слова по словарю;
• использовать экранный перевод отдельных слов (с русского языка на иностранный язык и обратно).
Фонетическая сторона речи
Выпускник учится:
• различать на слух и адекватно произносить все звуки английского языка, соблюдая нормы произношения звуков;
• соблюдать правильное ударение в изолированном слове, фразе;
• различать коммуникативные типы предложений по интонации;
• корректно произносить предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей.
Выпускник получат возможность научиться:
• соблюдать интонацию перечисления;
• соблюдать правило отсутствия ударения на служебных словах (артиклях, союзах, предлогах);
• читать изучаемые слова по транскрипции.
Лексическая сторона речи
Выпускник учится:
• узнавать в письменном и устном тексте изученные лексические единицы, в том числе словосочетания, в пределах тематики на ступени начального общего образования;
• употреблять в процессе общения активную лексику в соответствии с коммуникативной задачей;
• восстанавливать текст в соответствии с решаемой учебной задачей.
Выпускник получат возможность научиться:
• узнавать простые словообразовательные элементы;
• опираться на языковую догадку в процессе чтения и аудирования (интернациональные и сложные слова).
Грамматическая сторона речи
Выпускник учится:
• распознавать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений;
• распознавать в тексте и употреблять в речи изученные части речи: существительные с определённым/неопределённым/нулевым артиклем, существительные в единственном и множественном числе; глагол-связку to be; глаголы в Present, Past, Future Simple; модальные глаголы can, may, must; личные, притяжательные и указательные местоимения; прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степени; количественные (до 100) и порядковые (до 30) числительные; наиболее употребительные предлоги для выражения временных и пространственных отношений.
Выпускник получит возможность научиться:
• узнавать сложносочинённые предложения с союзами and и but;
• использовать в речи безличные предложения (It’s cold. It’s 5 o’clock. It’s interesting), предложения с конструкцией there is/there are;
• оперировать в речи неопределёнными местоимениями some, any (некоторые случаи употребления: Can I have some tea? Is there any milk in the fridge? — No, there isn’t any);
• оперировать в речи наречиями времени (yesterday, tomorrow, never, usually, often, sometimes); наречиями степени (much, little, very);
• распознавать в тексте и дифференцировать слова по определённым признакам (существительные, прилагательные, модальные/смысловые глаголы).
При организации обучения иностранному языку на начальной ступени следует обязательно принимать во внимание:
- наличие программы обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста и её соотнесённость с программой обучения, развития и воспитания в начальной школе;
- учебную, учебно-методическую, техническую и информационно-техническую обеспеченность процесса обучения;
- профессиональную готовность учителя к самоактуализации и самореализации в процессе творческой педагогической деятельности на начальной ступени общего среднего образования;
- педагогическое сотворчество учителей начальной школы и учителей иностранного языка.
Вместе с тем внедрение раннего обучения иностранным языкам выявило и две существенные проблемы:
- незнание особенностей психолого-педагогического развития младших школьников и технологий раннего обучения иностранным языкам;
- дефицит педагогических кадров.
Также хотелось бы отметить еще несколько проблем, связанных не только с начальной школой, а именно:
- несоблюдение критериев численности учащихся, ведущее к определенным трудностям. Во многих общеобразовательных школах наблюдается ситуация, когда класс не делится на подгруппы (численность учащихся составляет не 25, а 24 и меньше человек), или класс разделен неравномерно на подгруппы, и учитель иностранного языка вынужден работать с учащимися разного уровня общеучебной, языковой и общекультурной подготовкой. Родители стараются определить своих детей в группу с изучением английского языка, считая, что владение именно английским языком является наиболее престижным. Поэтому в одной группе, например, 20 человек, а в другой – 5 (группа с французским или немецким уклоном). Все это создает определенные трудности в работе учителя.
И английский, и немецкий, и французский языки являются языками международного общения. И хотя английский язык лидирует в этом качестве, при условии, что школа может обеспечить изучение двух иностранных языков, не так уж и важно, чтобы он был первым иностранным языком.
В этих условиях важно сформировать и поддержать мотивацию учащихся к изучению иностранного языка на протяжении всех лет изучения этого предмета в школе.
Есть школы, в основном, это общеобразовательные, где учащиеся изучают только один иностранный язык (английский), поэтому нет разделения на группы по языкам. Это может быть связано с отсутствием квалифицированных кадров по тому или иному иностранному языку.
Несомненно, решать все эти проблемы предстоит учителю иностранного языка. Учителю-профессионалу, способному творчески подходить к поиску и решению порой нестандартных ситуаций.
Роль учителя в учебном процессе
Модернизация российского образования, и иноязычного образования в частности, предполагает появление нового поколения учителей, высококвалифицированных специалистов, свободно владеющих одним или несколькими иностранными языками, творческих педагогов-исследователей, восприимчивых ко всему новому, готовых к инновационной деятельности.
Основной целью обучения иностранному языку является формирование у учащихся коммуникативной компетенции. Поэтому коммуникативно – обучающая функция педагогической деятельности учителя иностранного языка является ведущей и определяющей содержание всех других функций. Для того чтобы успешно реализовать эту функцию, учителю необходимо создать ситуацию языкового погружения в среду с использованием аудио – и видеосредств, наглядных материалов, но при этом важнейшую роль играет иноязычная роль учителя на уроке. Она является источником английского языка для детей, способствует развитию у них речевых навыков (аудирования, говорения). Речь учителя несет в себе образцы речевых высказываний, связанных как с тематикой изучаемого материала, так и ситуациями классного обихода. Наиболее благоприятным вариантом освоения иностранного языка является обучение в естественном языковом окружении. Учебный процесс, как правило, происходит без постоянных непосредственных контактов с носителями языка. Поэтому эффективность обучения иностранному языку определяется степенью приближения учебного процесса к условиям управляемого овладения языком в естественной среде.
Для детей родной язык является жизненно необходимым инструментом — единственным средством общения. Поэтому проблемы мотивации освоения родного языка практически нет. Ребенок изучает родной язык, чтобы удовлетворить свои реальные сиюминутные потребности, а не для того, чтобы усвоить определённое количество новых слов.
В свою очередь, управляемый процесс овладения языком — это специально организованная деятельность по приобщению обучающихся к иностранным языкам. Это планомерный и систематический процесс, в ходе которого в результате взаимодействия учащегося и учителя осуществляется усвоение и воспроизведение новых знаний в речевом иноязычном, когнитивном и социокультурном опыте.
Таким образом, деятельностная сторона процесса — это взаимодействие участников процесса. И учитель должен организовать учебную деятельность так, чтобы обучающиеся могли приобрести максимум реального опыта, который позволит им быть равноправными участниками межкультурного взаимодействия с носителями изучаемого языка и представителями других культур.
Уровень знания иностранного языка у школьника должен определяться не только непосредственным контактом с учителем.
Для того чтобы научить иностранному языку как средству общения, нужно создать обстановку настоящего разговора, наладить связь иностранных языков с жизнью, активно использовать иностранный язык в естественных ситуациях. Это могут быть научные дискуссии на языке с привлечением иностранных специалистов, чтение отдельных курсов на иностранных языках, защита проектов, участие в конференциях. Необходимо развивать внеклассные формы общения: клубы, кружки, вечера, инсценировки, научные общества по интересам.
Максимальное развитие коммуникативных способностей — вот основная задача курса иностранного языка в школе. Языки должны изучаться в неразрывном единстве с миром и культурой народов, говорящих на этих языках. Научить людей общаться, научить создавать новые ценности, пользуясь иностранным языком как средством общения, а не просто понимать иностранную речь — это трудная задача. Ведь общение — это не просто вербальный процесс. Его эффективность, помимо знания языка, зависит от множества факторов: условий и культуры общения, правил этикета, знания мимики и жестов, наличия глубоких фоновых знаний…
Учителю иностранного языка должна быть присуща особенность, которая достаточно часто проявляется при обучении иностранному языку – умение быть одновременно и партнером, и учителем, направляющим речевое общение и исправляющим его недочеты. Это сложное педагогическое умение поддерживающего, заинтересованного управления общением с учениками.
Учитель иностранного языка должен быть компетентным. Именно такой педагог умеет гибко адаптировать технологии преподавания (воспитания) к возрастным особенностям обучающихся, уровню их подготовленности, их интересов, меняет выбор методов с учетом конкретных условий. В работе использует методы, побуждающие детей рассуждать. Профессионально необходимым качеством педагога является эмпатия, способность ощущать радость или боль ученика, понимать причины его переживаний, чувствовать, что происходит с ребенком и другими участниками образовательного процесса.
Литература
- Федеральный государственный стандарта НОО,
- Примерная программы начального общего образования
- Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Программа курса английского языка к УМК Английский язык / Enjoy English для 2 – 11 классов общеобраз. учрежд. – Обнинск: Титул, 2010. – 56 с.
- Бим И. Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам. - //ЯИШ, 2001, №4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/30/picture-34148-1572435107.jpg)
Использование современных информационных технологий на первой ступени обучения
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/13/picture-99688.jpg)
Формирование навыков исследовательской деятельности на начальной ступени обучения.
Статья посвещена формированию навыков исследовательской деятельности на начальной ступени обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/14/picture-327724-1455441601.jpg)
Классный час по формированию нравственно–ценностных ориентаций учащихся на тему "Дружба – это…"
Данная работа формирует у учащихся нравственно-ценностные ориентации на примере дружбы; через упражнения и тренинги развивает способности в коллективной деятельности, воспитывая качества, необхо...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/15/picture-99464-1402782473.jpg)
Роль классного руководителя в организации познавательной деятельности, обучающихся первой ступени обучения.
Роль классного руководителя в организации познавательной деятельности, обучающихся первой ступени обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/17/picture-878637-1484643280.jpg)
Формирование нравственных ценностных ориентаций учащихся
Нравственный человек - это человек, соблюдающий нормы общественного поведения, требования морали, человек, выработавший определенную систему ценностей, соответствующую общественной морали.Именно нравс...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/15/picture-99464-1402782473.jpg)
Презентация "Роль классного руководителя в организации познавательной деятельности, обучающихся первой ступени обучения"
Роль классного руководителя в организации познавательной деятельности, обучающихся первой ступени обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/08/picture-796482-1465380431.jpg)
Мониторинговое исследование "Формирование системы ценностных ориентаций младших школьников".
Младший школьный возраст, это время когда ребёнок осознаёт отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива, хороший ученик, начинает раз...