Педагогические условия, обеспечивающие раскрытие потенциала одаренного ребенка в образовательной среде.
статья по теме
В работе описываются методы, позволяющие раскрыть возможности талантливых детей в условиях школьного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedusloviya.docx | 16.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические условия, обеспечивающие раскрытие потенциала одаренного ребенка в образовательной среде.
Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший скачок в развитии их способностей.
Цель психолого-педагогического сопровождения: содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.
Школьное обучение играет особую роль в создании условий, ориентированных на особые возможности одаренных детей. Для создания таких условий необходимы: адекватное применение методов выявления этих особенностей при разных проявлениях одаренности, прослеживание их изменений в ходе возрастного развития в зависимости от условий воспитания и обучения, помощь одаренным учащимся в решении их проблем.
В начальной школе по итогам наблюдения учителей формируется небольшая группа школьников, которых можно отнести к категории "талантливые или одаренные дети". Психолого-педагогическое сопровождение таких детей предполагает составление индивидуального плана работы, т. е. индивидуальных программ развития. Программы составляются совместно всеми субъектами учебно-воспитательного процесса (учителя, администрация, родители, социальные педагоги и т. д.). При необходимости проводится углубленная психодиагностика отдельных школьников.
Для развития дивергентного мышления одаренных детей надо активно вовлекать в групповые занятия музыкой, ритмикой, сценическим искусством. Функционирование в школе кружков, психологических клубов, игр типа "Что, где, когда?", направление в центры внешкольной работы дает возможность талантливому ребенку воплощать разнообразные и необычные идеи, развивать специальные способности и ощущать при этом свою успешность. Для развития творческих способностей, интеллектуального потенциала наиболее практичными являются проблемные, исследовательские, поисковые, проективные методы. Важнейшее значение имеет вопросно-ответная система. Постановка вопроса — это импульс к нахождению оригинальных решений, необычных комбинаций, к побуждению поисковой активности.
Успешность функционирования процесса обучения одаренных детей зависит от индивидуального подхода к ним.
В гимназиях, лицеях, где обучается большее количество способных детей, применяются такие формы работы, как создание групп по интересам (ответственные педагоги отбирают детей со сходными интересами и способностями). Это проходит не только в рамках одного класса, но и в масштабе школы. Работа групп по интересам наиболее плодотворна, когда устанавливаются связи между содержанием их работы и другими видами работы школы. Полезно, когда деятельность групп по интересам является дополнением к школьной программе и способствует росту теоретических знаний учащихся.
В связи с этим важно быть готовым предоставить информацию о современных психолого-педагогических технологиях, предложить игры, упражнения, развивающие разные интеллектуальные процессы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические условия успешной адаптации одаренного ребенка в образовательной среде.
В данной работе раскрываются условия адаптации одаренного ребенка в образовательной среде....
«Создание благоприятной образовательной среды, способствующей раскрытию индивидуальных особенностей обучающихся, обеспечивающей возможности их самоопределения и самореализации и укрепление здоровья школьников».
«Воспитание – великое дело: им решается участь человека». Эти хорошо известные слова В. Г. Белинского не только не теряют своей актуальности, но и приобретают ...
"Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка в образовательном процессе начальной школы"
«На основе анализа литературных источников определить основные педагогические условия, обеспечивающие раскрытие потенциала одаренного ребенка в образовательной среде»....
Создание психолого – педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.
Создание психолого – педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению....
Доклад-презентация «Создание образовательной среды, обеспечивающей формирование ключевых компетентностей школьников и повышение качества обучения в условиях реализации ФГОС»
Доклад-презентация«Создание образовательной среды, обеспечивающей формирование ключевых компетентностей школьников и повышение качества обучения в условиях реализации...
Педагогические условия развития творческого потенциала детей
Педагогические условия развития воспитательного потенциала детей...
Психолого-педагогические условия преодоления трудностей обучения леворуких детей в образовательном учреждении
Данная статья содержит рекомендации родителям и учителям по оказанию помощи в преодолении трудностей обучения леворуких детей в ОУ....