Педагогические условия развития творческого потенциала детей
статья

Педагогические условия развития воспитательного потенциала детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа  № 404 Колпинского района Санкт-Петербурга

Педагогические условия развития

воспитательного потенциала детей

Яблунина О.В.

Педагог организатор ГБОУ школа

№404 Санкт - Петербурга

2020

«Развитие воспитательного потенциала

образовательного процесса»

Развитие воспитательного потенциала образовательного процесса и обеспечение условий эффективной реализации воспитания в образовательном учреждении является одной из ведущих задач реформирования структуры и содержания общего образования.

Необходимость мер направленных на усиление воспитательного потенциала системы общего образования обусловлена, с одной стороны, интенсивностью позитивных тенденций интеграции России в мировое сообщество, развития диалога культур, демократических процессов в различных сферах общественной жизни, что повышает социальный запрос на творческую, деятельную, развивающуюся личность; с другой стороны, - нарастанием негативных явлений в подростковой среде, вызванных усилением националистических, сектантских, криминальных, сексуальных, наркотических влияний на подростков.

Совершенствование структуры и содержания общего образования направлено на преодоление ряда деструктивных тенденций, в их числе: устранение школы от реализации воспитательных функций, организации воспитательного процесса во внеурочное время, свертывание деятельности органов детского самоуправления, детских общественных организаций в результате крайностей деидеологизации и деполизации школы, что привело к ценностной дезориентации учащихся, открыло доступ в подростковую среду националистических, религиозно-сектантских и других антигуманных идеалов, сужению педагогически организованного пространства социализации личности.

Организация работы, направленной на повышение воспитательного потенциала образовательного процесса соответствует приоритетам современной государственной политики в области образования, основу которой составляют, в соответствии с Программой развития воспитания в системе образования об “определении конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации: взаимодействие семьи и педагогического коллектива образовательного учреждения”.

Реформирование системы общего образования нацелено на формирование нового воспитательно-образовательного пространства, которое позволит обеспечить духовно-нравственного становление подрастающего поколения, его подготовку к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов, ценностей свободы, добра, справедливости, экологического благополучия, семьи, здоровья, Родины, образования, труда, творчества, красоты и других общечеловеческих ценностей.

Система мер, направленных на повышение воспитательного потенциала образовательного процесса разработана на основе представлений о том, что:

  • современная общеобразовательная школа остается ведущим институтом воспитания подрастающего поколения в российском обществе;
  • воспитательная функция является одной из основных социальных функций школы наряду с образованием:
  • воспитание представляет собой двусторонний процесс взаимодействия педагога и воспитанника, направленный на духовно-нравственное становление личности, ее ценностное самоопределение; стимулирование самовоспитания;
  • воспитательный процесс является одним из важнейших звеньев целостного педагогического процесса в образовательном учреждении наряду с учебным процессом;
  • содержание современных образовательных программ обладает значительным воспитательным потенциалом, реализация которого зависит от специальной, продуманной организации воспитывающей среды, содержания и форм взаимодействий детей и взрослых, как в рамках учебного процесса, так и во внеурочное время;
  • определяющее значение в разработке современного содержания, целей, методов воспитания имеет гуманистическая идеология, обуславливающая общую направленность воспитательной деятельности на гармоничное развитие личности достижение ею гармонии, как во внутреннем духовном мире, так и с окружающим социоприродным пространством, развитие способности применить всеобщий принцип творческой деятельности в собственной сфере труда.

В целях повышения воспитательного потенциала образовательного процесса необходимо:

  • При сохранении и развитии многообразия содержательного и методического аспектов воспитательной деятельности в образовательном учреждении формирование ценностно-идеологической общности участников образовательного процесса, основанной на гармоничном сочетании общечеловеческих ценностей и идей государственности, державности, народности, коллективизма, взаимопомощи, духовности, нравственности, характерных для российской культуры; преодоление декларативности общечеловеческих ценностей и обеспечение поэтапного освоения их детьми - от привития им любви к своей малой Родине - до формирования планетарного сознания, чувства ответственности за будущее страны, человечества, Земли.
  • Развитие демократических процессов, а системе образования, вариативности содержания воспитательных программ и моделей воспитательных систем, способствующего развитию интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер личности, отказа от жестких авторитарных схем, связанных с манипулированием учащимися и установкой лишь на запоминание готовых знаний. Создание нового образовательно-воспитательного пространства, обеспечивающего реализацию на практике принципа свободы, предоставление детям реальной возможности самостоятельного выбора форм е видов деятельности, сочетающееся с воспитанием у них чувства ответственности за результаты своей деятельности.
  • Наряду с реализацией личностно-ориентированного подхода к организации образовательного процесса, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания, расширение использования воспитательного потенциала детского коллектива как пространства социализации личности, развития коммуникативных способностей школьников, навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
  • Развитие детской самодеятельности, самоуправления, творчества, как в учебной, так и внеурочной деятельности, возрождение детских общественных организаций гуманистической ориентации, обеспечивающих школьникам возможность самореализации, развитие лидерских качеств, навыков самоорганизации и сотрудничества, формирование нравственной, гражданской позиции личности. Создание новых организационных форм учебной деятельности школьников, новых способов коммуникации участников образовательного процесса в целях расширения предоставляемых учащимся возможностей реализации собственной социально-нравственной позиции, выбора форм и видов учебной, творческой, практической социально и личностно значимой деятельности.
  • Реализация воспитательного потенциала содержания учебных программ, которая достигается при условии:
  • решения воспитательных задач в ходе каждого урока в единстве с задачами обучения и развития личности школьника;
  • целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего ученикам образцы подлинной нравственности, духовности, гражданственности, гуманизма;
  • использование дидактических технологий, обеспечивающих проявление школьником собственной нравственной, гражданской позиции, расширение его социального опыта в результате проигрывания различных социальных ролей в процессе обучения;
  • организации самостоятельной творческой исследовательской деятельности учащихся на уроке н соответствующего пространства реализации полученных .знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время.

Каждая из образовательных областей имеет свой специфический воспитательный потенциал.

Например, гуманитарное образование обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, развитии ее моральных качеств, формировании мировоззрения, гражданского сознания, коммуникативные способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры. В процессе формирования у школьников системы теоретико-литературных понятий, языковых и речевых умений и навыков, представлений об основах анализа литературных произведений, их родовой и жанровой специфике, историко-литературном процессе необходима реализация воспитательного потенциала содержания произведений национальной и мировой классики в формировании гуманистического мировоззрения школьников, готовности к межличностному и межкультурному диалогу, этической культуры, предоставление школьникам образцов нравственного поведения, духовной культуры личности, расширение позитивного социального опыта детей и подростков, в том числе во внеурочное время - в результате включения их в деятельность литературных объединений, дискуссионных клубов, творческих мастерских, журналистских студий и т.д.

В процессе усвоения школьниками основных понятий и терминов общественных наук, развития навыков работы с источниками, противоречивой исторической, социальной, географической информацией, знаний о человеке, основных этапах в истории человечества, истории России, обществе, географической среде, основных областях общественной жизни, необходимо обеспечение личностно-эмоционального осмысления школьниками опыта взаимодействия людей в настоящем и прошлом, формирование у них ценностей демократического общества, толерантности, гражданской позиции, патриотизма, а также в обеспечении социальной адаптации учащихся, их социальной мобильности в быстро меняющихся жизненных условиях на примере широкого спектра проигрываемых ими и процессе обучения социальных ролей, в том числе во внеурочное время - в результате включения детей и подростков в деятельность органов школьного самоуправления, проигрывания моделей социально-экономического взаимодействия людей, предоставления им опыта политических дискуссий, реализации собственной гражданской позиции, личного участия в социально значимой деятельности школьных историко-краеведческих объединений, школьных музеев национальной культуры, взаимодействия с общественными объединениями гуманистической направленности, социальными институтами, государственными учреждениями

Одной из ведущих идей модернизации естественнонаучного образования является усиление его общекультурного значения, что способствует повышению воспитательного потенциала содержания учебных программ. В процессе формирования у школьников физических, химических, биологических, географических и экологических знаний, освоения учащимися естественнонаучного метола познания необходим акцент на воспитании эмоционально-ценностного отношения к природе, чувства ответственности за развитие биосферы, экологическое благополучие планеты, развитие эстетического отношения к объектам природной среды, расширение опыта практической экологически значимой деятельности, в том числе во внеурочное время - в результате включения учащихся в работу школьных лесничеств, детских экологических центров, игровые экологически ориентированные программы детских общественных объединений и т.д.

Совершенствование технологий воспитания в соответствии с возрастными особенностями учащихся, задачами становления культурного человека, преемственности между различными ступенями образования и содержанием учебных программ; развитие игровых методик, технологий, обеспечивающих расширение позитивного социокультурного опыта школьников как основы, формирования у них готовности к жизненному самоопределению.

Подготовка педагогических кадров к организации воспитательного процесса, направленная на формирование у педагогов позиции воспитателя, внутренней психологической установки на решение воспитательных задач:

  • представлений о педагогическом профессионализме, связанных с воспитывающим влиянием собственной личности на социально-нравственное становление ученика;
  • знаний о сущности, содержании, критериях эффективности воспитательного процесса, методах воспитания и навыках практической реализации воспитательных технологий;
  • осуществление мониторинга воспитательного процесса, культурных ценностей разных групп детей и молодежи, влияния воспитательных воздействий на интеллектуальное, эмоционально-чувственное, деятельностное развитие личности, ее духовно-нравственное становление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические условия развития речевых навыков в начальной школе

Здесь представлена презентация, как итог четырехлетней экспериментальной работы по теме "Педагогические условия развития речевых навыков в начальной школе". Разработчик - Лобусова Н.Ю. ;куратор- Добри...

Педагогические условия развития познавательной активности младших школьников

Курсовую работу писала сама (опираясь на психолого-педагогическую литературу и интернет-ресурсы, для дочки, студентки 2 курса педагогического колледжа.Краткое содержание работы:  Введение………...

Психолого-педагогические условия развития одаренности младшего школьника в условиях современного начального образования.

Психолого-педагогические условия развития одаренности младшего школьника в условиях современного начального образования....

«Организационно-педагогические условия развития профессиональной компетентности педагога в условиях здоровьесберегающего пространства школы».

О целенаправленном и последовательном применении в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ПОТРЕБНОСТИ В ДОСТИЖЕНИИ УСПЕХА

Вопрос об образовании новых мотивов и развитии мотивационной сферы является одним из самых сложных и до конца не изученным. Централь­ный момент данной теории заключается в том, что мотив, из-за ко...

Педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики в условиях реализации ФГОС НОО

Педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики в условиях реализации ФГОС НОО. Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С н...