Из опыта работы "Современные технологии раскрытия потенциала личности младшего школьника".
статья по теме

Москвитина Татьяна Васильевна

овременные технологии раскрытия потенциала личности младшего школьника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_tekhnologii_raskrytiya_potentsiala.rar691.63 КБ

Предварительный просмотр:

Современные технологии раскрытия потенциала

личности младшего школьника.

Москвитина Т.В. учитель начальных классов МБОУ «НОШ№11».

   Известно, что какими бы значительными ни были задатки человека, они не развиваются сами по себе, вне обучения, в отрыве от деятельности этот процесс не существует. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам – 30-40%, а к 17 годам – 15-20%.

Как помочь ребенку раскрыться, проявить себя?   В своей работе я стараюсь использовать технологии, которые, по моему мнению, способствуют  раскрытию потенциала личности младшего школьника.

!  Игровые технологии.

Древняя китайская мудрость гласит: «Расти должны все цветы». И этот девиз как нельзя лучше подходит к теме использования игровых технологий.  Именно в игре ребенок младшего школьного возраста   естественно, без принуждения и назидания, по доброй воле стремится к самовыражению, самопознанию, самостоятельности.  

!Использовать игру можно на любом этапе урока. В начальных классах дети очень открытые, непосредственные,  легко вживаются в любую роль. Могут изобразить и слагаемое и сумму,   слог, буквы, слова. С удовольствием  помогают вымышленным героям.

Например: простое задание в 1 классе. Составьте предложение из слов.

сок Кира пили Кирилл и морковный .

Дети совершенно по-другому выполняют это задание, если сами превращаются в слове, которые перемещаются по классу, в поисках своего места.

В игре ребенок раскрыватся  как никогда и проявляет свои творческие способности.

!Проблемно-диалогическое обучение. 

 Поблемные  ситуации  возбуждают познавательный интерес и активность учащихся. Проблемное изложение, опираясь на созданную им проблемную ситуацию, способно удерживать внимание младших школьников от 5-7 минут в первом классе до 7-12 минут – во втором и до 20 минут – в четвертом классе.

!Урок русского языка.
Перенос слов (Побуждающий диалог) 

Соль,  Анна,  майка,  объявил,  ворона

Наблюдают, что новое слово на строке не помещается.

-Что же мне делать, ребята?

-Надо перенести.

Как перенести:

(Проблемная ситуация) Выдвигают  варианты:

Вор-она                 воро-на

Во-рона                 ворон-а

!Урок русского языка по теме  « Правописание жи, ши» (подводящий диалог)

 банты  ленты   столы                                  

  уши  ножи  ужи

 - Что заметили общего?

- В чем различие?

При использовании проблемного диалога  происходит и активное развитие психики, особенно логического мышления, речи и творческих способностей.

 

!Проектная деятельность 

Полноценная проектная деятельность, по мнению учёных, не соответствует возрастным возможностям младших школьников. 

 Маленькие дети способны выполнять только очень незамысловатые проекты и рассчитывать свою работу на день и даже только на несколько часов. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения. Он также должен уметь составлять план работы по проекту (на первых порах, конечно, при помощи учителя).

Для стимулирования творческой деятельности очень важно выставлять работы детей на показ зрителям. Это заинтересовывает ребёнка в своей работе, у него появляется гордость за неё и уверенность в своих силах.

!Учащиеся школы свои проекты представляли на  школьных и городских конкурсах и выставках.

  • Стенгазета «Экологическая сказка»
  • Поделки: «Подарки осени»
  • Альбом «Режим дня»
  • Книга Зимы
  • Стенгазета «Веселая Азбука»
  • Панно «Насекомые осенью»
  • Книга «Моя семья»
  • Акция «Кормушка»
  • Конкурс рисунков "Я и моя школа"
  • Выставка рисунков «Байкал- жемчужина России»

Проектная деятельность помогает ребенку в саморазвитии  и самореализации.

 «Человек рожден для мысли и действия»,- говорили древние мудрецы.  

! Технология продуктивного чтения

Всё более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Детям, так или иначе,  постоянно приходится работать с различными текстами.

 В этом учебном году я принимала участие в  работе сетевой межрегиональной проектной группы «Инструментарий мониторинга УУД «Работа с источником информации»  на базе МАУ Информационно-методический центр города Томск

В работе с текстом  не так уж важно читать много, гораздо важнее – качественно обрабатывать в своем сознании  прочитанное. 

Для оптимизации работы с текстами, совершенствования общеучебных умений, углубления понимания прочитанного и установления диалогового взаимодействия на уроке я применяю следующие приемы работы с текстом.

1. Прием «Оценка текста». (Какие слова выделены курсивом или жирным шрифтом? Как по-вашему, почему они выделены? Какое имя чаще всего встречается в данном параграфе? Какой раздел параграфа самый большой? Как по-вашему, почему? В каком разделе вы найдёте ответ на вопрос…?)

2. Прием «Отсроченная отгадка» - выборочное чтение с целью найти ответы на вопросы, поставленные учителем.

Ученики совершенно иначе относятся к самостоятельной работе с учебником на уроке, если необходимо не просто читать, а искать разгадку, ответ на сформулированную педагогом учебную задачу.  

  1. Прием «Придумай вопрос»   

Во время самостоятельной работы над текстом ученики получают задание составить вопросы. К примеру, задать вопросы, которые начинались бы со слов «Что…?», «Когда…?», «Где…», «Почему…» и т.д.

4. Выделение ключевых понятий при работе с текстом. Можно предложить учащимся ответить на следующий вопрос: Какие новые слова Вы узнали, работая с данным текстом? 

5.Прием «Использование таблицы»

  Создание таблиц – важнейший метод структурирования, полезный как на стадии осмысления, так и переработки материала.

6. Один из любимых детьми приемов «Создание рисунков».  Дети самостоятельно читают текст и рисуют рисунки.

7.Прием «Пометки на полях»

К формам такой разметки относятся: подчеркивания, выделение цветом, маркировка специальными значками и т.д.

? не понимаю

! это интересно

+ надо запомнить 

!Для раскрытия потенциала ребенка как никогда подходит идея сотрудничества. И лозунг: «Учение без принуждения».

    Отношения с учениками ориентированы на то, чтобы вовлечь их в творческую самостоятельную познавательную деятельность.

  Предлагаю задания на выбор, которые дети выполняют в классе и дома,  использую  карточки, систему заданий с разной степенью трудности.

     В своем выступлении я остановилась на урочной деятельности, хотя всем известно, что во  внеурочной деятельности    имеются огромные  возможности для раскрытия  потонциала ребенка.  Но только систематическая целенаправленная работа учителя может помочь ребенку раскрыть свой потециал.

!Результатом такой работы можно считать, то повышается мотивация к обучению, потребность в познании, творческой активности. Раскрывается творческий потенциал ребенка; расширяется  кругозор и интеллектуальное развитие обучающихся. Выявляются  способные  дети.

!Наши достижения:        

                                        2011-12 уч. год                   4 «А» класс

Всероссийский (мкждународный ) уровень

        Муниципальный уровень

 Количество участников

Призовые места

Количество участников

Призовые места

                                   Интеллектуальные конкурсы, олимпиады и др.

 24

1 место (2)

3 место (3)

 9

 

2 место (2)

 

Творческие конкурсы

38

1 место (1)

42

1 место (1)

2 место (2)

3 место (1)

 

                                        2012-13уч. год                   1 «А» класс

Всероссийский (мкждународный ) уровень

        Муниципальный уровень

 Количество участников

Призовые места

Количество участников

Призовые места

                                   Интеллектуальные конкурсы, олимпиады и др.

10

1место (2)

2 место (3)

1

 

 -

 

Творческие конкурсы

3

-

19

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проигрывание фольклорных произведений как средство развития нравственного потенциала личности младшего школьника

Проигрывание произведений фольклора оказывает большое воспитательное воздействие на личность ребенка, являясь одним из средств развития нравственного потенциала младшего школьника,т. к. понимание ситу...

Фольклор как средство развития творческого потенциала личности младшего школьника

В данной статье рассмотрены условия развития творческого потенциала личности младшего школьника. Применяемые в педагогике средства и методы, основывающиеся на фольклоре, в полной мере учитывают присущ...

Экологическое развитие личности младших школьников (из опыта работы)

В статье приводятся материалы из опыта роботы учителя начальных классов. Экологическое воспитание в современном обществе является едва ли не одной из важнейших задач учителя. Закладывается воспитание ...