РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ ЯЗЫКА НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
методическая разработка по логопедии (3 класс)

Ерышева Ольга Николаевна

Материал предназначен для учителей-логопедов начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met.obedinenie.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

                   ГКОУ «Дзержинский санаторный детский дом»

 

РАЗВИТИЕ  ТВОРЧЕСКОГО  ПОТЕНЦИАЛА  ЛИЧНОСТИ  МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ  В  ПРОЦЕССЕ  РАБОТЫ  НАД ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМИ  СРЕДСТВАМИ  ЯЗЫКА  НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ  ЗАНЯТИЯХ

     

                                                      учитель-логопед   Ерышева О.Н.

   

                                     2022 год, г.Дзержинск

     Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь. Любое речевое высказывание складывается из слов и их сочетаний, выстроенных в определенной последовательности в соответствии со смыслом.                                

  Чем богаче словарь человека, тем шире у него возможность выбора и более точного, более оригинального и выразительного оформления мысли, тем успешнее и выбор способов выражения смысла.

Семилетние дети приходят в школу со словарным запасом от 3 до 6 тысяч слов. Если у ребёнка не наблюдается нарушений речевого развития, то он в достаточной мере владеет грамматикой русского языка: правильно строит предложения, склоняет и спрягает слова, не владея грамматическими понятиями.  Именно в  школьный период как никогда нужна помощь педагога, чтобы обрести возможность для самореализации, для выражения своего «я». Решению этой задачи способствует развитие общих(интеллектуальных) и специальных(лингвистических) способностей учащихся.

 Стратегическим принципом развивающего обучения языку является принцип развития творческих лингвистических способностей. Этот принцип определяет повседневную методическую практику развивающего обучения: структуру уроков, систему развивающих задач и упражнений, выбор методов, приёмов и методических, технических средств. Творчеству, как и любому виду человеческой деятельности, присущи эмоциональные, интеллектуальные и волевые процессы. Но отличает творческую деятельность такие специфические черты, как воображение, интуиция, образность. Поэтому условия максимального проявления творческих способностей учащихся предполагают активизацию не только эмоциональной, волевой и интеллектуальной сферы, но и сферы воображения, интуиции, образного мышления.

Созданию творческой атмосферы на занятие помогают специальные педагогические приёмы. Важным условием творческой деятельности является чувство удивления, новизны, а также готовность нестандартного вопроса, нестандартного решения. В качестве творческого тренинга можно предложить детям такую задачу. Называются три слова: круглый, красный, кислый. За пять минут нужно придумать не менее пяти предметов и явлений, которым были бы свойственны все три определения. Или умение решить творческое задание: предлагаются любых три слова и нужно составить предложения, в каждом из которых обязательно будут употреблены все эти три слова. Подобные задания учат детей не бояться фантазировать. Такое образное восприятие очень важно для мышления. Именно оно помогает при чтении и понимании поэзии, литературных произведений, описаний исторических событий и т.д.  Не случайно мы говорим образной памяти или образном восприятии.

 Обогащению речи учеников может помочь использование таких художественных средств, как перифраза. Перифраза – описательное выражение, иносказание, стилистический приём, заключающийся в непрямом, описательном обозначении предметов и явлений действительности(преимущественно эмоционально-оценочного характера).Способность к перефразированию проявляется в том, что одну и ту же мысль можно выразить по-разному. Например: Переходя улицу, будьте особенно внимательны. Переход улицы требует от пешехода особой внимательности. И чем большее число перифраз он может использовать, тем выше степень его владения языком. Перифразы могут быть включены в любой этап программы: они углубляют знания по изучаемому материалу и являются уникальным средством выразительности, развивающим языковое чутье и речь учащихся. Например, можно дать такое задание по теме «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»: замените одним словом: рыжая плутовка(лиса), голубая дорога(река), белые мухи(снежинки), люди в белых халатах(врачи), зеленый друг(дерево). При изучении словарных слов тоже можно использовать перифразу. Задание: назовите одним словом – белые коробочки(хлопок), красный петух(пожар), румяное яблоко(снегирь), серая разбойница (ворона), синяя птица(мечта), златоглавая столица(Москва). При изучении темы»Одушевленные и неодушевленные предметы» - замените одним словом и запишите в два столбика одушевленные и неодушевленные предметы: голубой экран(телевизор), зелёная кладовая(лес), серый мурлыка(кот), серый трусишка(заяц), зелёный шум(ветер).

Например, задание при изучении темы «лексика. Синонимы. Антонимы». Найдите повторяющиеся слова в соседних предложениях. Подберите к ним синонимы. Придумайте к получившимся синонимам определения. Спишите, заменяя во втором предложении повторяющееся слово придуманным синонимом с определением.

 После дождя появилась радуга. Радуга перекинулась через реку. С интересом я наблюдал за работой муравьёв. Муравьи волокли к своему дому разные травинки, стебельки, хвоинки.

 Подобные задания расширяют знания детей о мире, учат работать со словарями, являются важным средством выразительности. Такие упражнения оживляют интерес к слову, развивают познавательные способности, мотивируют воспитанников на занятии. Обучение перифразе и перефразированию позволяет повысить уровень речевого развития учащихся, совершенствовать языковые навыки и активизировать творческий потенциал личности ребёнка.

 На занятиях предлагается система упражнений, направленная на совершенствование речи учащихся на основе изучения образных средств языка, в частности, перифразы.

Задание 1 «Добавь слова»

Цель: учить детей проявлять интерес к словесному творчеству, правильно и уместно употреблять слова в речи, активизировать словарный запас.

Инструкция: Сейчас я произнесу предложение: «Мама шьёт платье». Как вы думаете, что можно сказать о платье, какое оно(шелковое, летнее, легкое, оранжевое)? Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?» Добавь слова, характеризующие следующие предметы: собака, гром, сок.

 Девочка кормит собаку. На небе гремит гром. Мальчик пьёт сок.

Задание 2. «Составь фразу»

Цель: обучение детей составлению предложений, развитие творческих способностей учащихся.

Инструкция: Придумай предложения о забавном щенке, полной корзине, спелой ягоде, веселой песне, колючем кусте, лесном озере. Но данные словосочетания замени другими словами (перифразируй).

 Например. Веселый четвероногий лаял на прохожих.

Задание 3. «Что имеется в виду?

Цель: активизация и развитие творческого воображения, употребление в речи образных выражений.

Инструкция: Скажите, как вы понимаете эти выражения.

Железный топор – железный человек

Золотая стрела – золотые руки

Ядовитый укус – ядовитый взгляд

Острый нож – острое слово

Черствый хлеб – черствый человек

Добавьте ещё несколько подобных словосочетаний.

Задание 4. «Где начало рассказа?»

Цель: учить составлять связный рассказ по картинкам, повышать уровень языкового развития детей.

Инструкция: Установить последовательность событий по серии картинок.

«Посмотрите, все картинки связаны между собой. Но они перепутаны. Найдите, где начало, где конец истории и расскажите , о чём она».

Задание 5.(повышенной трудности). Замените выражения одним словом.

Цель: развитие мышления, языковой интуиции, обучение перифразе.

 Наши меньшие братья, зеленый друг, страна голубых озер, город на Неве, страна восходящего солнца  и т.д.

Задание 6.(повышенной трудности). Назовите профессии.

Цель: учить правильно и точно определять значение слов, употребленных в переносном значении.

Люди в белых халатах, добытчики черного золота, покорители горных вершин, работники прилавка.

Задание 7.(повышенной трудности). Замените фразеологические обороты одним словом.

Цель: активизации творческих способностей учащихся

 Переливать из пустого в порожнее, повесить нос, вопрос жизни и смерти, в час по чайной ложке, куры не клюют.

 Среди приемов, которые рекомендуются применять в целях наилучшего понимания учащимися перефразы, следует назвать такие, как нахождение в тексте ответов на вопросы логопеда, замена в тексте слов и словосочетаний своими примерами, творческий пересказ текста, воспитание любознательности, интереса к слову.