Проигрывание фольклорных произведений как средство развития нравственного потенциала личности младшего школьника
статья по теме
Проигрывание произведений фольклора оказывает большое воспитательное воздействие на личность ребенка, являясь одним из средств развития нравственного потенциала младшего школьника,т. к. понимание ситуаций художественного произведения детьми тесно с жизненным опытом ребенка. «Оживление» фольклорных произведений, вовлечение в действие переживания и воплощения образа, позволяет ребёнку воспринимать явление осознанно, раскрепощает его, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
st3_proigryvanie_folklornyh_proizvedeniy_kak_sredstvo.doc | 24.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проигрывание фольклорных произведений как средство
развития нравственного потенциала личности младшего школьника Новикова И. В.
Развивая и совершенствуя систему дел, в которых дети получают возможность упражняться в нравственных поступках, учитель сталкивается с проблемой взаимосвязи чтения и общего развития ребенка. З.Н.Романовская отмечает, что "никакая другая отрасль знания не в силах раскрыть столь ярко и образно внутренний мир человека в его динамике, как художественная литература" [3, с.14]. Нравственный урок, который маленький читатель извлекает из прочитанного, обогащает его только в том случае, если усваивается как нечто личное, пережитое самим собой, а не отстраненное нравоучение.
В первый год ребенок, осваивает правила жизни в школе и классе. Кажется, что у него нет никакого продвижения вперед. Ребенок накапливает в себе некоторый потенциал для того, чтобы в будущем решать практические жизненные ситуации. Он насыщает свою потребность в активном взаимодействии с миром,, он учится различать хорошие и плохие поступки, соотносить доброе и злое, правду и ложь, искренность и лесть, храбрость и трусость и т. д.
Любимыми изданиями, удовлетворяющими потребности детей в образном, эмоциональном слове, ясном и занимательном изображении явлений прошлого и настоящего становятся, прежде всего, произведения фольклорных жанров (сказки, сказания, былины и т. д.).Произведения фольклора формируют у читателей чувство любви к родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Их герои вызывают у младших школьников уважение к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти. При этом патриотические чувства сопряжены с уважением к другим народам.
Хотя с произведениями русского устного народного творчества: пословицами, поговорками, загадками первоклассники знакомятся на уроке литературного чтения, их необходимо использовать на других уроках и во внеурочное время. Например, на уроке математики, с помощью проблемного вопроса, сформулированного в форме пословицы, можно создать проблемную ситуацию. Когда ребенок спешит, учитель говорит: «Семь раз отмерь- один раз отрежь», а затем обращается ко всему классу с вопросом: «Ребята, а как вы понимаете значение данной пословицы? Только ли отрезая, нужно «семь раз отмерить»? А во взаимоотношениях между людьми?», предлагает вспомнить ситуации, когда человек спешит и принимает необдуманное решение, его последствия, назвать другие способы решения. Задания на уроках должны давать "пищу для ума", побуждать учеников к размышлению.
Нравственно воспитательная задача педагога состоит в том, чтобы помочь детям живее и полнее переживать нравственные настроения, чувства и поступки изображаемых лиц. «Если эти нравственно-эмоциональные состояния пережиты в воображении детей, то воспитательная цель уже достигнута даже в том случае, если бы после чтения не последовало никакой беседы на моральную тему» [1, с.139].
Изменения, происходящие в душе читателя после прочтения художественного произведения, названные Л.С.Выготским "моральным последствием искусства" обнаруживаются в некотором внутреннем прояснении душевного мира, в некотором изживании интимных конфликтов и, следовательно, в освобождении некоторых скованных и оттесненных сил, в частности, "сил морального поведения" [2, с.284].
Ребенок - маленький философ. Мир для него един. Первые годы обучения в школе – это период впитывания ребенком конкретных знаний о нравственных нормах и ценностях. Он знакомится с правилами и нормами поведения, учится сознательно принимать решения, обогащая и расширяя нравственный опыт. Поэтому так важно, чтобы учителя при обучении в начальной школе, особенно в первом классе, не делили обучение на уроках и воспитание во внеурочное время. Важно, чтобы на уроке труда он получал знания о пользе совместного труда, который невозможен без общения, а на уроке литературы знания о качествах человека. В этом смысле любой урок одинаково ценен.
Особенно интересными, образными и эмоциональными являются ситуации проигрывания произведений фольклора с последующим обсуждением. Учитель выбирает произведения, которые соответствуют ситуации взаимоотношений между детьми в классе. Например, он может выбрать сказку «Репка», если считает, что ученики в классе не понимают преимуществ коллективного преодоления трудностей, не отзывчивы к чужому горю, к просьбе о помощи.
Проигрывание фольклорных произведений способствует созданию условий для усвоения в процессе проигрывания новых способов взаимодействия со сверстниками в психологически благоприятной атмосфере класса, развитию у ребенка способности к успешному разрешению проблемных ситуаций и конфликтных ситуациях (умения увидеть, проанализировать, выделить новые способы и условия ее разрешения).
Задача педагога побуждать детей с помощью умело поставленных ситуаций размышлять над нравственной сутью поведенческого действия и подводить их к самостоятельным выводам, обобщениям и «самооткрытию» правил и норм человеческих отношений. Проигрывание ситуаций общения и поведения из произведений фольклора - это хорошая возможность раскрытия нравственного потенциала ребенка, воспитания нравственной направленности личности, возможность хотя бы ненадолго стать героем, проиграть ситуацию с позиций разных персонажей. Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к малой Родине, освоение знаний об истории и культуре, формирование ценностных ориентаций, овладение нравственной, социальной культурой в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, этнонациональными традициями населения. Способствует самопознанию, самовыражению личности, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций.
Проигрывание художественных произведений младшими школьниками базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:
- снятие, по возможности, всех стрессообразуюших факторов;
- раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;
- внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперед («У тебя обязательно получится»).
Таким образом, ситуация проигрывание произведений фольклора оказывает большое воспитательное воздействие на личность ребенка, являясь одним из средств развития нравственного потенциала младшего школьника,т. к. понимание ситуаций художественного произведения детьми тесно с жизненным опытом ребенка. «Оживление» фольклорных произведений, вовлечение в действие переживания и воплощения образа, позволяет ребёнку воспринимать явление, более осознано, раскрепощает его, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности.
- Литература:
1.Балатон, Ц.П. Воспитательное чтение. Беседы по методике начального обучения/ Ц. П Балатон, В.Д.Балатон. – М., 1913.
2.Выготский,Л.С. Педагогическая психология/Под редакцией В.В. Давыдова. – М.,1991
3.Романовская, З.И. Чтение и развитие младших школьников/ З. И. Романовская. – М., 1982.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фольклор как средство развития творческого потенциала личности младшего школьника
В данной статье рассмотрены условия развития творческого потенциала личности младшего школьника. Применяемые в педагогике средства и методы, основывающиеся на фольклоре, в полной мере учитывают присущ...
«Учебно-воспитательный процесс как средство воспитания нравственных качеств личности младших школьников»
Возможности учебно-воспитательного процесса как средства воспитания нравственных качеств личности младших школьников....
Анализ художественных произведений как средство формирования нравственных качеств личности младших школьников на уроках литературного чтения.
Литературное чтение. Школа России. 1 класс, 2 часть....
Развитие нравственных качеств личности младших школьников посредством изучения произведений Валентины Осеевой
Творчество советской писательницы Валентины Александровны Осеевой проникнуто огромным желанием научить детей различать добро и зло в своем сердце, давать верную оценку своим поступкам. Каждый из её ко...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ ЯЗЫКА НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Материал предназначен для учителей-логопедов начальной школы....
«Развитие творческого потенциала личности младшего школьника через организацию внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС»
Выступление на методическом объединение учителей начальных классов...
«Развитие творческого потенциала личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС» (из опыта работы учителей начальных классов МБОУ ВСОШ №9 им. В.И. Сагайды))
В настоящее время появилась прекрасная возможность для развития творческих способностей учащихся. Это введение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Образова...