Доклад на педсовет "Актуальные проблемы при работе с одарёнными детьми в сельской школе"
статья на тему
Сейчас очень много вопросов по теме "Одарённые дети", мой доклад немного об этом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_pedsovet_no1.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ "Приморская средняя общеобразовательная школа."
Автор: Могучая Наталья Николаевна, учитель начальных классов.
Актуальные проблемы учителя при работе с одаренными детьми в сельской школе.
Цели:
1. Раскрыть суть понятия «одарённость», рассмотреть её особенности.
2. Привлечь внимание коллектива к современным технологиям, способствующим развитию детской одарённости.
Работа с одаренными детьми – приоритетная государственная и общественная задача. В статье затрагиваются актуальные проблемы воспитания одаренных детей. Без тесной связи развития одаренности с подлинной, общечеловеческой культурой настоящая самореализация одаренного человека невозможна. Основная проблема работы с одаренными детьми на сегодня состоит как раз в том, что за важными и серьезными задачами развития интеллекта, саморегуляции, отдельных мотиваций напрочь потерялась главная задача – влияние на цели и ценности одаренного ребенка, его отношения к себе и к людям, на его поиски жизненных смыслов.
Каждое образовательное учреждение, в том числе и наша Приморская школа, активно работают в этом направлении, об этом говорят многочисленные победы в конкурсах различных уровней – от муниципального до Всероссийского. Но также все мы сталкиваемся с рядом проблем в работе с одарёнными учащимися. Особенно остро они стоят в сельской школе в силу специфики организации в ней образовательного и воспитательного процессов. Об этих проблемах и хотелось бы сегодня поговорить. Но вначале немного терминологии:
ОДАРЕННОСТЬ - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.). Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны с чрезвычайными возможностями детских лет жизни. Нужно иметь в виду, что в ранние дошкольные годы стремительное умственное развитие происходит у всех детей, оказывая решающий вклад детских лет в становление интеллекта.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности и социальной среды. При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Об одарённости, наверное, написано всё или почти всё. Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества, а для сельской школы особенно. Почему? Попробую порассуждать. Массовая школа обычно сталкивается с различного рода проблемами в работе с одаренными детьми. Наша школа не исключение. Сегодня к школе предъявляются высокие требования. Что значит для общества и родителей «хорошая школа»? Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы. В школе должны быть свои традиции. В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования. Когда речь заходит о детях, то просто не хочется вешать на них ярлык одаренности или "не одарённости". У каждого свой особенный дар, огромный потенциал, удивительная сила, которая заставляет их, расти и развиваться. Если всё же настаивать на так называемом термине "одарённые дети", то среди них есть те, кто достаточно рано обнаруживает свои яркие способности, и те, кто может проявить их довольно поздно в течение жизни, такие способности могут оказаться скрытыми (или незамеченными) в детстве и проявиться гораздо позже. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков и познавательных способностей.
Педагогическая система при работе с этими детьми строится на четырех базовых идеях:
- на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;
- на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;
- на приоритете внутренней свободы перед внешней как свободы, необходимой для творческого саморазвития;
- на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики «самости», изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.
Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную и многоаспектную проблему. Широкое распространение получили всевозможные тесты, направленные на выявление одаренности. В настоящее время в психологической литературе представлены два основных взгляда на процесс установления одаренности. Один из них основан на системе единой оценки. Например, ребенок считается одаренным, если он набрал количество баллов по шкале Станфорд-Бине, превышающее некоторое пороговое значение. В разных источниках указываются различные значения этого порогового показателя для отнесения ребенка к группе одаренных. Другой подход основан на комплексной оценке, включающей множество оценочных процедур (тестирование, опрос учителей и родителей и т.д.). Однако и комплексный подход не избавляет полностью от ошибок. Печальна судьба тех детей, которые были отнесены по результатам обследования к числу одаренных, но затем никак не подтвердили этой оценки.
Однако даже при весьма квалифицированном использовании и лучшие тесты не застраховывают от ошибок. Кроме того, необходимо учитывать, что ни один из существующих тестов не охватывает всех видов одаренности.
Одним из хороших методов является наблюдение. При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить о его одаренности, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему. То есть, нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений.
Преимущество наблюдения и в том, что оно может происходить в естественных условиях, когда наблюдателю может открыться немало тонкостей. Существует естественный эксперимент, когда, например, на уроке или на занятиях кружка организуется нужная для исследования обстановка, которая является для ребенка совершенно привычной и когда он может и не знать, что за ним специально наблюдают. Применяют и так называемое включенное наблюдение, когда сам наблюдатель является участником происходящего. Некоторые современные исследователи охотно разрабатывают такие формы эксперимента, в которых важная роль отводится наблюдениям.
Какого же ребёнка считать одарённым? Вообще существует две крайние точки зрения:
1 Все дети являются одарёнными.
2. Одарённые дети встречаются крайне редко.
- Каково ваше мнение по этому вопросу? (обсуждение)
В настоящее время одарёнными принято считать:
- детей с интеллектом выше среднего;
- детей с высоким уровнем творческих способностей;
- детей, достигших успехов в некоторых областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты);
- детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).
Задачи, стоящие перед коллективом:
- Своевременное выявление одарённых детей;
- Использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
- Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в разных видах деятельности;
- Организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности;
- Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.
В нашей школе уделяется должное внимание работе с одарёнными и детьми. Всевозможные формы и виды деятельности позволяют поддерживать и развивать их способности и таланты. Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы осуществляться на основе принципов дифференциации: на старшей ступени для ребят организована школы "Дар" с 2012-2013 года, одарённые дети 10-11 классов углубленно изучают математику, русский язык и обществознание. С 2011 года в 1 классе разработана программа внеурочной деятельности, где ученики и их родители выбирают кружок той направленности, где ребёнок может проявить себя, развить свои способности. Работают кружки проектной деятельности, нравственно-эстетического направления, физического развития детей.
Ежегодно ученики нашей школы принимают участие в олимпиадах, очных и заочных конкурсах, конференциях. Всё это вносит неоценимый вклад в работу с одарёнными детьми.
Большое значение для развития способностей детей имеет исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время. Для развития творческих способностей, воспитания здорового образа жизни в школе действуют кружки и секции.
Работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога.
Принципы педагогической деятельности учителя в работе с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Учитель должен быть:
увлечен своим делом;
способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
профессионально грамотным;
интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
проводником передовых педагогических технологий;
психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
знатоком во всех областях человеческой жизни.
Формы работы с одаренными учащимися
творческие мастерские;
групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
факультативы;
кружки по интересам;
занятия исследовательской деятельностью;
НОУ
конкурсы;
интеллектуальные марафоны;
научно-практические конференции;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам;
Система дополнительного образования
Используется для мотивации учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности. Она направлена на создание условий для развития личности каждого учащегося.
Работа с родителями.
Большое внимание педагоги уделяют работе с родителями. Опыт показывает, что развитию одаренности мотивированных учащихся способствуют высокие познавательные интересы родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные «хобби». В общении с ребенком они всегда выходят за круг бытовых проблем, в их общении очень рано представлена так называемая совместная познавательная деятельность — общие игры, совместная работа на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем. Часто родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения. Отношение к школьному обучению у родителей этих детей никогда не принимает самодовлеющего характера. Содержательная сторона развития ребенка для них всегда более приоритетна, чем отметки сами по себе. В этих семьях между родителями и детьми отмечается значительно меньшая дистанция, сам факт сокращения которой может носить не только явно позитивные, но подчас и негативные черты.
Работа с родителями в данном направлении включает:
- Проведение тематических родительских собраний «Роль семьи в формировании личности одаренного ребенка», «Домашний эксперимент: «Какая у нас семья?», «Одаренный ребенок. Какой он?», «Развитие творческого потенциала младших школьников». и т.п.);
- Групповые консультации для родителей «Современная семья: трудности и надежды», «Воспитательный потенциал семьи», «Одаренный ребенок в семье и в школе» и др.; консультации по запросам родителей. Индивидуальные встречи с родителями, открытые уроки и внеклассные мероприятия ;
- Проведение совместной с родителями начальной школы школьной научно-практической конференции по теме: «Создание условий для развития творческих способностей ребенка в семье».
Практика показала, что можно получить хороший результат, если будет тесное сотрудничество учителя и родителей.
Результаты участия обучающихся в мероприятиях различного вида фиксируются в личных портфолио детей с 1 по 4 класс. Портфолио передается в среднее звено, где ученик продолжает его пополнять. Мы поощряем детей грамотами и дипломами, благодарностями. Награждение проходит торжественно на общей линейке учащихся начальной школы, что является особо значимым для наших детей. Награды также собираются в портфолио.
В завершении своего доклада, я бы хотела выделить следующее:
Успех приходит к тому, кто непрерывно работает над собой, когда рядом те, кто верит, надеется, помогает, кто сам стремится к успеху… - вот главный принцип работы с одаренными учащимися. Давайте будем помнить об этом, коллеги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе
Программа "Модель работы с одаренными детьми начальной школы"...
Статья по теме "Исследовательская работа с одарёнными детьми в начальной школе"
Хотелось бы поделиться с вами опытом работы с одарёнными детьми нашей школы. В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нест...
Доклад на тему "Работа с одарёнными детьми в начальной школе"
Основные направления деятельности в работе с ОД...
Педагогическая статья «Работа с одаренными детьми в сельской школе в условиях модернизации российской системы образования»
Педагогическая статья «Работа с одаренными детьми в сельской школе в условиях модернизации российской системы образования»...
Доклад «Дифференцированный подход в работе с одарёнными детьми в начальной школе»
Межрегиональная научно-практическая конференция...
Доклад по теме самообразования: «Особенности работы с одарёнными детьми: выявление, поддержка и создание условий для развития в начальной школе»
В современном российском обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цел...
Доклад на тему «Проектная деятельность – качественный показатель организации работы с одарёнными детьми в начальной школе»
В настоящее время все большую популярность приобретают приемы и методы, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делат...
Комментарии
Одарённые дети
Думаю, кому -нибудь пригодится.