Педагогическая статья «Работа с одаренными детьми в сельской школе в условиях модернизации российской системы образования»
статья на тему
Педагогическая статья «Работа с одаренными детьми в сельской школе в условиях модернизации российской системы образования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sechko.docx | 143.25 КБ |
Предварительный просмотр:
«Таланты редки – их надо беречь и сохранять:
в них настоящая, живая сила нации».
В. Вернадский
Педагогическая статья
«Работа с одаренными детьми
в сельской школе
в условиях модернизации российской системы образования»
Сечко О. М., учитель начальных классов
С. Мыс Каменный, 2018
Работа с одаренными детьми в сельской школе
в условиях модернизации российской системы образования
Переход в век наукоемких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала страны. Поэтому одним из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной Президентом РФ, является развитие системы выявления и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.
Актуальность: появление одаренных детей ставит и перед обществом, и перед их родителями, и перед самими детьми серьезные проблемы. Встает острейшая необходимость сохранения этих детей. Одарённые дети обладают многими потребностями, которые стандартная образовательная система не в состоянии удовлетворить.
Цель: поделиться опытом работы с одаренными детьми в сельской школе в условиях модернизации российской системы образования.
Задачи: изучить опыт работы с одаренными детьми в разных странах, выявить признаки одаренности, обобщить собственный опыт работы.
Изучив материалы по теме статьи можно сделать вывод о том, что многие европейские страны и США уже полвека заняты тем, что выявляют потенциальных гениев и бережно ведут их потом во взрослую жизнь. Программы обязательной диагностики всех детей на признаки гениальности существуют в 47 государствах. Интеллект, творческие способности - главное национальное богатство. Это давно поняли японцы, которые дорожат своими одаренными детьми и не жалеют средств на их обучение и развитие. В Израиле существует эффективная система обучения одаренных детей, и она является государственным секретом. В США создана действенная система поощрения и развития одаренности.
А как же обстоят дела в России по работе в этом направлении? В советское время функционировала достаточно эффективная система выявления, отбора и обучения особо одаренных детей: они проходили социализацию в специальных учебно-воспитательных учреждениях под руководством высококвалифицированных профессиональных преподавателей. Среди них можно назвать физико-математические школы-интернаты при МГУ, МИФИ, Физтехе, Бауманском училище; специализированные музыкальные, художественные школы, разнообразные секции при спортивных клубах. Творческие способности дети могли обнаруживать и развивать в различных бесплатных кружках при домах и дворцах пионеров, домах культуры, круглогодичных пионерских лагерях и учреждениях дополнительного образования.
Годы кризиса в России негативно отразились на интеллектуальном уровне образования. Долгое время работа, направленная на поиск и развитие одаренных детей, носила бессистемный характер.
Модернизация российской системы образования, сопровождающаяся переходом на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, на гуманистические, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности. Стали появляться образовательные учреждения, учебные и социальные программы, общественные организации, целью которых стало выявление, обучение и развитие одаренных детей. Современная общеобразовательная школа имеет в наличии огромный диапазон интеллектуальных и других способностей школьников.
Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но, так же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства. И подобно тому, как ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способны превратить этот природный дар в выдающийся талант.
Что же такое одаренность в современном понимании? Концепций одаренности, созданных современными учеными очень много. Наиболее популярной и принимаемой большинством современных специалистов является концепция человеческого потенциала американского психолога Джозефа Рензулли. (рис. 1). Согласно его учению, одаренность представляет
собой сочетание трех характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), творческости, настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).
Итак, одаренность - это не только интеллект, не только творческость и не только определенная мотивация. Это комплекс, включающий все три характеристики.
При работе с одаренными детьми постоянно возникают педагогические и психологические трудности. К сожалению, педагоги не всегда могут распознать способности одаренных учеников и не умеют стимулировать их развитие, оказывать квалифицированную помощь родителям одаренных детей. А одаренность – это не только великое благо, но и большая ответственность. Она сама по себе очень ценна, чтобы ее не заметить. Педагоги и родители могут обнаружить проявление одаренности при помощи элементарного наблюдения. Перечислим основные признаки одаренности ребенка: способность мыслить нешаблонно, желание познавать, активная жизненная позиция, склонность к уединению, любовь к чтению, стремление к самовыражению, способность часами заниматься, наличие любимого дела.
Способности имеют удивительное свойство - развиваться. Чем младше ребенок, тем больше шансов что-либо изменить, поправить, усилить, усовершенствовать. Каждый из одаренных детей требует индивидуального подхода. К сожалению, многие одаренные дети не показывают высоких достижений из-за отсутствия интенсивной и постоянной педагогической поддержки. Обычная общеобразовательная школа не приспособлена для тех, кто значительно отличается от среднего уровня в сторону больших способностей. Типовую систему обучения сложно перестроить, так же, как и изменить отношение учителей к нестандартным детям. Вместе с тем, даже в обычной школе, где одаренным детям уделяется особое внимание, эффект может распространиться и на весь ученический коллектив, что в целом положительно сказывается на результатах работы системы образования.
В нашей школе успешно ведется комплексная работа по выявлению одаренности учащихся и непосредственная работа с ними, которая дает положительные результаты. У меня уже достаточно большой педагогический стаж - 24 года. За это время мне довелось работать с большим количеством детей с разным уровнем интеллектуальных способностей. Были среди них и одаренные учащиеся. На своем опыте убедилась, что здесь уже недостаточно высокой предметной подготовки. Кроме традиционных образовательных технологий необходимо активно применять развивающие технологии, ориентированные на развитие способности учащегося быть субъектом образовательной деятельности.
В первую очередь я предъявляю высокие требования к своей профессиональной и личностной подготовке, нахожусь в постоянном поиске новых методов и приемов работы с такими детьми. С этой целью изучаю новинки в педагогической литературе, участвую в различных вебинарах, онлайн-конференциях, прохожу курсы повышения квалификации. Все это помогает мне изменить мое педагогическое сознание, основным принципом которого стало «принятие другого». Согласно этому принципу я изначально принимаю ученика как индивидуальность, имеющую право быть личностью со своими уже сложившимися особенностями. Стараюсь акцент делать не на то, что изучать, а на то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и сохранять последовательность действий, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научится применять свои открытия на практике. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предположения, глубоко вникать в сущность проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.
Сегодня на первое место при решении проблемы по организации работы с одаренными детьми, по самообразованию ученика выходят компьютерные технологии. Компьютерные технологии способствуют индивидуализации и дифференциации обучения. А главное, используя информационные технологии, появляется возможность развивать способности и навыки обучения и самообучения. Одной из продуктивных интерактивных технологий являются онлайн-олимпиады. Перечислим преимущества онлайн-олимпиад: содействуют повышению уровня образования, отнимают минимум времени и дают высокий результат, предоставляют учителю возможности для экспресс-тестирования знаний учащихся, развивают интеллектуальные и творческие способности учащихся, создают условия для стимулирования и поддержки одаренных детей.
В 2016 году я зарегистрировала всех учащихся своего класса на образовательную платформу UCHI.RU. Учащиеся регулярно принимают участие в онлайн-олимпиадах, онлайн-играх, решают математические задания на карточках, выполняют задания по английскому языку. Участие в данных мероприятиях для учащихся начальных классов абсолютно бесплатное. Сразу проводится пробный тур, в ходе которого учащиеся могут потренироваться в решении нескольких заданий. Задания основного тура надо выполнить за 60 минут с одного захода. Предложенные задачи тренируют внимание, логику и пространственное воображение, направлены на развитие нестандартного мышления, но при этом представлены в понятной форме. По окончанию олимпиады учащиеся в своем личном кабинете могут увидеть свои результаты, а после подведения результатов можно скачать диплом победителя, похвальную грамоту или сертификат участника, в зависимости от набранных баллов. Я в своем личном кабинете вижу результаты всех учащихся, скачиваю их одним архивом, распечатываю и вручаю детям, которые с удовольствием пополняют ими свое портфолио.
На данный момент 50% учащихся моего класса регулярно принимают участие в онлайн-олимпиадах, 15% из них показывают стабильно высокие результаты. Также 5 человек принимают участие в онлайн-олимпиадах учебного центра «Мега-талант». По итогам общепредметной олимпиады в первом полугодии 2017–2018 учебного года один из моих учеников занял 3 место в общероссийском списке победителей и призеров. Он же обучается на одной из основных отечественных «школьных» онлайн-площадках сервиса «Фоксфорд».
Хотелось бы подробнее познакомить педагогов и родителей с работой этой школы, так как в сельских школах и условиях отдаленности от больших городов, кроме онлайн-школ у нас нет других возможностей учиться у преподавателей МГУ, МФТИ, ВШЭ и других ведущих вузов страны.
«Фоксфорд» - это онлайн-школа и персональные репетиторы по скайпу для 3-11 классов. Проект входит в состав «Нетология-групп» и является резидентом «Сколково». Учащиеся старших классов на онлайн-курсах и индивидуальных занятиях с репетитором готовятся к ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам, могут подтянуть или углубить знания по основным школьным предметам по индивидуальной программе с персональным куратором. Перед поступлением участники проходят входные тесты по математике, русскому и английскому. Это помогает понять начальный уровень и подобрать программу обучения. Далее для каждого учащегося выстраивается индивидуальная траектория, составляется индивидуальная программа подготовки в соответствии с его интересами и сильными сторонами. Также проводится тестирование по выбору профессии и курсы по развитию прикладных навыков и эмоционального интеллекта. Записи занятий доступны круглосуточно и с любых устройств, к каждому занятию есть домашнее задание и теоретические материалы. Кроме учёбы «Фоксфорд» помогает участникам развивать навыки будущего, лидерские качества, умение работать в команде, с пользой проводить вместе свободное время.
Для учителей проводятся курсы повышения квалификации и профпереподготовки, а для родителей - открытые занятия о воспитании и развитии детей. На сайте «Фоксфорд» помимо постоянно идущих долговременных и краткосрочных видеокурсов действуют открытые отдельные занятия, онлайн-встречи, мастер-классы, вебинары по развитию эмоционального интеллекта, интерактивные экскурсии, квесты и бизнес-игры. По данным «Фоксфорд», результаты ЕГЭ выпускников их платформы на 27 баллов больше среднего результата в стране. Для жителей отдаленных поселков «Фоксфорд» может стать хорошей альтернативой.
Значительное место в образовательном процессе нашей школы, и в частности, в моей работе с одаренными детьми, занимает исследовательская и проектная деятельность. На протяжении 10 лет являюсь членом НОУ «Поиск», активно и продуктивно занимаюсь исследовательской деятельностью с учащимися. Под моим руководством учащиеся начальных классов успешно реализуют себя в роли исследователей. Об этом свидетельствуют результаты школьного и заочного районного конкурса исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Юный исследователь». За 2009-2017 г.г. мои учащиеся выполнили 33 работы, 21 из которых заняла призовые места в районном конкурсе. 10 работ заняли призовые места во Всероссийских и Международных дистанционных конкурсах.
Показателями результативности работы такой системы является увеличение количества участников различных интеллектуальных олимпиад и научно-практических конференций всех уровней. Основная проблема, с которой мы сталкивались при проведении онлайн-олимпиад и при обучении в «Фоксфорде» - отсутствие, либо низкая скорость Интернета.
В результате смены в стране образовательной парадигмы от знаниевой к компетентностной, неизбежно меняется система работы в современной школе, и с одаренными учащимися в особенности. Высоких результатов в деле работы с одаренными учащимися в современной школе возможно добиться лишь при выработке единой концепции работы в данном направлении всеми участниками образовательного процесса. Важно, увидев талант ребенка, не пускать процесс развития его способностей на самотек, не надеяться на то, что ребенок сам найдет дорогу. Нужно обеспечить максимальное развитие. Встреча с одаренным учащимся, по сути, является и для педагога, и для любого другого специалиста своеобразным экзаменом в профессиональном, личностном и даже духовно-нравственном отношениях.
Список использованных источников
- Майорова Г. А. Работа с одаренными детьми в современной школе в условиях модернизации российской системы образования // Молодой ученый. — 2015. — №11.1. — С. 11-14. — URL https://moluch.ru/archive/91/18978/
- Маркелов Е.В., Юркевич В.С. Организация школы для особо одаренных детей и подростков. См.: http://www.humanities.edu.ru/executors.html
- https://cyberleninka.ru/article/n/vnutrennyaya-motivatsiya-lichnosti-v-razvitii-odarennosti-podrostkov
- http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/sposobnosti/odarennost.html
- https://iq.hse.ru/more/education/odarennie-deti
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет-презентация работы с одаренными детьми в школе
В презентации представлена информация о работе в школе с одаренными детьми....
Статья «Работа с одаренными детьми»
Статья «Работа с одаренными детьми» Младший школьный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённ...
Направления работы с одаренными детьми в школе
важно знать, какие методы и приемы необходимы при работе с одаренными детьми...
Статья. Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения
Статья. Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения...
Подходы к организации контрольно-оценочной деятельности школы в условиях модернизации российского образования
Воронцов А. Б. Подходы к организации контрольно-оценочной деятельности школы в условиях модернизации российского образования (методические рекомендации)....
материалы к педагогическому совету "Работа с одаренными детьми"
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Прежде всего потому, что полное раскрытие способностей и талантов ребёнка важно не только для него с...
Статья "Работа с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности"
Работа с одаренными детьми на уроках изобразительногоискусства и во внеурочной деятельности Изобразительное искусство как один из учебных предметовобщеобразовательной школы занимает важное ...