Доклад по теме самообразования: «Особенности работы с одарёнными детьми: выявление, поддержка и создание условий для развития в начальной школе»
статья (1 класс)
В современном российском обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. И задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивается с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областям науки, помочь им претворить в жизнь их планы и мечты, помочь наиболее полностью раскрыть свои способности.
В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становится одной из приоритетных задач системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра. Одним из направлений развития образования является система поддержки одаренных детей.
Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 31.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность, проблема данной темы самообразования.
Работая над выбором темы самообразования, я решила остановиться на теме «Особенности работы с одарёнными детьми: выявление, поддержка и создание условий для развития в начальной школе». Данная тема привлекательна и актуальна для меня как для молодого педагога. Свое выступление я хочу начать со слов Сухомлинского.
В современном российском обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. И задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивается с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областям науки, помочь им претворить в жизнь их планы и мечты, помочь наиболее полностью раскрыть свои способности.
В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становится одной из приоритетных задач системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра. Одним из направлений развития образования является система поддержки одаренных детей.
Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
Цель исследования - выявление, поддержка и создание условий для оптимального развития одаренных детей, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии способностей.
Объект исследования — творческие способности младших школьников.
Предмет исследования — учебный проект, посредством которого осуществляется развитие творческих способностей младших школьников.
Задачи исследования:
- создание и функционирование системы поиска и диагностики талантливых и одаренных детей;
- повышение учебной мотивации одарённых детей;
- внедрение в образовательный процесс эффективных образовательных технологий, позволяющих повысить продуктивность деятельности одарённых детей на уроке;
- развитие познавательной активности учащихся.
Формы выявления одаренных детей:
- наблюдение;
- общение с родителями;
- работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;
- олимпиады, конкурсы, фестивали, научно-практические конференции.
Этапы работы по теме самообразования.
1.Подготовительный (2020-2021 годы):
- выбор темы самообразования;
- целеполагание;
- повышение квалификации по теме;
-проведение теста и анкеты с учащимися на выявление творческих способностей;
- изучение литературы.
2.Основной (2021- 2022 годы):
- освоение и внедрение творческих технологий в учебный процесс;
- внедрение проектного метода обучения;
- участие в конференциях, конкурсах, мероприятиях.
3.Заключительный (2023-2024 год):
- обобщение и распространение опыта работы по данной теме.
Планируемый результат работы – создание выявления и поддержки одаренных детей, сопровождение их на всех этапах получения образования.
Теоретическая часть
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:
- Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано.
- Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.
- Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
- Не могут четко развести реальность и фантазию.
- Хорошо развито чувство юмора.
- Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам».
- Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.
Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.
- Обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников
Практическая часть моего исследования заключается в участии в международном практикуме «Научное общество обучающихся как одна из форм организации работы с одаренными детьми в условиях ФГОС.
С учащимися 1б класса был проведен тест на выявление творческих способностей. Этот тест заключался в следующем: детям были предложены фигуры. Их задача состояла в том, чтобы докончить эти фигурки, добавить свои элементы и раскрасить. Самые удачные и яркие рисунки я представила на слайдах.
Также с учащимися была проведена анкета «Как я вижу себя». Целью данной анкеты была самооценка обучающихся.
Заключение
Важнейшая задача общества - сохранить и развить одаренность каждого. Поэтому нам, педагогам, в своей повседневной практической деятельности приходиться быть очень внимательным к каждому ребенку, его способностям и особенностям.
В заключении хочется отметить, что чем больше информации в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы. Но, никакой современный компьютер и самый быстрый Интернет не обеспечит педагогу самое главное — это желание работать над собой и способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе"
Презентация "Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе" содержит информацию о видах одарённости, о формах и методах работы с детьми....
Особенности работы с одарёнными детьми на начальном этапе обучения
В этой статье рассказывается о направлениях работы с одарёнными детьми в начальной школе....
Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе
Данный материал можно использовать в качестве выступления...
Статья "Особенности работы с одарёнными детьми на начальном этапе обучения"
В статье говорится о методах и приёмах работы с одарёнными детьми в начальной школе....
Выступление на ШМО по теме:"Работа с одарёнными детьми. Выявление одарённых детей."
Одним из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» стало развитие системы поддержки одаренных и талантливых детей....
Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе
Одарённость человека – это маленький росточек,едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,сделать всё, чтобы он в...
Презентация на тему "Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе"
Презентация на тему "Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе"...