«Изменение качества наглядности по средством технических возможностей документ-камеры»)
материал по теме
Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся.
С началом использования в обучении компьютерных технологий задача педагога «сделать объяснение как можно более наглядным, а значит и наиболее доступным», значительно облегчилась. Появились новые возможности: используя документ-камеру, проектор, экран и компьютер, все объекты можно показать в увеличенном виде всем ученикам сразу, легко и быстро переключаться с одного средства наглядности на другое, создавать ту наглядность, которую педагог считает необходимой для доходчивого и интересного изложения предлагаемого материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_rabota_s_dokument-kameroy._naglyadnost.doc | 473 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Тайшетского района
Муниципальное казенное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14
Районный мастер-класс
«Возможности использования учебно-лабораторного оборудования ФГОС НОО»
Методическая консультация:
«Изменение качества наглядности по средством технических возможностей документ-камеры»)
Автор: Карпова Ольга Евгеньевна
учитель начальных классов
I квалификационной категории
г.Тайшет
2013 г.
Вступление
Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся. Особенно важно использовать как можно больше изображений, объёмных предметов, динамических пособий на занятиях, где педагог говорит о живых объектах и явлениях, происходящих с ними.
С началом использования в обучении компьютерных технологий задача педагога «сделать объяснение как можно более наглядным, а значит и наиболее доступным», значительно облегчилась. Появились новые возможности: используя документ-камеру, проектор, экран и компьютер, все объекты можно показать в увеличенном виде всем ученикам сразу, легко и быстро переключаться с одного средства наглядности на другое, создавать ту наглядность, которую педагог считает необходимой для доходчивого и интересного изложения предлагаемого материала.
Часто готовая наглядность, готовые задания на закрепление и контроль знаний, наработанные учителями и методистами за прошлые годы педагогической деятельности не соответствуют требованиям ФГОС. Тогда на выручку учителю приходят средства наглядности созданные им самим. Так учитель реализует свой творческий потенциал и получает возможность создавать средства, с помощью которых учебный материал будет объясняться более доходчиво, закрепление знаний будет более надёжным и контроль знаний учащихся станет более точным. На данном этапе использования компьютерных технологий в обучении, документ-камера является новым, но уже незаменимым помощником в работе учителя, т.к существенно расширяет возможности компьютерных технологий в создании средств наглядности.
Использование документ-камеры на уроке может принимать самые разнообразные формы.
Основные направления использования:
- Презентация плоских и объёмных объектов для иллюстрирования объяснения на уроке. (Показать иллюстрации из книг, словари и т.п.) В этом направлении педагог имеет возможность:
- демонстрации рисунков, схем из журналов, книг, учебника и т. д.
- демонстрации мелких элементов декора;
- демонстрации объемного объекта под разным углом зрения;
- кроме того можно использовать функцию микроскоп. Для этого используется специальная насадка
- Контроль учителя, взаимоконтроль учащихся, демонстрация итогов работы. (Показать виды контроля с примерами тетрадей обучающихся, альбомы с работам)
- Демонстрация динамических процессов, изучаемых на уроке. На занятиях часто требуется продемонстрировать работу, когда:
- нужно показать последовательность действий.
- продемонстрировать приемы работы (приклеивание мелких элементов, минутки чистописания и т.п); Очень часто использую документ камеру на уроках изобразительного искусства. Например, при изучении темы «Рисовать можно пятном»
- Еще одну возможность предоставила нам документ-камера - почувствовать себя актерами-кукловодами. Организовать теневой театр можно и без громоздких занавесов. Вырезав фигурки из черного картона, прикрепляем к ним проволочки и начинаем действо. Два кукловода лихо управились с десятком объектов, зрители рукоплескали. Дети не только придумали сюжет, изготовили персонажей, но предложили технологию воплощения: перемещаем темные объекты на белом столе под документ-камерой, а проектор помогает проецировать все на большой экран.
- Не всем дается с легкостью орудовать циркулем для доски и такими же огромными угольниками, да еще и делать все быстро и аккуратно. Учащимся так проще понять, как правильно держать инструменты при построении объектов, когда учитель использует аналогичные с ними инструменты документ-камера здесь хороший помощник.
- Незаменимым помощником документ-камера становится при воспроизведении "живых опытов” особенно на предметах естественного цикла. Просто делаем опыт в поле видимости камеры и периодически сохраняем промежуточные результаты для подробного описания демонстрации или составления инструкционной карты.
- собрать интеллектуальное лото, решить кроссворд, выбрать правильный ответ в викторине с закрытым типом вопроса - все это позволяет быстро сделать решение открытым и привлечь учащихся к самопроверке
- Фиксирование результатов деятельности и сохранение их для дальнейшего анализа или иного использования. С помощью документ-камеры можно сохранять изображения поделок, иллюстраций, объемных изделий. В памяти сохраняется до восьмидесяти слайдов, но при использовании программного обеспечения, в памяти компьютера можно сохранять большой объём информации, таким образом, документ-камеру можно использовать как сканер. Полученные фото можно размещать несколько на одном слайде для сравнения изображённых на них объектов и использовать этот приём при объяснении нового материала или для закрепления и контроля знаний. Например, при изучении тканей, предлагая найти отличия в строении двух или более видов тканей, ученики видят крупные изображения, работают совместно, стремятся первыми найти ответ. Это способствует наилучшему усвоению информации.
Итак, на уроках демонстрация материалов через документ-камеру может иметь характер научного исследования (наблюдение, эксперимент, сбор информации), игры, иллюстрирования. При проведении внеурочных занятий с младшими школьниками использование документ-камеры может принимать самые разнообразные формы: от демонстрации образцов материалов - до создания простых анимационных фильмов.
Методическая консультация
Основная панель документ-камеры
Источник света – нужен для того чтобы отключить или включить по требованию подсветку на документ-камере | |
Автофокус –делает максимально качественное изображение объекта | |
Дополнительная настройка – ручная настройка яркости, контрастности объекта | |
Повороты по часовой и против часовой стрелки | |
Фиксация изображение или стоп-кадр | |
Очистить все. Удаляются все пометки сделанные на зафиксированном изображении, очистит экран | |
Сохранение объекта в буфер обмена для дальнейшего его перенесения в блокнот | |
Увеличение, уменьшение объекта или стандартный вид | |
Панель инструментов – открывает панель инструментов для работы с изображением | |
Видеозапись. Открывает диалоговое окно для видеозаписи фрагмента | |
Во весь экран. Функция позволяет открыть изображение во весь экран |
Функции видеозаписи
- Запустите MimioStudio.
- Щелкните стрелку справа от кнопки «Записать» и выберите из списка вариант записи.
Параметр | Описание |
Записать рабочий стол | Записывает весь рабочий стол (по умолчанию). |
Записать окно | Записывает указанное окно. |
Записать область | Записывает выделенную область экрана. |
- Непосредственно перед началом презентации нажмите кнопку «Записать».
- Если выбран параметр «Записать окно», укажите записываемое окно.
- Если выбран параметр «Записать область», выделите курсором мыши записываемую область.
В ходе записи средство записи MimioStudio будет автоматически свернуто и отображается на панели задач в виде значка средства записи MimioStudio
Предварительный просмотр записи
- Нажмите кнопку «Воспроизвести» .
- Запись будет открыта в медиапроигрывателе по умолчанию.
- Закройте проигрыватель перед началом новой записи.
Видеофрагмент можно сохранить в галерее или на рабочем столе, для дальнейшего использования.
Панель инструментов
Особо остановлюсь на вкладке «Приложения», которая включает в себя функции:
«Шторка», которая позволяет показывать нам определенную часть листа; «Фокус» - позволяет обратить внимание детей на нужную часть рисунка, «Текстовые инструменты» открывает виртуальную клавиатуру;
«Быстрый опрос»
«Запись» - открывает панель видеозаписи, о которой говорилось выше
«Средство просмотра» включает (выключает) окно документ-камеры
«Дополнительные инструменты» это «Калькулятор», «Экранная лупа», «Веб-обозреватель»
Показ создания видеозаписи «Лиса и тетерев» (теневой театр)
Вывод:
Используя документ-камеру на занятиях наглядность изучаемого материала значительно возрастает. Все иллюстрации, природные объекты, пособия, которые ранее демонстрировались лишь в свою натуральную величину, теперь представляются во весь экран. Проецируя на экран, педагог, экономит время, обращает всеобщее внимание на важные детали изучаемого. Замечательно и то, что можно запечатлевать предметы и процессы с помощью видеосъёмки, а затем не расходовать время на подготовку объектов и техники во время занятия.
Интерес и внимание к изучаемым объектам и процессам, если они проецируются на экран, у детей возрастает. Причины возрастания интереса и внимания легко объяснить тем, что на экране всё выглядит большим, ярким, объёмным, а значит, гораздо легче привлечь всеобщее внимание. Кроме того, когда один из учеников выполняет задание и его работа проецируется на экран, остальные дети пристально наблюдают за этим интересным процессом и вольно или невольно усваивают предлагаемый материал.
При использовании средств наглядности созданных при помощи документ-камеры, растёт понимание объясняемого материала. У педагога появляется возможность более наглядно показать ребятам все причинно-следственные связи в теме, обратить внимание учеников на особо важные моменты изучаемого. Используя программное обеспечение документ-камеры, можно легко строит на экране крупные наглядные схемы. Подобные приёмы можно совершать и при установлении логических связей между объектами, изображёнными на фотографиях и рисунках созданных при помощи документ-камеры.
При использовании заметной и яркой наглядности на экране, в том числе созданной при помощи документ-камеры, в сознании ребят легко создаются чёткие зрительные образы, облегчающие понимание и, что очень важно, запоминание изучаемого материала.
Литература
- Корчажкина О. Думы о документ-камере: психолого-педагогические аспекты применения документ-камеры http://pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&blogid=498&showentry=506
- Нестеров А. Документ-камеры в школьной практике // ИКТ в образовании (приложение к «Учительской газете»). – 2008. — № 16. – С. 18 – 19. http://www.ug.ru/issues08/?action=topic_ad...d=9&app=ikt.
- Нестеров А. Документ-камеры для школ // ИКТ в образовании (приложение к «Учительской газете»). — 2008. — № 18. – С. 16–17. http://www.ug.ru/issues08/?action=topic_ad...=13&app=ikt.
- Нестеров А. Достоинства отдельных моделей документ-камер // ИКТ в образовании (приложение к «Учительскойгазете»). – 2008. — № 20. – С. 22–23. http://www.ug.ru/issues08/?action=topic_ad...=18&app=ikt.
- Нестеров А. Новые возможности документ-камеры для педагогов // ИКТ в образовании (приложение к «Учительской газете»). — 2008. — № 22. – С. 22–23. http://www.ug.ru/issues08/?action=topic_ad...=22&app=ikt.
Выводы.
1. С началом использования в обучении компьютерных технологий задача учителя «сделать объяснение учебного материала как можно более наглядным, а значит и наиболее доступным», значительно облегчилась.
2. Документ-камера снабжена программным обеспечением, которое позволяет сочетать функциональные возможности камеры и компьютера. Поэтому документ-камера, является инструментом, расширяющим и дополняющим возможности компьютера в использовании и создании средств наглядности в учебном процессе.
3. Наглядность изучаемого материала значительно возросла. Все иллюстрации, природные объекты, динамические пособия, которые ранее демонстрировались лишь в свою натуральную величину, теперь представляются во весь экран.
4. Интерес и внимание к изучаемым объектам и процессам, если они проецируются на экран, у ребят на порядок выше, нежели, при демонстрации оных в натуральном виде.
5. Понимание учебных тем детьми, при использовании средств наглядности созданных при помощи документ-камеры, растёт по той причине, что у учителя появляется возможность более наглядно показать ребятам все причинно-следственные связи в теме, обратить внимание учеников на особо важные моменты изучаемого.
6. Запоминаемость сложного материала, терминов, законов значительно возросла, т. к. при использовании на уроках заметной и яркой наглядности на экране, в том числе созданной при помощи документ-камеры, в сознании ребят легко создаются чёткие зрительные образы, облегчающие запоминание изучаемого материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКУМЕНТ- КАМЕРА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИУЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
ДОКУМЕНТ- КАМЕРА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИУЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ очень актуальный материал....
Работа с документ-камерой.
Современный урок современного учителя невозможен без использования современных технических средств обучения. Одно из таких средств - документ-камера. Насколько эффективно использование на уроке этого ...
Документ-камера как средство обеспечения качества образования.
Документ-камера существенно расширяет возможности компьютерных технологий в создании средств наглядности. Часто педагога не вполне удовлетворяет та готовая наглядность, которыми он располагает. ...
Доклад на областной научно-практической конференции учителей "Документ-камера как средство обучения в начальной школе".
Доклад содержит материал о возможностях использования документ-камеры в учебном процессе....
Презентация к докладу на областной научно-практической конференции "Использование документ-камеры как средство обучения на уроках в начальной школе".
Презентация содержит материал по использованию документ-камеры в различных видах работы в учебной и внеурочной деятельности....
Способы реализации дидактических возможностей документ-камеры в обучении и воспитании младших школьников
В статье представлен анализ различных вариантов использования в учебно-воспитательном процессе документ-камеры модели AVerMedia CP300. Рассмотрены достоинства и недостатки каждого из вариан...
Возможности использования документ-камеры в начальной школе.
Эта статья посвящена использованию документ - камеры на различных уроках в начальной школе. Рассматривает основные её функции. Докумет - камера облегчает работу учителя, упроща...