Положение об оценивании учащихся С(К)К 7 вида
материал (2 класс) по теме
Данное положение поможет учителям коррекционных классов общеобразовательных школ в оценивании учащихся 2-4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polozhenie.docx | 22.52 КБ |
prilozhenie_1.docx | 73.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Положение
о системе оценивания учащихся в классах 7 вида
- Общие положения
1.1 Настоящее Положение о системе оценивания в специальных (коррекционных) классах 7 вида для детей с задержкой психического развития в общеобразовательном учреждении разработано в соответствии с:
- Законом Российской Федерации « Об образовании»;
- Федеральным государственным стандартом начального общего образования;
- Методическим письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» от 19.11.1998 г. (№1561/14-15);
- Уставом МБОУ СОШ №21 г.Шахты Ростовской области;
- Положением о специальных (коррекционных) классах 7 вида для детей с задержкой психического развития в общеобразовательных учреждениях.
1.2 Целью данного Положения является определение принципов, оптимальных форм и способов контроля и оценки результатов обучения и развития обучающихся 2-4 С(К)К общеобразовательной школы.
1.3 Настоящее положение регулирует деятельность учителя специальных (коррекционных) классов 7 вида по оцениванию работ учащихся.
- Система работы в специальных (коррекционных) классах 7 вида направлена на компенсацию недостатков дошкольного развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности обучающихся с задержкой психического развития, повышение их работоспособности, активизацию познавательной деятельности.
- Основной задачей обучения детей с задержкой психического развития является формирование коррекционно-развивающего пространства через:
- активизацию познавательной деятельности обучающихся;
- повышения уровня их умственного развития;
- нормализацию их учебной деятельности;
- коррекцию недостатков эмоционально- личностного и социального развития;
- охрану и укрепление физического и нервно – психического здоровья;
- социально-трудовую адаптацию.
- Содержание и организация системы контроля и оценки
предметных знаний, умений и навыков
- Контроль и проверка усвоения учебного материала должны проводиться систематически и регулярно.
- Бальное оценивание учащихся, с занесением оценок в журнал и дневник, осуществляется со второго полугодия 2 класса
- Проверка и оценка знаний носят индивидуальный характер (учитель проверяет и оценивает знания, умения и навыки каждого ученика).
2.3 Основным критерием оценки знаний и умений является уровень усвоения содержания специально разработанной программы.
2.4 Проверка и оценка знаний детей специальных коррекционных знаний носит воспитывающий, стимулирующий характер.
2.5 При оценке достижений учащихся необходимы гуманный, щадящий подход, опора на положительные эмоции, различные меры поощрения для стимуляции активности учащихся, повышения их работоспособности; необходимо осуществлять учет актуального уровня развития каждого ученика, с которым впоследствии сравниваются результаты проверки и оценки его знаний, умений и навыков.
2.6 Целесообразно использовать различные формы оценки знаний детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
3.Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед обучающимся динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также способы устранения недочетов и ошибок.
4. Характеристика цифровой оценки (отметки)
4.1. «5» («отлично») – отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-5 недочетов по текущему материалу; не более 2ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
4.2 Вводится оценка «за общее впечатление от письменной работы». Сущность ее состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформленность). Эта отметка ставится как дополнительная, в журнал не вносится.
4.3 В тетрадь (и в дневник) выставляет две отметки (5/3): за правильность выполнения учебной задачи (отметка в числителе) и за общее впечатление от работы (отметка в знаменателе). Снижение отметки «за общее впечатление от работы» допускается, если:
- в работе имеется не менее 2 неаккуратных исправлений;
- записи ведутся некаллиграфическим почерком;
- работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, неоправданных сокращений слов, отсутствуют поля и красные строки.
4.4. Для поддержания интереса к обучению и созданию благоприятных и комфортных условий для развития и восстановления эмоционально-личностной сферы детей настоящим положением рекомендуется осуществлять контроль письменных контрольных работ по математике и русскому языку по изменённой шкале оценивания, в соответствии с нормами отметок по русскому языку в классах 7 вида (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
5. Выставление четвертных и годовых отметок
5.1. Отметка за четверть по предметам учебного плана определяется как среднее арифметическое текущих отметок в четверти с обязательным учетом качества выполнения наиболее значимых работ (тематические контрольные работы, диктанты, сочинения, изложения, тестовые контрольные работы) и выставляется целым числом в соответствии с правилами математического округления.
5.2. Итоговая отметка за год по предметам определяется как среднее арифметическое
четвертных отметок.
Рассмотрено на заседании Педагогического совета
Протокол № 2 от «15» октября 2012г.
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Особенности контроля и оценки знаний по отдельным учебным предметам
Русский язык и литературное чтение. Обучение грамоте.
Проверка и оценка устных ответов
Устный опрос является важным способом учета знаний, умений и навыков учащихся начальных классов КРО. При оценке устных ответов принимаются во внимание следующие критерии:
- полнота и правильность ответа;
- степень осознанности усвоения излагаемых знаний;
- последовательность изложения и культура речи.
Полный ответ ученика, особенно III, IV классов, должен представлять собой связное высказывание на заданную учителем тему и свидетельствовать об осознанном усвоении им учебного материала
- умении подтверждать ответ (правила, определения) своими примерами;
- умении опознавать в тексте по заданию учителя те или иные грамматические категории (члены предложения, части речи, падеж, склонение, род, число и т.д.), слова на определенные правила;
- умении объяснять написание слов, самостоятельно и правильно применять знания при выполнении практических упражнений и при проведении разного рода разборов слов (звуко-буквенного, по составу, морфологического) и предложений.
Устные ответы учащихся должны быть в достаточной мере самостоятельными и правильными в речевом оформлении (соблюдена последовательность изложения мыслей, не нарушены нормы литературного языка в употреблении слов, построении предложений, словосочетаний).
Оценка «5» ставится, если:
- ученик дает полный и правильный ответ;
- обнаруживает осознанное усвоение учебного материала;
- подтверждает ответ своими примерами;
- самостоятельно и правильно применяет знания при проведении анализа слов и предложений, распознавании в тексте изученных грамматических категорий, объяснении написания слов и употреблении знаков препинания;
- отвечает связно, последовательно, без неточностей или допускает 1-2 неточности в речи.
Оценка «4»ставится, если ученик дает ответ, близкий к требованиям, установленным для оценки "5", но допускает 1-2 ошибки в речевом оформлении ответа, при подтверждении верно сформулированного правила примерами или при анализе слов и предложений, которые исправляет сам или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик:
- в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но отвечает неполно, по наводящим вопросам учителя;
- затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами;
- допускает больше двух ошибок при анализе слов и предложений.
- которые исправляет только с помощью учителя;
- излагает материал несвязно, недостаточно последовательно;
- допускает неточности в употреблении слов и построении словосочетаний или предложений.
Оценка «2» ставится, если ученик:
- обнаруживает незнание изученного материала;
- допускает грубые ошибки в формулировке правил, определений,
- искажающие их смысл, в анализе слов и предложений;
- не может исправить ошибки даже с помощью наводящих вопросов учителя.
Грубыми считаются ошибки в изложении основных программных правил и теоретических положений, которые к моменту проверки должны быть основательно изучены и закреплены. Наиболее распространенными из них являются механическое запоминание (зазубривание) правил, определений, понятий, несение подобрать свои примеры, применить их на практике.
Проверка и оценка письменных работ.
Основными видами письменных работ по русскому языку и литературному чтению в начальных классах КРО являются упражнения по формированию каллиграфических навыков;
- обучающие упражнения и предупредительные диктанты;
- звуковые диктанты и упражнения в звуко-буквенном анализе слов;
- словарные диктанты;
- упражнения для развития оперативной памяти учащихся (зрительные диктанты, письмо по памяти и т.д.);
- контрольные диктанты с грамматическим заданием;
- работы, проверяющие уровень развития письменной речи учащихся (сочинения, изложения, письменные ответы на вопросы);
- списывание с печатного и письменного текста;
- тестирование;
- составление планов рассказов.
В 1 классе осуществляется преимущественно текущая знаний, умений и навыков. В период обучения грамоте она проводится в виде заданий по звуко-буквенному анализу слов, письма под диктовку изученных прописных и строчных букв, отдельных слогов, слов простой слоговой структуры, списывания небольших по объему предложений с рукописного и печатного шрифтов. Особое внимание уделяется таким видам работы, как звуковые и зрительные диктанты. В конце учебного года проводятся контрольные работы в виде списывания с печатного шрифта и письма под диктовку небольших по объему текстов.
В качестве текущих и итоговых работ во П-1У классах обычно проводятся диктанты или списывание с грамматическим заданием, за которые ставятся две оценки (отдельно за каждый вид работы).
С целью выявления уровня подготовленности учащихся на начало учебного года (после окончания летних каникул) в первую неделю сентября в каждом классе проводится входная контрольная работ. Объём и содержание входной работы должны соответствовать требованиям, предъявляемым к знаниям и умениям учащихся в конце предыдущего года обучения.
Текущие проверочные работы имеют целью проверку усвоение изученного программного материала по всей теме или по определенному разделу. Количество и виды проверочных письменных работ определяются необходимостью проверки знаний, умений и навыков учащихся по отдельным существенным вопросам изучаемой темы. Содержание и частота таких работ определятся учителем. Для проведения текущих проверочных работ в классах КРО [часть урока (10-15 минут).
Итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем программы, в конце учебной четверти, полугодия, года и, как правило, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам.
При оценке контрольной письменной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку. Учитывается только последнее написание. Оформление работы также не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание сформированность каллиграфических навыков. Оценивая письменные работы и учитывая допущенные ошибки, учитель должен иметь в виду следующее:
- повторные ошибки в одном и том же слове считаются как ошибка (например, если ученик дважды написал в слове «песок» вместо «е» букву "и");
- ошибки на одно и то -же правило, допущенные в разных словах, считаются как разные ошибки (например, если ученик написал букву "«" вместо "д" в слове "лошадка" и букву "с" вместо "з" в слове "повозка");
- две негрубые ошибки считаются за одну ошибку.
Негрубыми считаются следующие ошибки:
а) повторение одной и той же буквы в слове,
б) перенос слова, при котором часть слова написана на одной строке, а на другой опущена;
в) дважды написано одно и то же слово.
Ошибкой не считается:
- ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались,
- Отсутствие точки в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
- единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла;
- отрыв корневой согласной при переносе, если при этом не нарушен слогораздел.
Ошибкой считается:
а) нарушение орфографических правил при написании слов;
б) неправильное написание словарных слов, круг которых очерчен программой каждого класса;
в) отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в
соответствии с программой;
г) дисграфические ошибки на пропуск, перестановку, замену и
вставку лишних букв в словах.
1. Оценка диктанта.
В I классе используется только словесная оценка, а ее критериями являются соответствие или несоответствие требованиям программы. Работа может быть признана удовлетворительной, если количество недочетов не превышает пяти как при письме под диктовку, так и при списывании текста.
Во 2-4 классах контрольная работа, состоящая из диктанта и грамматического задания, оценивается двумя отметками: отдельно диктант и отдельно задание. Оценивая контрольные работы по русскому языку, учитель руководствуется следующими критериями.
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок. Работа написана аккуратно, четко. Письмо в основном соответствует требованиям каллиграфии. Допускаются единичные случаи отступления от норм каллиграфии, а также одно два исправления.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено не более 2 орфографических (или 3 фонетико-фонематических) ошибок и 1 пунктуационной или 1 орфографической (2 фонетико-фонематических) и 2 пунктуационных ошибок. Работа выполнена аккуратно, но имеются незначительные отклонения от норм каллиграфии, исправления.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено от 3 до 5 орфографических (фонетико-фонематических) ошибок в следующих вариантах:
а) 3 орфографические (фонетико-фонематические) и 2-3 пунктуационные ошибки;
б) 4 орфографические (фонетико-фонематические) и 2 пунктуационные ошибки;
в) 5 орфографических (фонетико-фонематических) и 1 пунктуационная ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено более 5 орфографических (фонетико-фонематических) ошибок. Работа выполнена небрежно, имеется много серьезных отклонений от норм каллиграфии.
Главными критериями оценки выполнения грамматических заданий являются:
- усвоение правил и определений;
- умение самостоятельно применять их на письме и при языковом анализе;
- умение приводить свои примеры на данное правило или определение.
При оценке грамматических заданий рекомендуется руководствоваться следующими нормами оценок.
Оценка «5» ставится, если все задания выполнены безошибочно, ученик обнаруживает осознанное усвоение понятий, определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.
Оценка «4» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил и определений, умеет применить свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил 3\4 заданий.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает усвоение определенной части изученного материала, в работе правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
Ошибки, допущенные при выполнении заданий, не влияют на оценку за диктант. Отметка за задание не зависит от оценки за диктант.
Оценки за словарный диктант во П-1У классах выставляются
в соответствии со следующими нормами.
Оценка «5» ставится за безошибочное выполнение работы.
Оценка «4» ставится, если допущены 1-2 ошибки, 1 исправление.
Оценка «3»ставится, если допущены 2 -3 ошибки, 2 исправления.
Оценка «2» ставится, если допущено более 3 ошибок.
2. Оценка творческих работ
Во 2-4 классах проводятся также работы с целью проверки умения учащихся излагать мысли в письменной форме: обучающие сочинения и изложения. На эти работы отводится не менее одного часа.
В качестве контрольных проводятся: одно изложение в конце И-Ш классов и два изложения в IV классе. Сочинения в начальных классах КРО проводятся только в виде обучающих работ.
Основными критериями оценки изложения (сочинения) являются достаточно полное, последовательное воспроизведение текста (в изложениях), создание текста (в сочинениях), его речевое оформление, орфографическая и пунктуационная грамотность.
К оценке за изложение учитель должен подходить с иными критериями, чем к оценке за диктант. Во-первых, навыкам связной письменной речи дети только обучаются; во-вторых, эти навыки более сложные, чем орфографические, так как при изложении авторского текста дети должны письменно передать чужие мысли, придерживаясь одновременно орфографических и пунктуационных правил.
При проверке творческих работ во Н-Ш классах ставится одна общая оценка. ВIV классе, учитывая остаточный объем работ, сочинения и изложения оцениваются двумя отметками: одна ставится за содержание и речевое оформление, другая - за грамотность. В изложении (сочинении) оценивается:
а) содержание (как передано основное содержание авторского текста - полностью, без искажений, без пропуска важных событий, главной части);
б) построение текста (ход изложения, расположение частей, выделение абзацев)
в) построение предложений, соблюдение порядка слов, лексика текста (употребление слов в свойственном им значении);
г) орфографическая и пунктуационная грамотность.
Критерии оценки за грамотность остаются такими же, как при оценке диктанта. Содержание и речевое оформление изложений и сочинений оцениваются следующим образом.
Оценка «5» ставится за работу, в которой правильно (без протеков существенных моментов) передано содержание авторского текста, логически последовательно раскрыта тема, грамматически правильно построены предложения и употреблены слова, отсутствуют фактические ошибки. Допускается не более 1 речевой неточности.
Оценка «4» ставится, если в работе правильно, достаточно полно передано содержание авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей, отдельные фактические и речевые неточности. В целом допускается не более 3 речевых недочетов, а также недочетов в содержании и построении текста.
Оценка «3» ставится за работу, в которой при передаче содержания текста упущены какие-либо моменты (существенное отступление от авторского текста); допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей; в построении предложений и в употреблении слов есть недочеты; словарь беден, имеются речевые неточности. В целом допускается не более 5 недочетов речи в содержании и построении текста.
Оценка «2» ставится за работу, в которой допущены существенные искажения при передаче авторского текста (упущены важные события, отсутствует главная часть), работа не соответствует теме, нарушена последовательность изложения мыслей, в построении предложений нарушен порядок, имеет место употребление слов в несвойственном им значении, неправильно оформлены предложения. В целом в работе допущено более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.
3. Оценка контрольного списывания
К оценке работ за контрольное списывание зритель подходит с более строгими критериями, чем при оценке диктанта, так как диктант дети пишут на слух, а при данном виде работы они имеют перед глазами текст. При оценке списывания учитывается внимание, аккуратность, умение сличать написанное с образцом. За ошибку при списывании считается любая допущенная ошибка орфографического, пунктуационного, дистрофического характера.
За контрольное списывание ставятся оценки:
Оценки | Допустимое количество ошибок | ||
во II классе | в Ш классе | в IV классе | |
«5» | Нет ошибок. Допускается один недочет графического характера | Нет ошибок | Нет ошибок |
«4» | 1-2 ошибки и 1 исправление | 1 ошибка и 1 исправление | 1 ошибка и 1 исправление |
«3» | 3 ошибки и 1 исправление | 2 ошибки и 1 исправление | 2 ошибки и 1 исправление |
«2» | 4 ошибки и 1-2 исправления | 3 ошибки и 1-2 исправления | 3 ошибки и 1-2 исправления |
Проверка и оценка навыков чтения.
В начальных классах коррекционно-развивающего обучения проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:
- навык осознанного чтения в определенном темпе;
- умение выразительно читать и пересказывать текст,
- умение выразительно рассказывать выученное наизусть стихотворение;
- умение ориентироваться в книге;
- знание литературных произведений в соответствии с программой;
- знание имен детских писателей и поэтов.
Текущий контроль осуществляется на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального опроса: чтения текста, пересказа содержания произведения (подробно, кратко, выборочно), ответа на вопросы, работы с книгой, иллюстрацией. Текущий контроль осуществляется преимущественно в устной форме. Возможны небольшие по объему письменные работы: ответы на вопросы, описание героя или события, тестовые задания типа "Закончи предложение", "Найди правильный ответ", "Найди ошибку", "Узнай героя" и т.д.
Тематический контроль проводится как в устной, так и в письменной форме после изучения определенной темы. Письменная работа может быть проведена в виде теста или ответа на вопросы.
Итоговый контроль по проверке сформированности навыков чтения проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию тексты в соответствии с возрастом детей.
Проверка сформированности навыков чтения осуществляется в определенной последовательности: сначала обследуется техника чтения, затем проверяется понимание содержания прочитанного.
При обследовании техники чтения нужно учитывать следующее:
- какими приемами чтения владеет ребенок: побуквенным, угадывающим (т.е. перебирает отдельные буквы и с трудом объединяет их в слоги и слова), читает по слогам, целыми словами;
- какие допускает ошибки при чтении: заменяет ли в процессе чтения отдельные буквы, соответствует ли эта замена нарушению звуков в его речи, переставляет ли буквы (кот - кто, он - но), пропускает ли буквы, слоги в словах сложной слоговой структуры, проговаривает ли окончания; каков характер других ошибок;
- каков темп чтения;
- осознанность чтения.
К оптическим ошибкам относятся:
- замены по оптическому сходству,
- "зеркальное" прочтение слов.
- Фонетико-фонематические ошибки:
- пропуск букв;
- перестановка букв;
- пропуск или перестановка слогов;
- замены по акустическому сходству;
- орфоэпические ошибки.
- Грамматические ошибки:
- пропуск или искажение предлога;
• ошибки в окончаниях имен существительных, прилагательных,
глаголов.
- какими приемами чтения владеет ребенок: побуквенным, угадывающим (т.е. перебирает отдельные буквы и с трудом объединяет их в слоги и слова), читает по слогам, целыми словами;
- какие допускает ошибки при чтении: заменяет ли в процессе чтения отдельные буквы, соответствует ли эта замена нарушению звуков в его речи, переставляет ли буквы (кот - кто, он - но), пропускает ли буквы, слоги в словах сложной слоговой структуры, проговаривает ли окончания; каков характер других ошибок;
- каков темп чтения;
- осознанность чтения.
На снижение оценки влияют следующие виды ошибок:
- искажение читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более 2);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
• нарушение при пересказе последовательности событий в произведении.
Проверка сформированности навыка выборочного чтения организуется следующим образом: дети подбирают из текста материал, существенный для характеристики действующего лица, его поступков или для описания каких-либо событий и т.п.
Примечание: во время чтения не следует делать никаких поправок и замечаний.
При обследовании понимания прочитанного следует обращать внимание на умение учащихся передать фактическое содержание текста. Для выявления понимания читаемого можно использовать такие приемы, как пересказ, ответы на вопросы, а при недостаточной сформированности навыка чтения - соотнесение прочитанного с иллюстрацией или серией сюжетных картин.
Основными видами проверки понимания прочитанного и уровня сформированности устной речи на уроках чтения в начальных классах КРО являются:
- ответы на вопросы по содержанию текста;
- подробный пересказ текста;
- выборочный пересказ; краткий пересказ;
- краткий пересказ;
- пересказ с изменением лица;
- рассказ по плану по опорным словам;
- рассказ по иллюстрации или опорным картинам;
- прием устного рисования;
- прием творческого рассказывания.
При выборе заданий, направленных на развитие у учащихся умения давать устный ответ, необходимо учитывать уровень речевой подготовки и возможности каждого ребёнка.
Для выявления понимания прочитанного используются ответы на вопросы по содержанию текста. При этом следует обращать внимание на то, насколько точно, быстро и уверенно ученик отвечает на вопросы, не испытывает ли он затруднений при ответах на них.
Подробный пересказ текста, небольшого по объему и доступного по сюжету, позволяет учителю судить о понимании прочитанного, служит для закрепления в памяти содержания, активно способствует обогащению словаря, усвоению средств художественной выразительности, тренировке в правильном построении предложений.
Проверка сформированности навыка выборочного пересказа проводится на основе уже сформированного навыка выборочного чтения. Дети должны уметь давать пересказ сначала отдельного отрывка, а затем нескольких связанных заданием отрывков. Для выборочного пересказа следует использовать тексты, имеющие яркую и определенную сюжетную линию, четко сформулировав ребенку задачу отбора нужного материала. Необходимо предложить ученику повторить задание, по мере выполнения выборочного пересказа несколько раз уточнить задание, чтобы помочь ребёнку удержать задачу в памяти и не сбиться на другие сюжетные линии.
Краткий пересказ проверяет понимание главной мысли отдельных частей текста и произведения в целом. Умение делать этот вид пересказа опирается на сформированные умения делить текст на части, составлять план. Учитель помогает детям найти главное в каждой части и отбросить второстепенное, формулирует вместе с учениками основное содержание. Опорные слова и выражения отмечают в тексте, сформулированные положения записывают на доске. Постепенно учащиеся приучаются использовать достаточно развернутые сюжетные тексты, так как небольшие произведения дети запоминают, что мешает освободиться от второстепенных деталей. Тексты описательного характера трудно поддаются "сокращению", поэтому не рекомендуется использовать их для краткого пересказа.
Пересказ с изменением лица. С 3-го класса дети должны уметь передавать содержание, заменяя местоимения 1-го лица наименованием персонажа, т.е. вести пересказ от третьего лица.
Пересказ (рассказ) по иллюстрациям, сюжетный картинам, опорным словам помогает более глубокому восприятию прочитанного, так как обеспечивает дополнительную опору на зрительный анализатор, формирует у детей эмоциональную отзывчивость и эстетическое восприятие.
В работе со школьниками, имеющими задержку психического развития, полезен прием устного рисования, который способствует не только развитию речи, но и формированию образного мышления и эмоционального восприятия прочитанных произведений. Организуя проверку сформированности данного умения, учитель просит ребенка не пересказать текст, а представить себе то, о чем было прочитано, и подробно обрисовать словами описанный предмет или ситуацию. Для выполнения задания ученику необходимо вновь внимательно перечитать текст, выделить нужные слова и выражения, осмыслить эмоциональную окраску содержания. Успешному выполнению такого задания способствует предварительный анализ текста, проведенный с помощью выборочного чтения, моделирование сюжета, последовательности событий с помощью динамической сюжетной картины.
В конце 4-ого класса проверяют также владение приемом творческого рассказывания, предполагающее следующее: продолжение текстов, добавление пропущенных звеньев сюжета, описание поступков действующих лиц в другой воображаемой ситуации или рассказ от первого лица о себе, оказавшемся в ситуации, представленной в произведении.
Техника чтения, пересказ и каждый ответ ученика на вопросы учителя анализируются. При анализе важно установить, имеется ли нарушение понимания, и если да, то в чем оно проявляется непонимании общего смысла; => пересказ с изменением лица;
=> рассказ по плану и опорным словам;
=> рассказ по иллюстрации или сюжетным картинам;
=> прием устного рисования;
=> прием творческого рассказывания.
При выборе заданий, направленных на развитие у учащихся умения давать устный ответ, необходимо учитывать уровень речевой подготовки и возможности каждого ребёнка.
Для выявления понимания прочитанного используются ответы на вопросы по содержанию текста. При этом следует обращать внимание на то, насколько точно, быстро и уверенно ученик отвечает на вопросы, не испытывает ли он затруднений при ответах на них.
Подробный пересказ текста, небольшого по объему и доступного по сюжету, позволяет учителю судить о понимании прочитанного, служит для закрепления в памяти содержания, активно способствует обогащению словаря, усвоению средств художественной выразительности, тренировке в правильном построении предложений.
Проверка сформированности навыка выборочного пересказа проводится на основе уже сформированного навыка выборочного чтения. Дети должны уметь давать пересказ сначала отдельного отрывка, а затем нескольких связанных заданием отрывков. Для выборочного пересказа следует использовать тексты, имеющие яркую и определенную сюжетную линию, четко сформулировав ребенку задачу отбора нужного материала. Необходимо предложить ученику повторить задание, по мере выполнения выборочного пересказа несколько раз уточнить задание, чтобы помочь ребёнку удержать задачу в памяти и не сбиться на другие сюжетные линии.
Краткий пересказ проверяет понимание главной мысли отдельных частей текста и произведения в целом. Умение делать этот вид пересказа опирается на сформированные умения делить текст на части, составлять план. Учитель помогает детям найти главное в каждой части и отбросить второстепенное, формулирует вместе с учениками основное содержание. Опорные слова и выражения отмечают в тексте, сформулированные положения записывают на доске. Постепенно учащиеся приучаются использовать достаточно развернутые сюжетные тексты, так как небольшие произведения дети запоминают, что мешает освободиться от второстепенных деталей. Тексты описательного характера трудно поддаются "сокращению", поэтому не рекомендуется использовать их для краткого пересказа.
Пересказ с изменением лица. с 3-го класса дети должны уметь передавать содержание, заменяя местоимения 1-го лица наименованием персонажа, т.е. вести пересказ от третьего лица.
Пересказ (рассказ) по иллюстрациям, сюжетный картинам, опорным словам помогает более глубокому восприятию прочитанного, так как обеспечивает дополнительную опору на зрительный анализатор, формирует у детей эмоциональную отзывчивость и эстетическое восприятие.
В работе со школьниками, имеющими задержку психического развития, полезен прием устного рисования, который способствует не только развитию речи, но и формированию образного мышления и эмоционального восприятия прочитанных произведений. Организуя проверку сформированное™ данного умения, учитель просит ребенка не пересказать текст, а представить себе то, о чем было прочитано, и подробно обрисовать словами описанный предмет или ситуацию. Для выполнения задания ученику необходимо вновь внимательно перечитать текст, выделить нужные слова и выражения, осмыслить эмоциональную окраску содержания. Успешному выполнению такого задания способствует предварительный анализ текста, проведенный с помощью выборочного чтения, моделирование сюжета, последовательности событий с помощью динамической сюжетной картины.
В конце 4-ого класса проверяют также владение приемом творческого рассказывания, предполагающее следующее: продолжение текстов, добавление пропущенных звеньев сюжета, описание поступков действующих лиц в другой воображаемой ситуации или рассказ от первого лица о себе, оказавшемся в ситуации, представленной в произведении.
Техника чтения, пересказ и каждый ответ ученика на вопросы учителя анализируются. При анализе важно установить, имеется ли нарушение понимания, и если да, то в чем оно проявляется:
- в непонимании общего смысла;
- в непонимании значений отдельных слов, выражений;
- в непоследовательном изложении событий и т.д.
Следует учитывать, что если ученик испытывает трудности в технике чтения, т.е. допускает значительное количество ошибок, грубо искажает слова, пользуется угадывающим, побуквенным чтением, то это вызывает и непонимание читаемого. (Например, если ученик читает вместо "коза " - "коса", то эта замена слова по фонематическому сходству может привести к неправильному пониманию всей фразы).
Сниженный темп чтения также влияет на понимание. Установлено, что понимание читаемого возникает лишь тогда, когда ребенок читает 45-50 слов в минуту. При более низком темпе чтения звуковой образ слова плохо узнается, его связь со значением не всегда устанавливается.
При оценке пересказа и ответов на вопросы особо анализируются языковые средства, которыми пользуется ребенок при изложении своих мыслей, разнообразие (однообразие) синтаксических конструкций, особенности слово употребления, использование синонимов и антонимов.
Затруднения и ошибки в чтении сопоставляют с ошибками на письме. Это помогает выяснить, чем обусловлены нарушения чтения (недостаточным развитием основных психических функций, различной степенью общего недоразвития речи, несформированностью фонематических процессов), и на этой основе правильно выбрать пути коррекционного воздействия.
Требования к технике чтения
Требования к технике чтения вслух.
Классы | Полугодия | |||
/ полугодие | 2 полугодие | |||
I класс | - | 20-25 сл/мин | ||
11 класс | 25-30 сл/мин | 30-40 сл/мин | ||
III класс | 40-45 сл/мин | 50-60 сл/мин | ||
IV класс | 60-65 сл/мин | 70-80 сл/мин |
- Требования к чтению про себя (к концу года)
III класс | 60-80 сл/мин |
IV класс | 80-100 сл/мин |
В классах коррекционно-развивающего обучения правильным считается:
- чтение без ошибок или с одной ошибкой на 15 слов в I классе;
- чтение без ошибок или с одной ошибкой на 30 слов во II классе,
- чтение без ошибок или с одной ошибкой на 40 слов в III-1V классах.
Оценка навыков чтения
Оценка. | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
«5» |
|
|
|
«4» | • понимает основное содержание прочитанного текста; • читает плавно (по слогам или словами), но допускает 1-2 ошибки в словах, в расстановке ударений, соблюдении пауз; • пересказывает текст и отвечает на вопросы, но допускает неточности, исправляет их самостоятельно или с помощью; • знает наизусть стихотворение, но допускает при чтении наизусть перестановку слов и самостоятельно исправляет допущенные неточности. | • правильно понимает основное содержание прочитанного текста; • читает выразительно целыми словами, (отдельные сложные слова - по слогам), но допускает при чтении 1-3 ошибки; • при делении текста на части в нахождении нужных эпизодов рассказа допускает 1-2 неточности, но сам устраняет их; • знает наизусть стихотворение, выразительно его читает, но допускает при этом незначительные неточности (повтор, перестановку и др.). | • правильно понимает основное содержание прочитанного текста; • читает выразительно целыми словами, при чтении допускает 1 -3 ошибки; • самостоятельно выделяет основную мысль прочитанного, но при ее формулировке допускает речевые неточности, которые может устранить без помощи учителя; • при составлении пересказа допускает незначительные неточности; • знает наизусть стихотворение, но при чтении допускает 1-2 ошибки, исправляет их самостоятельно. |
«3» |
| • устанавливает смысл прочитанного текста только с помощью учителя; • читает целыми словами, но с элементами слогового чтения, монотонно, при чтении допускает 4-6 ошибок на замену, пропуск, искажение и перестановку букв, слогов, слов и ударений; • не умеет самостоятельно передать содержание прочитанного, делить текст на части и озаглавливать их, допущенные речевые ошибки исправляет только с помощью учителя. | • понимает содержание прочитанного текста с помощью учителя; • читает монотонно, целыми словами (единичные слова с элементами слогового чтения), при чтении допускает 4-6 ошибок; • передает краткое содержание и основной смысл прочитанного только с помощью учителя; • воспроизводит наизусть стихотворение, но при этом допускает ошибки, которые исправляет только с помощью учителя. |
«2» |
| • не разбирается в прочитанном тексте даже с помощью; • при чтении допускает более 6 ошибок; • искажает содержание прочитанного, не может разделить текст на части даже при помощи дополнительных вопросов учителя; • не владеет навыками работы с текстом; • при чтении наизусть не может воспроизвести текст стихотворения. | • не разбирается в прочитанном тексте даже с помощью; • допускает при чтении более 6 ошибок; • не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить главную мысль прочитанного с помощью вопросов учителя; • не может наизусть воспроизвести текст стихотворения. |
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся и письменных
работ по математике.
Содержание материала, освоение которого проверяется и оценивается, определяется программой по математике для классов коррекционно-развивающего обучения (автор Капустина Г.М.). С помощью итоговых контрольных работ за год проверяется усвоение основных наиболее существенных вопросов программного материала каждого года обучения.
При проверке выявляется не только осознанность знаний и сформированность навыков, но и умение применять их к решению учебных и практических задач.
Оценивание выполненных учащимися работ производится в соответствии с существующими нормами.
За комбинированную контрольную работу, содержащую, например, вычислительные примеры и арифметические задачи, целесообразно выставлять две отметки: одну - за вычисления, а другую - за решение задач, т.к. иначе невозможно получить правильное представление о сформированное™ конкретного умения или навыка. Например, ученик может безошибочно выполнить все вычисления, но при решении задачи неправильно выбрать арифметическое действие, что свидетельствует о несформированности умения решать арифметическую задачу данного типа.
При выставлении отметки учитель, оценивая знания, умения и навыки, должен отчётливо представлять, какие из них к данном}' моменту уже сформированы, а какие только находятся в стадии формирования. Например, на момент проверки учащиеся должны твердо" знать таблицу умножения. В этом случае оценивание отметками "5", 4'4", "3" и "2" состояния сформированности навыка целесообразно произвести по такой шкале:
- 95-100% всех предложенных примеров решены верно - "5",
- 75-94 % - «4»,
- 40-74 % - «3»,
- ниже 40% -«2».
Если работа проводится на этапе формирования навыка, когда навык еще полностью не сформирован, шкала оценок должна быть несколько иной (процент правильных ответов может быть ниже):
- 90-100% всех предложенных примеров решены верно-«5»,
- 55-89% правильных ответов-«4»,
- 30-54 % - «3».
Таким образом, число допущенных ошибок не является решающим при выставлении отметки. Важнейшим показателем считается правильность выполнения задания. Не следует снижать отметку за неаккуратно выполненные записи (кроме неаккуратно выполненных геометрических построений - отрезка, многоугольника и пр.), за грамматические ошибки и т.п. Эти показатели несущественны при оценивании математической подготовки ученика, так как не отражают ее уровень.
Умения "рационально" производить вычисления и решать задачи характеризует высокий уровень математического развития ученика. Эти умения сложны, формируются очень медленно, и за время обучения в начальной школе далеко не у всех детей могут быть достаточно хорошо сформированы. Нельзя снижать оценку за "нерациональное" выполнение вычисления или "нерациональный" способ решения задачи.
Кроме оценивания контрольной работы отметкой необходимо проводить качественный анализ ее выполнения учащимися. Этот анализ поможет учителю выявить пробелы в знаниях и умениях, спланировать работу над ошибками, ликвидировать неправильные представления учащихся, организовать коррекционную работу.
Оценивая контрольные работы во П-1У классах по пятибалльной системе оценок, учитель руководствуется тем, что при проверке выявляется не только осознанность знаний и сформированность навыков, но и умение применять их в ходе решения учебных и практических задач.
Проверка письменной работы, содержащей только примеры.
При оценке письменной работы, включающей только примеры (при числе вычислительных действий не более 12) и имеющей целью проверку вычислительных навыков учащихся, ставятся следующие отметки:
- Оценка "5" ставится, если вся работа выполнена безошибочно.
- Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 вычислительные ошибки.
- Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3-5 вычислительных ошибок.
- Оценка "2 "ставится, если в работе допущены более 5 вычислительных ошибок.
Примечание: за исправления, сделанные учеником самостоятельно, при проверке оценка не снижается.
Проверка письменной работы, содержащей только задачи.
При оценке письменной работы, состоящей только из задач (2-х или 3-х задач) и имеющей целью проверку умений решать задачи, ставятся следующие отметки:
Оценка "5" ставится, если все задачи выполнены без ошибок.
Оценка "4" ставится, если нет ошибок в ходе решения задачи, но допущены 1-2 вычислительные ошибки.
Оценка "3" ставится, если:
- допущена одна ошибка в ходе решения задачи и 1-2 вычислительные ошибки;
- вычислительных ошибок нет, но не решена 1 задача.
Оценка "2" ставится, если:
- допущены ошибки в ходе решения всех задач;
- допущены ошибки (две и более) в ходе решения задач и более 2-х вычислительных ошибок в других задачах.
Оценка математического диктанта.
При оценке математического диктанта, включающего 12 или более арифметических действий, ставятся следующие отметки:
- Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена безошибочно.
- Оценка «4» ставится, если неверно выполнена 1/5 часть примеров от их общего числа.
- Оценка «3» ставится, если неверно выполнена 1/3 часть примеров от их общего числа.
- Оценка «2» ставится, если неверно выполнена 1/2 часть примеров от их общего числа.
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи.
Проверочные работы имеют своей целью проверку усвоения изученного программного материала (по всей теме или по определенному се разделу). Для проведения проверочных работ учитель может отвести весь урок или его часть (10-15 минут).
Проверочные задания по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи направлены на выявление:
- уровня представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения, их свойствах;
- уровня сенсорного и умственного развития;
- сформированности обобщенных представлений на основе выделения общих существенных признаков;
- умения проводить сравнение двух и более предметов с установлением их общих и отличительных признаков;
- умения рассказать о признаках предметов из своего ближайшего окружения по определенному плану;
• умения узнавать в природе и на картинке цветы, деревья, кустарники, плоды, птиц, домашних и диких животных;
- уровня развития речи, степени систематизации словаря;
- умения различать взаимное расположение предметов и обозначать эти отношения соответствующими словами;
- умения работать по плану, инструкции, алгоритму;
- умения вести наблюдения, анализировать их и делать выводы;
- умения выбирать способ обследования предмета;
- умения давать полные ответы на вопросы об увиденном, о собственных впечатлениях, наблюдениях и практической деятельности;
- умения описывать предметы, явления, излагать события или
рассуждать о них в определенной последовательности; - уровня овладения навыками предметно-практической деятельности;
- умения составлять рассказы по сюжетной картине, по серии картинок, опорному слову, образцу;
- выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Виды проверочных работ.
Выбор вида проверочных работ определяется необходимостью проверки знаний, умений и навыков учащихся по отдельным существенным вопросам изучаемой темы.
Основными видами проверочных работ по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи являются:
- устные и письменные ответы на вопросы с использованием справочного материала;
- составление рассказов по опорным словам, иллюстрируемым картинкой;
- составление рассказов по серии картинок;
- составление рассказов по серии сюжетных картинок, предлагаемых в нарушенной последовательности;
- составление рассказов по сюжетным картинам;
- составление плана рассказа при помощи картинок;
- составление рассказов о наблюдениях в природе и за деятельностью человека по плану, алгоритму;
- работа с деформированным предложением, текстом;
- пересказ по готовому образцу;
- решение речевых логических задач;
- работа по перфокартам;
- распределение (группировка) предметных картинок по заданным признакам,
- работа с лекалами, трафаретами, контурными изображениями;
- конструирование (аппликация) из палочек, геометрических фигур, природного материала, бумаги, картона, дерева:
- выполнение коллективных работ по предварительно обсужденному замыслу,
- ролевой тренинг,
- выполнение тестовых заданий.
Речевая логическая задача - рассказ-загадка о явлениях природы, предметах ближайшего окружения, ответ на которого может быть получен при уяснении связей и закономерностей между рассматриваемыми предметами, явлениями, событиями. Решение логических задач активизирует приемы умственной деятельности (сравнение, сопоставление, построение умозаключений), стимулирует развитие словесно-логического мышления.
Проверка и оценка знаний и умений учащихся по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи.
Словесная оценка знаний и умений по предмету "Ознакомление с окружающим миром и развитие речи" в 1 классе в соответствии с требованиями программы производится по результатам бесед, наблюдений, практических работ, дидактических игр.
Во 2 классе знания и умения учащихся по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений и практических работ по перфокартам, предметным и сюжетным картинам, индивидуальным карточкам.
Оценка устных ответов.
Оценка "5" ставится ученику, если он даст правильный, логически законченный ответ с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире, на результаты практических работ; раскрывает возможные взаимосвязи; умеет ориентироваться в тексте учебника и находить правильные ответы, пользоваться планом, алгоритмом, применять свои знания на практике; дает полные ответы на поставленные вопросы.
Оценка "4" ставится, если ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик дотекает отдельные неточности, нарушения логической последовательности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на практике. При оказании учителем обучающей помощи эти недочеты ученик исправляет сам.
Оценка «3» ставится, если ученик усвоил учебный материал, но допускает фактические ошибки; не умеет использовать результаты практических работ, затрудняется в установлении связей между объектами и явлениями природы, между природой и человеком: излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах результаты наблюдений, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может самостоятельно применять знания на практике, но с помощью учителя исправляет перечисленные недочеты.
Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя, не отвечает ни на один из поставленных вопросов или отвечает на них неправильно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о безотметочной системе оценивания учащихся 1-х классов
Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок,форм, порядка и периодичности промежуточнойаттестации обучающихся. Ст. 15, п. 3 Закона РФ «Об образовании»Модернизация содержания обр...
Положение о Портфолио учащихся начальных классов
В положении описаны функции Портфолио, структура, технология ведения....
Положение о портфолио учащегося
Портфолио – это эффективная форма оценивания, фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений ученика в определенный период его обучения в начальн...
Виды оценивания учащихся
Указаны виды оценивания учащихся в нальной школе в 1-2 классах...
Положение об оценивании МОУ-СОШ № 3
Пложение о десятибалльнй системе оценивания учащихся....
Положение о безотметочной системе оценивания учащихся 1 класса
Положение о безотметочной системе оценивания учащихся 1 класса...
Положение бо оценивании учащихся начальной школы
Нормы оценивания. Нормативные документы. Правила выставления отметок...