Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе
статья по теме

Абросимова Светлана Александровна

Опыт работы показывает, что целесообразным его применение уже в начальном звене школьного обучения. В статье раскрываются особенности и показаны варианты организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной позиции учащегося в учебном процессе. Ее решение особенно актуально для начального звена школьного обучения, поскольку с позиции отечественных психологов (Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, В.В. Рубцова, Д.Б. Эльконина и др.) учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 7-10 лет.

В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и новых методов обучения. Успешными в начальной школе признаны: проблемное изложение, частично поисковый метод.

Между тем почти полностью исключенным из практики современной отечественной школы, особенно начального ее звена, оказался проектный метод.

В качестве основных неоспоримых достоинств проектного метода по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, названы:                

  • высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;
  • развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
  • приобретение детьми опыта исследовательско - творческой деятельности;
  • межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.

Опыт работы показывает, что целесообразным его применение уже в начальном звене школьного обучения. В статье раскрываются особенности и показаны варианты организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста.

По мнению многих отечественных психологов и педагогов, эффективность использования проектного метода, во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми. Однако для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, «зрелость», заключающаяся в следующем:

Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым мы относим:

— умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действий);

— умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

— умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, доказывать его);

— умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Данные умения начинаем формировать с первых дней ребенка в школе, когда дети  в учебных ситуациях «открывают» и доступно для себя формулируют необходимые «правила общения».

Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает, развитие мышления учащихся, определенная «интеллектуальная зрелость».

— развитие аналитико-синтетических действий;

— сформированность алгоритма сравнительного анализа;

— умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;

— возможность выделять общий способ действий;

—  перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются: широта, мера самостоятельности и обоснованность.

К «интеллектуальной зрелости» относим также наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности  является опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию следующих необходимых умений:

— адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

— обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;

— выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

Систематическая работа по организации содержательной самооценочной и оценочной деятельности младших школьников осуществляется с самого начала обучения. Формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности (коммуникативного, интеллектуального и оценочно - самооце-ночного) является необходимым условием для становления субъектности младшего школьника в процессе обучения и по свидетельству диагностических срезов делает возможным успешное применение проектного метода и его модификаций уже к концу II класса. Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

В целом в проектной деятельности младших школьников выделяем следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

—мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

— планирующий — подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

— информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

— рефлексивно - оценочный  (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Среди проектов, вызвавших у учащихся начального звена сильный положительный эмоционально-познавательный отклик, можно назвать создание герба своей семьи.

Работа над данным проектом осуществлялась второклассниками во внеурочное время на занятиях секции НОУ «Истоки».        

На первом этапе было предложено учащимся принять участие в создании герба своей семьи, где ребята обсуждали и  предлагали собственные идеи.

Среди комплекса задач, реализуемых при работе над данным проектом, приоритетными являлись следующие: познакомить детей со структурой определения и его разновидностями, стимулировать познавательный интерес учащихся к толковому словарю, формировать понятийное мышление у младших школьников, совершенствовать детские учебные взаимодействия. Из задач, предложенных учащимися в качестве основных, признаны такие, как научиться формулировать определения, развивать точность речи.

На подготовительном этапе  вместе с детьми определили тему и цели проекта, сформулировали задачи, выработали план действий, установили критерии оценки результата и процесса, согласовали способы совместной деятельности. Сначала было предложено ребятам дать определения некоторым понятиям, связанным с проектом (например: «герб», «геральдика», «символы»). Определения получились у всех разные, кроме того, учащиеся отметили, что составить их не так-то просто, но интересно. Прежде, чем начать такую работу, мы провели ряд занятий в школьной библиотеке. Там ребята познакомились с историей зарождения геральдики. Библиотекарь, Ласточкина Л.Н., подробно рассказала ребятам, что такое герб и каким условиям он должен отвечать, чтобы считаться таковым. Затем школьники учились работать с исторической литературой, толковым словарем. Они зачитывали определения к этим словам из толкового словаря, затем знакомились с составными частями герба и основными правилами составления их.

На следующем  этапе уточняется тема проекта «Герб моей семьи». Главная цель определяется как создание герба на основе индивидуальных проектов, из которого бы ясно было видно какой семье он принадлежит, чем занимаются члены семьи, их увлечения или род занятий. Ребята делятся первыми своими набросками и зарисовками. Показывают формы гербового щита, графическое изображение цветных финифтей, геральдические фигуры. Зачитывают девизы своей семьи.

После коллективного обмена мнениями принимается следующий план работы над проектом. Сначала в микрогруппах ученики пытаются открыть принцип (правило), по которому составлены уже известные им гербы (страны, области и др.). После этого каждый  самостоятельно разрабатывает оформление и содержание своего герба, готовит и осуществляет его презентацию.

Критериями оценки качества определения и выбора удачных проектов признаются: полнота, точность и оригинальность.

Далее выполняется проект в соответствии с составленным планом, каждый работает в своем темпе, при необходимости может советоваться с одноклассниками и учителем, при желании часть работы может выполняться дома совместно с родителями. На каждом занятии отрабатываются ораторские навыки описания герба.

Во время презентации индивидуальных гербов одноклассники отмечают лучшие, оригинальные находки в оформлении.

После завершения групповой работы и непосредственного выполнения проекта дети делятся своими впечатлениями с одноклассниками, высказывают свои размышления в описании. Хочется подчеркнуть, что в своих отзывах учащиеся отметили не только свое эмоциональное отношение к проделанной работе, но и дали ее содержательный анализ, объяснили, чему она их научила, какие были трудности и достижения:

«Я считаю, что, составляя герб, я  узнала много нового и интересного об увлечениях моих родителей». (Судакова Виктория)

«Работа со словарем была полезной. Раньше я не знал, что такое геральдика, а теперь могу объяснить своим товарищам». (Билый Кирилл)

«Благодаря этой работе я понял, как увлекательно и полезно читать историческую литературу». (Коняев Кирилл)

«Я считаю, что «Герб моей семьи» — это хорошая память о моих родителях и их увлечениях. Я хочу, чтобы герб, который составила сама, продолжили и дополнили мои потомки». (Гаврилова Мария)

В целом, данный проект нашел значительный эмоционально-познавательный отклик у учащихся, а работа над ним способствовала успешному решению целого спектра  развивающих задач.

В заключение хочется отметить, что «проектное обучение не должно вытеснять классноурочную систему. И, как показал опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах.

                         

                          ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

        1.Гonne H.H. О переходе к проектной технологии // Педагогическое обозрение. 2000. № 4. С. 110-115.

        2.Джонсон Д., Джонсон Р., Джонсон-Холубек Э. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве. СПб., 2001.

        3.Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. М., 1984.

        4.Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. Воронеж, 1998.

        5. Лернер ИЯ. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.

        6.Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987.

        7.Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск, 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение проектной деятельности в начальной школе как одно из направлений внеурочной работы

Требования рыночной экономики и информационное общество впервые смыслом и целью образования назвали развитие личности школьника, а стратегической задачей образовательной политики - стимулирование его ...

Презентация "Применение проектной деятельности в начальной школе как одно из направлений внеурочной работы"

•Актуальность проектной деятельности сегодня осознается и педагогами и учащимися. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектн...

Применение проектных технологий в начальной школе

Система работы над проектными технологиями в начальной школе...

«Применение проектной деятельности в начальной школе в урочной и внеурочной деятельности» 02.11.2016

Муниципальная нучно-практическая конференция "Иновационная деятельность педагога в современных условиях"....

Доклад «Применение проектной деятельности в начальной школе в урочной и внеурочной деятельности»

Моя задача заключается в том, чтобы коротко рассказать  вам  об основных моментах работы над проектной деятельностью...

Применение инновационных методов в начальной школе. Интеллект- карты.

Одним из удобных инструментов для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме  являются  интеллект-карты. Это графическое выражение процесса рад...