Доклад «Применение проектной деятельности в начальной школе в урочной и внеурочной деятельности»
учебно-методический материал
Моя задача заключается в том, чтобы коротко рассказать вам об основных моментах работы над проектной деятельностью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 111.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Николаевская ООШ»
Мензелинского муниципального района РТ
Доклад на региональный семинар:
«Применение проектной деятельности
в начальной школе
в урочной и внеурочной деятельности»
Подготовила: Лапшина И.А
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2018 год
Слайд 2 "В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово - за
ребенком, последнее - за учителем" Коллингс
Тема данного выступления для вас, уважаемые коллеги, не является новой. Наша задача заключается в том, чтобы коротко рассказать вам об основных моментах работы над проектной деятельностью учащихся в рамках ФГОС, поделиться опытом работы над проектом.
Концепция обновления содержания образования, отраженная в инициативе «Наша новая школа», ставит перед нами задачу формирования личности, ориентированной на саморазвитие, самообразование, самореализацию.
Это требует не только изменений в соответствии с запросами общества образовательных программ, но и активного применения различных педагогических технологий.
В этой связи большого внимания заслуживает Слайд 3 метод проектов, который обеспечивает заявленный в Стандарте второго поколения деятельностный подход к обучению, позволяющий быстрее и легче реализовать перевод обучающегося в режим саморазвития.
В своем выступлении я хочу представить опыт моей работы по использованию проектной технологии в преподавании учащихся начальных классов, а также во внеурочной деятельности.
Проектная технология в педагогике существует уже давно. Основан метод проектов в американской школе начала ХХ века Джоном Дьюи, применялся и в отечественной практике в 20-З0-е годы. В последнее время этому методу вновь уделяется пристальное внимание, так как проектная деятельность становится особенно актуальной в современном информационном обществе.
На мой взгляд, проектная деятельность становится столь востребованной в современной школе также благодаря универсальности этой технологии.
Метод проектов позволяет в процессе работы сочетать различные образовательные технологии.
Слайд 4 Во-первых, проектная деятельность направлена на сотрудничество учащихся и преподавателей. Учитель выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности своих учеников. Таким образом, метод проектов тесно связан с педагогикой сотрудничества.
Слайд 5 Во-вторых, проектная технология ориентирована на личностные характеристики учащегося и позволяет применять все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный. Здесь мы видим взаимосвязь метода проектов с личностно-ориентированным обучением и с технологиями групповой и индивидуальной деятельности. Возможность каждого обучающегося работать в своем режиме способствует созданию условий для ситуации успеха, а также реализации здоровьесберегающих технологий в обучении.
Слайд 6 В-третьих, основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических, исследовательских или творческих задач, требующих интеграции различных предметных областей. Межпредметные связи, которые сейчас обязательно присутствуют в содержании любой образовательной программы, осуществляются в ходе проектной работы в сочетании с интегрированными технологиями обучения.
В-четвертых, проектная деятельность требует умения ориентироваться в информационном пространстве. Современные информационные технологии способствуют эффективности проектного метода. По ходу работы ученики могут использовать компьютер как инструмент поисковой и оформительской работы.
Слайд 7 В основе проектной технологии лежит развитие познавательных навыков учащихся, поэтому проектный метод можно отнести к исследовательскому типу, что, в свою очередь, предполагает применение исследовательских методик. Таким образом, у учащихся развивается познавательный интерес, появляется возможность углубить знания, выявить свои склонности и способности, научиться экспериментировать, наблюдать, работать с литературой, выступать с докладом.
Слайд 8 Таким образом, универсальность метода проектов предоставляет педагогу широкие возможности его использования как в учебной, так и во внеклассной работе.
Применение метода проектов определяется рядом требований:
Наличие проблемы (задачи), требующей поиска для ее решения. Работа над проектом начинается с постановки проблемы, взятой из реальной жизни и значимой для ученика (например, в проектах Слайд 9 «Они защищали Родину» - внимание было привлечено к проблеме сохранения памяти о подвигах защитников Отечества). Затем определяется цель проектной работы и задачи.
Структурирование содержательной части проекта. Необходимо четкое планирование действий, поэтому работа над проектом разбивается на этапы.
Самостоятельная деятельность учащихся. Используется распределение (если имеется в виду групповая работа) заданий для каждого участника, которые учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Это требует ответственности участников проекта за свою часть работы. Таким образом, идет продуктивное сотрудничество учащихся, направленное на совместное достижение результата.
Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
Практическая значимость предполагаемых результатов. Работая над проектом, учащиеся не только приобретают новые знания, навыки, опыт, но и используют их в своей деятельности.
Реализация проекта, т.е. конечный продукт. Законченный проект предполагает создание конечного продукта и его реализацию (например, изготовление наглядного пособия). Результатом выполненных проектов могут быть видеофильмы, альбомы, журналы, компьютерные презентации, поделки, буклеты, календари и т.д.
Современная классификация проектов разнообразна. На основе преобладающей деятельности учащихся можно выделить следующие виды проектов:
Слайд 10 практико-ориентированный проект;
исследовательский проект;
информационный проект;
творческий проект;
ролевой проект;
межпредметный проект.
Проект также может быть завершенным или открытым для продолжения работы. В практической деятельности очень редко можно встретить проекты, полностью соответствующие классификации. Обычно виды проектов взаимосвязаны, поэтому легко сочетаются друг с другом.
Остановлюсь на тех проектах, которые активно применяю в своей практике.
Слайд 11 Практико-ориентированный проект используется мною в урочной деятельности. Данный проект предполагает получение продукта, который можно в дальнейшем использовать в работе. В качестве примера приведу урок-проект «Красная книга природы.». Вначале урока выявляется проблема, Почему Красная книга?, определяются цели и задачи. Учащимся предлагается решить проблему с помощью проектной работы. Работа организуется по группам. Каждая группа исследует названия этой книги. В процессе выполнения заданий составляется опорная схема.
Информирует Призывает
Красная книга
Предупреждает Советует.
Слайд 12 На уроках окружающего мира в 3 классе при изучении темы «Мы и наше здоровье» предлагаю ребятам создание проектной работы «За осанкой, ты следи!». Поэтапно в процессе изучения темы в работе появляются странички, посвященные здоровью, памятки, рекомендации.
Подводя итог сказанному, хочется сказать, что учебники, разработанные под стандарты нового поколения, ориентируют учащегося в умении исследовать, наблюдать, проектировать изучаемый материал. По сути учебник является одним из ведущих звеньев в проектной деятельности учащегося в урочное время.
Исследовательские проекты целесообразно использовать во внеурочной деятельности. Они предполагают обращение к какой-либо актуальной теме и ее всестороннее исследование. В качестве примера такого проекта можно рассмотреть историко-краеведческую тропу Слайд 13 «Дорогое сердцу письмецо…». Проект создавался с целью познакомиться с письмами военных лет и судьбами людей, оставивших свой след на этой земле. В ходе работы были исследованы архивные документы, проведены беседы со старожилами, изучена краеведческая литература. В проекте отражены история писем военных лет, рассказано о наиболее интересных судьбах наших земляков. Реализацией проекта стало создание экскурсионного маршрута. Данный проект является открытым и постоянно пополняется новыми материалами. Также был выполнен проект «С чего начинается Родина?», « История села Николаевка»
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры и предоставляют широкий простор для различных видов деятельности. Такие проекты можно использовать как в урочной, так и во внеклассной работе. Они могут быть коллективными и индивидуальными. Продуктом таких проектов может стать любая творческая работа. Например, недавно мы приняли участие в региональном конкурсе Слайд 14 «Сохраним лесную красавицу. Ель-2018». Результатом нашей проектной деятельности - это видеоролик. Мы заняли 3 место.
Практическая значимость проектной деятельности состоит в формировании умения представлять свою работу. Поэтому завершающим этапом выполнения проекта является его защита. При защите учащиеся обосновывают причины и актуальность выбранной темы, описывают пути реализации проекта и представляют полученный продукт.
Таким образом, главным результатом проектной деятельности, является развитие познавательной активности учащихся; воспитание потребности постоянно пополнять свои знания, развитие умений, позволяющих в море окружающей информации находить ту необходимую, которую можно использовать в работе. Работая над проектом, каждый ученик имеет возможность проявить собственную фантазию. Приобретая необходимые умения и навыки, а именно: работать самостоятельно, использовать различную информацию, уметь использованную информацию переработать и систематизировать, уметь пользоваться ресурсами компьютера, делать презентации и другие виды творческих работ-положительно влияют на адаптацию ученика в среднем и старшем звене
Слайд 15-16 Метод проектов позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой обучающихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять их на практике для решения проблем, касающихся жизни.
Проектная деятельность в начальной школе выводит ученика за границы урока, учебника, представляет проблему объемно, с позицией разных дисциплин, развивает творческое мышление, пробуждает интерес к изучению приемов и методов поиска оригинальных решений в любой области человеческой деятельности.
Слайд 17 «Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность»
(Бернард Шоу).
Слайд 18
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Применение пословиц и поговорок в урочной и внеурочной деятельности как средство обогащения речи и развития логического мышления у младших школьников»
Описание педагогического опыта учителя начальных классов....
Применение метода интеллект-карт в урочной и внеурочной деятельности как средство развития мыслительных и творческих способностей младших школьников
Описаны этапы и технология применения метода интеллект-карт в начальной школе....
«Применение метода интеллект-карт в урочной и внеурочной деятельности как средство развития мыслительных и творческих способностей младших школьников»
В статье рассказывается о способах применения метода интеллект-карт в начальной школе....
ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПОДХОДОВ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Инновационный опыт здоровьесбережения....
Применение современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности.
Построение учебного процесса на уроке и во внеурочной деятельности влечет за собой активное применение современных образовательных технологий, учитывая современные требования к качеству образован...
Доклад: "Использование «лего-конструктора» с применением механизмов движение во внеурочной деятельности начальной школы."
В последнее время в образовании очень актуальными являются вопросы: Каким быть человеку 21 века, который сидит сейчас за партой? Какими вырастут, кем станут сегодняшние ученики? Какой он сегодняшний м...