Применение инновационных методов в начальной школе. Интеллект- карты.
учебно-методический материал
Одним из удобных инструментов для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме являются интеллект-карты. Это графическое выражение процесса радиантного мышления и поэтому является естественным продуктом деятельности человеческого мозга, помогает не только организовать и упорядочить информацию, но и лучше воспринять, понять, запомнить и проассоциировать ее. Они помогают ученикам не только самостоятельно работать с учебным и справочным материалом, но и дают возможность выявлять слабые места в знании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intellekt-_karty.doc | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение инновационных методов в начальной школе.
Интеллект- карты.
Формирование творческой и активной личности учащегося - главная цель современного образования. Сегодня школьник должен уметь самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем. Задача педагога – вовлечь учащихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалоги и самостоятельно получают знания.
Одним из удобных инструментов для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме являются ментальные карты . Mind-maps (термин может переводиться как «интеллект карты», «карты ума», «карты мыслей», «карты мышления», «ментальные карты», «карта памяти» или «карты разума») – информация, изображаемая в графическом виде на большом листе бумаги. Она отражает связи (смысловые, причинно-следственные, ассоциативные и т.д.) между понятиями, частями и составляющими рассматриваемой области.
Тони Бьюзен - известный писатель, лектор и консультант по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления разработал правила и принципы конструкции интеллект карт;
- систематизировал их спользование;
- приложил массу усилий для популяризации и распространения данной технологии;
- создал собственное программное обеспечение для поддержки создания ментальных карт под названием iMindMap в декабре 2006 года
Интеллект-карта – это графическое выражение процесса радиантного мышления и поэтому является естественным продуктом деятельности человеческого мозга.
Она помогает не только организовать и упорядочить информацию, но и лучше воспринять, понять, запомнить и проассоциировать ее.
Метод интеллект-карт позволяет:
- формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности;
- формировать умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, аннотирование, участие в аналитических обзорах и т. д.);
- улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т.д.) учащихся;
- ускорять процесс обучения.
Эффективность данного метода заключается в следующем:
- метод отвечает реальным запросам учащихся и соответствует возрастному уровню их развития;
- приобретённые знания сохраняются в памяти значительно дольше, а доля усвоенного материала значительно выше;
- поисковая система Интернет и учебная литература дают учащимся возможность создавать свой собственный инновационный продукт – интеллект-карты;
- интеллект-карты можно использовать как демонстрационный или раздаточный материал при обобщающем повторении, при написании сочинений; - кроме этого, процесс построения интеллект-карт делает обучение творческим и увлекательным.
Составление собственных интеллект-карт дает учащимся возможность:
- выявлять слабые места в знании учебного предмета;
- научиться самостоятельной работе с учебным и справочным материалами;
- развивать личностные качества, интеллект, пространственное мышление, уверенность в своих силах и способностях, познавательную активность.
Основные принципы построения интеллект-карт :
1. Графическое представление информации. Это является главной отличающей от конспекта особенностью интеллект-карты. Информация представляется в виде схемы. Основные значимые мысли связываются между собой направленными стрелками.
2. Использование пиктограмм в интеллект- картах является обязательным. В этих картах пиктограммами могут быть не только «смайлики» и «сердечки», но и другие, более сложные знаки, позволяющие невербальным способом передать отношение автора к узлам карты или косвенно указать на происхождение и назначение узлов.
3. Активное использование цвета. При рисовании интеллект-карт обязательно использование нескольких (не менее трех) цветов. Цвет - это мощный инструмент восприятия, и использование его в целях выделения и структурирования мыслей обязательно!
4. Для создания карт используются цветные карандаши, маркеры….
5. Основная идея, проблема, объект внимания (изучения) располагается в центре. Это одно из ключевых понятий в создании интеллект-карт.
6. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
7. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
8. Ветви должны быть изогнутыми, живыми, гибкими – в общем, органическими. Рисование ментальной карты в стиле традиционной схемы полностью противоречит идее майндмэппинга. Это сильно затруднит движение взгляда по ветвям и создаст много лишних одинаковых объектов.
9. Над каждой линией–ветвью пишется только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций.
10. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
11. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
Использование этих принципов при создании интеллект-карты служит тому, чтобы повысить их занимательность, привлекательность и оригинальность.
Алгоритм действий при построении интеллект-карты
1. Центральный образ (основную идею) располагаем в центре листа.
Центральный образ должен быть самым ярким объектом, потому что он будет являться вашим центром внимания, основной целью создания интеллект-карты. Для этого максимально четко ставьте задачу, используйте при создании центрального образа наиболее «цепляющие», вдохновляющие вас в данный момент цвета и рисунки.
Начинайте с главной мысли — и у вас появятся новые идеи, чем ее дополнить.
2. Основные темы, непосредственно связанные с объектом внимания (ветви 1-го уровня), изображаем расходящимися от центрального образа в виде плавных линий (ветвей), обозначаем и поясняем ключевыми словами или образами, ассоциирующимися с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею.
Создавать и читать следует по часовой стрелке, начиная от правого верхнего угла. Информация считывается по кругу, начиная с центра карты и продолжая с правого верхнего угла и далее по часовой стрелке. Это правило принято для чтения всех интеллект-карт. Если вы задаете другую последовательность, вам необходимо пронумеровать очередность чтения.
3. Вторичные идеи также изображаем в виде ветвей, отходящих от ветвей более высокого порядка, то же справедливо и для третичных ветвей и т.д.
Связывайте мысли! Использование связующих ветвей помогает нашему мозгу с максимальной скоростью структурировать информацию и создавать целостный образ. Используйте не более чем 7±2 ответвления от каждого объекта, а лучше — не больше 5–7, так как такую карту сможет легко воспринимать даже уставший человек.
4. Делаем карту более эффективной и привлекательной с помощью использования множества цветов.
В выбираемых нами цветах всегда больше смысла, чем может показаться. Цвет мы воспринимаем мгновенно, а на восприятие текста нужно время. Разные цвета могут по-разному восприниматься и имеют разное значение в разных культурах и у разных людей.
5. Добавляем рисунки, символы, и другую графику, ассоциирующиеся с ключевыми словами.
Экспериментируйте! Так как мышление каждого человека уникально, то и карта как результат мышления тоже должна быть уникальной и неповторимой. Не бойтесь экспериментировать, пробовать, искать и находить лучшие способы представления информации, максимально подходящие именно для вас.
Используйте ключевые слова! Их должно быть немного, чтобы они не складывались в законченное предложение. Старайтесь все слова располагать горизонтально. Придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию. Используйте печатные буквы. Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями. Информация, поданная в виде ключевых слов, связанных наглядно друг с другом, заставляет мозг работать максимально быстро.
6. При необходимости можно соединить понятия на разных ветках с помощью дополнительных стрелок.
Стрелки могут быть разных цветов, толщины, начертания. Все зависит от их важности в данной интеллект-карте. Не создавайте прямых линий!
7. Для большей понятности можно оформить фоновыми цветами различные смысловые блоки, обозначить нумерацию.
Используйте группировку для обозначения односмысловых групп. Это могут быть разноцветные фоны, просто контуры или что-то другое.
Как правило, впоследствии для восприятия информации с интеллект-карты вам даже не нужно будет читать, что там написано, — достаточно будет пробежаться по рисункам, и у вас в голове тут же всплывет необходимая информация.
Интеллект карта, или карты ментальные (mind-maps) — это отображение эффективного способа думать, запоминать, вспоминать, решать творческие задачи, а также возможность представить и наглядно выразить свои внутренние процессы обработки информации, вносить в них изменения, совершенствовать. Вы можете и скачать приложения и программы для создания интеллект- карт или работать с ними в онлайн режиме. Остановимся на некоторых из них.
1. Сoogle - www.coggle.it
Coggle является бесплатным онлайн приложением, поддерживающим совместную работу над проектами. В этой программе вы можете разрабатывать удобные красивые ментальные карты. Интерфейс программы прост, но в тоже время имеет множество функций, которые делают процесс создания интеллект карты невероятно простым. Программа поддерживает использование изображений, индивидуальные цветовые схемы и возможность просмотра истории документа. Хранение истории изменений позволяет вам вернуться к ранним версиям созданной карты, если в текущей версии вы зашли в тупик. Mind-map, созданные в программе Coggle, могут экспортироваться в формате PNG или PDF.
2. Xmind - www.xmind.net
XMind является популярной кросс-платформенной программой для составления ментальных карт, работает на платформах Windows / Mac / Linux. У программы есть несколько версий: бесплатная с урезанными возможностями и платная с расширенным функционалом. Одним из основным преимуществ программы является ее поддержка и совместимость с пакетом Microsoft Office. И приятным дополнением является возможность программы работать с диаграммами Ганта.
3. Freemind
Программа Freemind является открытым бесплатным приложением, которое работает на любой платформе, поддерживающей Java. В целом программа имеет весь необходимый набор функций для создания качественных mind maps. Единственный минус программы — несовременный дизайн интеллект карт.
4. BubblUs - www.bubbl.us
Bubble.us — бесплатное веб-приложение для составления интеллект карт в режиме онлайн. Приложение позволяет составить простые mind-map и экспортировать их в формате изображений. Функционал программы в сравнении с простыми решениями MindNode и Coggle кажется немного навороченным, но все же программа решает поставленную и задачу и создает хорошие интеллект карты. Программа работает на flash и не будет работать на смартфонах.
5. WiseMapping - www.wisemapping.com
Программа WiseMapping является бесплатным онлайн — приложением для создания интеллект карт, работающим на открытом коде HTML5. Программой можно пользоваться прямо на сайте разработчиков, а можно скачать открытый код программы и установить ее на собственный веб-сервер. Приложение имеет весь набор функций для работы с технологией интеллект — карт.
6. Mind42 - www.mind42.com
Бесплатная On-line программа (Beta). Есть также платный доступ
Преимущества:
- Несколько человек могут одновременно работать над картой.
- Возможно импортировать карты из других расширений: Mind42.com (*.m42), Freemind (*.mm), MindManager (*.mmap; *.xml).
- Интегрирован поиск по картинкам Googl, Yahoo, Flickr, он возможен доступен, если нажать на иконку для добавления картинки.
Метальные карты помогают привлечь живые мысли, находящиеся за скучным текстом, или создать их, если использовать ментальные карты в качестве инструмента для создания новых идей. Ведь память и креативность – в сущности, две стороны одного процесса: память воссоздаёт прошлое, а креативность создаёт будущее. Наступивший век по праву можно назвать веком интеллекта, и этому веку нужен новый инструмент, отвечающий его запросам к широте информационного охвата, быстроте ее обработки, объединению данных различных форматов.
Одним из удобных инструментов для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме являются интеллект-карты. Это графическое выражение процесса радиантного мышления и поэтому является естественным продуктом деятельности человеческого мозга, помогает не только организовать и упорядочить информацию, но и лучше воспринять, понять, запомнить и проассоциировать ее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе
Опыт работы показывает, что целесообразным его применение уже в начальном звене школьного обучения. В статье раскрываются особенности и показаны варианты организации метода проектов с детьми младшего ...
Применение инновационных технологий в начальной школе
Обобщение опыта учителя начальных классов....
Применение инновационных технологий в начальной школе на примере урока технологии.
В настоящее время понятие инновационные технологии широко распространено в начальной школе. Под этим названием в сфере образования мы понимаем совокупность психолого-педагогических приемов, определяющ...
Применение инновационных технологий в начальной школе
Внастоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого образовательного учреждения....
СТАТЬЯ "ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего освоения знаний. Основная задача государственного стандарта нового поколения состоит в том, чтобы обеспечить ребен...
"ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
В статье рассказывается о применении инновационных технологий в начальной школе. Основными направлениями работы при использовании инновационных технологий являются:-мультимедиа-уроки, которые проводят...