Статья на тему: "Профилактика и коррекция тревожности в младшем школьном возрасте".
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Раскрываются основные причины тревожности, направления психопрофилактической и психокоррекционной работы с тревожными детьми, памятка учителю и рекомендации родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_trevozhnosti.docx | 18.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика и коррекция тревожности в младшем школьном возрасте.
Нарушениям психологического здоровья соответствует выраженное повышение тревожности, которое может привести к существенному снижению внимания, в особенности произвольного. Учащиеся с наличием выраженных страхов будут, как правило, прибывать в состоянии повышенного напряжения, что обусловит повышенную утомляемость и снижение работоспособности.
Тревожный ребенок постоянно находится в подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром. Закрепляясь в процессе становления характера, эта черта приводит к формированию заниженной самооценки.
У дошкольников и младших школьников тревожность является результатом фрустрации потребности в надежности, защищенности со стороны ближайшего окружения (ведущей потребности этого возраста).
Факторы семейного воспитания, прежде всего взаимоотношений «мать - ребенок», выделяются в настоящее время в качестве центральной, «базовой», причины тревожности едва ли не всеми исследователями данной проблемы.
Диапазон нарушений в отношениях взрослых к ребенку чрезвычайно широк – от гипо-до гиперопеки, от повышенных ожиданий и требований, которым ребенок не может соответствовать, до полного попустительства, а также нарушения взаимоотношений взрослых между собой, - родителей, родителей и прародителей и др., а также взрослых со старшими детьми.
Среди наиболее общих причин возникновения тревожности у детей дошкольного и школьного возраста можно перечислить:
- внутриличностные конфликты, прежде всего, связанные с оценкой собственной успешности в различных сферах деятельности;
- нарушения внутрисемейного и (или) внутришкольного взаимодействия, а также взаимодействия со сверстниками;
- соматические нарушения.
Тревожность, в том числе и школьная, - это один из предвестников невроза, и работа по ее преодолению – это работа по психопрофилактике невроза.
Таким образом, необходимость оказания психопрофилактической и психокоррекционной помощи и поддержки тревожным детям является одной из важных задач, которые психологу приходится решать в образовательном учреждении.
Как психопрофилактичекая, так и психокоррекционная работа, связанная с тревожностью подразумевает три взаимосвязанных направления.
1. Психологическое просвещение родителей.
Основная задача такой работы – формирование у родителей представления о том, что им принадлежит решающая роль в процессе профилактики тревожности и ее преодолении.
2. Психологическое просвещение педагогов.
Задачи:
1) Объяснить, какое влияние может оказать тревожность как устойчивая черта личности на развитие ребенка, успешность его деятельности, его будущее.
2) Уделить особое внимание формированию правильного отношения к ошибкам, умению использовать их для лучшего понимания материала.
3) Раскрыть особенности тревожных детей, дать рекомендации по эффективному общению и индивидуальному подходу к ним.
3. Работа с детьми.
Основная задача – выработка и укрепление уверенности в себе, собственных критериев успешности.
Работу необходимо вести в трех направлениях:
- повышать самооценку ребенка, внушать ему веру в свои способности;
- учить ребенка снимать мышечное напряжение, расслабляться, создавать для себя комфортную обстановку;
- обучать умению управлять собой в ситуациях, вызывающих наибольшее беспокойство.
Для реализации этих конкретных задач была создана программа коррекционно-развивающих занятий «Я - волшебник» с детьми младшего школьного возраста, целью которой является психологическая помощь и поддержка тревожных учащихся.
Памятка учителю по работе с тревожными детьми
- С помощью занимательных заданий развивайте интерес к обучению.
- Будьте справедливы, чутки, отзывчивы, деликатны в общении.
- Не акцентируйте внимание одноклассников на ребенке, не подчеркивайте его страх.
- Развивайте навыки общения.
- Привлекайте к общественной деятельности.
- Не навешивайте ярлык «трусишка», это очень травмирует психику школьника.
- Чаще хвалите, подбадривайте, замечайте даже небольшие достижения.
- Задействуйте в мероприятиях, играх, театральных постановках.
- Создавайте благоприятный психологический климат в классе.
- Проводите работу с родителями с целью предотвращения семейных конфликтов, приводящих к повышению уровня тревожности у ребенка.
Рекомендации родителям
- Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет значимых для него людей.
- Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешили раньше.
- Помните, что как бы ни была важна школа, ее влияние на психологическую сферу ребенка всегда вторично. Главный путь преодоления страха и тревоги в школе – это теплая, доверительная атмосфера в семье, уверенность школьника в вашей безусловной любви и защите. Никогда не говорите ребенку, что, если он будет плохо учиться, вы его разлюбите или отдадите кому-нибудь.
- Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
- Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.
- Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, что бы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным, а неудачи в школе могли компенсироваться успехами в другой деятельности.
- Не пытайтесь высмеять страхи ребенка, какими бы нелепыми они вам не казались. Не старайтесь убедить его в том, что бояться нечего. Не говорите ребенку, что он ведет себя глупо или трусливо (особенно мальчикам).
- Помните, что тревожный ребенок уже выработал определенный способ борьбы с тревогой. При всей неадекватности и нелепости подобных средств не высмеивайте их, используйте их для того, чтобы помочь младшему школьнику действительно справиться со своей проблемой.
- Не рассказывайте при посторонних о тревогах и страхах ребенка – это усилит его неуверенность и боязнь новых ситуаций и людей.
Если родители не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это еще не повод, что бы отказать ему в любви и поддержке. Пусть он живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская работа по теме:"Взаимосвязь стиля родительского воспитания и тревожности детей младшего школьного возраста"
В работе показано, как различные стили родительского воспитания оказывают влияние на тревожность младшего школьника. Работа будет интересна как родителям, так и учителям начальных классов, школьным пс...
Доклад на тему: «Использование компьютерных технологий в коррекции речи детей младшего школьного возраста»
Доклад на тему:«Использование компьютерных технологий в коррекции речи детей младшего школьного возраста» Использование информационных технологий в логопедической работе соверше...
Использование игровых приёмов в коррекции внимания детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
В настоящее время перед педагогами и родителями стоит задача обучения и воспитания младших школьников с нарушениями речи, развития их психических процессов. Особую актуальность приобретает проблема ум...
Проблема тревожности в младшем школьном возрасте
В статье рассматриваются причины детской тревожности при поступлении в школу...
ПРОБЛЕМА ТРЕВОЖНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА УСПЕВАЕМОСТЬ
С каждым годом нарастают трудности адаптации первоклассников к школе, что ведет к возникновению проблем обучения. Это связано как с падением уровня готовности к школьному обучению, так и с усложнением...
Особенности тревожности детей младшего школьного возраста.
В данной статье излагаются особенности тревожности детей младшего школьного возраста. В частности здесь излагаются уровни тревожности, тревожность рассматривается с нескольких позиций. Речь идет о поз...
Профилактическая программа по снятию агрессивности и тревожности в младшем школьном возрасте "Шаг навстречу"
Профилактическая психолого-педагогическая программа "Шаг навстречу"...