Доклад на тему:"Преемственность результатов освоения основной общеобразовательной программы ДОУ и начальной школы".
статья (1 класс) на тему
В докладе на тему: "Преемственность результатов совоения основной общеобразовательной программы ДОУ и начальной школы" содержится план работы по преемственности начальной школы и детского сада. Я думаю, этот материал поможет учителю начальных классов, который будет набирать первый класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_konfer.docx | 36.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Преемственность результатов освоения
основной общеобразовательной программы ДОУ и начальной школы.
Доклад подготовила
учитель начальных классов
МБОУ Весеннинской ООШ Божкова В.И.
2014
Актуальность.
Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.
Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования является важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.
Цели:
- создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.
- обеспечить систему непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.
- создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.
- увлечь детей детского сада перспективой школьного обучения, вызвать желание учиться в школе.
Задачи:
-Способствовать укреплению и сохранению здоровья дошкольников, готовящихся к обучению в школе.
-Всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.
-Создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка.
Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой.
В ФГОС результаты освоения программы дошкольного и начального образования находятся в преемственной связи и подразделяются в свою очередь на предметные, метапредметные и личностные.
| Дошкольное образование | Начальное образование |
1 | Знания, умения, навыки по образовательным областям и в процессе овладения разными видами деятельности. | Предметные результаты (знания, умения, навыки). |
2 | Универсальные предпосылки учебной деятельности: умение слушать и слышать, доводить начатое до конца, воспринимать критику и др | Метапредметные результаты (школьно – значимые функции): мелкая моторика, слуховое и зрительное восприятие, умение договариваться, ставить цель и др |
3 | Характеристики мотивационного развития (желание учиться, идти в школу). Эмоционально волевое развитие, морально – нравственное (терпеть, поступать не как я хочу). | Личностные результаты: потеря детской непосредственности, формирование адекватного поведения, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества… |
Федеральный государственный образовательный стандарт – это государственный инструмент системных обновлений дошкольного образования.
Одна из важнейших задач Федерального государственного образовательного стандарта обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
Реорганизация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ представляет собой:
• замену учебного блока на образовательные области
• увеличение объема совместной деятельности взрослого и детей
• изменение содержания совместной деятельности взрослого и детей
• изменение объема и содержания образовательной деятельности.
Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами дошкольного учреждения, школы и родителями воспитанников.
Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешность реализации этой задачи во многом зависит от сформированности у детей познавательных интересов в детском саду. Интерес ребёнка дошкольного возраста – это его память, внимание, мышление. Развитие познавательного интереса ребенка в детском саду решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях. Ребенка в детском саду необходимо научить размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы. Размышление одного ребенка способствует развитию этого умения у других.
Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни ребенка.
Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.
В этом заключается деятельностный подход (сознание формируется в деятельности), который лежит в основе государственных образовательных стандартов. Через действие начинается понимание.
Портрет выпускника
Выпускник начальной школы | |
Физически развитый, овладевший основными культурно – гигиени-ческими навыками. Любознательный, активный Эмоционально отзывчивый Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками Способный управлять своим поведением, планировать свои действия соблюдать нормы и правила поведения Имеющий первичные представления о семье, себе, обществе и государстве, мире, природе Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умение работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватно возрасту Овладевший необходимыми умениями и навыками | Выполняющий правила поведения здорового и безопасного образа жизни Любознательный, активно познающий мир Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки Уважающий и принимающий ценности семьи и общества Любящий свой народ, свой край, свою Родину Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности Метапредметные результаты Предметные результаты |
Требования Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:
• ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.
• ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительноотносится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.
• ребёнок обладает развитым воображением, фантазией, творчеством и т.д.
• у ребёнка развита крупная и мелкая моторика.
• ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, может следовать социальным нормам.
• ребёнок проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования
Целевые ориентиры Программы не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников.
Формы осуществления преемственности:
- Работа с детьми:
- экскурсии в школу;
- посещение школьного музея;
- знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
- участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
- выставки рисунков и поделок;
- встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада;
- совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
- участие в театрализованной деятельности;
- посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе.
- Работа с педагогами:
- совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
- семинары, мастер- классы;
- круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
- проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
- взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
- открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
- педагогические и психологические наблюдения.
- Работа с родителями:
- совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
- круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
- консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями;
- дни открытых дверей;
- анкетирование, тестирование родителей;
- образовательно - игровые тренинги и практикумы для родителей
- визуальные средства общения;
- заседания родительских клубов
Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.
По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.
Ожидаемые результаты
- Обеспечение успешности ребенка на начальных этапах обучения
- Снижение процента первоклассников с высоким уровнем дезадаптации к школьному обучению
- Положительная динамика освоения основных общеобразовательных программ каждым ребенком
- Общая положительная динамика психического и физического здоровья детей
- Мотивационная готовность детей к обучению в школе
- Создание системы преемственности ДОУ и школы как необходимое условие непрерывного образования
Вопросы к аудитории:
- В чём по вашему мнению заключается актуальность проблемы преемственности детского сада и школы?
- Какие основные направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием вы можете выделить? Какие используете в своей работе?
- Какие формы работы наиболее эффективны в решении этой проблемы?
- При каких условиях проблема преемственности может быть успешно решена?
План работы по преемственности МБДОУ № 27 и МБОУ Весенинской ООШ 2013-2014уч.г.
Стратегическая идея:
- обеспечить высокий уровень развития личности;
Приоритетные направления для начальной школы:
- формирование у детей умения учиться, создание условий, при которых обучение становиться для ребёнка благом, основной формой самовыражения;
Приоритетные направления для дошкольного учреждения:
- раннее развитие комплекса личностных качеств и свойств, обеспечивающих лёгкий, естественный переход ребёнка в школу;
Главная цель:
- реализация единой линии общего развития ребенка, т.е. духовного, психического и физического на этапах дошкольного и школьного детства.
Создавая преемственные связи, соединяющие воспитание и обучение детей детского сада и начальной школы в целостный педагогический процесс необходимо строить его на единой организационной, методической, психодиагностической и коррекционно-развивающей основе.
Задачи детского сада и школы
- Обследовать полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленный на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.
- Формировать фундаментальные личностные качества ребенка, которые служат основой успешности школьного обучения.
- Развивать мыслительную деятельность детей по математике в 1 классе и подготовительной группе.
- Продолжать укреплять физическое здоровье детей через внедрение нетрадиционных здоровъесберегающих технологий работы.
План работы по преемственности д/с и школы на 2013-2014 учебный год.
п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
Методическая работа | |||
1 | - День знаний; -Обсуждение плана совместной работы | Сентябрь | Завуч |
2 | Знакомство воспитателей подготовительной группы с программой обучения и воспитания начальной школы. | Сентябрь | Завуч |
3 | - Обновление информации в уголке для родителей будущего первоклассника; - Организация предметной среды для сюжетно-ролевой игры «Школа». | Октябрь ноябрь | воспитатели |
4 | - Подведение итогов адаптации первоклассников; - Анализ успеваемости первоклассников за учебный год; | январь- май | зам. директора по УВР, психолог, учителя |
5 | - Составление списков будущих первоклассников | апрель-май | Завуч |
6 | Взаимопосещение занятий учителями начальных классов в детском саду и воспитателями подготов. группы в школе: - во второй половине года: цель: знакомство с уровнем полученных знаний, умений, навыков и творческих способностей детей. | Апрель | Завуч Учителя нач. классов Вос-ли. подг.гр. |
7 | Педагогические совещания. Вопросы для обсуждения: - актуальные задачи по формированию интереса к процессу обучения и его мотивации. | Январь | Завуч Психолог |
8 | Вопросы преемственности физического воспитания в ДОУ и школе. | Декабрь | Инструктор по физ. воспитанию |
9 | Посещение педагогического совещания в школе по итогам работы за 2013 – 2014 г. | Май | Завуч |
Работа с родителями | |||
1 | Круглый стол «Ребенок на пороге школы. Что это значит?» - Родительское собрание для будущих первоклассников - Анкетирование родителей «Ваш ребёнок скоро станет школьником» | январь | Зам. директора по УВР Психолог |
2 | Консультации по итогам диагностики к школьному обучению в подготовительной группе | Январь | Вос-ли подг.гр. |
3 | Готовность детей к школьному обучению. | Апрель | Психолог |
4 | Родительские собрания в подготовительных к школе группах с приглашением учителей начальных классов. Родительские собрания «Задачи детского сада и семьи в подготовке детей к школе»; «Итоги усвоения программы детьми подготовительной к школе группы» | М ай | Вос-ли подг.гр. |
Работа с детьми | |||
1 | Экскурсия в школу на праздничную линейку. | Сентябрь | Воспитатели подг. группы |
2 | Экскурсии в школу:
| В течение года | Воспитатели подг. гр. |
3 | Взаимопосещение Новогодних утренников | Декабрь | завуч |
4 | Тематические выставки «Что должен уметь первоклассник»; «Поступление в школу важное событие в жизни детей» | Февраль | воспитатели подг.гр. психолог |
5 | Выставка-обмен детских рисунков детских рисунков детей подготовительной группы и учеников 1 класса «Дети и правила дорожного движения» Выставка работ будущих первоклассников «Я рисую школу» | ноябрь апрель | Воспитатели, уч. нач.классов |
6 | Участие первоклассников в празднике «До свидания, детский сад» | май | учителя, воспитатели, муз руководители |
Литература:
Федеральные Государственные Образовательные Стандарты (ФГОС) дошкольного образования
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.– 232с.
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования //http: //do.isiorao.ru
- Слепцова И.Ф. Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста: теория и практика // Дошкольное воспитание. – 2007 - № 3 – с. 74-80.
- Готов ли ваш ребёнок к школе / А.А. Венгер, А.Л.Венгер –М: Знание, 1994 г. – 192 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме самообразования « Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе»
Развитие воображения и творческих способностей является важнейшей задачей начального образования. Ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности, пробуждает инициативность, самостоятельност...
Доклад на тему "Внедрение игровых технологий, используемых на уроках в начальной школе"
Доклад на тему "Внедрение игровых технологий, используемых на уроках в начальной школе"...
Доклад по теме " Использование технологии учебного исследования на уроках в начальной школе"
Цель: рассмотреть использование технологии учебного исследования в образовательном процессе.Задачи: изучить материал по данной тематике; определить элементы технологии учебного исследования; разработа...
Доклад по теме:"Применение педагогических современных технологий на уроках в начальной школе"
Учитель делится опытом работы с коллегами и выступает с докладом "Применение педагогических современных технологий на уроках в начальной школе" на школьном методическом объединении учителей нача...
Доклад на тему "Использование видеоматериалов на уроках английского языка в начальной школе"
Использование видеоматериалов на уроках английского языка в начальной школе...
Доклад на тему: "Реализация системно -деятельностного подхода через УМК "Перспективная начальная школа"".
Доклад на тему: "Реализация системно -деятельностного подхода через УМК "Перспективная начальная школа""....
Реализация инклюзивного образования в рамках общеобразовательной программы обучения предметов начальной школы через проектную деятельность
Статья посвящена реализации проектной деятельности на уроках начальных классовв рамках сельской школы. Ресурс проектной деятельности заявлен как помогающий оучать школьников с ОВЗ. Данная статья разме...