Реализация технологии деятельностного метода и система дидактических принципов на уроках в начальной школе.
статья по теме

Технология деятельностного метода, типология уроков деятельностной направленности, типы проблемных ситуаций и методы постановки учебной проблемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

(Слайд 1)

Реализация технологии деятельностного метода и система дидактических принципов на уроках в начальной школе.

- Добрый день, уважаемые коллеги. Стаж моей педагогической деятельности в начальной школе 9 лет. За это время я работала по образовательной программе «Школа России», по развивающей программе «Перспективная начальная школа», а в данный момент обучение веду по образовательной программе «Школа 2100».

(Слайд 2)

- Позвольте начать мне свое выступление словами «Надо учить не содержанию науки, а деятельности по её содержанию» В.Г. Белинский.

В 2011-2012 учебном году все первоклассники Российской Федерации перешли на обучение по новым образовательным стандартам.  Стандарты призваны привести к некой единой социальной норме общественный договор между семьей, обществом и государством.  В основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми новыми знаниями, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Для решения этой задачи используется технология деятельностного метода обучения, реализацию которого необходимо начинать с первого класса.

Деятельностный метод обучения - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

О приоритете развития личности ребёнка в процессе обучения, формирования у него деятельностных способностей писали В.Г. Белинский. К.Д.Ушинский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков и др.

Исторический опыт развития педагогики доказывает, что реализация современных целей образования возможна только в деятельности самого ребёнка.

Концептуальной идеей построения технологии обучения по федеральным стандартам второго поколения в системе непрерывного образования явилась идея включения ученика в активную познавательную деятельность.

 (Слайд 3)        

Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

  1. Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
  2. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
  3. Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
  4. Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
  5. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
  6. Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
  7. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Сформулированные выше дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий организации непрерывного процесса обучения деятельностной парадигме образования.

По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. “Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося”.

В результате построены структуры уроков разных типов и для разных этапов обучения (ДОУ - школа - вуз), обеспечивающих непрерывность образовательного процесса как по вертикали, так и по горизонтали. В ходе этих уроков учитель имеет возможность организовывать самостоятельную учебно-познавательную деятельность обучающихся, целенаправленно и системно формируя у них весь спектр деятельностных способностей.

В начальной школе используются такие типы уроков деятельностной направленности: 

(Слайд 4)

  1. Урок «открытия» нового знания.

В каждом уроке существуют две цели.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.

(Слайд 5)

  1. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изучаемых понятий, алгоритмов.

(Слайд 6)

  1. Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изучаемых понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

(Слайд7)

  1. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

 Использование данного метода в практике  позволяет  грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс «открытия»  нового знания

При подготовке к урокам в соответствии с его типологией необходимо придерживаться структуры урока, которую можно изобразить блок – схемой.

(Слайд  8)

Организационный момент→Актуализация знаний→Проблемное объяснение с использованием моделей и схем→Первичное закрепление во внешней речи→Самостоятельная работа с самопроверкой→Включение в систему знаний и повторение→Рефлексия деятельности (итог урока).        

Для реализации технологии деятельностного метода используются различные типы проблемных ситуаций и методы постановки учебной проблемы:

Тип
проблемной ситуации

Тип противоречия

Приёмы создания проблемной ситуации

(Слайд 9)

 С удивлением

Между двумя (или более) положениями

1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.
2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

 

Между житейским представлением учащихся и научным фактом

 Шаг 1. Обнаружить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку».
Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

(Слайд 10)

С затруднением

Между необходимостью выполнить задание учителя

1. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.
2.Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.
Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими.
Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено.

(Слайд 11)

Методы постановки учебной проблемы:

1. Побуждающий от проблемной ситуации диалог:

  1. побуждение к созданию противоречия;
  2. побуждение к формулированию учебной проблемы.

2. Подводящий к теме диалог:

  1. Система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока.
  2. Не требует создания проблемной ситуации, хорошо выстраивается «от повторения».

3. Мотивирующие приёмы:

  1. яркое пятно: сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки и др. интригующий материал.
  2. актуальность: обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся.

Наблюдения показали, что в классах, обучающихся по системе деятельностного метода, идёт: тенденция к снижению личностной тревожности, отмечается высокий уровень интеллекта, глубокое овладение понятиями, развивается логическое мышление, умение переносить полученные навыки на другие учебные предметы, умение ориентироваться в сложных ситуациях, появился интерес к процессу познания.

Несомненно, выделяются определённые проблемы. Вот некоторые из них:

1. Для освоения всего объёма программного материала необходимым условием является ритм учащихся, а на практике часть детей обладает противоположными психологическими качествами или личностными качествами. А это сказывается на результате обучения.

2. Наблюдается слабая мотивация к деятельности, не сформировано положительное отношение к учению, умение включаться в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Но, несмотря на имеющиеся проблемы, практика показывает, что введение  программ основанных на системно-деятельностном подходе привело к формированию у выпускников младших классов следующие показатели познавательного развития: инициативность, наблюдательность, склонность искать причины увиденного, склонность к размышлению, аргументации своего мнения.

Любой педагог хорошо знает – только то, что пропущено через себя, через деятельность ребёнка, его практический опыт, его эмоциональное переживание, запомнится им на всю жизнь, станет его способностью. Даже народная мудрость гласит: «Я слышу – и забываю, вижу – и понимаю, делаю и умею».

(Слайд 12)

- Спасибо за внимание! Творческих Вам успехов!

(Слайд 13)

Литература:

1. Корбакова И.Н.,Терешина Л.В «Деятельностный метод обучения» Волгоград, издательство «Учитель» 2008г.

2. Кубышева М.А. «Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной направленности» Москва 2005г.

3. Мельникова Е.Л. «Проблемный урок» Ростов-на-Дону, Витраж 2006 г.

Источники интернета:

1.http://www.sch2000.ru/deyatelnostniy/

2.http://festival.1september.ru/articles/527236/ Деятельностный метод в школе Шубина Татьяна Ивановна, методист, руководитель ММЦ

3. http://www.o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/educprocess/8841.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе»

Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способн...

Реализация деятельностного метода путем создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе

«Ребенок не хочет брать готовые знания, и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими» ...

"Реализация технологии деятельностного метода обучения в практическом преподавании на уроках литературного чтения. Изучение жанров литературы в процессе изготовления макетов книжек»

Данный материал представляет собой теоретические аспекты изучения научных терминов на уроках литературного чтения и практические советы по изготовлению на уроках макетов книжек с целью изучения и разл...

«Реализация технологии деятельностного метода обучения в практическом преподавании на уроках литературного чтения. Изучение жанров литературы в процессе изготовления макетов книжек»

Для эффективного формирования литературоведческих понятий на уроках «Литературного чтения» можно в любой из существующих типов уроков включить такой вид практической деятельности как изгот...

РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА ПУТЕМ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В течение работы у каждого учителя накапливается бесценный опыт. Особенно я столкнулась с проблемой объяснения нового материала. Как донести новое, ещё неизвестное пытливым любопытным человечкам....

ПОНЯТИЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ МЕТОДЕ ОБУЧЕНИЯ. СИСТЕМА ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ

laquo; Единственный путь, ведущийк знанию – это деятельность» Б. ШоуОбразование  есть система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающих вхождение индивида в это...