Статья "Организация проектной и исследовательской деятельности в образовательной организации"
статья
В статье собраны обобщённые данные по теме. Даны определения понятия "проект". Проект рассматривается как метод обучения и форма организации учебного процесса. В статья дана краткая характеристика этапов проектирования . Выделены приложения: 1) Формирование компетенций при проектной деятельности. 2) Отзыв о проекте (вариант) 3) Оформление документов проекта (вариант) 4) Паспорт проектной работы (вариант)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья «Организация проектной и исследовательской деятельности в образовательной организации как условие оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития обучающегося»
Прудникова Е.Г., учитель начальных классов, Санкт-Петербург
Актуальность использования технологии организации проектной и исследовательской деятельности в образовании обучающихся обосновывается различными нормативными документами, регулирующими деятельность образовательных организаций. Требования, предъявляемые к выпускникам, ориентируют школу на обучение и воспитание компетентного гражданина, способного к гибким изменениям, происходящим в обществе. «…Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны» (из Концепции модернизации российского образования)
Задача педагогов: научить обучающихся:
- самостоятельному, критическому мышлению, деятельностному подходу к самостоятельной деятельности;
- размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
- принимать самостоятельно аргументированные решения;
- работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Известны слова Р. Эмерсона, американского поэта, философа 19 века, о том, что «учитель – это человек, умеющий превращать трудные вещи в легкие» Значит, наша профессиональная компетенция: используя эффективные технологии обучения, сделать обучение доступным и качественным. Подготовка педагогов в направлении организации и использования проектной и исследовательской деятельности включает научно-методическую подготовку и уровень владения технологией проектирования и исследовательского метода; обретение опыта сопровождения ученика при создании проектной работы.
Также исследовательскую и творческую деятельность по созданию работ школьников можно рассматривать как один из возможных показателей эффективности работы образовательной организации.
Анализируя существующие статьи по определению понятия проектной деятельности можно выделить следующие определения:
ПРОЕКТ (от лат. «projectus») означает «брошенный вперед», «бросающийся в глаза» т.е. это будущий образ какого- либо объекта.
ПРОЕКТ создает то, чего еще нет.
ПРОЕКТ – метод обучения он может быть использован на любом предмете, во внеклассной работе.
ПРОЕКТ (проектирование) - это содержание обучения.
ПРОЕКТ – это форма организации учебного процесса. Полноценный проект «не вписывается» в рамки урока. Природа проекта и природа урока принципиально различается.
ПРОЕКТ – это особая философия образования. Философия цели и деятельности, философия результатов и достижений. Философия далекая от формирования теоретической образованности
Проект – это 6 «П»:
- Проблема
- Проектирование
- Поиск информации
- Продукт
- Презентация
- Портфолио (Проектная папка-подборка рабочих материалов и оформленных результатов работы над проектом)
Проект обучает:
- критическому мышлению, деятельностному подходу к самостоятельной деятельности;
- размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
- принимать самостоятельно аргументированные решения;
- работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Проект развивает:
- исследовательские и творческие способности личности;
- способность к самоопределению и целеполаганию;
- умения самостоятельно конструировать свои знания;
- коммуникативные умения и навыки;
- способность ориентироваться в информационном пространстве;
- умение работать с различными типами текстов;
- умение планировать свою работу и время;
- навыки анализа и рефлексии, умение представить результаты своей работы.
Существует классификация проектов по различным признакам.
- По содержанию (предметные, межпредметные, метапредметные, социальные)
- По виду деятельности (прикладной, творческий, игровой, информационный, исследовательский)
- По времени (краткосрочный:1-2 дня, среднесрочный:1-2 недели, долгосрочный:1-1,6 месяца, перспективный:1 год)
- По количеству участников (индивидуальный, групповой, школьный и т.д.)
Методика проектирования включает следующие этапы.
1.Постановочный этап (тема, цели, идеи)
2.Выбор проекта для достижения цели
3. Сбор информации (анализ)
4. Планирование (синтез)
5. Реализация
6. Презентация продукта
7. Рефлексия
Проект - это самостоятельная исследовательская деятельность по решению значимой для участников проекта проблемы.
Перед началом работы над проектом ответьте на следующие вопросы:
- Какая цель проекта?
- Почему участие в проекте важно для меня?
- Что потребуется сделать, чтобы осуществить проект?
- Что я буду делать в проекте?
- Какие трудности могут встретиться в проекте и как их можно преодолеть?
Основными этапами работы над проектом являются.
Этап I. Определение темы и цели: от проблемы к теме и цели проекта.
ЧТО МЫ ХОТИМ?
Задачи этапа:
- Собрать идеи;
- Дифференцировать (определить) их и обсудить в процессе дискуссии.
- Прийти к единому мнению и решению
Этап II. Планирование работы: от цели к распределению этапов и обязанностей.
КАК МЫ БУДЕМ ДОСТИГАТЬ ЦЕЛИ?
Задачи этапа:
- Поставить задачи для достижения цели;
- Определить формы работы;
- Сформировать рабочие группы;
- Спланировать ход работы.
Этап III. Реализация проекта: от плана к реализации.
ЧТО МЫ БУДЕМ КОНКРЕТНО ДЕЛАТЬ?
Задачи этапа:
- Работать в группах по плану;
- Совместно координировать выполнение работ;
- Вносить изменения в планирование (не изменять срок выполнения проекта)
Этап IV. Презентация проекта: от результата к его представлению.
ЧТО МЫ ПРЕДСТАВЛЯЕМ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА?
Задачи этапа:
- Представить результаты заинтересованным лицам (одноклассникам, общественности);
- Изменить форму презентации в зависимости от обстоятельств
Этап V. Рефлексия и оценка проекта.
ЧТО БЫЛО СДЕЛАНО ХОРОШО, А ЧТО ПЛОХО?
Задачи этапа:
- Проанализировать содержание и методы работы, способы взаимодействия;
- Оценить продукт.
Приложение 1
Формирование компетенций при проектной деятельности
Компетентности | Универсальные учебные действия | Виды учебной деятельности |
Организационная | Планирование учебной деятельности. Организация учебной деятельности. | -Осознание учебной задачи; -Постановка цели; -Определение последовательности и продолжительности этапов деятельности. -Организация рабочего места; -Организация самостоятельной работы. |
Обще - интеллектуальная | Восприятие информации. Мыслительная деятельность. Оценка и осмысление результатов своей деятельности. | -Работа с литературными источниками (справочниками; энциклопедиями и др.) и Интернет-ресурсами -Осознанное восприятие информации, управлением вниманием; -Наблюдение, избирательное запоминание. -Анализ и синтез; -Обобщение, систематизация доказательств; -Построение рассказа, ответа, аргументирование. -Оценка достоверности изложения, верности решения; -Умение проверить правильность и прочность своих теоретических знаний и практических навыков; -Рефлексивный анализ учебной деятельности. |
Коммуникативная | Общение в ходе учебной деятельности. | -Умение понятно, точно, кратко излагать свои мысли; -Умение задавать вопросы и отвечать на вопросы; -Умение слышать собеседника. |
Приложение 2:
Отзыв о проекте (вариант)
1. Сколько времени по продолжительности заняла работа по проекту?
а) мини – проекты (несколько недель);
б) средней продолжительности (несколько месяцев)
2. На материале какого учебного предмета выполнялся проект?
а) Монопредметные (выполняются на материале конкретного предмета)
б) Межпредметные (интегрируется смежная тематика нескольких предметов);
в) Надпредметные (выполняются на основе изучения сведений, не входящих в учебную программу).
3.Каким являлся проект по доминирующему методу?
а) Творческий, исследовательский (характеризующиеся наличием четко поставленной цели и обоснованной структуры);
б) Приключенческие, игровые (основным компонентом содержания становится ролевая игра);
в) Информационные, практико-ориентированные (их особенность состоит в выработке результата, имеющего практическое значение, например, подготовка газеты или видеофильма).
4. Ваши впечатления от работы над проектом? Трудности, с которыми Вы столкнулись при работе над проектом?
Приложение 3
Оформление документов проекта (вариант)
В состав проектной папки входят:
- Паспорт проекта
- План выполнения проекта
- Промежуточные отчеты
- Вся собранная информация по теме
- Результаты исследования и анализа
- Записи всех идей, гипотез и решений
- Эскизы, чертежи, наброски продукта
- Материалы к презентации
- Другие рабочие материалы и черновики
Приложение 4
Паспорт проектной работы (вариант)
Паспорт проектной работы используется как методическая разработка проекта, затем уточненный паспорт проекта становится вступлением к проектной папке (Портфолио проекта), представляемой на защите проекта.
Название проекта | |
Руководитель проекта | |
Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту | |
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта | |
Возраст учащихся, на которых рассчитан проект | |
Кто работал над проектом | |
Тип проекта | |
Цель проекта (практическая и педагогическая) | |
Задачи проекта | |
Вопросы проекта | |
Аннотация (актуальность, значимость на уровне школы, личностная ориентация, воспитательный аспект) | |
Предполагаемый продукт | |
Этапы работы над проектом | -Определение темы и цели проекта, постановка задач. -Формирование групп по интересам, распределение обязанностей, планирование работы. -Сбор и изучение информации в соответствии с поставленными задачами каждой группой. -Иллюстрирование проделанной работы исследовательской группой. Подготовка к представлению своих результатов. -Иллюстрирование (представление) результатов проделанной работы, -Анализ содержания и методов проделанной работы, способов взаимодействия. -Оценка продукта. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников
В современной педагогике используются два очень близких по содержанию понятия– «проектное обучение» и «исследовательское обучение».В образовательном обиходе они часто со...
Статья "Проектная и исследовательская деятельность как способ организации учебной и воспитательной работы"
В этой статье рассказывается о проектной и исследовательской деятельности в начальной школе....
практико-значимая работа по курсу «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС нового поколения» на тему: Тема: «Эффективные формы и методы для проектной и
Проектно- исследовательская работа по теме: "Эффективные формы и методы для проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы.Технология для проекной и исследовательской деятельности...
Обобщение опыта учителя начальных классов по теме: «Организация проектной и исследовательской деятельности в информационной образовательной среде 21 века»
Обобщение опыта учителя начальных классов по теме: «Организация проектной и исследовательской деятельности в информационной образовательной среде 21 века»...
«Программа внеурочной деятельности «STEM-проект» как инструмент организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся»
Творческой группой нашего учреждения разработана программа внеурочной деятельности «СТЕМ-проект» уровень: начальное общее образование, которая внесена в реестр региональных программ и учеб...
Организация научно-исследовательской деятельности в образовательной организации
Методический материал...