Статья "Организация проектной и исследовательской деятельности в образовательной организации"
статья

В статье собраны обобщённые данные по теме. Даны определения понятия "проект". Проект рассматривается как метод обучения и форма организации учебного процесса. В статья дана краткая характеристика этапов проектирования . Выделены приложения: 1) Формирование компетенций при проектной деятельности. 2) Отзыв о проекте (вариант) 3) Оформление документов проекта (вариант) 4) Паспорт проектной работы (вариант)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья «Организация проектной и исследовательской деятельности в образовательной организации как условие оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития обучающегося»

Прудникова Е.Г., учитель начальных классов, Санкт-Петербург

               

              Актуальность использования технологии организации проектной и исследовательской деятельности в образовании обучающихся обосновывается  различными нормативными документами, регулирующими деятельность образовательных организаций. Требования, предъявляемые к выпускникам, ориентируют школу на обучение и воспитание компетентного гражданина, способного к гибким изменениям, происходящим в обществе. «…Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны»  (из Концепции модернизации российского образования)

Задача педагогов: научить обучающихся:

  • самостоятельному, критическому мышлению, деятельностному подходу к самостоятельной деятельности;
  • размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
  • принимать самостоятельно аргументированные решения;
  • работать в команде, выполняя разные социальные роли.

          Известны слова Р. Эмерсона, американского   поэта, философа 19 века, о  том, что «учитель – это человек, умеющий превращать трудные вещи в легкие» Значит, наша профессиональная компетенция: используя эффективные технологии обучения, сделать обучение доступным и качественным.  Подготовка педагогов в направлении организации  и использования проектной и исследовательской деятельности включает научно-методическую подготовку и  уровень владения технологией проектирования и исследовательского метода;  обретение  опыта сопровождения ученика при создании проектной работы.

             Также исследовательскую и творческую деятельность  по созданию работ школьников  можно рассматривать как один из возможных показателей эффективности работы образовательной организации.

       Анализируя существующие статьи по определению понятия проектной деятельности можно выделить следующие определения:

ПРОЕКТ (от лат. «projectus») означает «брошенный вперед», «бросающийся в глаза» т.е. это будущий образ какого- либо объекта.

ПРОЕКТ создает то, чего еще нет.

ПРОЕКТ – метод обучения   он может быть  использован на любом предмете, во внеклассной работе.

ПРОЕКТ (проектирование)  - это содержание обучения. 

ПРОЕКТ – это форма организации учебного процесса. Полноценный проект «не вписывается» в рамки урока. Природа проекта и природа урока принципиально различается.

ПРОЕКТ – это особая философия образования.  Философия цели и деятельности, философия результатов и достижений. Философия далекая от формирования теоретической образованности

Проект – это 6 «П»:

  • Проблема    
  • Проектирование          
  • Поиск информации  
  • Продукт            
  • Презентация      
  • Портфолио (Проектная папка-подборка рабочих материалов и оформленных результатов работы над проектом)

Проект обучает:

  • критическому мышлению, деятельностному подходу к  самостоятельной деятельности;
  • размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
  • принимать самостоятельно аргументированные решения;
  • работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Проект развивает:

  • исследовательские и творческие способности личности;
  • способность к самоопределению и целеполаганию;
  • умения самостоятельно конструировать свои знания;
  • коммуникативные умения и навыки;
  • способность ориентироваться в информационном пространстве;
  • умение работать с различными типами текстов;
  • умение планировать свою работу и время;
  • навыки анализа и рефлексии, умение представить результаты своей работы.

Существует классификация проектов по различным признакам.

  • По содержанию (предметные, межпредметные, метапредметные, социальные)
  • По виду деятельности (прикладной, творческий, игровой, информационный, исследовательский)
  • По времени (краткосрочный:1-2 дня, среднесрочный:1-2 недели, долгосрочный:1-1,6 месяца, перспективный:1 год)
  • По количеству участников (индивидуальный, групповой, школьный и т.д.)

Методика проектирования включает следующие этапы.

1.Постановочный этап (тема, цели, идеи)

2.Выбор проекта для достижения цели

3. Сбор информации (анализ)

4. Планирование (синтез)

5. Реализация

6. Презентация продукта

7. Рефлексия

Проект -  это  самостоятельная исследовательская деятельность по решению значимой для участников проекта проблемы.

Перед началом работы над проектом ответьте на следующие вопросы:

  • Какая цель  проекта?
  • Почему участие в проекте важно для меня?
  • Что потребуется сделать, чтобы осуществить проект?
  • Что я буду делать в проекте?
  • Какие трудности могут встретиться в проекте и как их можно преодолеть?

Основными этапами работы над проектом являются.

Этап I. Определение темы и цели: от проблемы к теме и цели проекта.

ЧТО МЫ ХОТИМ?

Задачи этапа:

  • Собрать идеи;
  • Дифференцировать (определить) их и обсудить в процессе дискуссии.
  • Прийти к единому мнению и решению

Этап II. Планирование работы: от цели к распределению этапов и обязанностей.

КАК МЫ БУДЕМ ДОСТИГАТЬ ЦЕЛИ?

Задачи этапа:

  • Поставить задачи для достижения цели;
  • Определить формы работы;
  • Сформировать рабочие группы;
  • Спланировать ход работы.

Этап III. Реализация проекта: от плана к реализации.

ЧТО МЫ БУДЕМ КОНКРЕТНО ДЕЛАТЬ?

Задачи этапа:

  • Работать в группах по плану;
  • Совместно координировать выполнение работ;
  • Вносить изменения в планирование (не изменять срок выполнения проекта)

Этап IV. Презентация проекта: от результата к его представлению.

ЧТО МЫ ПРЕДСТАВЛЯЕМ  КАК РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА?

Задачи этапа:

  • Представить результаты заинтересованным лицам (одноклассникам, общественности);
  • Изменить форму презентации в зависимости от обстоятельств

Этап V. Рефлексия и оценка проекта.

ЧТО БЫЛО СДЕЛАНО ХОРОШО, А ЧТО ПЛОХО?

Задачи этапа:

  • Проанализировать содержание и методы работы, способы взаимодействия;
  • Оценить продукт.

Приложение 1

Формирование компетенций при проектной деятельности

Компетентности

Универсальные учебные действия

Виды учебной деятельности

Организационная

Планирование учебной деятельности.

Организация учебной деятельности.

-Осознание учебной задачи;

-Постановка цели;

-Определение последовательности и продолжительности этапов деятельности.

-Организация рабочего места;

-Организация самостоятельной работы.

Обще - интеллектуальная

Восприятие информации.

Мыслительная деятельность.

Оценка и осмысление результатов своей деятельности.

-Работа с литературными источниками (справочниками; энциклопедиями и др.) и Интернет-ресурсами

-Осознанное восприятие информации, управлением вниманием;

-Наблюдение, избирательное запоминание.

-Анализ и синтез;

-Обобщение, систематизация доказательств;

-Построение рассказа, ответа, аргументирование.

-Оценка достоверности изложения, верности решения;

-Умение проверить правильность и прочность своих теоретических знаний и практических навыков;

-Рефлексивный анализ учебной деятельности.

Коммуникативная

Общение в ходе учебной деятельности.

-Умение понятно, точно, кратко излагать свои мысли;

-Умение задавать вопросы и отвечать на вопросы;

-Умение слышать собеседника.

Приложение 2:

Отзыв о проекте (вариант)

1. Сколько времени по продолжительности заняла работа по проекту?

а) мини – проекты (несколько недель);

б) средней продолжительности (несколько месяцев)

2.     На материале какого учебного предмета выполнялся проект?

а) Монопредметные (выполняются на материале конкретного предмета)

б) Межпредметные (интегрируется смежная тематика нескольких   предметов);

в) Надпредметные (выполняются  на основе изучения сведений, не входящих в    учебную программу).

3.Каким являлся проект по доминирующему методу?

 а) Творческий, исследовательский (характеризующиеся наличием четко поставленной цели и  обоснованной структуры);

б) Приключенческие, игровые (основным компонентом содержания   становится ролевая игра);

в) Информационные, практико-ориентированные (их особенность состоит в выработке результата, имеющего практическое значение, например, подготовка газеты или видеофильма).

4. Ваши впечатления от работы над проектом? Трудности, с которыми Вы столкнулись при      работе над проектом?

Приложение 3

Оформление документов проекта (вариант)

В состав проектной папки входят:

  • Паспорт проекта
  • План выполнения проекта
  • Промежуточные отчеты
  • Вся собранная информация по теме
  • Результаты исследования и анализа
  • Записи всех идей, гипотез и решений
  • Эскизы, чертежи, наброски продукта
  • Материалы к презентации
  • Другие рабочие материалы и черновики

Приложение 4

Паспорт проектной работы (вариант)

Паспорт проектной работы используется как методическая разработка проекта, затем уточненный паспорт проекта становится вступлением к проектной папке (Портфолио проекта), представляемой на защите проекта.

Название проекта

Руководитель проекта

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта

Возраст учащихся, на которых рассчитан проект

Кто работал над проектом

Тип проекта

Цель проекта (практическая и педагогическая)

Задачи проекта

Вопросы проекта

Аннотация (актуальность, значимость на уровне  школы, личностная ориентация, воспитательный аспект)

Предполагаемый продукт

Этапы работы над проектом

-Определение темы и цели проекта, постановка задач.

-Формирование групп по интересам, распределение обязанностей, планирование работы.

-Сбор и изучение информации в соответствии с поставленными задачами каждой группой.

-Иллюстрирование проделанной работы исследовательской группой. Подготовка к представлению своих результатов.

-Иллюстрирование (представление)  результатов проделанной работы,

-Анализ содержания и методов проделанной работы, способов взаимодействия.

-Оценка продукта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников

 В  современной педагогике используются  два очень близких по содержанию понятия– «проектное обучение» и «исследовательское обучение».В образовательном обиходе они часто со...

Статья "Проектная и исследовательская деятельность как способ организации учебной и воспитательной работы"

В этой статье рассказывается о проектной и исследовательской деятельности в начальной школе....

практико-значимая работа по курсу «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС нового поколения» на тему: Тема: «Эффективные формы и методы для проектной и

Проектно- исследовательская работа по теме: "Эффективные формы и методы для проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы.Технология для проекной и исследовательской деятельности...

Обобщение опыта учителя начальных классов по теме: «Организация проектной и исследовательской деятельности в информационной образовательной среде 21 века»

Обобщение опыта учителя начальных классов по теме: «Организация проектной и исследовательской деятельности  в информационной образовательной среде 21 века»...

«Программа внеурочной деятельности «STEM-проект» как инструмент организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся»

Творческой группой нашего учреждения разработана программа внеурочной деятельности «СТЕМ-проект» уровень: начальное общее образование, которая внесена в реестр региональных программ и учеб...