Формирование ИКТ-компетентности учителя и учащихся информационными и коммуникационными технологиями в учебном процессе
статья на тему

Аваева Надежда Владиславна

Занятие для педагогов в форме педагогической мастерской с целью повышения квалификации педагогов по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе и разработки учебно-методических материалов современного поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие для педагогов в форме педагогической мастерской "Формирование ИКТ-компетентности учителя и учащихся информационными и коммуникационными технологиями в учебном процессе"

Цель урока: повышение квалификации педагогов по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе и разработки учебно-методических материалов современного поколения.

Задачи урока:

  1. Определить уровень ИКТ-компетентности участников образовательного процесса в результате организации и анализа учебных занятий.
  2. Провести экспертизу учебно-методических пакетов, мультимедийных средств для эффективности организации учебно-воспитательного процесса в предметных творческих группах на основе технологии педагогических мастерских.
  3. Развивать умения обобщать, систематизировать и представлять полученные в процессе совместной деятельности результаты анализа информационно-коммуникационных средств образования.

Форма организации занятия:

Педагогическая мастерская, работа в малых группах, проведение и анализ учебных занятий, круглый стол

Ход занятия

Вызов.

Понятие компетентности в сфере ИКТ. Сопоставление понятий ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность. (работа в малых группах с раздаточным материалом (Приложения 1, Приложения 2, Приложения 5), работа с компьютерной презентацией Приложение 6).

Ведущий: Всем известна фраза, что…

…Человек — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь.

В философии существует другой подход. Он звучит так:

“Человек в некотором смысле – "сосуд", который можно наполнить компетенциями. И больше, чем он может, он не возьмет. Этот размер говорит о потенциале, о потенциальных возможностях человека – именно столько он мог бы иметь, если бы обладал совершенной на данном этапе своего развития духовной структурой”.

Время предъявляет особые требования к уровню компетентности учителя, особенно к уровню ИКТ-компетентности (компетентности в области информационно-коммуникационных технологий).

Перед Вами, дорогие гости, стакан с водой – своеобразный сосуд человека – учителя с набором профессиональный компетенций. Определите, пожалуйста, уровень ИКТ-компетенций в общем наборе других функций и компетенций – организационной, прогностичной, управленческой, информационной,

- (выполняют в малых группах задание-перелить из одного стакана в другой воду до определенного уровня)

Ведущий: В результате процессов информатизации школ страны учителям предлагаются новые информационные ресурсы и технологии. В связи с этим появилась потребность у учителей развиваться в области ИКТ по индивидуальным запросам, расширяющих минимальные ИКТ компетенции и позволяющим им сформировать новые педагогические профессиональные качества – навыки использования ИКТ в образовательном процессе на регулярной основе. Авторы Бурмакина В.Ф., Фалина И.Н. выводят определение ИКТ-компетенции, ИКТ-компетентности через ИКТ-грамотность.

Задание аудитории:

Выберите из предложенных вариантов определение ИКТ-грамотности и ИКТ-компетентности. (работа в малых группах с раздаточным материалом). (Приложение 5)

Вывод: сопоставить с содержанием понятий на слайдах.

ИКТ-компетентность – понятие широкое, ведущее к формированию информационной культуры участников образовательного процесса. Соотношение понятий компьютерной грамотности, ИКТ-компетентности и информационной культуры личности можно представить в виде лестницы информатизации.

Наша встреча сегодня преследует следующую задачу: выявить в ходе посещения и анализа уроков, работы в педагогических мастерских уровень сформированности ИКТ-компетентности учителя и учащегося.

Предоставление для ознакомления и дальнейшей работы таблицу “Соотношение основных ИКТ-компетенций с задачами, входящими в педагогическую деятельность учителя-предметника”.

2. Формирование ИКТ-компетентности учителя и учащихся в процессе учебной работы.

2.1. Условия формирования ИКТ-компетентности.

Ведущий: задает аудитории вопрос:

“Каковы педагогические условия повышения информационно-коммуникационной компетентности как части профессиональной компетентности педагога?”.

Ранжирование условий – работа в парах – озвучивание на аудиторию.

1) четкая постановка целей и задач обучения, т.е. преподаватель должен видеть ближайшую перспективу и конкретную ценность результатов освоения новой области знаний;

2) наличие педагогически полезного и эмпиритивно понятного дидактического обеспечения, размещенного на различных носителях (могут быть использованы как автономные, так и сетевые ресурсы);

3) личная готовность и заинтересованность педагогов осваивать передовой опыт;

4) наличие первичных навыков работы на компьютере, что в некоторых случаях (при дистанционной форме организации обучения) может стать

непреложным условием успешного повышения данного вида компетентности;

5) мотивационные установки педагогов на самостоятельную работу.

6) материально-техническая оснащенность учебных кабинетов в школе;

7) стимулирование работы педагога по использованию ИКТ в педагогической деятельности, повышении своей квалификации со стороны школьной, районной администрации.( Слайд презентации)

2.2. Средства 

2.2.1. Электронные образовательные ресурсы.

 “Расскажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне попробовать, и я научусь”.

Древняя китайская пословица

Для учителя, который начинает осваивать и использовать компьютерные технологии (см. 1 уровень ИКТ-компетентности), важно знать все разнообразие информационных ресурсов для правильного их отбора для реализации конкретной учебной задачи.

Большинство существующих на сегодня ЦОР создавалось без связи с существующими образовательными стандартами, учебными программами и педагогической практикой, без учета потребностей школы и учителя.

Серьезной проблемой является дефицит методических рекомендаций по использованию данных продуктов. Во многом в силу данных причин цифровые учебные издания и ресурсы очень сложно встраиваются в реальный образовательный процесс и зачастую оказываются невостребованными в школах.

Основная задача – способствовать изменению сложившейся ситуации, обеспечив школы необходимыми ей цифровыми ресурсами и создав условия для их активного использования в учебной деятельности.

Выступление предметных мастерских на аудиторию, фиксация результатов работы на интерактивной доске (на доске вывешиваются итоговые листы) – оценка ЭОР с точки зрения использования на уроке, во внеурочной деятельности – работа с интерактивной доской (Приложение 2)

2.2.2. Основные качества УМК: – слайд презентации 

  • Комплексность – каждый элемент комплекта дополняет содержание и функциональные возможности другого. Все виды учебных и методических материалов должны иметь отражение в комплекте: бумажные издания, электронные приложения мультимедиа объектов на CD , цифровое приложение в виде объектов на DVD , сайт-представительство УМК авторским коллективом с методической поддержкой.
  • Полнота охвата этими материалами ступени образовательного стандарта по предмету и целостность представления на различных уровнях реализации (минимальный, расширенный, углубленный для представления содержания предмета и простейший, стандартный и развернутый для практико-инструментального наполнения предмета).
  • Доступность УМК школе любой технической комплектации и для учителя (адаптируемость и навигационная характеристика).

Возможно, УМК структурировать по трем сегментам: учебный, учебно-практический и учебно-методический. Каждый из сегментов УМК может иметь инвариантный и вариативные разделы. (Приложение 3)

УМК должен как минимум обеспечивать следующие формы использования цифровых ресурсов :

  • использование на уроке (объяснение материала, лекция, выступление учащегося или дискуссия, закрепление, контроль знаний учащихся, самостоятельная работа одного учащегося или группы учащихся, анализ или построение моделей, тестирование, поиск необходимой информации);
  • самостоятельное использование учеником вне урока (работа над домашним заданием, подготовка рефератов, самоконтроль и контроль знаний, построение моделей объектов и процессов, отработка технических навыков на тренажере);
  • использование учителем на этапе подготовки к уроку (подбор материалов для последующего использования на уроке в цифровом виде, подбор заданий и их распечатка).

2.2.3. Интерактивная доска

Уроки должны быть яркими,
материал – запоминающимся,
а учитель – “артистом, художником,
горячо влюбленным в свое дело…” (А. П. Чехов).

Для этого велики возможности использования интерактивной доски.

Интерактивность досок заключается в возможности вносить пометки и замечания в демонстрируемый материал, изменять последовательность кадров, сохранять кадры для последующей работы.

Фактически интерактивная доска (ИД) — это монитор с возможностью ввода данных в компьютер непосредственно с рабочей поверхностью доски. Учитель может сохранить все записи, сделанные в течение урока.

На белой поверхности ИД возможны записи только фломастерами-маркерами 3—4 цветов. Она может показывать изображения в цвете (видео, анимации и т.п.), на ней можно делать записи также маркерами нескольких цветов, имеется возможность писать поверх изображения и запоминать данный кадр.

ИД имеет возможность затенять изображения и делать их видимыми в нужный для учителя момент. Это очень важный эффект, который называется “шторка” и входит в ее программное обеспечение. При объяснении учитель может на изображении схемы, чертежа делать любые поясняющие записи или использовать только чистый экран ИД и полностью процесс объяснения проводить с записями формул, графиков. К доске можно вызвать учащихся, которые при ответе могут проводить самостоятельные записи формул, решения задач, чертить графики, схемы.

На поверхности ИД можно начертить простую схему, рисунок в упрощенном виде, представляющем обычно вид спереди, а затем показать реальный вид, используя мультимедиа-объект.

Традиционные технические средства обучения делятся на звуковые (магнитофон, радиоприемник), экранные (кодоскоп, эпидиаскоп, диапроектор) и экранно-звуковые (кинопроектор, телевизор, видеомагнитофон). ИД соединяет в себе возможности всех данных технических устройств. Но возможностей у нее больше: она соединяет функции компьютера с видеопроектором и тактильно-интерактивные функции пользователя (учителя, учащихся). Именно поэтому ИД является новым интерактивным техническим средством.

Заключение. Рефлексия.

Подводя итог нашей совместной творческой деятельности в педагогических мастерских, необходимо отметить, что деятельность учителя в плане использования ЭОР предполагает следующие формы работы в соответствии с уровнями ИКТ-компетентности – (работа с интерактивной доской – заполнение колец Венна). Приложение 2.

Практика информатизации общеобразовательной школы ясно показала, уже в настоящее время использование информационных и телекоммуникационных технологий позволяет:

учителю:  

  • смягчить (или устранить) противоречие между растущими объемами информации и рутинными способами ее передачи, хранения и обработки;
  • вести мониторинг состояния   учебной деятельности учащихся;
  • осуществлять оперативный анализ результатов по итогам урока, недели, месяца, четверти, полугодия, года;
  • реализовать принцип субъективности воспитания, посредством методов убеждения, оценки и самооценки.

создать для ученика:

  • непрерывный (поурочный) учет результатов деятельности, что приводит к изменению поведения, прилежания и самооценки;
  • психологически комфортные условия для  самовоспитания  (самоотчет и самоконтроль);
  • возможность в любой момент посмотреть свои достижения;
  • используя средства компьютерных телекоммуникаций, в любое время иметь доступ к сведениям о текущей успеваемости (и другой деятельности) своего ребенка;
  • контролировать состояние и уровень достижений своего ребенка.

Использование информационных и телекоммуникационных технологий позволяет повысить качество учебного процесса, но требует кропотливой совместной деятельности учителя, родителей и, конечно, учеников.

ИКТ-компетентность учителя, как составляющая его профессиональной компетентности, определяет способность решать профессиональные проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности.

В рамках деятельности нашей школы проводилась диагностика ИКТ-грамотности и ИКТ-компетентности участников образовательного процесса в форме анкетирования. Его результаты мы представляем на Ваш суд.

Демонстрация слайда – ИКТ-компетентность учителя

Слайд – ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность учащихся.

Ведущий: Давайте подведем итог, насколько сформирована ИКТ-компетентность учителя и учащихся в нашей работе, опираясь на данные таблицы.

Когда я размышляю о смысле и значении великой профессии – Учитель, я вспоминаю притчу:

Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого, что он делает. 

Первый ответил: “Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята”. 

Второй сказал: “Зарабатываю на хлеб для своей семьи”. 

А третий гордо произнес: “Я строю прекрасный храм”.

Трое рабочих делали одно и то же, но чувствовали себя по-разному. Для первого работа была каторгой, и он был очень несчастен. Второй чувствовал себя опорой и кормильцем семьи. В его ответе – спокойное достоинство. Третий служил прекрасной цели. Он был горд и счастлив.

Счастье человека во многом зависит от того, какой смысл он вкладывает в свой труд, в свою работу.

Литература

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России. 2002. № 6.
  2. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. 1990. № 1.
  3. www.ictest.ru ИКТ-компетентность: о Проекте “Разработка Инструмента оценки ИКТ-компетентности учащихся”
  4. http :// www . ido . tsu . ru / prog _ nfpk 2. php ? prog = iktcomp _ baseped & page = comp Информационные технологии в деятельности учителя-предметника
  5. www. ito.su Материалы XVI Международной конференции “Информационные технологии в образовании” (ИТО-2006)
  6. www.ict.edu.ru Информационно-коммуникационные технологии в образовании
  7. Бурмакина, В. Ф. ИКТ-компетентность учащихся: тезизы доклада [Текст] / В.Ф. Бурмакина, И. Н. Фалина // Международная научно-практическая конференция RELARN-2006.
  8. Воронина, О. Главная задача ЦОР – повышение эффективности урока / О. Воронина // Директор школы. – 2008. – №4. – С. 58-60.
  9. Гомулина, Н.Н. Применение новых электронных образовательных средств для интерактивных досок / Н.Н.Гомулина // Физика в школе . – 2008.-№7. – С. 17
  10. Горбунова, Л. Н. Повышение квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий как развивающаяся система [Текст] / Л. Н. Горбунова, А. М. Семибратов // Педагогическая информатика. – 2004. – № 3. – С. 3–4.
  11. Дылян Г.Д. Модели управления процессами комплексной информатизации общегосреднего образования. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005
  12. Елизаров, А. А. Базовая ИКТ-компетенция как основа Интернет-образования учителя: тезисы доклада [Текст] / А. А. Елизаров // Международная научно-практическая конференция RELARN-2004.
  13. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М.: Издательский центр “Академия”, 2005.
  14. Земля и небо становятся ближе // Школьное обозрение. – 2001.– №6. – С. 48-50.
  15. Извозчиков, В.А. Школа информационной цивилизации : “Интеллект– XXI”: Над чем думать, что знать и что делать директору школы. – М.: Просвещение, 2002.
  16. Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.
  17. Информационные технологии в российском образовании. – М.: Эврика, 2003.
  18. Лизинский, В. М. Работа администрации школы с учителем [Текст] / В.М. Лизинский. – Москва: Центр “Педагогический поиск”, 2002. – 160 с.
  19. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000.
  20. Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005
  21. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.
  22. Трапезникова, Т. Электронные учебные ресурсы и их применение / Т. Трапезникова // Директор школы. -2008. – №4. – С. 61-65
  23. Хеннер Е.К., Шестаков А.П. Информационно-коммуникационная компетентность учителя: структура, требования и система измерения // Информатика и образование №1 2, 2004, с.5.

Презентация 2

Приложение 7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-коммуникационные технологии в учебно-воспитательном процессе младших школьников.

Информационно-коммуникационные технологии в учебно-воспитательном процессе младших школьников (Как я применяю ИКТ в учебно-воспитательном процессе)....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В статье описаны возможности использования информационно-коммуника-ционных технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы, выяснена эффективность применения ИКТ в обучении младших школьни...

Мастер-класс по теме "Внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс"

Мастер - класс по теме "Внедрение информационно - коммуникационных технологий в учебно - воспитательный процесс"...

Комплексное решение задач социализации детей с ОВЗ через применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе

Комплексное решение задач социализации детей с ограниченными возможностями здоровья через применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе....

Доклад: "Формирование ИКТ- компетентностей учителя и учащихся в аспекте требований ФГОС начального общего образования "

В настоящее время компьютеры и иные информационные технологии прочно обосновались в жизни как педагогов, так и обучающихся. Без навыков владения ПК в современном мире очень сложно, так как компьютериз...