Применение информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе.
статья по теме
Выступление на секции учителей начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_informacionnyh_i_telekommunikacionnyh_tehnologiy.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение информационных и телекоммуникационных технологий
в учебном процессе
В последнее время компьютеры и компьютерные информационные технологии активно входят в нашу жизнь. Компьютер сегодня - это мощнейший инструмент получения и обработки информации, возможности компьютерных технологий, их быстродействие потрясают воображение. Поэтому совершенно естественно внедрение этих средств в современный учебный процесс.
Новые технологии обучения на основе информационных и коммуникационных технологий позволяют интенсифицировать образовательный процесс, увеличить скорость восприятия, понимания и глубину усвоения огромных массивов знаний.
Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программы и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
Главная цель информатизации образования состоит "в подготовке обучаемых к полноценному и эффективному участию в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества".
Информационные технологии предоставляют педагогам очень эффективные, но вспомогательные средства, т.е. они являются инструментом, позволяющим повысить качество обучения.
В информационных технологиях обучения выделяются два компонента, участвующие в передаче учебной информации: технические средства, к ним относится компьютерная техника и средства связи, и программные средства различного назначения. Для разработки уроков с компьютерной поддержкой учителю важно знать функциональные возможности и условия применения каждого из вышеназванных компонентов. Как технические, так и программные средства вносят свою специфику и оказывают определенное влияние на учебный процесс.
Классификация педагогических программных средств.
Информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства. Под программным средством (ПС) учебного назначения понимается ПС, в котором отражается некоторая предметная область, где в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Такие ПС, функционально поддерживающее различные виды учебного процесса, называются педагогическими программными средствами (ППС).
В настоящее время существует большое количество различных классификаций и типологий ППС.
По методическому назначению ППС могут быть:
компьютерные учебники (уроки);
программы-тренажеры (репетиторы);
контролирующие (тестовые оболочки);
информационно-справочные (энциклопедии);
имитационные;
моделирующие;
демонстрационные (слайд-или видео-фильмы);
учебно-игровые;
досуговые (компьютерные игры: аркадные, квесты, стратегии, ролевые, логические, спортивные и др. типы).
Педагогические цели использования ИТ заключаются в следующем:
Развитие личности:
мышление;
эстетическое воспитание;
развитие умений экспериментально-исследовательской деятельности;
формирование информационной культуры.
2. Выполнение социального заказа:
общая информационная подготовка пользователя (так называемая «компьютерная грамотность»);
подготовка специалиста в определенной области.
3. Интенсификация учебно-воспитательного процесса:
повышение эффективности и качества обучения;
обеспечение мотивов познавательной деятельности;
углубление межпредметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки.
Методические возможности средств ИТ:
визуализация знаний;
индивидуализация, дифференциация обучения;
возможность проследить процесс развития объекта, построение чертежа, последовательность выполнения операций (компьютерные демонстрации);
моделирование объектов, процессов и явлений;
расширение возможности предъявления учебной информации;
формирование у школьников умения работать с информацией, развитие коммуникативной способности;
создание и использование информационных баз данных;
доступ к большому объему информации, представленному в занимательной форме, благодаря использованию средств мультимедиа;
формирование умений обрабатывать информацию при работе с компьютерными каталогами и справочниками;
усиление мотивации обучения (игры, средства мультимедиа);
формирование умений принимать оптимальное решение в сложной ситуации;
развитие определенного вида мышления (например, наглядно-образного);
формирование культуры учебной деятельности;
приобщение школьника к достижениям информационного общества и адекватному поведению в нем, формирование информационной культуры;
развитие самостоятельности. Это свойство заложено в самом понятии "персональный компьютер". Работа осуществляется только в режиме один-на-один;
развитие навыков самооценки. Такую возможность дают как специализированные программы контроля знаний, так и при работе с любым программным обеспечением, работает эффект: "смог - не смог", когда ученик видит результат даже раньше учителя;
развитие активности. В отличие от таких привычных форм как лекция, просмотр видео и кинофильмов предполагают постоянное участие ученика- пользователя компьютера в происходящем;
развитие воображения и модельного видения. Любая учебная компьютерная программа является моделью в гносеологическом смысле слова. Ученик познает реальность с помощью компьютера через условные понятия и изображения, их нельзя потрогать, они всегда фактически двумерны;
высвобождение учебного времени.
Виды деятельности школьников при работе с персональным компьютером:
самостоятельная работа с информацией по интересующей теме,
учебная деятельность в режиме самообразования,
учебная деятельность в режиме дистанционного обучения,
коммуникативная деятельность в сети ИНТЕРНЕТ.
Области применения компьютерных технологий в современной школе.
В настоящее время в каждой школе есть компьютерный класс, оснащенный компьютерами с мультимедиа, объединенными локальной сетью с подключением к Internet.
В таких условиях использование информационных компьютерных технологий может быть следующим:
ведение и оформление внутришкольной документации,
составление расписания занятий,
создание и использование базы данных по сотрудникам и учащимся,
мониторинг деятельности учителей,
оперативное управление учебным заведением путем интерактивных телеконференций, виртуальных планерок, передача срочной информации на экраны учительских машин,
поиск и отбор информации с помощью Internet (от нормативно- правовой до покупки учебников),
использование электронной почты для связи, например, с органами управления образованием,
установка творческих связей с другими учебными заведениями, в том числе за границей.
психологическое тестирование работников и детей.
Способы использования компьютера в учебной деятельности:
обязательное изучение компьютерных и информационных технологий,
использование обучающих программ на всех предметах,
компьютерное тестирование и контроль знаний,
пользование каталогами и заказ книг в публичных библиотеках через Internet,
использование учениками материалов, опубликованных в Internet для подготовки докладов и рефератов,
издание методических разработок учителей, школьных сборников-альманахов, газет,
пользование электронными текстами художественных произведений,
использование электронных энциклопедий (Кирилл и Мефодий, Britannica, Брокгауз и Эфрон, предметные энциклопедии) и т.д.
Способы использования компьютера на уроке:
работа в компьютерном классе;
работа в классе, оснащенном демонстрационным компьютером.
Учитель применяет в образовательном процессе компьютерную технику и программное обеспечения для:
создания новых возможностей передачи знаний (деятельности педагога);
восприятия знаний (деятельности обучаемого);
оценки качества обучения;
всестороннего развития личности обучаемого в ходе учебно-воспитательного процесса
на основе использования офисных программ Power Point, Publisher, программы "Ассистент " для контроля знаний учащихся с помощью персонального компьютера, интерактивной доски, а также вопросы, связанные с организацией проектной деятельности школьников и др.
Использование мультимедийных презентаций в учебном процессе
Презентация [лат. praesentatio] – представление.
Мультимедийная презентация представляет собой сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду. Как правило, мультимедийная презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации.
Динамичный визуальный и звуковой ряд позволяют донести информацию о продукте в наглядной, легко воспринимаемой форме.
Отличительной особенностью мультимедийной презентации является ее интерактивность, т.е. создаваемая для пользователя современными компьютерными средствами возможность взаимодействия с мультимедиа изображением.
Мультимедийная презентация — универсальный инструмент. Разработанная однажды, мультимедийная презентация может иметь более десятка различных применений. Это делает мультимедийную презентацию привлекательным средством для информировании об учебном процессе:
а) компьютерная поддержка урока и внеклассного мероприятия;
б) презентация урока;
г) презентация выставки, музея. Мультимедийная презентация яркий и современный элемент оформления выставочного стенда. Большой проекционный экран или плазменная панель в сочетании с динамичным визуальным и звуковым рядом мультимедийной презентации привлекут взгляд посетителя среди десятков других стендов. Еще больший эффект от использования мультимедийной презентации на выставке достигается путем ее одновременного использования в качестве раздаточного материала на одном из носителей.
д) представление продукта проектной деятельности и др.
Важными являются вопросы, связанные с оформлением слайдов, представлением на них информации и критериями оценки полученной мультимедийной презентации.
Оформление сладов |
Стиль | • Соблюдайте единый стиль оформления. • Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. • Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки). |
Фон | • Для фона выбирайте более холодные тона (синий или зеленый). |
Использование цвета | • На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста. • Для фона и текста используйте контрастные цвета. • Обратите особое внимание на цвет гиперссылок (до и после использования). |
Анимационные эффекты | • Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. • Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде. |
Представление информации |
Содержание информации | Используйте короткие слова и предложения. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных. Заголовки должны привлекать внимание аудитории. |
Расположение информации на странице | Предпочтительно горизонтальное расположение информации. •Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней. |
Шрифты | Для заголовков — не менее 24. Для информации — не менее 18. Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния. Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Для выделения информации следует жирный шрифт, курсив или подчёркивание. Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных). |
Способы выделения | Следует использовать: • рамки, границы, заливку; • разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки; • рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов. |
Объём информации | Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде. |
Виды слайдов | Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом; с таблицами; с диаграммами. |
Понятно, что трудностей на этом пути более чем достаточно, основная из которых - недостаточное финансирование их развития в наших школах. Приобретение компьютеров, их текущая модернизация, развитие уровня безопасности, обслуживание компьютеров и сетей, покупка программного обеспечения, подключение к Internet требуют больших затрат. Помимо этого необходима высокая квалификация преподавателей, их непрерывная переподготовка и профессиональный рост.
Таким образом, одним из приоритетных направлений информатизации образования является повышение квалификации преподавателей в области применения информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ИКТ-компетентности учителя и учащихся информационными и коммуникационными технологиями в учебном процессе
Занятие для педагогов в форме педагогической мастерской с целью повышения квалификации педагогов по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе и разраб...
Применение информационных технологий в учебном процессе начальной школы.
Использование информационных технологий в начальной школе является средством повышения познавательного интереса школьников к учебной деятельности....
Применение информационных технологий в учебном процессе начальной школы.
Использование информационных технологий в начальной школе является средством повышения познавательного интереса школьников к учебной деятельности....
Применение информационных технологий в учебном процессе
Статья об ИТ в учебном процессе. Представлены виды технологий и их особенности....
Комплексное решение задач социализации детей с ОВЗ через применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе
Комплексное решение задач социализации детей с ограниченными возможностями здоровья через применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе....
Сферы применения информационных и коммуникативных технологий в воспитательном процессе
Сферы применения информационных и коммуникативных технологий в воспитательном процессе...