Доклад: "Формирование ИКТ- компетентностей учителя и учащихся в аспекте требований ФГОС начального общего образования "
статья

В настоящее время компьютеры и иные информационные технологии прочно обосновались в жизни как педагогов, так и обучающихся. Без навыков владения ПК в современном мире очень сложно, так как компьютеризация проникла во все сферы деятельности. Потенциал ИКТ в образовании огромен. Современная педагогика не смогла пройти мимо такого явления. Соответственно в науке возникли различные трактовки ИКТ. Российское образование на современном этапе своего развития требует от педагога значительных преобразований в учебной и внеурочной деятельности. ИКТ- компетентность педагога - это:

- один из основных показателей профессионализма;

- ключевая компетентность для решения современных задач образования;

- новые возможности для совершенствования учебно-воспитательного процесса, для получения новых знаний как ученика, так и учителя. ИКТ-компетентность современного учителя - это знание новых информационных технологий и умение ими пользоваться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt.docx30.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10» с.Вознесеновского

ДОКЛАД

Тема: «Формирование ИКТ- компетентностей учителя и учащихся в аспекте требований ФГОС начального общего образования »

Выполнила:

учитель начальных классов

Вакуленко Светлана Ивановна

с.Вознесеновское, 2020 год

В настоящее время компьютеры и иные информационные технологии прочно обосновались в жизни как педагогов, так и обучающихся. Без навыков владения ПК в современном мире очень сложно, так как компьютеризация проникла во все сферы деятельности. Потенциал ИКТ в образовании огромен. Современная педагогика не смогла пройти мимо такого явления. Соответственно в науке возникли различные трактовки ИКТ. Российское образование на современном этапе своего развития требует от педагога значительных преобразований в учебной и внеурочной деятельности. ИКТ- компетентность педагога - это:

- один из основных показателей профессионализма;

- ключевая компетентность для решения современных задач образования;

- новые возможности для совершенствования учебно-воспитательного процесса, для получения новых знаний как ученика, так и учителя. ИКТ-компетентность современного учителя - это знание новых информационных технологий и умение ими пользоваться.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

- использование компьютера для поиска, передачи, сохранения, структурирования и обработки информации. В понятие «обработка информации» включается также создание новой информации на основе (с использованием) уже имеющейся.

Учитель использует ИКТ в качестве подсобного инструмента в своей педагогической деятельности. Только компетентный педагог в области информационно - коммуникационной технологии - сможет по-новому организовать учебную среду, объединить новые информационные и педагогические технологии для того, чтобы проводить увлекательные занятия, поощрять учебную кооперацию и сотрудничество школьников. Такой учитель сможет разрабатывать новые пути использования ИКТ для обогащения учебной среды, развития ИКТ - грамотности учащихся, освоения ими знаний и способности производить новые знания. Следует различать два понятия:

ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность.

ИКТ-грамотность - это знания о персональном компьютере, о программных продуктах, об их функциях и возможностях; это умение "нажимать на нужные кнопки" и знать о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет).

ИКТ-компетентность - это не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.

В сфере информационно - коммуникационных технологий у педагога должны быть сформированы следующие компетенции:

1. Наличие общих представлений о возможностях использования ИКТ в педагогической практике.

2. Наличие представлений о назначении и функционировании ПК, устройств: ввода-вывода информации, локальных компьютерных сетей и возможностях их использования в образовательном процессе.

3. Владение приёмами организации личного информационного пространства и графическим интерфейсом операционной системы.

4. Владение приемами подготовки методических материалов и рабочих документов в соответствии с предметной областью средствами офисных технологий. Владение базовыми сервисами и приемами работы в сети Интернет для их использования в образовательной деятельности:

5. приёмами навигации и поиска образовательной информации в сети Интернет, её получения и сохранения в целях последующего использования в педагогическом процессе;

6. приёмами работы с электронной почтой;

7. приёмами работы со средствами сетевого общения (форумами и чатами).

Применение мультимедийной техники в современном уроке расширяет возможности творчества педагога и его участия в процессе обновления образования, формирует компетенции различного уровня как педагога так и учащегося.

Использование Интернета в учебном процессе стало обыденной реальностью.

Российское образование на современном этапе своего развития требует от педагога значительных преобразований в учебной и внеурочной деятельности. ИКТ- компетентность педагога это: один из основных показателей профессионализма.

Ключевая компетентность для решения современных задач образования - новые возможности для совершенствования учебно-воспитательного процесса, для получения новых знаний как учащегося , так и педагога. ИКТ-компетентность современного педагога - это знание новых информационных технологий и умение ими пользоваться.

Требования к педагогу

Уровень современного педагога не должен отставать от уровня современного учащегося. Для этого педагогу необходимо:

- умение пользоваться компьютером и другими цифровыми средствами;

- умение пользоваться Интернетом, программным обеспечением;

- применять на практике современные образовательные технологии.

- умение работать с офисным пакетом программ Microsoft office;

- умение работать с программой Power point, Microsoft access;

- умение работать в программе видео, фото редакторов

Педагог, владеющий компьютером, идёт в ногу со временем, а современный педагог должен уметь разговаривать с учащимся на понятном ему языке. ИКТ- это знание информационных технологий и умение ими пользоваться. Является одной из ключевых компетентностей современного человека.

Преимущества ИКТ-технологий

Опыт работы показал, что использование современных ИКТ-технологий на уроках:

активизирует познавательную деятельность учащихся;

повышает мотивацию учащихся к изучаемому предмету;

экономит время на объяснение материала;

позволяет выйти за рамки традиционного учебного процесса,

дополнить и углубить их содержание;

позволяет дифференцировать и индивидуализировать работу учащихся;

даёт возможность увеличить накопляемость оценок;

создаёт комфортность на уроках.

Познавательная деятельность

Активизация познавательной деятельности учащихся при применении ИКТ достигается за счёт:

высокой иллюстративной и информационной насыщенности на уроке; дифференциации вопросов к одному и тому же заданию;

подбора интересного материала;

более высокого темпа работы учащихся.

Повышение мотивации

Музыкальное и иллюстративное оформление материала

Применение компьютерных игровых технологий

Проверка уровня усвоения теоретического материала при помощи компьютерного тестирования.

Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности диагностики уровня усвоения предметной информации при проведении:

- контрольно-обобщающих уроков,

- фронтальных опросов,

- поурочных опросов,

-программированных опросов.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Последние события, связанные с пандемией, оказали значительное влияние на все сферы общественной жизни, включая образование. В сложившихся обстоятельствах как никогда остро встал вопрос о переводе обучения на дистанционную форму, основой которой правомерно считать активное применение информационно-коммуникационных технологий как основного средства обучения. Дистанционное обучение имеет свою специфику на различных уровнях и этапах образования: не является исключением и обучение в начальной школе. Учащиеся младших классов обладают рядом психологических особенностей, которые необходимо учитывать при проектировании и реализации учебных дисциплин.

Информационные технологии уже давно стали неотъемлемой частью общественной жизни, являясь объективной данностью: процессы в рамках всех сфер человеческой деятельности невозможно представить без использования современных достижений науки и техники. Процесс образования не является исключением: в последнее десятилетие остаётся актуальным вопрос о применении информационно-коммуникационных технологий на всех этапах и уровнях образования.

В свете последних событий, связанных с пандемией и вынужденной самоизоляцией, как никогда остро встал вопрос дистанционного обучения. Спонтанный переход к форме дистанционного образования обнажил ряд проблем, сопутствующих организации и реализации процесса обучения, не предусматривающего очного взаимодействия субъектов образования: в таких условиях именно информационно-коммуникационные технологии играют ключевую роль.

Весьма серьёзной проблемой в этом контексте становится дистанционное обучение в начальной школе: обучающиеся младшего школьного возраста, вероятно, в меньшей степени готовы к данной форме взаимодействия в силу психологических особенностей. Кроме того, навыки самостоятельной деятельности учащихся начальной школы находятся скорее на стадии формирования, что также обусловливает необходимость тщательного подбора средств обучения, основанных на применении информационных технологий.

  1. Особенности дистанционного обучения в начальной школе.

Планирование учебного процесса в начальной школе, в том числе и в дистанционном формате, невозможно без ориентации на психологический портрет обучающегося младшего школьного возраста. Существует мнение, что именно учебная познавательная деятельность является ведущей в процессе становления и развития личности младшего школьника.

Учащийся начальной школы в целом психологически и физически готов к обучению, обладая необходимым уровнем развития: внимание относительно устойчиво, речь и память в достаточной степени развиты. При этом в большей степени развита наглядно-образная, чем словесно-логическая память. В связи с этим следует обратить внимание на формирующееся у современного человека клиповое мышление: сущность данного явления заключается в наиболее лёгком мгновенном восприятии человеком не текста, а «клипа» – яркого визуального образа, несущего в себе значимый объём информации.

Одним из важнейших факторов при планировании и реализации урока является заинтересованность учащегося. Л. С. Выготский заявлял, что интерес обучающегося становится «естественным двигателем» учебной деятельности ребёнка. Интерес – основа мотивации обучающегося, педагог же в этом случае скорее регулирует, направляет и контролирует этот процесс, ставя перед учащимся конкретные задачи .

Используя информационно-коммуникационные средства в процессе обучения в начальной школе, педагог должен учитывать обозначенные выше факторы: крайне важно использовать наглядные средства при объяснении и закреплении материала, обозначать цели освоения тем и задачи, стимулирующие самостоятельную деятельность обучающихся. При этом значимым является мотивационный аспект: учебная деятельность младших школьников завязана на заинтересованности в изучаемом явлении и в выполнении определённых действий.

Говоря о дистанционной форме, которая подразумевает взаимодействие учителя и обучающихся на расстоянии посредством информационных технологий , некоторые исследователи отмечают, что обучение младших школьников сопряжено с проблемой недостаточной сформированности навыков самостоятельной деятельности . В связи с этим обязательными элементами процесса дистанционного обучения в данном случае должны стать, во-первых, чётко прописанный алгоритм действий обучающихся, и, во-вторых, систематический контакт учителя и обучающегося.

В силу психологических особенностей учащихся начальной школы целесообразно привлекать к процессам организации обучения и контроля его результатов родителей обучающихся с помощью доступных сегодня средств, обеспечивающих коммуникацию на расстоянии: Skype, Zoom, Viber, WhatsApp. Данные средства позволяют как проводить индивидуальное консультирование родителей, так и организовывать групповые конференции и чаты, где педагог имеет возможность выдать необходимые рекомендации и отследить процесс выполнения заданий.

Потребность в осуществлении контакта с родителями учащихся отчасти вызвана и гибкостью дистанционного обучения: школьник не всегда имеет возможность, например, присутствовать на онлайн-занятии, в связи с чем возникает потребность в регуляции учебной деятельности при наличии связи между учителем и родителями .

При организации процесса дистанционного обучения образовательные учреждения и педагоги сталкиваются с проблемой отсутствия единой платформы, на которой происходило бы взаимодействие субъектов образования. В этой связи целесообразно обращаться к общедоступным ресурсам, предоставляющим доступ с любого устройства к широкому спектру материала: примером здесь может быть YouTube, располагающий огромным количеством видеоматериала, которым можно подкрепить освоение той или иной темы в рамках любой учебной дисциплины.

  1. Методические особенности дистанционного обучения с использованием информационных технологий в начальной школе. Обозначенные выше особенности дистанционного образования в начальной школе обусловливают методические особенности проектирования и реализации учебных дисциплин с учётом объективной потребности в использовании информационных технологий в их комбинации с педагогическими: именно в этом аспекте во многом заключается уровень ИКТ-компетентности учителя.

Применение информационных технологий в процессе обучения позволяет:

  • рационализировать когнитивную деятельность обучающихся;
  • ориентироваться на индивидуальные особенности обучающихся, предоставляя возможность придерживаться собственной образовательной траектории;
  • стимулировать активную деятельность каждого обучающегося, что не всегда возможно в формате «живого общения»;
  • перевести процесс взаимодействия учителя и учащихся в качественно иную плоскость, ориентированную на условия современной действительности;
  • интенсифицировать все уровни и этапы обучения.

Как отмечалось ранее, на организационном этапе возникает потребность в установлении контакта не только с обучающимися, так и с их родителями. Оптимальными средствами коммуникации становятся общедоступные мессенджеры (Viber, WhattsApp), с помощью которых педагог может обозначить цели и задачи обучения, информировать об объёме учебного материала, о сроках сдачи заданий. Отметим, что роль родителей в данном случае подразумевает посредничество в организации и осуществлении контроля, но не реализацию функций педагога или обучающегося.

Предоставление материала учащимся начальной школы в виде учебного текста и письменных вопросов и заданий к нему едва ли станет эффективным способом работы, соответственно, актуальной становится проблема поиска организационных форм, которые были бы ориентированы на особенности обучающимся младшего школьного возраста и отвечали бы специфике дистанционного обучения.

Прежде всего, целесообразно использовать средства, предоставляющие возможность онлайн-связи в формате видеоконференций (Skype, Zoom), которые, во-первых, дают возможность коммуникации, приближенной к ситуации живого общения, и, во-вторых, позволяют наладить обратную связь с учениками, что является обязательным условием для поддержания мотивации и психологического комфорта обучающихся [3, 71]. Кроме того, онлайн-занятия уместно сопровождать наглядным материалом (презентациями, иллюстрациями, схемами) с комментариями педагога: активизация различных каналов восприятия информации будет способствовать наиболее эффективному усвоению информации.

Учитывая ориентированность современных учащихся начальной школы на восприятие зрительных образов, правомерно предположить, что использование коротких видеороликов также способно повысить эффективность образовательного процесса. Видео при этом может быть использовано и в качестве основной формы представления материала, и как дополнительный источник, и как способ закрепления полученных знаний. Обязательным элементом в данном случае является этап рефлексии: самый простой способ – организация дискуссии после просмотра видеоматериала.

Принимая во внимание тот факт, что в процессе дистанционного обучения не всегда удаётся организовать полноценную групповую беседу, наиболее продуктивным представляется другой вариант: вместе с видео предложить обучающимся ряд вопросов и заданий разного уровня сложности, например:

  • тест;
  • вопросы, предполагающие развёрнутые ответы;
  • прилагающаяся к видеоролику его частичная расшифровка: текст с пропусками, которые необходимо заполнить обучающемуся;
  • расшифровка материала видеоролика, содержащая ошибки: в этом случае обучающемуся предлагается найти недочёты и откорректировать содержание текста;
  • аналогичное задание, в котором материал представлен в виде таблицы или схемы, которые дополняются обучающимся в процессе просмотра.

Отметим, что подобные задания отвечают принципам актуального сегодня кейс-метода, а также в определённой степени способствуют формированию и развитию критического мышления.

Интеграция в процесс дистанционного обучения ресурсов, предоставляемых различными образовательными платформами, также является рациональной идеей в сложившихся обстоятельствах. Например, таким средством является порталы «Учи.ру»,«Инфоурок.ру», где педагог может найти разнообразные интерактивные задания и упражнения, напоминающие привычные современным детям компьютерные игры. Подобные средства призваны не только решить определённые задачи, но и повысить уровень мотивации обучающегося: выполнение заданий в игровой форме в полной мере соответствуют психологическим особенностям учащихся начальной школы.

Современный мир невозможно представить без информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих деятельность во всех сферах общественной жизни, не исключая образование. Весьма актуальной сегодня, особенно в условиях вынужденной изоляции, является проблема реализации дистанционного обучения и его методического обеспечения. При планировании образовательного процесса в начальной школе необходимо учитывать не только условия объективной реальности, но и психологические характеристики учащихся младших классов, обусловливающие методические особенности процесса обучения. Информационные технологии в данном случае становятся основным средством обучения: применение разнообразных ресурсов и форм работы призвано оптимизировать процесс обучения и повысить его эффективность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования»

https://nsportal.ru/nikitina-natalya-sergeevna   В статье рассмотрен вопрос внеурочной деятельности в аспекте содержания ФГОС начального общего образования....

Формирование навыков здорового образа жизни у школьников с за-держкой психического развития в условиях требования ФГОС начального общего образования

Ребёнок первый раз переступил порог школы. Что его ждёт? Новый, неизведанный мир открывается перед ним. Принимая каждого ребёнка, учитель задумывается над тем, каким он станет через одиннадцать лет, к...

Тематическое планирование составленов соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечено УМК: учебниками «Литературное чтение» для 1–4 кл., рабочими тетрадями и м

Пояснительная записка.Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамот...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Учебный план начального общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС начального общего образования

УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ   Пояснительная записка к учебному плану начального общего образования ...

Статья «Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оценочная деятельность учителя».

laquo;Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оцено...