Развитие познавательных способностей через внеурочную деятельность
статья по теме
Развитие познавательных способностей младшего школьника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема самообразования:
Развитие познавательных способностей младшего школьника через внеурочную деятельность
В младшем школьном возрасте происходит бурное развитие интеллекта. Возможность развития способностей очень высока. Развитие познавательных способностей младших школьников на сегодняшний день остается наименее разработанной методической проблемой. Многие педагоги и психологи высказывают мнение о том, что начальная школа является «зоной повышенного риска», так как именно на этапе начального обучения в силу преимущественной ориентации учителей на усвоение знаний, умений и навыков происходит блокирование развития способностей у многих детей. Важно не упустить этот момент и найти эффективные пути развития способностей детей. Несмотря на постоянное совершенствование форм и методов работы, в развитии познавательных способностей есть существенные пробелы. В целенаправленной работе использовались активные методы обучения.
Репродуктивная деятельность без активации творческих способностей не обеспечивает высокого уровня общего развития обучающихся.Привыкая к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков, которые имеют единственное решение и ,как правило. единственный заранее предполагаемый путь его достижения на основе некоторого алгоритма, дети практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно развивать собственный интеллектуальный потенциал. С другой стороны, решение одних лишь типовых задач обедняет личность ребёнка, поскольку в этом случае высокая самооценка учащихся и оценка их способностей преподавателем зависят , главным образом ,от прилежания и старательности и не учитывают проявления ряда индивидуальных интеллектуальных качеств, таких, как выдумка, сообразительность, способность к творческому поиску, логическому анализу и синтезу.
Активные методы бучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть «пассивным сосудом», который мы наполняем знаниями, и становится активным участником образовательного процесса. Раньше ученик полностью подчинялся учителю, теперь от него ждут активных действий, мыслей, идей и сомнений
Урок, даже самый удачный, имеет один недостаток: он спрессован во времени и не допускает отвлечений, даже когда группа (класс) остро интересуется каким-либо вопросом, так как есть установленный план. Другое дело - внеклассные занятия, в которых учитель не связан жесткими временными и плановыми рамками.
Я решила организовать внеурочную деятельность по программе «Умники и умницы»,чтобы была возможность систематически и целенаправленно развивать познавательные способности своих учеников.
Система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет достичь следующие учебные задачи: познавательной, развивающей и воспитывающей.
Познавательная: формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с книгой в заданном темпе ,умение контролировать свою работу.
Развивающая задача: развитие речи при работе над словом, словосочетанием ,предложением.
Развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Развитие сенсорной сферы ребят(глазомера, мелких мышц кистей и рук)
Развитие двигательной сферы.
Воспитывающая задача: воспитание системы межличностных отношений(формирование « Я –концепция»)
На занятиях по программе используются соответствующие задания на развитие внимания, памяти, логического мышления, пространственной ориентировки, графических навыков, аккуратности, межличностных отношений.
В результате занятий дети способны достичь значительных успехов в своём развитии. Они многому могут научиться и эти умения применять в учебной работе., что и приводит к успехам.
(по материалам педагогических порталов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие познавательных способностей во внеурочной деятельности
Развитие познавательных способностей во внеурочной деятельности. Что такое познавательные способности? как развиваю на примере внеурочной деятельности?...

Развитие творческих способностей через театральную деятельность
Презентация "рассказывает" о возможностях развития у детей творческих способностей через театр...
Развитие творческих способностей через кружковую деятельность
в данной презентации описывается развитие творческих способностей детей с ОВЗ через внеурочную деятельность...

Развитие познавательной активности через проектную деятельность (из опыта работы)
Я, Тахаува Гелзидя Тагирзановна – учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия №126» Советского района г.Казани.Педагогический стаж 29 лет, по должности «Учитель» 29 лет,...

Развитие познавательных способностей во внеурочной деятельности младших школьников
Развитие познавательных способностей во внеурочной деятельности младших школьников...

Развитие познавательных способностей средствами внеурочной деятельности
Выступление на семинаре: В рамках реализации программы «Преемственность между дошкольными образовательными учреждениями и начальной школой» для воспитателей дошкольных образовательны...

Повышение мотивации учащихся через развитие творческих способностей во внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность для обучающихся – это способ, где можно обучиться тому, чему не может научить общепринятый урок, это тенденция в реальном мире, проба и поиск ...