Формирование универсальных учебных действий. Регулятивные учебные действия
статья на тему
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование универсальных учебных действий.
Регулятивные учебные действия
Я ,Щербинина Элеонора Владимировна, учитель начальных классов первой квалификационной категории.
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.
В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы, как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Обучающийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Для этого необходимо сформировать у ребёнка универсальные учебные действия. Я расскажу о регулятивных универсальных учебных действиях.
Итак, что же такое регулятивные универсальные учебные действия?
Вообще, регуляция - это ничто иное, как управление действиями, это основа основ успешности любой деятельности, это умение управлять своей деятельностью.
В состав регулятивных универсальных учебных действий входят следующие действия:
- постановка цели или целеполагание
- планирование
- прогнозирование
- контроль
- коррекция
- оценка
- волевая саморегуляции
Важно отметить, что всё то, о чём мы сегодня говорим не является для нас чем-то новым, работая по образовательной системе «школа 2100» все эти действия мы формировали и формируем, но если говорим о регулятивных универсальных учебных действиях, то ранее мы называли их организационными.
На примере диагностики, проведённой в моём классе, мне удалось сделать некоторые выводы о сформированности этих действий на момент поступления в 1 класс, затем по окончании 1 и 2 классов.
Целью диагностики было выявление уровня развития организационных действий.
Из 20 учащихся хороший уровень был у 6 ребят, у 4 детей удовлетворительный уровень сформированности, и 10 человек это ребята с недостаточным уровнем сформированности организационных действий.
Подробно проанализировав полученные результаты, образовательный процесс был выстроен с целью повышения уровня сформированности организационных действий.
Практически на всех уроках эти действия можно формировать, используя УМК образовательной системы «Школа 2100». Огромную роль в формировании регулятивных учебных действий играет использование ИКТ. Практически на каждом уроке, я работала с электронными учебными материалами, которые нам были предоставлены новосибирскими учёными Молоковыми А.В. и Ю.Г. Эти пособия помогли нам успешно работать с учащимися в безотметочный период в первом классе. На уроках математики, обучения грамоте, учащиеся могли поработать как вместе с учителем, так и самостоятельно, при этом оценивает детей не только учитель, но и компьютер.
Мне бы хотелось кратко рассказать об одном из регулятивных универсальных учебных действии – об оценке.
Оценка предполагает выделение учащимися того. Что уже усвоено, осознание того в какой мере это усвоено.
Очень часто дети путают оценку и отметку.
Отметка 2, 3, 4. 5, хорошо, отлично, удовлетворительно - это как бы некая итоговая интегрирующая характеристика, учебной деятельности учащихся, но она не говорит о том, что сделано, не правильно, где нужно внести исправления, поэтому отметка должна сопровождаться оценкой - развёрнутым описанием, того, что уже хорошо сделано, что не очень, а что находится в зоне ближайшего действия. Вот такой оценке ребёнка нужно учить и он должен понимать критерии оценивания. Причём работа с ИКТ позволила создать условия для формирования самооценки и самоконтроля.
Дети, начиная с 1 класса учились работать, оценивая себя сами.
Для каждого года обучения был составлен определённый алгоритм самооценки.
Мною были разработаны листы самооценки для учащихся на каждый урок, в которых дети оценивали сами себя, свою деятельность на уроке. Причём важно отметить, что оценивали себя к концу первого класса адекватно, т.к. дети уже познакомились с рядом способов оценивания. Наша задача, научить детей отмечать успех и адекватно относиться к своим неудачам.
Кроме того у каждого ребёнка был собственный дневник, который так и назывался « Я научился», где ребёнок отмечал свои успехи и мог продемонстрировать их окружающим.
Успешность каждого ребёнка– это ,то над чем нам важно работать на каждом уроке. Поэтому я разработала во 2 полугодие 1 класса листы успеха по каждому предмету на определённый месяц, где ребёнок также отмечал свои достижения .
(Лист успеха)
Поэтому и на уроках завершив работу учащийся ставит себе отметку, полагаясь на свои знания, а учитель за ту же работу ставит свою отметку. И, наконец, во 2 классе в конце года проведена была ещё одна из диагностик, которая показала в очередной раз степень сформированности универсальных учебных действий.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.
Аналогичная диагностика была проведена в конце учебного года в 1 классе результаты, которой позволили мне увидеть некий рост уровня сформированности учебных действий. У 10 человек уровень сформированности действий был хороший, у 6 удовлетворительный и у 4 человек недостаточно сформированный.
Т.е. мы смогли увидеть рост уровня показателей в нашем классе: из 20 человек у 16 хорошо сформированы учебные действия, а у 4 удовлетворительно – неудовлетворительных результатов обнаружено не было. Можно говорить о том, что организационные действия у детей формируются.
В 3 классе я в своей работе уже опираюсь на те теоретические знания о регулятивных учебных действиях, которые предусматривают стандарты второго поколения.
Считаю, что учитель в обновляющейся школе должен уметь не только обеспечивать условия для развития личности, сделать этот прооцесс отлаженым и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субьектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации. Психологически мы готовы к реализации стандартов второго поколения. Методически есть время для подготовки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников"
Что такое универсальные учебные действия? Какие виды УУД бывают? и на многие друге вопросы(касающиеся УУД), ответы Вы найдете в данной презентации....
Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников
Почитав эту статью Вы узнаете: что такое УУД, какие виды бывают УУД, как сформировану УУД у детей младшего школьного возраста....
Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий
"заметки на полях"...
Формирование универсальных учебных действий и универсальных учебных умений у обучающихся начальной школы средствами интерактивных дидактических материалов.
Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование закладывает в основу формирован...
Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД) Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на уроках Тема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и сохранении здоровья учащихся
Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД)Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на урокахТема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и ...
"Формирование универсальных учебных действий в начальной школе (тема выступления: «Формирование коммуникативных учебных действий во внеурочной деятельности»)
Коммуникативные действия обеспечивают компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог,участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группы сверстников...
Разработка учебно-познавательных и учебно-практических задач, обеспечивающих формирование универсальных учебных действий
Разработка учебно-познавательных и учебно-практических задач, обеспечивающих формирование универсальных учебных действий...