Деятельностный подход к развитию речи на уроках русского языка
презентация к уроку (1 класс) по теме
Развитие речи в УМК "Гармония"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 52.17 КБ |
pril2.rar | 2.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов
Попова Т. Г.
Г. Южноуральск
Челябинской области
Деятельностный подход к развитию речи в УМК « Гармония»
Перед учителем начального образования рано или поздно встаёт вопрос, какой УМК выбрать? Сегодня на рынке такое разнообразие учебников, что просто разбегаются глаза. Поэтому учителю, как моряку, необходим компас, который помог бы сориентироваться в этом бескрайнем море.
Свой выбор я остановила на УМК « Гармония». Данный комплект создан на основе деятельностного подхода к обучению, направлен на гармоничное развитие учащихся, целенаправленно формирует учебно-познавательную деятельность младших школьников, развивает приёмы умственной деятельности, способствует духовно-нравственному и патриотическому воспитанию юных россиян. Методологическую основу комплекта составляет принцип педагогического сотрудничества учителя и учащихся.
При создании учебно-методического комплекта по русскому языку авторы (Соловейчик М.С. и Кузьменко Н.С.) постарались сберечь всё лучшее, что было накоплено традиционной школой обучения русскому языку, и, в то же время, учли последние достижения лингвистики, психологии, педагогики и методики. Учебник « К тайнам нашего языка» организует целенаправленную работу по формированию орфографической зоркости. Способность замечать орфограммы является специальной задачей обучения. Ещё одна особенность комплекта – его коммуникативная направленность в обучении русскому языку.
Деятельностный подход к организации учебной работы, где на первый план выходит проблема самоопределения ребёнка в учебном процессе, реализуется следующим образом: 1) введению новых знаний, как правило, предшествует постановка учебной задачи; 2) информация не даётся в готовом виде, а «добывается» вместе с учениками; 3) тренировочная работа организуется как мотивированная, последовательная отработка выведенного способа действия, нужного для успешного решения фонетико-графических, грамматических, орфографических и речевых задач.
Иначе говоря, создаются условия для того, чтобы ребёнок выступал не как слепой исполнитель воли учителя, а был человеком, активно и осознанно действующим, был, как говорят психологи, « субьектом учебной деятельности».В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни. Он:
-ставит цели
-решает задачи
-отвечает за результат
Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя. Вот почему учебная деятельность является универсальным средством развития.
Я остановлюсь на системе работы по развитию речи в УМК «Гармония». На мой взгляд, ни в одном УМК эта работа не представлена так интересно.
Пишут ли в жизни сочинения? Пишут записки, письма, научные статьи, инструкции, объявления, ведут личные дневники, записи в деловых журналах, сочиняют загадки, сказки, пишут рассказы, стихи, но… сочинения? Едва ли. Тогда зачем же писать их в школе? Имеет ли смысл учить тому, что в реальной речевой практике никогда не встречается? Не правильнее ли сразу пытаться выражать свои мысли, впечатления в тех формах, которые существуют в речевом общении? Зачем оттачивать умение пользоваться словом, точно формулировать мысли в работе над абстрактными «сочинениями», когда можно учиться писать реальные письма, воспоминания, сочинять загадки и сказки, писать с натуры словесные этюды, составлять для сверстников сборники кулинарных рецептов и т.д.
Жизнь подсказывает важный вывод: пора в общении с детьми перестать говорить о сочинениях – нужно перейти на язык конкретных жанров.
Конечно, понятие «сочинение»должно остаться в методике обучения русскому языку, оно необходимо как общее обозначение особого вида речевого упражнения.
В реальном общении создание « речевого продукта» предполагает его восприятие адресатом, выражение к нему определённого отношения, ответную реакцию. Так пусть и детские работы находят своего адресата – читателя и слушателя. Пусть мама получит записку, поздравление, бабушка- письмо, в подарок сочинённую сказку, пусть дети обменяются сборниками кулинарных рецептов, дневниковыми записями.
В реальном общении мы не пользуемся речью «вообще», мы создаём высказывания того или иного стиля: разговорного, научного, делового, художественного, публицистического. Значит, и детей нужно нацеливать на создание не речи вообще, а речи определённого стиля. Конечно, в начальных классах в центре внимания должны быть лишь те стили, которые актуальны для речевой практики мл. школьников. СЛАЙД№2
Так, при создании высказываний важно иметь в виду три стиля: ДЕЛОВОЙ, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ И РАЗГОВОРНЫЙ. Задача деловой речи – строго, по-деловому, не выражая своего отношения, сообщить точные сведения, если надо, объяснить их. Задача же художественной (изобразительной) – словами нарисовать всё то, о чём хочешь поведать, передать при этом именно своё видение мира, свои чувства, своё настроение. Задача речи разговорной – поделиться своими мыслями, впечатлениями, планами, обменяться ими с собеседниками. От того, какую из этих задач мы решаем, зависит то, как будем строить свою речь: о чём скажем, какие слова используем, как построим предложения. Понятно, что этюд, загадка, сказка, воспоминания – это тексты, в которых будут решаться задачи художественного стиля, памятка, инструкция, объявление – делового, записка, письмо – разговорного, хотя в записке могут быть элементы делового, а в письме – художественного стиля.
СЛАЙД №3 Из всего сказанного очевидно, что жанр и стиль речи – это те понятия, которые нужно иметь в виду, обдумывая работу по развитию речи. Третье понятие, важное для успешной работы – типы речи.
Самыми актуальными для младших школьников, для их письменной речи, можно считать повествование и описание предмета. Каждый из этих типов может быть как делового, так и художественного стиля.
Всё выше сказанное нашло отражение в УМК «Гармония», в учебнике русского языка « К тайнам нашего языка»под редакцией М.С.Соловейчик. В целом одну из главных особенностей программы и учебника «К тайнам нашего языка» можно определить так:
1.Коммуникативная направленность, т.е. нацеленность на обучение школьников устному и письменному общению средствами русского языка.
2.Широкое использование детского языкового опыта и природной языковой интуиции, их обогащение и развитие на основе деятельностного подхода к изучению языка и практическому овладению им.
Так, ещё в период обучения грамоте внимание первоклассников привлекается к тому, что у говорящего всегда есть собеседник, с ориентировкой на которого человек обычно и строит свою речь. Выведенные в тот момент два главных требования к речи: быть понятной и вежливой по отношению к собеседнику – составляет стержень работы над культурой речи и речевого поведения в течение всего учебного года.
Первоклассники практически наблюдают над стилевым расслоением речи, они учатся разграничивать «сухую» научно-деловую и эмоциональную, образную, художественную речь. Первая для детей названа деловой, а вторая картинной, т.к. в ней словами рисуются картины, которые представляет себе слушающий.
СЛАЙД№4
Обучаясь созданию речевых произведений, первоклассники осваивают конкретные жанры: устное воспоминание, записку, телеграмму, поздравление; знакомятся со структурой письма и пишут своё первое письмо – учительнице.
СЛАЙД№5
Дети знакомятся со структурой записки: обращение, текст записки и обязательно подпись. В учебнике приводятся примеры записок школьников, причём, авторы сделали замечание о том, что «ребята разрешили прочитать их записки», ведь существует норма, закон для воспитанного человека: нельзя без разрешения читать чужие письма, записки.
(ПРИМЕРЫ ДЕТСКИХ ЗАПИСОК, СЛАЙД№6, СЛАЙД№7)
Знакомство с особенностью письма, с его структурой происходит на фоне более широкого разговора об общении людей. Письмо – тоже речь, только письменная. Напоминаем о требованиях к речи, обсуждаем, какие письма приятно получать. После знакомства со структурой письма выясняем, чем письмо отличается от записки. Результатом всей подготовительной работы является написание писем учительнице.
(ПРИМЕРЫ ДЕТСКИХ ПИСЕМ, СЛАЙД№8)
Во 2-м классе вся начатая работа углубляется и расширяется. Важное понятие, которое вводится во 2-м классе, – текст. Одновременно с ним второклассники узнают и два других: тема и основная мысль. С этого момента начинается целенаправленное формирование основных текстовых умений: осознавать тему и основную мысль текста, отбирать в соответствии с ними необходимые сведения, последовательно располагать и излагать их. Дети учатся тщательно обдумывать, а потом, после записи, улучшать свои тексты. В этом им помогают вводимые во 2 классе памятки “Текст” и “Редактор”. (СЛАЙД№9)
Второклассники продолжают учиться создавать высказывания уже знакомых жанров (записки, письма, воспоминания, поздравления), а также осваивают новые, СЛАЙД№10
овладевая при этом как разговорно-художественной (“картинной”) речью, так и деловой: они сочиняют загадки и пишут мини-инструкции в виде кулинарных рецептов. По-прежнему большое значение придается становлению устной деловой речи – способности излагать изучаемый материал, вести рассуждения и объяснять принятые решения.
Остановимся подробнее на работе над этими жанрами. При анализе загадки,
уточняем, как она устроена. На доске появляется перечень основных признаков:СЛАЙД№11
1. Предмет не назван.
2. Назван другой, похожий на него.
3. Показаны важные признаки.
4. Рифма.
Сочиняем загадку коллективно. Дети записывают загадку в тетрадь, чтобы не забыть и загадать друзьям, домашним. Проведенная работа подтолкнула детей к самостоятельному творчеству. Они стали пытаться сами сочинять загадки.
СЛАЙД№12, 13
Но речевая работа не должна ограничиваться лишь развитием художественного стиля речи детей. В практике общения им нужна и деловая речь, в частности, конструктивная. Как что-то сделать – вот тот тип высказывания, которым, как мне кажется, должны постепенно овладеть младшие школьники. Для начала обучения подходит жанр кулинарного рецепта. Всю поэтапную работу нам подсказывают страницы нашего учебника. Научившись составлять рецепты, мы устраиваем конкурс на лучший кулинарный рецепт, причем, каждый должен попытаться сам создать свой рецепт.
СЛАЙД№14,15
В 3-м классе продолжается работа над созданием текстов. Проводится обучение рассказам о словах, построение повествования и описания предмета; у школьников формируется умение строить предложения со значением оценки, выражая в них главную мысль текста или его части. Ребята знакомятся с жанром этюдов. Названные понятия вводятся в четвертой четверти, но речевая подготовка ведется на протяжении всего учебного года.
СЛАЙД№16
Речевые уроки 3-го класса носят названия:
- “Учимся рассказывать о словах”,
- “Учимся рассказывать о действиях”,
- “Рисуем словесные картины и учим друг друга”,
- “Продолжаем учиться хорошей речи”,
- “Еще немного из истории слов”,
- “Оцениваем, описываем, повествуем”,
- “Рисуем словесные этюды”.
Причем, уроки развития речи запланированы в конце изучения большой темы, чаще всего, в конце четверти, 4–5 уроков подряд. Такая работа способствует более полному целенаправленному речевому развитию.
Хочется обратить внимание на первую тему. Тексты о словах неоднократно предлагаются для изложения. Так, дети узнают истории происхождения слов подушка, красная строка, столица, каникулы и др.
В теме “Оцениваем, описываем, повествуем” расширяются знания и оттачиваются речевые умения. Если в течение года при изучении частей речи учащиеся практически осваивали особенности построения текстов разных типовых значений, то здесь вводятся понятия: повествование, описание предмета, оценка действительности. Кроме того, небольшие словесные зарисовки выделяются в особый жанр: этюд. Авторами учебника введен прием, который помогает ученикам лучше понять особенности типов речи и научиться практически их разграничивать. Это прием кино- или фотосъемки: если то, о чем говорится, можно передать в одном кадре – перед нами описание; если нужно несколько кадров – повествование; нельзя передать в кадре – это оценка действительности или рассуждение.
В конце года предлагаем ребятам сочинять загадки, составлять телеграммы, инструкции, писать воспоминания об интересных событиях учебного года, поздравления с его окончанием, рисовать (по воображению) летние этюды и т.п. В результате появились такие работы.
(СЛАЙД№17– Воспоминания об интересных событиях)
СЛАЙД№ 18
Представления учеников о видах текстов и их строении в 4 классе пополняются благодаря знакомству с рассуждением и новыми жанрами (дневниковая запись, объявление, объяснительная записка, рассказ и др.)
Один из первых речевых уроков в 4 классе называется “Делаем дневниковые записи”. Здесь ученики знакомятся с назначением личного дневника и особенностями оформления в нем записей. Авторы так объясняют введение в учебник этого жанра.
По заключению психологов, личный дневник может стать одним из способов психологической разгрузки школьника, снятия стресса. Так пусть ребята узнают о возможности выплеснуть свои мысли и чувства на бумагу. Конечно, запись в “личный дневник”, которая делается на уроке, – это не ведение такого дневника, а только обучение ему. И все же в отдельных случаях мы не обязываем сдавать эти записи на проверку, а лишь предлагаем сделать это, тем самым создавая условия для добровольного решения вопроса ребенком.
Четвероклассники осваивают понятие “Пересказ от 3 лица”, начинают учиться самостоятельно работать над изложением. В связи с этим вводится памятка “Как писать изложение”. СЛАЙД№19
На последних уроках первой четверти происходит знакомство с особенностями объявления как речевого жанра. Редактирование чужих объявлений помогает ребятам лучше понять специфику жанра, чтобы потом потренироваться в создании собственных.
“Размышляем, фантазируем, рисуем…” В этой теме можно ограничиться пересказом сказки, а можно сочинить свои. СЛАЙД № 20 Так появилась сказка “Новые приключения Деда Мороза» ”, которую сочинил Матирко Данил.
Таким образом, ведя детей от жанра к жанру, обучая созданию как художественных, так и деловых текстов, мы помогаем младшим школьникам накапливать реальный речевой опыт, учим их речевому общению, побуждаем к творчеству. Собрание сочинений к концу 4 класса выглядит так: (слайд 21)
Подписи к слайдам:
деловойхудожественныйразговорный
повествованиеописание предметарассуждение
устное воспоминаниезапискателеграммапоздравлениеписьмо
ОбращениеТекст запискиПодпись
Жанры 2 класс
мини-инструкция (кулинарный рецепт)загадки
Предмет не назван.Назван другой, похожий на него.Показаны важные признаки.Рифма.
Кулинарные рецепты
«Учимся рассказывать о словах».«Учимся рассказывать о действиях».«Рисуем словесные картины и учим друг друга».«Продолжаем учиться хорошей речи».«Ещё немного из истории слов»«Оцениваем, описываем, повествуем».«Рисуем словесные этюды».
Воспоминания об интересных событиях
Речевые уроки в 4 классе
дневниковая записьобъявленияобъяснительная запискарассказ, сказка
Сказка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование системно-деятельностного подхода в обучении школьников на уроках русского языка
В статье описаны сущность деятельностного подхода в обучении, технология деятельностного метода, методы и приёмы для формирования деятельностных способностей у учащихся начальной школы при изучении ру...
Развитие речи на уроках русского языка.
Остановимся подробнее на основных направлениях в развитии речи младших школьников и рассмотрим конкретные формы и методы обучения, связанные прежде всего с развитием детского речевого твор...
Развитие речи на уроках русского языка с помощью дидактических игр.
Развитие речи на уроках русского языка с помощью дидактических игр....
Развитие речи на уроках русского языка
Данная проблема является актуальной в наше время и необходимо направить свою работу на ее решение...
Развитие речи на уроках русского языка во 2 классе
В работе даны упражнения по развитию речи во 2 классе по программе "Начальная школа ХХI века" ( синонимы, антонимы, омонимы). Может быть использована в других УМК....
Использование системно-деятельностного подхода в обучении школьников на уроках русского языка
Выступление на методическом объединении. Использование системно-деятельностного подхода в обучении школьников на уроках русского языка....
Использование системно-деятельностного подхода в обучении школьников на уроках русского языка
Деятельностный подход –это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности шк...