Развитие речи на уроках русского языка
методическая разработка (русский язык, 1 класс) по теме

Горбачева Ирина Юрьевна

Данная проблема является актуальной в наше время и необходимо направить свою работу на ее решение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_na_urokakh_russkogo_yazyka_vystuplenie.docx7.33 КБ

Предварительный просмотр:

               Развитие речи на уроках русского языка

                                   Актуальность темы

Тема выбрана мной по той причине, что в наше время, к сожалению, дети почти не умеют грамотно разговаривать;  подтверждать свое мнение аргументами; правильно вести разговор, дискуссию; давать развернутые ответы на поставленные вопросы и очень редко вспоминают о культуре и этикете общения не только друг с другом, но и взрослыми людьми.

На протяжении первого года моей работы в школе, я вела работу над развитием речи у младших школьников, в данном случае у первоклассников. Хочу сразу заметить, что эта работа мне  была очень интересна и принесла много положительных эмоций, не смотря на некоторые неудачи и трудности, но об этом подробнее я расскажу позже.

Сначала представлю вашему вниманию те требования, которым я придерживаюсь, когда составляю план работы на уроках развития речи.

Планируемые результаты освоения обучающимися основной    образовательной программы начального общего образования

Выпускник научится:

  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
  • выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;
  • самостоятельно озаглавливать текст;
  • составлять план текста;
  • сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать тексты по предложенному заголовку;
  • подробно или выборочно пересказывать текст;
  • пересказывать текст от другого лица;
  • составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
  • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
  • корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
  • анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначение, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
  • соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

 Личностные УУД (универсальные учебные действия)

- самоопределение  и смыслообразование – формирование умения ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях (умения владеть важнейшими коммуникативными основами, регулирующими общение детей и взрослых, а также детей между собой) осуществляется с помощью системы заданий в линии под названием «Азбука вежливости»;

- нравственно-этическая ориентация (наблюдательность, способность любить и ценить окружающий мир, ценить дружбу) осуществляется на базе текстов и заданий, при обсуждении которых  в методическом аппарате, наряду с анализом их языковых и структурных особенностей, затрагиваются нравственно-этические и экологические проблемы;

- формирование базовых эстетических ценностей (эстетических переживаний, эстетического вкуса, представления о том, что красота – это то, что вокруг, необходимо лишь научиться ее обнаруживать);

- формирование опыта нравственных и этических переживаний осуществляется с помощью вопросов и заданий, цель которых – опереться на социальный и личностный опыт ребенка

Работа по развитию речи активно должна вестись еще в дошкольном возрасте. В начальных классах она приобретает развернутый и объемный характер. Ведь в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность. Известно много методов и приемов по развитию речи младших школьников. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли и выражать эмоции, развивать умение общаться - сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда.

1. Уточнение, обогащение и активизация словаря учащихся.

Работа над словарем - это основа, фундамент всей работы по развитию речи. Не обладая достаточным запасом слов, ученик не сможет построить предложения, выразить свою мысль.

Работа над словарем состоит в его уточнении, обогащении и активизации. Над уточнением словаря веду работу постоянно, на всех занятиях.

Учащиеся часто не понимают самых простых слов. Причиной этого является слабая работа по привитию навыка вникать в смысл слова. Дети совершенно не думают о смысле слова, у них нет образа за словом. Для уточнения смысла слова эффективны такие всем известные задания, как назвать от какого слова образовались данные слова, подбор проверочных и однокоренных слов, поиск проверяемых и проверочных слов.

Такие упражнения заставляют вникать в смысл слова, а также вырабатывать орфографический навык.

Активный словарь у детей невелик. Однако и этот небольшой запас слов многие не всегда умеют использовать в своей речи. Поэтому передо мной стоят задачи:

  • расширить детский словарь;
  • пассивный словарь сделать активным;
  • обогатить речь ученика образными словами и выражениями.

Обогащение словаря учеников имеет большое значение для развития их речи. Поэтому каждый раз убеждаюсь в необходимости постоянной работы со словарями, стараясь пробудить интерес к отдельно взятому слову. Необходимо изучать происхождение слова (именно оно во многом объясняет правописание ), строение (состав), произношение, написание, его значение. Нужно показать, как живет и развивается это слово в структуре словосочетаний, предложений, небольшого текста; связывать слово с конкретной речевой ситуацией. Конечно, на помощь придет игра.

Для обогащения словарного запаса детей часто использую  в работе пословицы и поговорки.

Все мы знаем, что в народных высказываниях содержится мудрость народа, восхваляются нравственные качества, осуждаются негативные. Поэтому использование их в работе способствует развитию речи, обогащению ее нравственного содержания.

2. Словесное рисование.

Учитель начальных классов нередко испытывает затруднения при попытках развить воображение и речь детей, в том числе и посредством словесного рисования. Словесное рисование - это способность человека выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной сказки, басни, рассказа, стихотворения.

В программе для начальных классов дается большой перечень речевых умений с последовательным возрастанием их сложности от класса к классу. В их числе и такие:

– умение воплощать в слове продукты фантазии и творчества учащихся;
– умение использовать в речи образные средства языка: сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения;
– умение устного словесного описания предмета.

Именно эти умения необходимо развивать целенаправленно и в системе.

3. Другие приемы:

  • составление устного высказывания на тему;
  • cоставление предложений из отдельных слов;
  • cоставление  предложений на основе тематических иллюстраций;
  • cоставление рассказа по вопросам;
  • cоставление рассказа по серии картин;
  • восстановление текста с пропущенными словами;
  • восстановление деформированного текста;
  • членение сплошного текста на предложения;
  • составление ответов на вопросы;
  • составление рассказа по началу;
  • «Азбука вежливости».                                                                                                                          

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи на уроках русского языка.

Остановимся подробнее на основных направлениях в развитии речи младших  школьников и рассмотрим конкретные формы и методы обучения, связанные  прежде всего с развитием детского речевого твор...

Развитие речи на уроках русского языка с помощью дидактических игр.

Развитие речи на уроках русского языка с помощью дидактических игр....

Развитие речи на уроках русского языка во 2 классе

В работе даны упражнения по развитию речи во 2 классе по программе "Начальная школа ХХI века" ( синонимы, антонимы, омонимы). Может быть использована в других УМК....

Развитие речи на уроках русского языка.

 Развитие речи учащихся на уроках  русского языка...

Доклад по самообразованию на тему "Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе".

Одно из главных направлений работы в начальных классах - развитие связной речи учащихся. Содержание работы по развитию речи включает: обогащение словарного запаса, овладение нормами устной речи, обуче...

Развитие речи на уроках русского языка во 2 классе. Программа начального общего образования. Система Л. В. Занкова.

Представляю серию презентаций по развитию речи на уроках русского языка во 2 классе. Программа начального общего образования. Система Л. В. Занкова. Данные презентации помогут обучающимся при написани...