Программа психолого-педагогического сопровождения
методическая разработка по теме
Программа психолого-педагогического сопровождения младшего школьника в условиях перехода на ФГОС, реализуемая в нашей школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_psihologo-pedagogicheskogo_soprovozhdeniya_mladshego_shkolnika.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС
Актуальность.
Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования.
В связи с этим должны быть изменены подходы к организации образовательного процесса в школе: важное место в образовательном процессе должны занимать психическое и физическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.
Выровнять стартовые возможности детей, создать условия для формирования универсальных учебных действий в соответствии ФГОС реально при организации психолого-педагогического сопровождения.
Принципиальным отличием стандартов нового поколения является их ориентация на результат образования. На первый план выходит развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности и развития компетентностей. Наряду с общей грамотностью становятся важными такие качества ребенка как способность к саморазвитию, формирование целенаправленной познавательной деятельности и мотивации, а также социальные и межличностные отношения, т.е., можно сказать, что происходит построение индивидуальной траектории развития. Развитие этих качеств как никаких других нуждается в грамотной психолого-педагогической поддержке и участии в образовательном процессе, как педагогов, так и других специалистов (психологов, дефектологов, логопедов).
При организации психолого-педагогического сопровождения в условиях перехода на новый ФГОС одним из важных моментов является то, что психолог из второстепенного участника должен занять основную позицию при построении УВП. Психолог должен отслеживать формирование надпредметных компетенций учащихся, их личностное развитие и в итоге — уровень их социализации. Он будет отвечать за измерение результатов обучения, то есть, в частности, за определение уровня формирования компетенций учащихся. Именно психолог отвечает за учет особенностей развития каждого ребенка в процессе обучения, соответствие этого процесса его индивидуальным возможностям. И особое внимание на современном этапе в связи с введением новых образовательных стандартов необходимо уделять построению индивидуальных образовательных траекторий для различных категорий обучающихся. Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.
Совместно с педагогом и другими взрослыми именно психолог обеспечивает контроль за развитием учащихся, дает оценку комфортности образовательной среды, уровню ее безопасности для детей.
Идея опыта заключается в построении модели психолого-педагогического сопровождения обучающихся на I ступени образования, обеспечивающих формирование универсальных учебных действий.
Новизна опыта заключается в достижении новых образовательных результатов, которые помогут детям реализовать свои возможности.
Объект исследования: психолого-педагогическое сопровождение младшего школьника в условиях перехода на ФГОС.
Предмет исследования: формирование и измерение предметных, метапредметных и личностных компетенций обучающихся.
Цель: создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование личностных и надпредметных характеристик обучающихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС.
Задачи:
- Создать и апробировать модель психолого-педагогического сопровождения младшего школьника в условиях перехода на ФГОС.
- Систематизировать модель мониторинга ожидаемых результатов.
- Использовать современные методы психолого-педагогического сопровождения для формирования УУД младшего школьника.
- Разрабатывать и внедрять ИОМ младшего школьника.
- Повышать уровень психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса (родитель, педагог).
Гипотеза: если мы создадим условия для апробации модели психолого-педагогического сопровождения младшего школьника в условиях перехода на ФГОС на основе использования современных методов психолого-педагогического сопровождения, внедрения ИОМ и через повышение уровня психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса (родитель, педагог), то обучающиеся смогут достичь новых образовательных результатов.
Разработка модели психолого-педагогического сопровождения младшего школьника в условиях перехода на ФГОС опирается на следующие принципы:
- Рекомендательный характер советов сопровождающего.
- Приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка».
- Непрерывность сопровождения.
- Мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения.
- Стремление к автономизации.
Основными направлениями деятельности психолого-педагогического сопровождения являются:
- Сопровождение внедрения ФГОС в 1-х классах начальной школы.
- Участие в оценке достижений планируемых метапредметных и личностных результатов.
- Разработка и реализация групповых развивающих занятий по формированию УУД у учащихся начальной школы. Проведение тренинговых занятий с учащимися, направленных на личностное развитие, на развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных действий.
- Выявление учащихся с проблемами формирования УУД, разработка и реализация индивидуальных программ коррекционного воздействия, предоставление рекомендаций педагогам и родителям ребенка, испытывающего трудности в обучении.
Использование современных методов сопровождения опирается на следующие ценности:
- Ценность психологического развития ребенка. Сопровождающий метод предполагает бережное отношение к психическому миру ребенка, его потребностям, особенностям субъективного отношения к миру и самому себе. Образовательный процесс не может грубо вмешиваться в ход психологического развития, нарушая его закономерности. Взрослые, сопровождающие ребенка, должны уметь жертвовать определенными социально-педагогическими целями, если их достижение чревато разрушением внутреннего мира ученика.
- Ценность индивидуального пути развития ребенка. Несоответствие индивидуального статуса возрастным закономерностям и образовательным стандартам может рассматриваться как отклонение лишь в том случае, если оно грозит ребенку дезадаптацией, потерей социальной адекватности. В остальных случаях предпочтительней говорить об индивидуальном пути развития ребёнка, имеющем право на существование и самореализацию.
- Ценность самостоятельного выбора ребенком своего жизненного пути. Задача взрослых – сформировать способность и готовность воспитанника как к осознанию своих возможностей и потребностей, так и к совершению самостоятельного выбора. Взрослые должны не брать этот выбор на себя, а учить ребенка ставить цели и достигать их, соотнося их с целями окружающих людей и социальными ценностями.
В основе психолого-педагогического сопровождения младшего школьника в условиях перехода на ФГОС лежит индивидуальное и системное сопровождение.
Индивидуальное сопровождение включает в себя следующие этапы:
- Сбор информации о ребенке.
- Анализ полученной информации.
- Составление плана комплексной помощи для каждого "проблемного" воспитанника (ИОМ).
Системное сопровождение включает в себя следующие этапы:
- Диагностический этап.
- Поисковый этап.
- Консультативно-проективный (или договорной) этап
- Деятельностный этап.
- Рефлексивный этап.
Диагностический интрументарий. Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Это диагностика сформированности уровня самоопределения, смыслообразования, нравственно-этической ориентации, мотивации школьника. Психолого-педагогический инструментарий должен соответствовать предмету исследования личностных особенностей и межличностных отношений учащихся: познавательных процессов, мотивации учения, самооценки, уровня агрессивности и тревожности и т.д. Внутригрупповые процессы в классе исследуются с применением социометрии и референтометрии.
Критериями успешности реализации программы являются уровни сформированности универсальных учебных действий обучающихся:
- Личностные УУД:
- оценка внутренней позиции обучающегося;
- уровень самооценки обучающегося;
- сформированность мотивации учебной деятельности;
знание моральных норм и сформированность морально- этических суждений;
- индивидуально - личностные особенности.
- Регулятивные УУД.
- Познавательные УУД:
- умение использовать знаково- символические средства;
- развитие логических действий.
- Коммуникативные УУД.
Ожидаемые результаты:
У выпускника 4 класса к концу его обучения в начальном звене должны быть сформированы следующие основные компоненты его ведущей учебной деятельности:
- • хороший уровень овладения учебными навыками и действиями;
- • развитие познавательной сферы должно соответствовать уровню актуальному возрастным нормам;
- • достаточно развитое мышление и нормальный уровень интеллектуального развития;
- • нормальный или высокий уровень учебной мотивации, сформированные учебно-познавательные мотивы;
- • наличие сформированного контроля и самоконтроля;
- • наличие положительной самооценки;
- • хорошо развитая и в соответствии с возрастом стабильная эмоциональная сфера;
- сформированность его коммуникативной компетентности, так как при переходе в среднее звено ведущей деятельностью становится общение (важно, чтобы выпускник начальной школы имел опыт успешных коммуникативных действий и развитую способность к рефлексии).
- сформированность социально значимых качеств, прежде всего присущих гражданину:
- уважение к родной стране, своему народу, его истории;
- осознание своих обязанностей перед обществом, другими людьми, самим собой.
Сроки реализации программы
2011-2015 учебный год.
Приложение
Приложение 1
Модель психолого-педагогического сопровождения
Приложение 2
Модель мониторинга реализации программы
Отслеживаемые результаты | Методы оценки, контингент учащихся |
Личностные универсальные учебные действия | |
Оценка внутренней позиции обучающегося | Проективная методика «Рисунок школы» - 1 кл. начало уч. года «Я в школе» или «Что мне нравится в школе» -2-4 класс 1 раз в год Проективная методика «Краски» - 1-4 класс 1-2 раза в год |
Уровень самооценки | Тест «Лесенка» Лесенка (модификация методики Т. Дембо и А.М.Прихожан)1-4 класс на начало и конец года «Три оценки» (методика А.И. Липкиной) «Какой Я» «Оценка уровня притязаний» Ф. Хоппе |
Сформированность мотивации учебной деятельности | Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т.А. Нежновой) – перед поступлением в1 кл., начало уч. года «Определение мотивов учения» М.Р.Гинзбург - 1 кл. середина уч.г. «Опросник мотивации» Н.Г. Лускановой – 2-4 класс 1 раз в год Направленность на отметку (Е.П. Ильин, Н.А.Курдюкова) Направленность на приобретение знаний (Е.П.Ильин, Н.А.Курдюкова) Осознаваемые мотивы учения (М.В. Матюхина) Опросник для определения интенсивности познавательных интересов (В.С. Юркевич) –педагог, родитель 1-4 класс 1 раз в год. |
Знание моральных норм и сформированность морально- этических суждений | Типовые задачи для оценки универсальных учебных действий нравственно- этической направленности Социометрическое исследование -1-4 класс Два домика (детский вариант социометрии) -1 класс Тест Рене Жиля Изучение психологического климата группы школьников (методика адаптированна Ю.Л. Ханиным) -4 класс Психолого-педагогическое наблюдение Анкетирование педагогов, родителей |
Индивидуально - личностные особенности | Определение преобладающего типа темперамента (опросник для педагогов, родителей, наблюдение) Карта наблюдений Стотта Личностный опросник НЭП (адаптированный вариант методики Г.Ю.Айзенка EPQ, детский вариант) Личностный опросник Р. Кеттелла (детский вариант CPQ) Цветовой тест отношений (ЦТО) А.М.Эткинда Несуществующее животное (М.З.Дукаревич, сокращённый вариант) Тест школьной тревожности Филлипса Шкала явной тревожности для детей CMAS (Дж.Тейлора, модификация А.М.Прихожан) |
Регулятивные универсальные учебные действия | |
Развитие регулятивных действий | «Выкладывание узора из кубиков» выявление развития регулятивных действий – 1 класс Тест «Перепутанные линии» определение уровня концентрации, устойчивости внимания 1 класс Методика «Корректурная проба» (П. Я Гальперин и С. Л. Кабыльницкая) определение уровня развития внимания и контроля, произвольной регуляции 1-4 класс «Тест простых поручений» определение уровня развития саморегуляции, организации деятельности, отдельных свойств внимания, объем оперативной памяти – 2, 3 класс Диагностика саморегуляции (последовательность цифр и тире) – 4 кл.(А. В. Басов, Л. ТФ. Тихомирова) Методика «Исправь ошибки» определение уровня развития устойчивости внимания – 4 класс. (А. В. Басов, Л. ТФ. Тихомирова) |
Познавательные универсальные учебные действия | |
Умение использовать знаково- символические средства | Методика «Кодирование» (версия А. Ю. Панасюка) 1 класс «Проба на определение количества слов в предложении» (С. Н. Карпова) – 1 класс Методика «Нахождение схем к задачам» (по А. Н. Рябинкиной), 2-4 классы |
Развитие логических действий | Методика определения уровня развития невербального мышления «Исключение лишнего» (тест А. Отиса – Р. Леннона) – 1 класс Методика определения уровня развития вербального мышления – 1 класс ТИП (тест интеллектуального потенциала – оценка развития невербального мышления) П. Ржичан, адаптированный Чирковым В. И., Сениным И. Г. – 2, 3 классы Стандартизированная методика для определения уровня умственного развития младших школьников Э. Ф. Замбацявичене (на основе методик теста структуры интеллекта по Р. Амтхауэру) – 3, 4 классы |
Коммуникативные универсальные учебные действия | |
Развитие коммуникативных действий | Задание «Рукавички» (Г. А. Цукерман) 1 класс Методика «Кто прав» (Г. А. Цукерман) 2 – 4 классы Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант) Типовые задачи для оценки коммуникативных действий Психолого-педагогическое наблюдение Анкетирование педагогов, родителей |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
Программа
психолого-педагогического сопровождения
младших школьников в условиях перехода на ФГОС
Составила: учитель начальных классов
Лащёва С. О.
г. Краснокаменск
2012г.
Родители
Дети
Педагоги
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в переходные и кризисные периоды, в том числе, детей группы риска.
Психодиагностика и психокоррекция интеллектуального и личностного развития учащихся на всех этапах обучения и воспитания.
Реабилитация и восстановление адекватной картины мира учащихся начальной школы, имеющих раннюю педагогическую запущенность.
Психологическая профилактика.
Психологическое консультирование
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа психолого-педагогического сопровождения 1 классов.
Психолого-педагогическое сопровождение 1-х классов....
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ (КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ) В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
. Опыт работы по групповому и индивидуальному психологическому сопровождению учащихся ( общеобразовательные и коррекционные программы). Программа коррекционной работы разработана в соот...
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Цель программы – максимальное содействие личностному и интеллектуальному развитию школьников, создание психологических условий для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечи...
Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ослабленным здоровьем в период адаптации к школе
Актуальность проблемы адаптации детей с ослабленным здоровьем к школе в настоящее время обретает все большую значимость, так как именно эти дети испытывают наибольшие трудности на начальном этапе обуч...
Программа психолого- педагогического сопровождения ребенка с нарушением зрения
Данная программа создана для общеобразовательных школ с инклюзивным образованием, также можно адаптировать для ребенка с другими нарушениями , но не множественными....
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Вопрос организации и обеспечения образовательного процесса для детей-инвалидов и детей с ОВЗ....
Коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения --------------, учащегося 1 «д» класса по адаптированной общеобразовательной программе VII вида, с особыми образовательными потребностями на 2017 – 2018 учебный год.
Программа психолого-педагогического сопровождения предназначена для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями в возрасте 5-8 лет,...