Компетентностный подход в организации учебного процесса в начальной школе
статья по теме

Пузанова Елена Юрьевна

Работа по теме самообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompetentnostnyy_podhod.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Компетентностный подход в организации учебного процесса в начальной школе.                    

     Современный этап развития нашего общества характеризуется глубокими экономическими и социальными преобразованиями. Поэтому необходимость ориентировать процесс обучения на формирование готовности личности к постоянно меняющимся запросам социума на сегодняшний день уже не вызывает сомнений.

    Каким в идеале должен быть ученик начальной школы? Любознательный, интересующийся, активно познающий мир, владеющий основами умения учиться....

   Какими же ключевыми компетенциями для этого должны обладать выпускники начальной школы?

   Компетенция - это системное образование в личности младшего школьника, которое включает в себя следующие компоненты:

  1. когнитивный (знаниевый)- теоретические знания академической области;
  2. деятельностный - практическое применение знаний в конкретной ситуации
  3.  ценностно - смысловой  - оценивание, отношение, эмоции, воля.

    Что касается содержания и уровня компетенций, формируемых у выпускников начальной школы, в настоящее время находится в стадии разработки. Разные ученые выделяют различные классификации ключевых компетенций.

А.В. Хуторской выделяет группы ключевых компетентностей:

  1. ценностно-смысловые
  2. учебно-познавательные
  3. информационные
  4. коммуникативные
  5. социально-трудовые
  6. компетенции личностного самосовершенствования

Авторы Образовательной системы  «Школа 2100» выделяют следующие ключевые компетенции:

  1. организационные
  2. интеллектуальные
  3. коммуникативные
  4. оценочные

Главная задача начальной школы – создать базовые условия для формирования компетентности, столь необходимой для успеха в разных сферах жизни любого человека. Компетентность подразумевает продуктивное предметное мышление, знания, ценностную и нравственную ориентацию, социальные и поведенческие установки – все, что может быть мобилизовано для эффективного действия.

Быть компетентным значит уметь мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт.  Смысл современного образования и воспитания заключается в развитии у обучающихся способности, прежде всего:

• адаптироваться к новым условиям жизни,

• критически оценивать и находить пути решения возникающих проблем,

• анализировать ситуацию,

• адекватно изменять свою деятельность,

• уметь владеть средствами коммуникации,

• добывать информацию и эффективно использовать ее.

Задача учителя – использовать принципы компетентностного подхода в учебном процессе и во внеклассной деятельности. В начальной школе идеи компетентностного подхода реализуются в первую очередь через содержание образования.

     Организация образовательного процесса в начальной школе гимназии  происходит на базе учебного комплекса - "Школа - 2100".

Содержание учебников соответствует требованиям государственного стандарта. Оно взаимосвязано и построено в единой концепции, реализуются единые психологические принципы, единый подход к отбору образовательных технологий деятельностного типа (проблемно-диалогическая технология, технология формирования типа правильной читательской деятельности, технология оценивания), принцип минимакса, решающий проблему разноуровнего обучения.

    Компетентностный подход в школьном образовании - новое явление, но уже сейчас существует возможность использовать его элементы, в частности особую организацию познавательной деятельности учащихся, поисковые методы обучения, современные технологии, направленные на раскрытие и включение в учебный процесс личностного опыта учащихся.

Образовательная программа начальной школы уже сейчас позволяет  формировать ключевые компетентности средствами учебных заданий. В содержании учебных предметов заложена проектная и экскурсионная деятельность как технологии компетентностного подхода. Учителя используют компетентностные формы обучения младших школьников (индивидуальные, парные, групповые и коллективные в различных сочетаниях), предпочтение отдаётся поисковым методам обучения, осуществляется оценивание образовательных достижений (технология портфолио).  Содержание учебных предметов предоставляют возможности формировать функционально грамотную личность, способную использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

В компетентностном обучении учебным заданиям отводится важная роль, т.к. каждое из них должно развивать одно или несколько ключевых умений, без которых  невозможно получить результат.

С первого класса учителя   включают в свои уроки  задания компетентностного характера: задания, предполагающие от ученика способности к творческой деятельности, задания, требующие применения знаний в незнакомой ситуации, задания с элементами поисковой и исследовательской деятельности, многооперационные задания.

Покажем на примере математики.

Задание.  Вова наблюдал за жизнью муравьев. Помоги ему ответить на вопросы, которые у него появились.

А)Два муравья выбежали из муравейника в противоположных направлениях. Через некоторое время расстояние между ними было 14 дм. На каком расстоянии от муравейника в это время находился первый муравей, если второй отбежал от муравейника на 8 дм?

                                                                   

                                     дм                                 дм

                                                        дм

 

б)Первый муравей принёс в муравейник 12 травинок. Это на 5 травинок больше, чем принёс второй. Сколько травинок принёс второй муравей?

Анализ задания:

  1. задание комплексное, т.к. состоит из двух простых задач, их решение - это многооперационная деятельность
  2. задание продуктивное, т.к. наличие сюжет создаёт новую ситуацию для учащихся
  3. Предметные компетенции: а) развитие умений решать текстовые задачи; в) усвоение приёма вычитания из чисел с переходом через разряд в пределах 20; в) вычисления с именованными числами; г) работа со вспомогательной моделью (схематический чертёж) текстовой задачи.
  4. межпредметная компетентность - связь сюжета задач с предметной областью «Окружающий мир»
  5. Ключевые компетентности: а) интеллектуальная (преобразование текста условия задачи в схему и её дополнение; аналитико-синтетические умения, необходимые для поиска решения); б) коммуникативная (анализ условий задач в устной форме; обоснование своего мнения); в) оценочная (самооценка выполненной деятельности выражается в проверке решения).

Пример «открытого» задания. Начерти прямую линию. Поставь на ней точку А. Отложи на этой прямой отрезок АБ длиной 4 см и отрезок АК длиной 7 см. Найди длину отрезка БК. Подсказка: ответов больше, чем один.

Продуктивные задания.

1. Преврати, если возможно, записи Юли в верные равенства и неравенства.

           1* <  *6                  14 > *                     1* < *

          12 < **                    1* = *3                     *0 =  **

2.   Продолжи ряд чисел:  410, 515, 620. Подсказка: решений больше, чем одно.

3.   Попытайся решить уравнение. 

                                            37 - х = 50

Если уравнение не имеет решений, постарайся выполнить такое преобразование, чтобы его можно было решить. Постарайся найти больше одного варианта преобразований.

Коммуникативная компетентность в большей мере формируется в процессе изучения предметов гуманитарного цикла, но  представлена в учебниках  всех дисциплин начальной школы и достаточно широко. Она формируется по разному:

- Назови …, расскажи, объясни…, придумай…, постарайся быстро назвать…, пользуйся словами … (предлагаются опорные слова) и т. д.

Начиная с первого класса у младших школьников формируются задатки компетентности, которая носит характер оценивания собственных возможностей и самооценки после выполнения задания:

- Сможешь ли ты выполнить …, назвать …, начертить …, нарисовать …? проверь себя. Сравни свой ответ с ответами других ребят.

Задание на развитие оценочных умений. Ученикам выдаётся 3 листа с верно и неверно решенными математическими выражениями. В равенствах специально сделано пять ошибок, часто встречающихся у мл. шк. Например, для первоклассников могут быть такие ошибки: на «единицу», на замену знака действия, на замену действия вычитания действием сложения при вычитании «второй» части вычитаемого в случаях вычитания с переходом через разряд. К каждому листу последовательно даются следующие инструкции:

1 лист:

-Найди и исправь ошибки.

2 лист:

-В решенных выражениях допущено 5 ошибок, найди и исправь их.

3 лист:

-В решенных выражениях допущено 10 ошибок. Найди и исправь их.

    В данном задании проявляется формирование контролирующих и оценочных умений в выявлении и исправлении ошибок, а также в выявлении нарушения инструкции и ее переоценке.

     Для формирования ключевых компетенций необходимы механизмы. Авторский коллектив Образовательной системы "Школа 2100" предлагает в качестве такого механизма регулярную проектную деятельность школьников. Учителями начальных классов гимназии широко применяются инновационные формы организации учебного процесса – проектной и исследовательской деятельности с применением ИКТ. 
 Уже с 1 класса начинаем вовлекать своих учеников в мини-исследования, начиная с уроков окружающего мира.  Например,  по теме «Времена года», «Моя семья», «Что означает моё имя»? На уроках обучения грамоте, первоклассники выполнили проект «Моя любимая буква». Итогом этой работы  была составлена «Азбука для малышей». Мини-проекты по математике «Весёлые цифры», «Составляем задачки» и другие. Почти все работы носят сначала  коллективный характер, тематика определяется   в основном учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. Со 2 класса  уже многие ученики  знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Позже применяем  этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. Использование метода проектов позволяет развивать творческие способности, логическое мышление, стремление самому открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности. Каждый ученик совместно с родителями создаёт портфолио, которое помогает выявлению индивидуальных творческих способностей детей. На первом этапе создания портфолио уже начинается исследовательская деятельность. Ученики совместно с родителями изучают свой гороскоп, значение имени, составляют генеалогическое древо семьи.

    Как развиваются информационные компетенции в нашей школе? Со второго класса преподается информатика как отдельный урок один раз в неделю. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Необходимо направить деятельность учеников в нужное и полезное для них русло. Наша задача совершить значительную поправку в сознании ребенка, переведя компьютер из игровой приставки в помощники. Компьютер может быть средством в поиске информации, тренажером, репетитором. Многие учителя начальной школы проводят уроки по предметам начальной школы с компьютерной поддержкой и использованием медиапроекторов.

    Одной из актуальных тем сегодняшнего дня является коммуникативная компетентность и её составляющих (умение слушать, понимать других, умение передать информацию). Коммуникативная компетенция не является новой в школьной системе обучения, так как ее реализация подразумевает использование различных коллективных (коммуникативных) приемов работы (таких как дискуссия, групповая работа, работа в паре и др.). Данные приемы активно используются в начальной школе. Формированию коммуникативных умений способствуют прежде всего уроки русского языка, чтения. Но не следует умалять в этом вопросе роль других предметов. Образовательная система «Школа 2100» - является единственная, в которой риторика является обязательным предметом. Ведь именно риторика непосредственно учит общению. Включив в учебный план со 2 класса риторику и иностранный язык мы получили единство содержательно-целевых линий. Дополнительно развивая языковую компетентность, мы со второго класса ввели обучение иностранному языку (по запросам родителей – английскому). В настоящее время иностранный язык изучают все второклассники. Это позволяет учащимся при переходе в пятый класс сразу начать изучение второго иностранного языка

   Реализация учебно-познавательной компетенции не вызывает особых трудностей, так как для ее становления способствуют различные практические приемы организации работы учеников.

   Одним из способов реализации данной компетенции является проведение проверочных работ в форме теста. Целесообразность данной работы с точки зрения компетентностого подхода заключается в том, что в ходе работы ученики приобретают общеучебные умения и навыки. Тестовые задания в начальной школе проводятся со 2 класса.

     Не менее важно формировать у учащихся компетентность в решении проблем, т.е. способность ставить и решить определённые типы рациональных задач. На это направлена исследовательская деятельность. Специфика исследовательской   работы в начальной школе заключается в систематической  направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

   Исследовательская деятельность приучает детей работать с книгой, энциклопедиями, дополнительным материалом, что в наше время очень важно. В результате исследовательской работы дети учатся работать с научным материалом, учатся правильно оформлять и представлять  свою работу. Готовый материал мы вместе оформляем, и ребенок готовится выступать на классном часе или мы включаем его выступление на одном из уроков. Для активизации интереса учащихся к различным сферам знаний и, несмотря на юный возраст,  младшие школьники активно участвуют в работе ежегодной научно-практической конференции «Твоя профессиональная карьера». Занятия проектной и исследовательской деятельностью, выполнение творческих проектов развивают аналитические способности школьников, формируют способность принимать решения, повышают конкурентоспособность, определяют социальную позицию ребёнка (деловые возможности, навыки сотрудничеств). Все работы детей имеют практическую ценность - являются полезным материалом для уроков, предметных недель, становятся прекрасными экспозициями и украшениями класса, городских выставок, носят научную информацию. 

  Остановлюсь ещё на одной ключевой компетенции, связанной с трудовой деятельностью. За период обучения с 1-4 класс учащиеся приобретают начально - технические знания; умения и навыки по изготовлению изделий из различных материалов; навыки самообслуживания.

    Психология младшего школьника такова, что она требует быстрого результата собственной деятельности. Учителя должны дать ученикам более близкие и понятные им мотивы. Такими мотивами для младших школьников является похвала, общественное признание, желание быть на виду. Поэтому основа нашей образовательной и воспитательной программы – это максимальное сближение образовательных и воспитательных задач. В программе гимназии – большое количество различных конкурсов:

- школьные олимпиады по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру;

- конкурсы, викторины, КВНы;

-участие в Интеллектуальном марафоне;

- коллективные интеллектуальные игры: “В стране знаний” для 1-х классов, “Занимательная грамматика” для 2-х классов, викторина по окружающему миру и ОБЖ “Волшебный квадрат” для учащихся 3-х классов, интеллектуальная литературная игра и викторина “Знаешь ли ты компьютер?” для учащихся 4-х классов. Это конкурсы, относящиеся к сфере предметных знаний.

    А, кроме того: различные конкурсы рисунков, прикладных работ, газет, конкурс “Лучший читатель”, “Самый читающий класс”, “Мама, папа, я-спортивная семья”, множество спортивных соревнований. Накануне праздника Великой Победы к нам в гости приходят ветераны войны, общаются с детьми, ребята дарят им подарки, проходит торжественный митинг. После линейки ребята начальной школы по уже сложившейся традиции идут на возложение цветов к братской могиле в с.Сидоровское.

          Все эти мероприятия были организованы с целью:

  1. активизации творческой деятельности, развитие индивидуальных способностей учащихся;
  2. развивать умение детей мыслить и выражать свои мысли;
  3. Метод проекта в начальной школе позволяет наиболее широко охватить все виды деятельности учащихся, так как включает в себя познавательную, игровую и творческую деятельность, задействуя все аспекты жизни детей в школе и дома. 
  4. Постоянная необходимость учащихся делиться новыми впечатлениями развивает речь и воображение.
  5. Аргументация своих идей, правильное построение сообщения, умение работать в группе, всё это помогает детям в различных видах работ как на уроках, так и во внеурочное время.

    Таким образом, учебный материал создаёт широкие возможности для формирования ключевых компетентностей младших школьников.

     В процессе выполнения приведенных выше заданий формируются ключевые компетенции младших школьников, зачастую не одна а две или даже три, причем подобные задания направлены на формирование интеллектуальной компетентности, которая выражается в умениях осуществлять сравнение, анализ через синтез, классификацию, обобщение, выявление закономерностей, преобразование информации средствами моделирования.

      Одной из самых интересных и эффективных форм деятельности, которая позволяет развивать принципы компетентностного подхода, является игра. Игра в начальной школе стоит на втором месте по значимости после учебной деятельности и существенно влияет на развитие интеллектуальных умений и личностных качеств учащихся. В педагогической деятельности мы используем сюжетные, ролевые, дидактические, деловые, драматические, спортивные, праздничные игры.   В играх развивается учебно-познавательная компетенция. Игры развивают теоретическое мышление, требуют формирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза), расширяют эрудицию, наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности.

   Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий (динамические паузы, физминутки, спортивные соревнования, классные часы на тему сохранения здоровья, беседы с медицинскими работниками, знание и соблюдение норм здорового образа жизни; знание и соблюдение личной гигиены, обихода, свобода и ответственность в выборе образа жизни)  позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья учащихся.

Выпускник начальной школы – это личность, которая обладает определенным уровнем ценностно-ориентационной, учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, общекультурной компетентности; он готов решать проблемы, актуальные для его этапа возрастного развития; способен к успешной адаптации в образовательных учреждениях города (общеобразовательные школы, учреждения культуры и спорта, дополнительного образования); ориентирован на дальнейшее саморазвитие и самосовершенствование.

 

Список литературы.

1. Молокова А.В.  Реализация компетентностного подхода в условиях  информатизации образования. – СМ. – Н., 2007.

2. Ряписов Н.А. Компетентностный подход и реалии российского образования. – СМ. – Н., 2007.

3. . Чуракова Р.Г.     Формируем общие учебные навыки и способы    работы   с  учебником // Методист. – 2005.-  №4.- С. 13-16.

4. «Компетентностный подход: история, содержание, проблемы реализации».М.А. Бочарникова.  Журнал «Начальная школа» №3 2009 С.86


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОЗМОЖНОСТИ IT-ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Еще великий педагог К.Д.Ушинский сказал: «Детская природа   ясно требует наглядности. Учите ребёнка, каким - нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться ...

Мастер - класс на тему: "Здоровьесберегающий подход к организации образовательного процесса в начальной школе".

В мастере - классе  по  теме " Здоровьесберегающий  подход  к  организации  обязательного   процесса в начальной  школе"  предоставлен  обзор...

Памятка для родителей "Организация учебного процесса в начальной школе"

ПАМЯТКА   для родителей"Организация учебного процесса в первом классе"Обучение детей в первом классе строится следующим образом:учебные занятия проводятся только в первую смену;пят...

Организация дистанционного обучения - перспективная форма организации учебного процесса в начальной школе

В настоящее время мы живём в сложном мире, где появилось такое зло, как  новая коронавирусная инфекция.  Весь мир вступил в борьбу с ней. Президент, правительство и все эшелоны власти приним...

Дистанционное обучение, как одна из форм организации учебного процесса в начальной школе.

Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, мет...

Дифференцированный подход в организации учебного процесса в начальной школе

Часто в классе обучаются дети с разными учебными способностями.Как организовать учебный процесс, чтобы каждый ученик работал в полную силу,  сознательно и прочно усваивал программный материа...


 

Комментарии

Агапова Лидия Федоровна

Ваша статья мне понравилась, актуальна.