ВОЗМОЖНОСТИ IT-ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья на тему
Еще великий педагог К.Д.Ушинский сказал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребёнка, каким - нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребёнок усвоит их на лету…». Сегодня информационные технологии активно ворвались в нашу жизнь, охватывая всё новые сферы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozmozhnosti_it-tehnologii_dlya_organizacii_uchebnogo_processa_v_nachalnoy_shkole.rar | 17.49 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОЗМОЖНОСТИ IT-ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Абросимова С.А.,
МОУ «СОШ №16», г. Губкин
Выдающийся философ XX века Бертран Рассел заметил: «Если вы не думаете о своём будущем, у вас его нет…». Наше будущее – это наши дети. Оказывается, детям, чтобы прочно усвоить знания и избежать пика усталости от занятий в интенсивный информационный век, нужна готовность номер один для восприятия знаний. Дети, переступавшие порог школы, совершенно не такие, какими были мы в их возрасте, или более старшее поколение. Формирование молодого поколения происходит сегодня в условиях быстро меняющегося мира. Наряду с заново выстраиваемой культурой новых социальных отношений важной частью сегодняшнего образования человека становится информационная культура, строящаяся на современных инновационных процессах. Безусловно, каждому образованному человеку сегодня недостаточно книг и учебников. Всё более очевидным становятся требования современной действительности уметь пользоваться образовательной информацией, добывать её, воспринимать, анализировать.
Еще великий педагог К.Д.Ушинский сказал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребёнка, каким - нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребёнок усвоит их на лету…». Сегодня информационные технологии активно ворвались в нашу жизнь, охватывая всё новые сферы.
В своей практике широко использую информационно – обучающие программы, которые позволяют моделировать и наглядно демонстрировать содержание изучаемых тем. Это обучение чтению, орфографии с помощью компьютера. В арсенале программно-методических комплексов для начальной школы: «Обучение грамоте», «Буква потерялась», «СВАН»,«Кот учёный», «Емеля» и др., обучающие и развивающие программы, разработанные компанией «Кирилл и Мефодий». В основе уроков «Кирилла и Мефодия» лежит принцип: обучение через игру. Такие уроки носят диалоговый характер, при котором можно внести необходимые коррективы. Здесь сочетаются индивидуальные и групповые формы работы. Ученики находятся в состоянии психологического комфорта. Таким образом, достигаются варианты индивидуального обучения с использованием визуальных и слуховых образов.
Для контроля знаний, индивидуальных и дифференцированных диагностик на уроках русского языка и математики применяю тестирующие программы: «Репетитор», обучающее - контролирующие: «Семейный наставник», «Мир информатики». Преимущества этих программ: массовость, простота, объективность. Использую обучающую программу «Фраза» - тренажёр по русскому языку, содержащий 4000 заданий, программно – методический комплекс «Роботландия», обучающие игры «Гарфилд», «Малыш» и др. Мои ученики получили первый опыт самостоятельного выдвижения и проверки гипотезы в интегрированной среде учебной деятельности «ПервоЛого». На уроках математики компьютер решает проблему дефицита подвижной наглядности. Дети под руководством учителя сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощью Power Point.
При разработке уроков часто сама создаю слайд - презентации, мультимедийные уроки или отдельный модуль к урокам. Презентационное сопровождение позволяет смоделировать те явления и действия, которые невозможно или затруднительно продемонстрировать в реальности. Проводя такие уроки, не ставлю перед собой цель «удивить» ученика новыми современными технологиями. Освоение и применение новых технологий не может не вызвать у учащихся интереса, уважения, желания обмениваться информацией с учителем и одноклассниками. Таким образом, исподволь формируется новый стиль общения в учебном коллективе, когда процесс передачи идёт не от одного ко многим, а ото всех ко всем: так называемое образование 2.0. Всё это даёт возможность выстроить объяснение на уроке логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная. Презентация даёт возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться к текущему, повторить предыдущую тему. На таких уроках идет смена фронтальных, групповых и индивидуальных форм, варьируется доля самостоятельности обучающихся. А использование анимационных эффектов способствует повышению интереса к изучаемой теме.
В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка от игровой к учебной. Обучение в игре – не об этом ли мечтают дети? На таких уроках исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство, тем самым создаются необходимые и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания учебного процесса. В своей практике использую сборник мультимедийных уроков, составленных учителями и методистами сообщества «ИКТ в начальной школе», работающие по разным учебно-методическим комплектам. На уроках вместе с героями приключения Машей и Витей ребята совершают невероятное путешествие к Кощею. Также в сборник включены дидактические игры, они полностью адаптированы к возможностям младшего школьника, не требуют помощи взрослых, непродолжительны по времени. Игры: «Поймай золотую рыбку», «Приключения Ушастика», « Волшебный квадрат» и др. с успехом использую как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Таким образом, с помощью мультимедийных уроков решается общеучебная задача формирования ИКТ компетенций младшего школьника. Эффективное использование информации предполагает не только знание, но и понимание того, что знаешь. Этому надо учиться.
Работа с интерактивной доской помогает мне значительно интенсифицировать процесс обучения, сделать более эффективным фронтальные формы обучения. Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это - визуальный ресурс, который может помочь учителям сделать уроки живыми и привлекательными для учеников. Интерактивная доска позволяет преподнести ученикам информацию, используя широкий диапазон средств визуализации (карты, таблицы, схемы, диаграммы, фотографии и др.), моделировать абстрактные идеи и понятия, не прикасаясь к компьютеру, изменить модель, перенести объект на другое место экрана или установить новые связи между объектами. Не приходится ждать, когда ученик напишет задание на доске, и несколько минут урока будут потеряны - учитель может выводить на экран заранее приготовленные материалы, и время урока будет использовано только на решение поставленных задач. Во время урока ученики становятся нацеленными на работу, более активными и заинтересованными, информация становится для них более доступной и понятной, что улучшает атмосферу понимания в классе. Материал для уроков с интерактивной доской беру из интернет сайтов, например «Интернет-сообщество учителей». Сайт постоянно обновляется, поэтому там всегда можно найти самые последние разработки. Это различные тренажёры, тесты, презентации по предметам. Так на уроках окружающего мира дети были увлечены интерактивной игрой «Зоопарк», а на уроках математики при изучении таблицы умножения использовала тренажёры: «Барби за покупками», «Юные водители» и др. На уроках русского языка при повторении безударных гласных в корне слова, часто использую тренажёр «Учимся с Лунтиком» и др.
Работа с интерактивной доской в начальной школе становится продолжением игры, сопровождаемой звуковыми и видеоэффектами. Использование различных магнитных ручек, лазерных указок, «волшебных» палочек развивает не только логику, творческое мышление, моторику и координацию ребенка, но и позволяет ему вернуться назад, посмотреть, где были допущены ошибки, проанализировать свою работу. А учителю позволяют создавать простые и быстрые поправки в имеющемся методическом материале прямо на уроке, во время объяснения материала, адаптируя его под конкретную аудиторию, под конкретные задачи, поставленные на уроке.
При активном использовании ИКТ уже в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
Борис Пастернак говорил: «О детство! Ковш душевной глубины». Я уверена: чем наполнится этот ковш, таким и вырастет этот человек. Поэтому на своих уроках стараюсь создать ситуацию успеха, отмечаю каждое достижение ребёнка в сравнении с самим собой, с его вчерашним днём. Простор развитию индивидуальных способностей ребёнка необходим сейчас, и я стараюсь поддерживать и укреплять ранние ростки способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое письмо «Об организации образовательного процесса в начальной школе в образовательных учреждениях Челябинской области в 2012-2013 учебном году»
Методическое письмо от 10.07.2012г....
«Применение эффективных форм и методов организации учебного процесса в начальной школе с использованием ИКТ»
Мастер – класс...
Компетентностный подход в организации учебного процесса в начальной школе
Работа по теме самообразования....
Памятка для родителей "Организация учебного процесса в начальной школе"
ПАМЯТКА для родителей"Организация учебного процесса в первом классе"Обучение детей в первом классе строится следующим образом:учебные занятия проводятся только в первую смену;пят...
Организация дистанционного обучения - перспективная форма организации учебного процесса в начальной школе
В настоящее время мы живём в сложном мире, где появилось такое зло, как новая коронавирусная инфекция. Весь мир вступил в борьбу с ней. Президент, правительство и все эшелоны власти приним...
Дистанционное обучение, как одна из форм организации учебного процесса в начальной школе.
Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, мет...
Дифференцированный подход в организации учебного процесса в начальной школе
Часто в классе обучаются дети с разными учебными способностями.Как организовать учебный процесс, чтобы каждый ученик работал в полную силу, сознательно и прочно усваивал программный материа...