Роль игры в обучении младших классов
статья по теме

Выступление на МО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_igry_v_obuchenii_mladshih_klassov.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме «Роль игры В обучении младших классов». 

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

Сухомлинский В.А.

  1. Игра – как важнейшее средство умственного воспитания ребёнка.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Кроме того, игра – это своеобразный способ усвоения общественного опыта.

Крупская Н.К. во многих статьях говорила о значении игры. «…Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение. Гораздо большее, чем что-либо другое». Ту же  мысль высказывает и Горький А.М. «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».  

Игра – важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в школе и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным.

В процессе учебной деятельности младший школьник остро нуждается в организации его умственной активности, он еще не обладает произвольностью в такой мере, чтобы самостоятельно заниматься учебной деятельностью. Младшим школьникам трудно понять приказы, запрещения, призывы к долгу ученика, они не могут долго задерживаться на учебных задачах, им быстро надоедает однообразие. Они стремятся к игровой деятельности, игра для них – смысл жизни, они не могут жить без активности. В то же время игра требует от ребенка сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение. Принуждение младшего школьника к учебной деятельности может повлечь за собой одно: он невзлюбит школу, учение, книгу, самого педагога. А главная задача учителя начальных классов в том, чтобы пробудить в каждом ребенке тягу к познанию, сформировать нравственно-волевую готовность к учебной деятельности, которая предполагает усвоение правил общения в коллективе, умение подчиняться требованиям взрослого, сознательное принятие норм поведения. И этого учитель может добиться в игровой деятельности с детьми на уроке. Учитель, обеспечивая непосредственный  обучающий эффект игры, должен регулярно демонстрировать маленьким учащимся их достижения: они должны систематически убеждаться в том, что до начала игры в классе они чего-то не умели, а к концу ее этому научились. Школьник осознает, что учитель хвалит его не только за хорошее участие в общей игре, но и за результат – за приобретенное знание и умение. И маленький ученик проникает гордостью оттого, что он настоящий школьник, потому что он не просто играет, а учится!

  1. Роль игры в обучении младших школьников.

Чтобы учебная деятельность ребёнка приобрела прочную мотивационную основу, он должен открыть для себя, что цель учебной деятельности состоит не просто в выполнении требований учителя, а в овладении знаниями, умениями и навыками. Младший школьник должен испытать радость умственного напряжения, радость преодоления интеллектуальных трудностей, которые доставляют решение учебных задач. Но для этого он должен захотеть включиться в их решение. Вот тут-то развивающая игра может оказаться незаменимым помощником для учителя.

Чтобы игра обеспечивала решение этой стратегической задачи, она должна не предшествовать обучению «поиграем, а потом начнём учиться», не чередоваться с ней «поиграли - поучились», а формой организации коллективной, руководимой учителем учебной деятельности класса. При таком использовании игра может формировать у детей качества, необходимые для становления учебной деятельности:

А) общее положительное отношение к школе, учебному предмету;

Б) желание постоянно расширять свои возможности, развивать способности, «строить» себя в сотворчестве с учителем и одноклассниками;

В) осознание способов, направленных на расширение своих возможностей, т.е учебных действий, в том числе способов самоконтроля и самооценки.

Одним из ведущих методов у детей младшего школьного возраста являются дидактические игры, сюжетно – ролевые и творческие игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О роли игры в обучении младших школьников.

О роли игры в обучении младших школьников всем давно известно. Особенно это касается детей, требующих особого подхода в обучении. Психологами доказано, что инфрмация в дашкольном и младшем школьном во...

Роль игры в воспитании младших школьников

Одна из ведущих ролей в воспитании и развитии детей младшего школьного возраста принадлежит игре – основному и естественному виду детской деятельности. Именно это любимое каждым ребенком занятие счита...

Роль игры в обучении младших школьников

значение игры в обучении младших школьников...

Роль игры в развитии младших школьников с расстройством аутистического спектра

Количество детей с расстройством аутистического спектра растет. Специалистов не хватает, методики не достаточно адаптированы. Идет постоянный поиск новых технологий. К сожалению, забывается тот метод,...

Роль игры в воспитании младших школьников.

В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности все более широкое распространение получают различного рода и...

Роль игры в обучении и развитии воображения у младших школьников.

В настоящее время общеобразовательные программы подвергаются существенным изменениям, внедряются новые методы и технологии. Все это требует от педагогов перестроения привычной формы работ...

Роль игры в деятельности младших школьников

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с обществом, которое оказывает значительное влияние на формирование личности. С раннего детства человек учится вести себя в кругу семьи, сверстников, в об...