Роль игры в воспитании младших школьников
статья на тему

Любимова Анжела Владимировна

Одна из ведущих ролей в воспитании и развитии детей младшего школьного возраста принадлежит игре – основному и естественному виду детской деятельности. Именно это любимое каждым ребенком занятие считается эффективнейшим средством становления личности, характера, формирования морально-волевых качеств, выработки хороших привычек и манер. Игра помогает школьникам реализовать свою потребность в воздействии на окружающую их действительность и находящихся рядом людей.

В этой связи представляется уместным вспомнить высказывание великого советского педагога В.И. Сухомлинского, который считал, что игра — это большое окно, через которое духовный мир малыша обогащается живительным потоком понятий и представлений об окружающем мире во всех его проявлениях. Игра — это искра, которая зажигает в детях огонек любознательности и пытливости.

Именно поэтому обучение и воспитание школьников младшего возраста посредством игры заслуживает особого внимания и отдельного разговора. Тем более, что современное поколение педагогов отдает предпочтение преимущественно игровой форме ведения своей профессиональной деятельности. Этот факт достаточно часто вызывает у родителей ряд вопросов, связанных с эффективностью такой формы обучения в школе. И сегодня мы постараемся ответить на эти вопросы.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

Роль игры в воспитании детей младшего школьного возраста

Одна из ведущих ролей в воспитании и развитии детей младшего школьного возраста принадлежит игре – основному и естественному виду детской деятельности. Именно это любимое каждым ребенком занятие считается эффективнейшим средством становления личности, характера, формирования морально-волевых качеств, выработки хороших привычек и манер. Игра помогает школьникам реализовать свою потребность в воздействии на окружающую их действительность и находящихся рядом людей.

В этой связи представляется уместным вспомнить высказывание великого советского педагога В.И. Сухомлинского, который считал, что игра — это большое окно, через которое духовный мир малыша обогащается живительным потоком понятий и представлений об окружающем мире во всех его проявлениях. Игра — это искра, которая зажигает в детях огонек любознательности и пытливости.

Именно поэтому обучение и воспитание школьников младшего возраста посредством игры заслуживает особого внимания и отдельного разговора. Тем более, что современное поколение педагогов отдает предпочтение преимущественно игровой форме ведения своей профессиональной деятельности. Этот факт достаточно часто вызывает у родителей ряд вопросов, связанных с эффективностью такой формы обучения в школе. И сегодня мы постараемся ответить на эти вопросы.

Особенности игровой формы обучения

Специфической особенностью организации игр для детей дошкольного и младшего школьного возраста является непосредственное участие в этом процессе взрослого, который не только помогает его разнообразить, но и наполняет игру новым содержанием и смыслом. Доказано, что ученики более эффективно усваивают нормы и правила поведения в обществе, глядя на положительный пример со стороны старшего поколения, в данном случае – педагога, главной задачей которого становится "внедрение" в детский коллектив изнутри.

Профессиональная компетенция педагога во многом определяет конкретное воспитательное значение используемой игры. Педагог должен не только учитывать индивидуальные и возрастные особенности участников, уметь организовать процесс и управлять им, но и обладать необходимым объемом знаний из области психологии, дидактики, социологии и методики, чтобы четко руководить взаимоотношениями детей во время проведения различных игр.

При этом родителям не стоит беспокоиться о том, что в ходе игрового обучения будет стерта граница соблюдения субординации, и отношения учитель-ученик уйдут в небытие, уступив место дружеским отношениям. Как показывает практика, ролевые игры с участием взрослых не только не подрывают их авторитета в глазах учеников, но и способствуют росту уважения и доверия к ним. Главное, чтобы педагог руководствовался индивидуальными особенностями каждого ребенка и учитывал психологию младших школьников, и тогда дети с помощью игры будут развивать внимательность, учиться быть самостоятельными, стремиться к самосовершенствованию.

Для детей – увлекательная игра, для педагогов – сложная работа

Необходимо отметить, что если для детей игра – это веселое развлечение, то для педагогов данная форма обучения – сложная работа, которая требует порой немалой предварительной подготовки, выполнения ряда упражнений и огромного стремления сделать процесс обучения веселым, увлекательным и эффективным.

А чтобы добиться этого учителям младших классов приходится учитывать не только личностные и психологические, но и физиологические особенности детей, проявляющиеся во время игры и непосредственно влияющие на ее ход и результаты. Это делается для того, чтобы ученики могли с максимальной пользой использовать в реальной жизни полученный в процессе игры опыт. Ведь физическое и умственное развитие ребенка тесно взаимосвязаны, и учитывая этот факт, педагог-профессионал может при помощи активных занятий одновременно воздействовать как на внешне проявляющиеся качества ребенка (сила, ловкость, подтянутость), так и на внутренние его особенности (ум, воспитание).

Наиболее распространенные игровые формы обучения

Существует три группы игр, на которые сегодня опираются педагоги в воспитании детей младшего школьного возраста:

  • игры, связанные с функционированием абстрактного мышления,
  • игры, направленные на формирование, закрепление и развитие «образа я»,
  • игры, рассчитанные на управление собственной памятью.

Итак, первая и наибольшая группа детских игр связана с развитием у школьников абстрактного мышления, которое можно наблюдать даже у младенцев на первом году жизни (отметим, что абстрактное мышление развивается задолго до появления речи как способа выражения своих мыслей). Такие игры основаны на предоставлении ученикам определенных наглядных пособий для их дальнейшего логического анализа, определения их основных свойств и качеств, изучения форм и последующего представления этих предметов в пространстве.

Вторая группа игр, направленная на формирование у детей «образа я», служит для укрепления чувства собственной идентичности и самосознания. Известно, что дети раннего возраста не проводят границ между собой и окружающим миром. Они ощущают себя единой его составляющей, зависят от него, а потому абсолютно не боятся потерять самого себя и свою индивидуальность. На этом факте и основаны игры, формирующие индивидуальные качества личности, развивающие присущие конкретному ученику способности до тех пор, пока маленький человек не осознает свое отличие и идентичность.

Третья группа воспитательных игр служит для развития памяти ребенка. А если быть точнее, то такие игры прививают навыки воспроизведения впечатлений и способствуют их репродукции. Данные игры считаются особенно необходимыми именно для дошкольников и детей младшего школьного возраста, так как эта категория ребят еще не научилась контролировать свою память и постоянно освежать в ней те или иные впечатления. Память, как известно, необходимо тренировать. Ролевые игры, постановочные игры, соревнования, конкурсы, игры на внимание и память помогают педагогам сформировать у учеников важный навык репродукции моментов и впечатлений, который пригодится им в будущем.

Еще один значимый момент в игре – ее коллективный характер. Пожалуй, нет ни одной по-настоящему интересной и полезной игры, рассчитанной на одного человека. А это значит, что в игре дети учатся общаться, уступать, отстаивать свое мнение, проявлять заботу о других, демонстрировать свои знания и умения, позиционировать себя в обществе и многому другому.

Таким образом, можно сделать вывод, что игра, как один из излюбленных видов деятельности детей, помогает педагогу-профессионалу не только наладить контакт с учениками, но и эффективно организовать воспитательный процесс. Своевременное внедрение той или иной игры значительно облегчает обучение, развитие и воспитание детей младшего школьного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль самооценки в воспитании младшего школьника

Родительское собрание в 1-3 классах...

"Роль семьи в воспитании младших школьников"

Выступление на общешкольном родительском собрании "Роль семьи в воспитании школьников"Приведены убедительные доказательства педагогов, психологов  о положительном влиянии здоровой семьина формиро...

Родительский лекторий "Роль семьи в воспитании младшего школьника"

Мама и папа – это самые близкие для ребёнка люди. Именно они несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Целью родительского лектория было показать как стиль общения взрослых с ребёнко...

Роль семьи в воспитании младшего школьника

На статье раскрывается роль семьи в воспитании младшего школьника. Даются советы, как воспитать нравственного человека....

Роль семьи в воспитании младшего школьника

Статья поможет родителям выстроить взаимоотношения со своим ребенком в семье. Быть к своему ребенку болле внимательным....

Родительский лекторий "Роль семьи в воспитании младшего школьника"

Цель лектория: создание благоприятных условий для развития ребенка при взаимодействии семьи и школы. Перед лекторием проводится подготовительная работа: рисунки детей "Моя семья", проек...

Роль игры в воспитании младших школьников.

В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности все более широкое распространение получают различного рода и...