"Духовно-нравственное становление учащихся 2 класса."
статья (2 класс) по теме
Духовно- нравственная личность- результат долгого, упорного и целенаправленного процесса семейного и общественного воспитания и просвещения.Духовный человек- это гражданин и патриот с сильным национальным характером, ответственный за порученное дело, умеющий трудиться и адаптироваться к меняющимся социальным условиям.Он добрый и отзывчивый, уважительно относящийся к детству, к старости, к ценностям здоровой и полноценной семьи, ведущий здоровый образ жизни, нравственно состоятельный, эстетически просвещённый.Роль школы и нас классных руководителей в духовно- нравственном становлении наших воспитанников очень важна...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duh-nravsv.vospit.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное становление учащихся 2 класса.
1.О духовно-нравственном воспитании .
2.Особенности воспитательной работы в младшем звене.
3.Как я строю свою работу в этом направлении.
Духовно-нравственная личность – результат долгого, упорного и целенаправленного процесса семейного и общественного воспитания и просвещения.
Духовный человек – это гражданин и патриот с сильным национальным характером, ответственный за порученное дело, умеющий трудиться и адаптироваться к меняющимся социальным условиям. Он добрый и отзывчивый, уважительно относящийся к детству, к старости, к ценностям здоровой и полноценной семьи, ведущий здоровый образ жизни, нравственно состоятельный, эстетически просвещенный. Это человек со здоровым чувством национальной гордости и развитым национальным сознанием.
Роль школы и нас классных руководителей в духовно – нравственном становлении наших воспитанников очень важна.
В моём понимании духовно – нравственный портрет выпускника начальной школы должен соответствовать следующим критериям, на формирование и развитие которых я опираюсь, планируя воспитательную работу в классе:
· умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
· владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах разных уровней;
· обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
· любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
· владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
· любящий свой край и свою Родину;
· уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
· готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
· доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
· выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим и непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости.
Воспитание протекает в повседневной жизни ребёнка, где бы он не находился и что бы он не делал.
Ребёнок приходит в школу, имея определённые, как положительные, так и отрицательные духовно – нравственные качества.
В школе реализовать выполнение поставленных целей и задач нам помогает и процесс воспитания, и процесс обучения.
Урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта духовно – нравственных взаимоотношений. Здесь дети учатся работать самостоятельно, соотносить свои усилия с усилиями других, слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями других, отстаивать своё мнение, помогать и принимать помощь.
Мы работаем по УМК «Школа2100».
Все предметы, включая и предметы эстетического цикла, работают на общий результат, формируя у ребенка единую современную картину мира и развивая умение учиться.
Важное положение Стандарта — ориентация содержания образования на формирование семейных ценностей, составляющих культурное, духовное и нравственное богатство российского народа.
Во внеклассной работе большое значение имеет духовно - нравственное воспитание через общественно-полезный труд (уборка класса, территории, экологические десанты), через игру, через подготовку и проведение различных КТД и участие в социально – значимых акциях.
Очень важным этапом я считаю создание среды, пространства духовно-нравственного воспитания и развития учащихся, именно в этом пространстве осмысливаются, утверждаются, развиваются и реализуются нравственные ценности (это класс-кабинет, его внешний вид и содержание, различные информационные стенды, и т.п.). В этом направлении приходится много работать.
Воспитательные результаты и эффекты деятельности обучающихся я распределила по трём уровням.
1полугодие 2 класса -это период непосредственной подготовки к вступлению в ДО «Корабль Надежды». Мы с ребятами познакомились с детским движением в нашей стране, многое узнали о ДО нашей школы, о Законах и Правилах младшего звена «Юнги»,
о делах и достижениях нашей ДО. Такая работа способствует сплочению ребят в дружной коллективной деятельности, воспитанию у них отзывчивости, товарищества и т.д.
Во 2 классе я считаю очень важным помочь детям почувствовать коллектив, как целое, научить их дорожить его интересами. Забота о личности - первая заповедь нашего коллектива. Дети должны чувствовать себя защищёнными от несправедливости и обиды, видеть, что они небезразличны для других, я стараюсь создать условия, способствующие хорошему самочувствию ребёнка, удовлетворению его интересов и развитию способностей. А ещё я учу детей не только «брать» что-то для себя, но и уметь «давать» хорошее другим, учу быть ответственными за общее дело.
Очень важным моментом духовно-нравственного воспитания, по моему мнению, является работа над Правилами поведения учащихся в школе. Предлагаю восстановить эти правила нравственного поведения, права и обязанности детей согласно Уставу школы и повесить в рекреации 1 этажа (как раньше). Я верю, что кропотливая работа в этом направлении принесёт результат. Правила войдут в привычку ребят, если отмечать не только их выполнение, но и не пропускать нарушение, постоянно требовать их соблюдения, и я буду стараться это делать не только сама, но и учить ребят напоминать друг другу о правилах и добиваться их неукоснительного выполнения. Правила товарищества, правила дружной работы, правила честной игры, правила вежливости я разработала для ребят своего класса и мы работаем на ними.
Считаю, что личный пример учителя, его отношение к детям имеет определяющее значение в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю. Если для отношений между учителем
и учениками характерны душевность, отзывчивость и заботливость, такими же будут и отношения учеников между собой. Имеющийся опыт заставляет смотреть на многие вещи по-другому, где-то приходится ломать сложившиеся стереотипы, пересматривать своё отношение к тем или иным вопросам, но это ничего, главное, чтобы результат был положителен.
И в заключении хочется подчеркнуть большое влияние на духовно – нравственное воспитание детей домашней обстановки и отношений в семье. Поведение родителей определяет формирование духовно-нравственных качеств ребёнка, поэтому часто приходится беседовать с родителями, как это делают все классные руководители, проводить индивидуальную работу (по необходимости). Я стараюсь приглашать родителей на классные КТД, обращаюсь, если нужно за помощью, помогаю им, обращаю внимание родителей на то, что нельзя подрывать учительский авторитет такими заявлениями: «Мало ли, что говорит учитель, делай, как я сказала» или «Знаем мы, чему вас там учат…». Это даёт положительные результаты, пока у нас не было разногласий и конфликтов, присутствуют доброжелательные отношения и это обнадёживает на положительный результат совместных усилий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному развитию для учащихся 1-2 классов «Прикоснись ко мне добротой»
Формирование нравственности через раскрытие понятия доброта и совершение добрых поступков через пословицы, песни, стихи, инсценирование, акции.Развитие индивидуальности каждого школьника....
Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося.
Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося. Цель воспитательной программы:создание условий для формирования «счастливого человека» и ...
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ...
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ. СТАТЬЯ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ....
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для учащихся 1-4 классов.
Главной целью данного курса в соответствии с реализацией принципов государственной политики в сфере образования является: дать первичное представление о православной культуре, знакомство с крас...
ВИДЕО Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно- нравственному направлению для учащихся 3-4 классов «Основы православной культуры» ВИДЕО
https://yadi.sk/i/y-JKBKbblyOXLA...
Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности учащихся во взаимодействии общеобразовательной организации и семьи.
Важнейшим принципом школьного образования сегодня является признание определяющего значения духовных ценностей и необходимость воспитания духовных начал в человеке. Любой школьный предмет или внекласс...