"Духовно-нравственное становление учащихся 2 класса."
статья (2 класс) по теме

Лазуренко Валентина Дмитриевна

Духовно- нравственная личность- результат долгого, упорного и целенаправленного процесса семейного и общественного воспитания и просвещения.Духовный человек- это гражданин и патриот с сильным национальным характером, ответственный за порученное дело, умеющий трудиться и адаптироваться к меняющимся социальным условиям.Он добрый и отзывчивый, уважительно относящийся к детству, к старости, к ценностям здоровой и полноценной семьи, ведущий здоровый образ жизни, нравственно состоятельный, эстетически просвещённый.Роль школы и нас классных руководителей в духовно- нравственном становлении наших воспитанников очень важна...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duh-nravsv.vospit.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 Духовно-нравственное становление учащихся 2 класса.

                                                                               

1.О духовно-нравственном воспитании .

2.Особенности воспитательной работы в младшем звене.

3.Как я строю свою работу в этом направлении.

                Духовно-нравственная личность – результат долгого, упорного и целенаправленного процесса семейного и общественного воспитания и просвещения.  

               Духовный человек – это гражданин и патриот с сильным национальным характером, ответственный за порученное дело, умеющий трудиться и адаптироваться к меняющимся социальным условиям. Он добрый и отзывчивый, уважительно относящийся к детству, к старости, к ценностям здоровой и полноценной семьи, ведущий здоровый образ жизни, нравственно состоятельный, эстетически просвещенный. Это человек со здоровым чувством национальной гордости и развитым национальным сознанием.

                Роль школы и нас классных руководителей в духовно – нравственном становлении наших воспитанников очень важна.

              В моём понимании духовно – нравственный портрет выпускника начальной школы должен соответствовать следующим критериям, на формирование и развитие которых я опираюсь, планируя воспитательную работу в классе:

·         умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;

·         владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах разных уровней;

·         обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);

·         любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

·         владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

·         любящий свой край и свою Родину;

·         уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

·         готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

·         доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

·         выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

 Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим и непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости.

Воспитание протекает в повседневной жизни ребёнка, где бы он не находился и что бы он не делал.

Ребёнок приходит в школу, имея определённые, как положительные, так и отрицательные духовно – нравственные качества.

В школе реализовать выполнение поставленных целей и задач нам помогает и процесс воспитания, и процесс обучения.

Урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта духовно – нравственных взаимоотношений. Здесь дети учатся работать самостоятельно, соотносить свои усилия с усилиями других, слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями других, отстаивать своё мнение, помогать и принимать помощь.

 Мы работаем по УМК «Школа2100».

Все предметы, включая и предметы эстетического цикла, работают на общий результат, формируя у ребенка единую современную картину мира и развивая умение учиться.

Важное положение Стандарта — ориентация содержания образования на формирование семейных ценностей, составляющих культурное, духовное и нравственное богатство российского народа.

Во внеклассной работе большое значение имеет  духовно - нравственное воспитание через общественно-полезный труд (уборка класса, территории, экологические десанты), через игру, через подготовку и проведение различных КТД и участие в социально – значимых акциях.

Очень важным этапом я считаю создание среды, пространства духовно-нравственного воспитания и развития учащихся, именно в этом пространстве осмысливаются, утверждаются, развиваются и реализуются нравственные ценности (это класс-кабинет, его внешний вид и содержание, различные информационные стенды,  и т.п.). В этом направлении приходится много работать.

 Воспитательные результаты и эффекты деятельности обучающихся  я   распределила по трём уровням.


Уровень



Особенности возрастной категории



Действия педагога


1 уровень


(1 класс)


         Приобретение школьником социальных знаний


Восприимчивость к новому социальному знанию, стремление понять новую  школьную реальность


Педагог должен поддержать  стремление ребенка к новому социальному знанию, создать условия для  самого воспитанника в формировании его личности,  включение его в деятельность по самовоспитанию. (самоизменению), помочь усвоению человеком нового для него опыта поведения и деятельности.


2 уровень


(2-3 класс)       Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества       


Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом


  Создание педагогом воспитательной среды, в которой ребенок способен осознать, что его поступки, во-первых, не должны разрушать его самого и включающую его систему (семью, коллектив, общество в целом), а во-вторых, не должны привести к исключению его из этой системы.


3 уровень

( 4 класс) Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Потребность в самореализации, в общественном признании, в  желаниях проявить и реализовать свои потенциальные возможности, готовность приобрести для этого новые необходимые личностные качества и способности


Создание к четвертому классу для младшего школьника реальной возможности выхода в пространство общественного действия т.е. достижения третьего уровня воспитательных результатов.


Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены.


   Однако для запуска и осуществления процессов самовоспитания необходимо, прежде всего, сформировать у ребенка мотивацию к изменению себя и приобретение необходимых новых внутренних качеств. Без решения этой проблемы ученик попросту окажется вне пространства деятельности по самовоспитанию, и все усилия педагога будут тщетны.


В основе используемых воспитательных форм лежит системно-деятельностный         подход и принцип сохранения целостности систем


Создание к четвертому классу для младшего школьника реальной возможности выхода в пространство общественного действия т.е. достижения третьего уровня воспитательных результатов.


Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены.


   Однако для запуска и осуществления процессов необходимо, прежде всего, сформировать у ребенка мотивацию к изменению себя и приобретение необходимых новых внутренних качеств. Без решения этой проблемы ученик попросту окажется вне пространства деятельности по самовоспитанию, и все усилия педагога будут тщетны.



2 уровень

(2-3 класс)

Беседы

 

классные часы

 

 

 

участие в

подготовке и проведении мероприятий,

конкурсов

 

спортивные соревнования,

сюжетно-ролевые игры

 

учебно-исследовательские

конференции

проектная деятельность

«Здравствуй, школа», «Все мы - дружная семья», «Как появилась религия», «Что такое Конституция ?»

Программа «Навыки жизни»,

цикл бесед «Учись учиться», «Береги здоровье смолоду»;

«Все мы разные, но все мы равные» , «С детства дружбой дорожи»,  «Хочу и надо- трудный выбор», «Праздник вежливых наук»КТД «День именинника».

Школьные праздники и социально значимые мероприятия: «В гостях у Осени», «Новогодняя сказка», участие в волонтёрских акциях, встречи с ветеранами ВОВ и труда

Конкурсы рисунков  «Я выбираю спорт»» «Чудесный праздник – Новый год


«Познаём мир вместе».

 

1полугодие  2 класса -это период непосредственной подготовки к вступлению в ДО «Корабль Надежды». Мы с ребятами познакомились с детским движением в нашей стране, многое узнали о ДО нашей школы, о Законах и Правилах младшего звена «Юнги»,

о делах и достижениях нашей ДО. Такая работа способствует сплочению ребят в дружной коллективной деятельности, воспитанию у них отзывчивости, товарищества и т.д.

 Во 2 классе я считаю очень важным помочь детям почувствовать коллектив, как целое, научить их дорожить его интересами. Забота о личности - первая заповедь нашего коллектива. Дети должны чувствовать себя защищёнными от несправедливости и обиды, видеть, что они небезразличны для других, я стараюсь создать условия, способствующие хорошему самочувствию ребёнка, удовлетворению его интересов и развитию способностей. А ещё я учу детей не только «брать» что-то для себя, но и уметь «давать» хорошее другим, учу быть ответственными за общее дело.

Очень важным моментом  духовно-нравственного воспитания, по моему мнению, является работа над Правилами поведения учащихся в школе. Предлагаю восстановить эти правила нравственного поведения, права и обязанности детей согласно Уставу школы и повесить в рекреации 1 этажа (как раньше). Я верю, что кропотливая работа в этом направлении принесёт результат. Правила войдут в привычку ребят, если отмечать не только их выполнение, но и не пропускать нарушение, постоянно требовать их соблюдения, и я буду стараться это делать не только сама, но и учить ребят напоминать друг другу о правилах и добиваться их неукоснительного выполнения. Правила товарищества, правила дружной работы, правила честной игры, правила вежливости я разработала для ребят своего класса и мы работаем на ними.

Считаю, что личный пример учителя, его отношение к детям имеет определяющее значение в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю. Если для отношений между учителем

и  учениками характерны душевность, отзывчивость и заботливость, такими же будут и отношения учеников между собой. Имеющийся опыт заставляет смотреть на многие вещи по-другому, где-то приходится ломать сложившиеся стереотипы, пересматривать своё отношение к тем или иным вопросам, но это ничего, главное, чтобы результат был положителен.

      И в заключении хочется подчеркнуть большое влияние на духовно – нравственное воспитание детей домашней обстановки и отношений в семье. Поведение родителей определяет формирование духовно-нравственных качеств ребёнка, поэтому часто приходится беседовать с родителями, как это делают все классные руководители, проводить индивидуальную работу (по необходимости). Я стараюсь приглашать родителей на классные  КТД, обращаюсь, если нужно за помощью, помогаю им, обращаю внимание родителей на то, что нельзя подрывать учительский авторитет такими заявлениями: «Мало ли, что говорит учитель, делай, как я сказала» или «Знаем мы, чему вас там учат…». Это даёт положительные результаты, пока у нас не было разногласий и конфликтов, присутствуют доброжелательные отношения и это обнадёживает на положительный результат совместных усилий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному развитию для учащихся 1-2 классов «Прикоснись ко мне добротой»

Формирование нравственности через раскрытие понятия доброта и совершение добрых поступков через пословицы, песни, стихи, инсценирование, акции.Развитие индивидуальности каждого школьника....

Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося.

Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося. Цель воспитательной программы:создание условий для формирования «счастливого человека» и ...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ. СТАТЬЯ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ....

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для учащихся 1-4 классов.

Главной целью данного курса в соответствии с реализацией принципов государственной политики в сфере образования является: дать первичное представление о православной культуре, знакомство с крас...

Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности учащихся во взаимодействии общеобразовательной организации и семьи.

Важнейшим принципом школьного образования сегодня является признание определяющего значения духовных ценностей и необходимость воспитания духовных начал в человеке. Любой школьный предмет или внекласс...