Рабочая программа по внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы - школе" 1 класс.
рабочая программа (1 класс)

Ягудина Нажия Гафуановна

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Шахматы – школе»  для1 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_1_a_klass.rar29.08 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Приложение к основной образовательной программе начального общего образования

(для 1-4 классов)

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1

с углублённым изучением отдельных предметов»

Согласовано                                                                        УТВЕРЖДАЮ:

на методическом совете                                                    Директор МБОУ

Протокол № 1                                                                     «Излучинская ОСШУИОП № 1»

от 25 августа 2016 г.                                                           ________________Н. А. Зеленская

Методист ____________ А. В. Шинкевич                         Приказ № 323 от 29.08.2017 г.

Рассмотрено на МО

учителей предметов эстетического цикла

Протокол № 1 от 29 августа 2017 г.

Руководитель МО ___________ И. Н. Ушакова

Рабочая программа

на 2017 – 2018 учебный год

Предмет:«Шахматы в школе»

Класс:

Уровень: внеурочная деятельность

Учитель: Ягудина Нажия Гафуановна

Излучинск

2017

ПОЯСНИТЕЛЬНА ЗАПИСКА

Статус документа.

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Шахматы – школе» составлена на основе нормативно — правовой базы:

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).

- Типовые  положения об общеобразовательном учреждении разных типов (Постановления Правительства РФ);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрированный Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 26 ноября 2010 года № 1241, зарегистрированный Минюстом России 4 февраля 2011 года № 19707 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 6 октября 2009 года № 373» (о части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 22 сентября  2011 года № 2357, зарегистрированный Минюстом России 12 декабря  2011 года № 22540 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 6 октября 2009 года № 373»  (о количестве учебных занятий за 4 учебных года);

- Примерная основная образовательная программа начального общего образования, рекомендованная к использованию Координационным советом при департаменте общего образования Министерства образования и науки Российской федерации (протокол заседания от 24-25 июля 2010г. № 1);

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821 -10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»; - -

-основной образовательной программой основного начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»;  

- учебным  планом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов» на 2017/2018 уч. г., утвержденного приказом от 29.08.2017г №330;

- годовым  календарным учебным графиком  на 2017/2018 уч. г.

-программа разработана в соответствии с программой : Волкова Е.И., Прудникова Е.А.    Программа  для 1-4 классов общеобразовательных организаций  «ШАХМАТЫ ШКОЛЕ»;М.2016.35с

Цель:  создание условий для гармоничного когнитивного развития детей младшего школьного возраста посредством массового вовлечения детей младшего школьного возраста в шахматную игру.

Задачи .

 Общие:  - массовое вовлечение детей младшего школьного возраста в шахматную культуру;

- приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной культуре;

 - обучение новым знаниям, умениям и навыкам по шахматам;

 - выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;  

 Образовательные:

 - освоение знаний об истории развития шахмат;

- освоение базовых основ шахматной игры, возможности шахматных фигур, особенностей их взаимодействия;

- овладение приемами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приемами в типовых положениях;

 - освоение принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;

 - освоение методов краткосрочного планирования действий во время партии;  - обучение приёмам и методам шахматной борьбы с учетом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.

Оздоровительные: - формирование представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в частности;

- формирование первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных, эмоциональных проявлений.

 Воспитательные: - приобщение к самостоятельным занятиям интеллектуальными играм и использование их в свободное время;

 - воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;

- воспитание у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа разработана для учащихся 1-4 классов и рассчитана на 135 ч. на четыре года обучения: в 1 классе – 33часа, а во 2,3 и 4 классах по 34 ч. ежегодно.  

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА          Содержание учебного предмета направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В настоящее время всеобщее признание получили кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От понимания знаний, умений и навыков, как основных итогов образования, произошёл переход к признанию обучения как процесса образования личности обучающегося, его подготовки к реальной жизни, готовности успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на вызовы экономического прогресса и рынка труда. В этой связи ценностными ориентирами содержания Программы «Шахматы школе», которые соответствуют целевым установкам системы начального общего образования, являются:

 -     формирование у обучающихся: • чувства сопричастности и гордости за свою Родину и её историю; • восприятия мира, как единого целого при наличии в неё разнообразия культур, национальностей, религий; • доброжелательности, доверия и внимания к людям; • готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; • уважения к окружающим (умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать собственное решения с учетом позиций всех участников процесса);  - развитие ценностно-смысловой сферы личности обучающегося на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма;

- развитие у обучающихся умения учиться, как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: • развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности в сфере шахмат и физической культуры; • формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке), направленной на укрепление собственного здоровья; - развитие самостоятельности, инициативности и ответственности, как условий для самоактуализации обучающегося: • формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; • развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; • формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей;  • формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности, в пределах своих возможностей; • воспитание чувства уважения к результатам труда других людей. Учебный материал данной программы позволяет сформировать у школьников младших классов позитивное отношение к познавательной деятельности.

 ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Личностные результаты освоения  – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного материала.

Это: - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;

 - формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;

-  формирование основ шахматной культуры;

 - понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья; - наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

 - готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

- уважительное отношение к иному мнению;  

- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками; - этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;

 - умение управлять своими эмоциями;

- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;

- оказание бескорыстной помощи окружающим

 Метапредметные результаты  - характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных.

 Познавательные УУД:   

- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры; - овладение способом структурирования шахматных знаний; - овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий; - овладение способом поиска необходимой информации; - умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера; - овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач; - умение строить логические цепи рассуждений; - умение анализировать результат своих действий; - умение воспроизводить по память информацию; - умение устанавливать причинно – следственные связи; - умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить нестандартные решения.

Коммуникативные УУД: - находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций; - формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, уметь вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;  - умение донести свою позицию до других; - умения учитывать позицию партнёра (собеседника), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. Регулятивные УУД: 

- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Предметные результаты освоения Программы – характеризуют умение и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета «Шахматы школе». B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по Программе обучающиеся начальной школы (1-4 классы) должны приобрести: - знания о истории развития шахмат, характеристика роли шахмат и их значения в жизнедеятельности человека; - знания в области терминологии шахматной игры, их функционального смысла и направленности действий при закреплении изученного шахматного материала; - навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры

 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры. История шахмат. Шахматная игра как спорт в международном сообществе, цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение. История зарождения и развития шахматной игры, их роль в современном обществе. Чемпионы Мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.  

Базовые понятия шахматной игры. Правила техники безопасности во время занятий, понятие о травмах и их предупреждении. Правила проведения шахматистов. Шахматные соревнования и правила поведения спортсменов.   Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приемы; шахматная партия, запись шахматной партии., основы дебюта, атака на рокировавшегося и не рокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей.

 Практико -  соревновательная деятельность: конкурсы решения задач, спаррингК, соревнования, шахматные праздники.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Виды деятельности

             Этапы обучения

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Раздел 1. Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры

1

История шахмат

1

1

1

1

2

      Базовые понятия шахматной игры

20

20

20

22

Раздел 2. Практико – соревновательная деятельность

3

Конкурсы решения

-

4

4

2

4

Соревнования

3

8

8

8

5

Шахматные праздники

-

1

1

Общее количество часов

33

34

34

34

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА         

   В результате освоения Программы обучающиеся начального общего образования общеобразовательных организаций должны: знать /понимать: - правила техники безопасности во время занятий;

 - историю возникновения и развития шахматной игры;

- чемпионов мира по шахматам, их вклад в развитие шахмат, ведущие шахматистов мира;

- вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;

 - историю возникновения   шахматных соревнований, правила проведения соревнований и личностные (интеллектуальные, физические, духовно-нравственные) качества   шахматиста - спортсмена;

  - историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных деятелей России;

 – использовать приобретенные знания и умения в самостоятельной творческой деятельности.            

 Одновременно обучающиеся должны приобрести следующие умения и навыки.

 К концу первого учебного года (первого класса) обучающиеся должны:  объяснять шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

 знать шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

  знать правила хода и взятия каждой фигуры;

 знать, что такое нападение и уметь видеть элементарные угрозы соперника;

 ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;  

 правильно располагать шахматную доску между партнерами;

  правильно расставлять фигуры перед игрой;  

 различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

  рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход;

 знать, что такое ничья, пат и вечный шах;

  знать «цену» каждой шахматной фигуры;

 усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, ферзём и королём;

 овладеть способом «взятия на проходе»;

  записывать шахматную партию;  уметь играть целую шахматную партию с соперником от начала и до конца с записью своих ходов и ходов соперника.

 

                         Календарно-тематическое  планирование.

1 класс

Тема урока

дата

факт

1

Шахматы -  мои друзья. История шахмат

2

Шахматная доска

3

Горизонталь

4

Вертикаль

5

Диагональ

6

Шахматная нотация

7

Шахматные фигуры и  начальная позиция

8

Ладья

9

Слон

10

Конь

11

Пешка

12

Превращение пешки

13

Король

14

Ценность фигур

15

Нападение

16

Взятие. Взятие на проходе

17

Шах и защита от шаха

18

Мат

19

Пат, ничья

20

Рокировка

21

Основные принципы игры  в начале партии

22

Мат двумя ладьями одинокому королю

23

Мат ферзём и ладьями  одинокому королю

24

Мат ферзём и королём  одинокому королю

25

Материальное преимущество

26

Нарушение основных принципов игры в начале партии

27

Партии - миниатюры

28

Запись шахматной партии

29

Правила шахматного этикета

30

Шахматный турнир

31

Шахматный турнир

32

Шахматный турнир

33

Шахматный турнир


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Буду настоящим читателем»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Буду настоящим читателем»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Робототехника» (общеинтеллектуальное направление) (начальное общее образование)

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Робототехника" с использованием конструктора КИКИ....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальной направленности "Математическая школа Олимпийского резерва" (3-4 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности предназначена для учителей НОО. Программа структурирована и содержит пояснительную записку, планируемые результаты, тематическое планирование и основные...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы - школе" 2 класс.

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Шахматы – школе» .2 класс....

Рабочая программа по внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы - школе" 3 класс.

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Шахматы – школе» .3 класс....

Рабочая программа по внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы - школе" 4 класс.

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Шахматы – школе» .4 класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Математика с увлечением» для обучающихся 4 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ«Математика с увлечением»для обучающихся  4  класса...