методические рекомендации по составлению программы внеурочной деятельности в начальной школе
методическая разработка по теме

Хворост Алла Валентиновна

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта «основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по разработке программ внеурочной деятельности

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта «основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность»[1]. 

Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности:  

- спортивно-оздоровительное,

- духовно-нравственное,

- социальное,

- общеинтеллектуальное,

- общекультурное.

Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения, в том числе: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.

При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций. Однако при организации взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей необходимо учесть, что:

- учреждения дополнительного образования детей находятся вне федерального государственного образовательного стандарта;

- у них есть свои лицензионные нормы охвата детей и определенное количество ставок педагогических работников;

- УДО подразделяются на различные виды («станция» может работать только по одному направлению, «Центр» - по четырем направлениям, «Дом творчества» - по пяти направлениям, «Дворец творчества» - по десяти направлениям). Поэтому может сложиться ситуация, когда они не смогут организовать внеурочную деятельность по всем направлениям;

- УДО находятся в различных ведомствах:  Детские школы искусств, Музыкальные школы, Детские эстетические центры (Сфера культуры) или Станция техников, туристов, ДЮСШ, Дома творчества, ДД(Ю)Т (Сфера образования). УДО сферы культуры осуществляют свою деятельность за определенную плату, а внеурочная деятельность в рамках ФГОС должна предоставляться бесплатно.

         Дополнительное образование детей предполагает реализацию дополнительных образовательных программ по определенным направлениям деятельности художественно-эстетическое, эколого-биологическое, естественно-научное, научно-техническое и др. Педагог дополнительного образования разрабатывает дополнительную образовательную программу по соответствующему направлению деятельности.

В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ.

Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

Все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих программ.

Общеобразовательные учреждения предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра программ внеурочной деятельности, направленных на развитие младших школьников.

Типы образовательных программ внеурочной деятельности:

•  комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности. Эти программы могут быть сквозные, когда педагоги начинают работать по ним с детьми с первого по четвертый класс, акцентируя внимание на  планируемых результатах в соответствии с которыми, изменяется и содержание программы.

При разработке комплексных образовательных программ внеурочной деятельности необходимо учитывать следующее:

- комплексные программы могут быть двух вариантов:

 «А» – когда все содержание деятельности по программе предполагает работу части (группы) педагогического коллектива по одному направлению, например, художественно-эстетическому, и тогда каждый педагог разрабатывает один – два модуля («Оригами», «Батик», «Вышивка шелковыми лентами», фольклорный кружок, театральная студия и др.).

Комплексные программы могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников одновозрастной группы. Количество групп, их наполняемость, время занятий и периодичность проведения определяются локальным актом образовательного учреждения. Данный вариант может быть реализован в образовательных учреждениях, в которых существует подсистема дополнительного образования детей или работающих в одну смену и имеющих квалифицированные кадры для организации этого вида деятельности.

«Б» - когда все содержание деятельности по программе предполагает работу части (группы) педагогического коллектива по нескольким направлениям, например, спортивно-оздоровительному, художественно-эстетическому, научно-познавательному, военно-патриотическому. Данный вариант может найти применение в сельских школах, где недостаточно специалистов, реализующих лишь одно направление.

         При разработке комплексных программ необходимо учитывать, что к ним пишется одна пояснительная записка, в которой отражается вся специфика работы по всем модулям программы, все остальные разделы программы пишутся каждым педагогом, согласно содержанию работы в рамках своего модуля.

•   тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определённом проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например,  образовательная программа патриотического воспитания, образовательная  программа воспитания толерантности и т. п.);

•  образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определённого уровня (образовательная программа, обеспечивающая первый уровень результатов; образовательная программа, обеспечивающая первый и второй уровни результатов; образовательная программа, обеспечивающая второй и третий уровни результатов). Такие программы могут иметь возрастную привязку,  например:

- для 1 класса - образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности;

- для  2-3  классов - образовательная программа, формирующая ценностное отношение к социальной реальности;

- для 4 класса - образовательная программа, дающая   ученику   опыт   самостоятельного   общественного действия.

Общие правила разработки программ внеурочной деятельности:

1.     Программы организации внеурочной деятельности могут быть разработаны образовательными учреждениями самостоятельно или на основе переработки ими примерных программ.

2.     Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников определённой возрастной группы.

3.     В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.

Программы внеурочной деятельности имеют следующую структуру[2]:

1.     Титульный лист;

2.     Пояснительная записка;

3.     Учебно-тематический план;

4.     Содержание курса;

5.     Ресурсное обеспечение реализации Программы;

6.     Рекомендуемая литература.

Титульный лист должен содержать информацию:

  1. Вышестоящие органы образования (по подчиненности учреждения). Название образовательного учреждения, в котором разработана программа. Ф.И.О. ответственного работника, утвердившего программу с указанием даты утверждения.
  2. Дата и № протокола педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации.
  3. Название программы (по возможности краткое и отражающее суть программы). Возраст детей, на который рассчитана программа.
  4. Срок реализации  программы (на сколько лет она рассчитана).
  5. Автор программы (Ф.И.О, занимаемая должность).
  6. Название города.
  7. Год создания программы.

 

Пояснительная записка.

В Пояснительной записке раскрываются цели образовательной деятельности, обосновывается отбор содержания и последовательность изложения материала, дается характеристика формам работы с детьми и условиям реализации программы.

Пояснительная записка содержит:

1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс:

•   актуальность;

•   практическая значимость;

•   связь с уже существующими по данному направлению программами;

•   вид (модифицированная, экспериментальная, авторская программа);

•   новизна (для претендующих на авторство).

2.  Цель и задачи программы.

Цель — предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться. При характеристике цели следует избегать общих, абстрактных формулировок типа «всестороннее развитие личности», «создание возможностей для творческого развития детей», «удовлетворение образовательных потребностей и т.д. Такие формулировки не отражают специфики конкретной программы и могут быть применены к любой программе.

Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную  направленность. Конкретизация цели осуществляется через определение задач, показывающих, что нужно сделать, чтобы достичь цели.

Задачи могут быть:

• обучающие - развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.д.;

• воспитательные - формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.д.;

• развивающие - развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.; формирование потребности в самопознании, саморазвитии.

Формулирование задач также не должно быть абстрактным, они должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами.

3.  Отличительные особенности программы:

•   базовые теоретические идеи; ключевые понятия;

•  этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь.

 В программе указывается количество часов аудиторных занятий и внеаудиторных активных (подвижных) занятий. При этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества занятий.

4.  Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:

- возраст детей и их психологические особенности;

- особенности набора детей (свободный, по конкурсу и др.);

- число   обучающихся   по   годам   обучения (обосновать);

- режим занятий: общее число часов в год; число часов и занятий в неделю; периодичность занятий.

- прогнозируемые результаты и способы их проверки:

5.  Уровень  результатов работы по программе:

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

6. Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей (могут быть представлены на выставках, соревнованиях, конкурсах, учебно-исследовательские конференциях и т.д.).

Учебно-тематический план.

Учебно-тематический план  составляется в виде таблицы, которая отражает название и последовательность изложения учебных тем, количество учебных часов (всего, на теоретические занятия и на практические занятия).

Последовательность тем целесообразно построить так, чтобы они независимо от направления деятельности учащихся отражали логику предлагаемого образовательного маршрута. На вводном занятии целесообразно обратить внимание на особенности использования терминов и понятий, отражающих специфику содержания программного материала. Затем желательно раскрыть природу возникновения, историю становления и развития рассматриваемого явления (науки, искусства, техники, спорта и т.п.), показать роль специалистов, мастеров, исследователей в формировании современных представлений о том или ином явлении.

Содержание Программы.

Содержание Программы – это краткое описание разделов и тем внутри разделов. Содержание тем раскрывается в том порядке, в котором они представлены в учебно-тематическом плане. Описание темы включает:

•    название;

•    основные узловые моменты;

•    формы организации образовательного процесса (теоретические, практические).

Изложение ведется в именительном падеже. Обычно первая тема — введение в программу.

Особенности содержания программы.

При отборе содержания и видов деятельности детей в том или ином объединении учитываются интересы и потребности самих детей, пожелания родителей, рекомендации школьного психолога, опыт внеурочной деятельности педагога.

Ресурсное обеспечение реализации Программы:

  1. Кадровое (педагоги, администрация, врачи, психологи и т.д);
  2. Материально-техническое;
  3. Финансовое;
  4. Информационно-методическое (пособия, методическая литература и т.п., интернет).

       Краткая характеристика средств, необходимых для реализации программы: кадровых — перечислить педагогов, охарактеризовать их профессионализм, квалификацию, критерии отбора; материально-технических — дать краткий перечень оборудования, инструментов и материалов (в расчете на число обучающихся).

Список литературы.

Приводятся два списка литературы:

  1. литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса;
  2. литература, рекомендуемая для детей и родителей.

 

После написания программы внеурочной деятельности организуется ее презентация на заседании методического объединения педагогов, реализующих дополнительное образование младших школьников.

После доработки в соответствии с замечаниями и пожеланиями участников обсуждения программа и рецензии на нее представляются в администрацию образовательного учреждения.

После утверждения программы директором образовательного учреждения педагогический совет может рекомендовать программу для апробации в том или ином объединении детей.

По мере опытной проверки содержание программы корректируется, дополняется и обеспечивается средствами психолого-педагогической поддержки и необходимым учебно-методическим комплектом.

В состав учебно-методического комплекта  к программе могут входить:     

- учебные и методические пособия;

- энциклопедические словари и справочники,

- аннотированный указатель литературы для педагога и для детей;

- видео- и аудиоматериалы;

- компьютерная поддержка программы;

- подборка схем, чертежей, выкроек, шаблонов и т.д.;

- перечень объектов для экскурсий;

- календарь знаменательных дат;

- информация о жизни и деятельности людей, внесших существенный вклад в искусство и науку, производство, спорт, туризм и т.д.;

- подборка журналов, других материалов из различных средств массовой информации по конкретному направлению деятельности обучающихся;

- коллекции различных предметов по направлениям творческой деятельности данного объединения (альбомы, репродукции произведений искусства, произведения декоративно - прикладного искусства, почтовые марки, открытки, значки, памятные медали, портреты людей, достигших успехов в конкретном направлении творческой деятельности, натурные объекты, модели, макеты различных устройств и т.д.);

- информация о мемориальных центрах, музеях, картинных галереях, выставочных залах и т. п. по направлению творческой деятельности конкретного объединения детей;

- материалы, отражающие достижения обучающихся;

- оборудование рабочего места.

В программе описывается содержание внеурочной деятельности   школьников, суть и направленность планируемых школой дел и мероприятий. Из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены эти дела и мероприятия. Если программу предполагает организацию нескольких видов внеурочной деятельности школьников, то в содержании должны быть разделы или модули, представляющие тот или иной вид деятельности. При необходимости тот или иной раздел или модуль также может быть подразделён на смысловые части.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности для начальной школы "Дорогами Добра"

Программа разработана на основе Федерального образовательного стандарта....

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности для начальной школы "Занимательная школа"

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о пробл...

Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Школа пешехода"

Программа курса «Школа Пешехода» разработана для учащихся 1-4 классов, возраст – 6,5 - 11лет на основе примерной программы внеурочной деятельности начального и среднего образования «Юные инспектора дв...

Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Проектная деятельность"

Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Проектная деятельностьк"...

Рекомендации по составлению программы внеурочной деятельности (английский язык), 4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Внеклассное чтение английской литературы» разработана для обучающихся 4 - х классов на основе «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основн...

Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Школа безопасности"

     Программа направлена на создание условий по организации непрерывного про­цесса обучения навыкам безопасности на улицах и дорогах в системе дополнительного образования детей,...

Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Школа талантов.Театр"

программа предназначена для проведения занятий по внеурочной деятельности во 2-4 классах...