Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Школа талантов.Театр"
учебно-методический материал (2, 3, 4 класс)

программа предназначена для проведения занятий по внеурочной деятельности во 2-4 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_talantov.teatr_.docx75.14 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Программа внеурочной деятельности «Школа талантов. Театр» составлена на основе программы  И.А.Генераловой «Театр».  2011г

Курс «Театр» в начальной школе, является  предметом дополнительного образования, предназначен для учащихся начальной школы и  способствеет раскрытию творческого потенциала каждого ребёнка, помогает овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения, прививает через театр интерес к мировой художественной культуре и дает первичные сведения о ней, учит творчески относиться к любой работе. Программа  реализует межпредметные связи с риторикой, литературным чтением, музыкой, технологией, физкультурой.

      От других предметов данный курс отличает ориентация на воспитание и развитие понимающего, умного театрального зрителя, интересной личности, обладающей художественным вкусом, разносторонними знаниями, имеющей собственное мнение.

      Очевидно, что театр искусство многомерное, многоликое и синтетическое способен помочь ребёнку раздвинуть привычные рамки в постижении мира, окружить его добром, увлечь желанием делиться своими мыслями и научить слушать других, направить к развитию через творчество и игру. Ведь игра - непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем именно она позволяет детям и педагогам взаимодействовать в ходе учебного процесса, получая максимально положительный результат.

       Театр – необыкновенный волшебный мир! С ним у всех поколений связано множество приятных воспоминаний. Но именно в школьном возрасте театр пробуждает у детей особые чувства: восторг, терпение, увлечённость.

      В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Современные дети умеют решать логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, сопереживают, все чаще проявляют равнодушие и черствость. Куклы Барби,  компьютеры не способны компенсировать отсутствие детского общения, без которого невозможно полноценное психологическое и социальное развитие личности ребенка. Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых обучающихся, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т. е. не натренировал свою фантазию и воображение. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. В период обучения ребенка к школе у многих  возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность.

       Театрализованная игра должна быть направлена не только на переживание положительных эмоций. Необходимо  научить ребёнка не бояться неудач, т.к. это прекрасно закаляет характер ребенка, учит переживать свой проигрыш, воспитывает способность искать компромиссы.

Цель  программы

        Главной целью программы является развитие творческого потенциала каждого ребенка, овладение учащимися  навыками коллективного взаимодействия и общения.

Предлагаемая программа соответствует:

        Современным целям общего образования

        Основным положениям Концепции модернизации российского образования

        Перспективным целям начального образования в школе.

Задачи программы

  1. Развивать ритмические способности и координацию движений.
  2. Развивать способность создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела.
  3. Развивать способности создавать образы с помощью жеста и мимики.
  4. Развивать воображение, музыкальность, выразительность, способность к пластической импровизации в соответствии с характером и настроением музыкальных произведений.
  5. Развивать речевой аппарат посредством артикуляционной гимнастики.
  6. Развивать правильное речевое дыхание, тренировать три вида выдыхания.
  7. Развивать ритмические способности и координацию движений.
  8. Улучшать дикцию, тренировать точное и четкое произношение гласных и согласных звуков.
  9. Расширять диапазон и силу звучания голоса.
  10. Научить пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злость, удивление, таинственность, восхищение, жалость, тревогу, презрительность, осуждение  и.т.д).
  11. Учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом,                    пополнять словарный запас,  строить диалог между героями разных сказок, подбирать рифмы к заданным словам,  строить четкую, грамотную речь.
  12. Развивать способность представлять себя другим существом или предметом и сочинять монолог от его имени. Развивать умение рассказывать сказку от имени разных героев.
  13. Развивать умение сочинять коллективную сказку по очереди, добавляя свое предложение.
  14. Знакомить детей с терминологией театрального искусства.
  15. Познакомить с театральными профессиями.
  16. Разъяснить особенности театрального искусства и его отличие от других видов искусств.

Организация театральных занятий:

  • Театральная игра;
  • Ритмопластика;
  • Культура и техника речи;
  • Основы театральной культуры;
  • Создание спектакля;
  • Обсуждение спектакля;
  • Работа с театральным словариком.

 Формы работы:

  • Посещение театров, музеев, выставок, экскурсий.
  • Просмотр видеофильмов.
  • Прослушивание музыки.
  • Игры  и упражнения, сюжетно-ролевые игры, конкурсы, викторины, тренинги.
  • Работа с подручным материалом и изготовление бутафорий, пальчиковых, перчаточных кукол.

        Одной из идей программы «Школа талантов. Театр» является постепенное усложнение материала – от игр через импровизации к сценическим постановкам, основанным как на литературном материале, так и на придуманных детьми историях.

        Большая роль в формировании художественных способностей школьников отводится регулярному тренингу, который проводится на каждом этапе обучения с учётом возрастных особенностей учащихся. Задача тренинга – пробудить творческую фантазию и непроизвольность приспособления к сценической условности. Игровой тренинг включает в себя ряд игр, упражнений на развитие внимания, памяти, воображений, чувства ритма и импровизаций на заданные темы.

        Пособие по данному предмету предлагает различные виды действий: раскрашивание, рисование, вырезание, составление композиций, мозаик, склеивание, изготовление бутафорий, игрушек, масок, декораций и.т.д.

       Данный курс тесно связан с уроками литературного чтения. Чтение вслух, чтение пьес по ролям, заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов – задача не только программы «Литературно чтение», но и программы «Театр» в начальной школе.

Место внеурочного занятия в учебном плане

С учётом направленности программы занятия по курсу«театр»проводятся индивидуально и по группам. 2 раза в неделю по 1 часу (68 часов в год). Срок реализации программы – 3 года. Возраст детей, участвующих в реализации программы 8 -10 лет (2-4 класс). В кружок принимаются все желающие, имеющие склонности к этому виду искусства.

Программа рассчитана  для работы по годам в различных театральных мастерских.

2 класс – знакомство с работой актёра и режиссёра в театре: «Мастерская тела», «Мастерская чувств».

3 класс – «Волшебные краски чудной страны», или в мастерской художника; «На берегу прекрасных звуков в Стране скрипичного ключа», или музыка в театре.

4 класс – «Магия слов», или литературная часть в театре; «Дом чудесных представлений», или спектакль как объединение работы всех театральных мастерских. 

Ценностные  ориентиры содержания программы

Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  курса

К концу обучения в кружке учащиеся получат возможность:

Личностные

Метапредметные

Предметные

Знать

– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;
- правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе.
- правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению.

- знать о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа.
- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

 -необходимые сведения о видах изученных кукол, особенностях работы с куклами разных систем;
- о способах кукловождения кукол разных систем;

-о способе создания перчаточной куклы;
- о сценической речи;
- о декорациях к спектаклю;
- о подборе музыкального сопровождения к спектаклю.

Уметь

-анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели.
-соблюдать правила игры и дисциплину;
- правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).
- выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.-

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- выбирать вид чтения в зависимости от цели;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию

-работать с куклами изученных систем при показе спектакля;

- создавать куклы перчаточного типа;
-импровизировать;
-работать в группе, в коллективе.
-выступать перед публикой, зрителями.

Применять

- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ;
-подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

- полученные сведения о многообразии театрального искусства
- красивую, правильную, четкую, звучную речь как средство полноценного общения.

- самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий проект
- иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности,

- формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные знания.

У ученика будут сформированы:

  • умения оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки;
  • целеустремлённость и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей.

Ученик получит возможность научиться:

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • активизировать  силы и энергию к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта;
  •  произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц;
  • ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке;
  •  двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четверки;
  •  коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочке;
  •  создавать пластические импровизации под музыку разного характера;
  •  запоминать заданные режиссером мизансцены;
  • находить оправдание заданной позе;
  • на сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия;
  •  сочинить индивидуальный или групповой этюд на заданную тему;
  • владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
  •  менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса;
  •  произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных позах;
  •  произносить на одном дыхании длинную фразу или стихотворное четверостишие;
  • четко произносить в разных темпах 8 - 10 скороговорок;

      -     произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

В основу изучения кружка  положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов (2 класс) — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Приобретение школьниками знаний об общественных нормах поведения в  различных местах (театре).

У ученика будут сформированы:

  • внутренняя позиция ребёнка на основе положительного отношения к школе; включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
  • эмпатия  как понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • умение строить речевое высказывание в устной форме.

Второй уровень результатов (3 класс)— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

          Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

У ученика будут сформированы:

  • познавательные интересы, учебные мотивы, уважительное отношение к иному мнению и культуре других народов.

Ученик получит возможность для формирования:

  • чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;
  • умения вносить необходимые коррективы;
  • умения планировать работу и определять последовательность действий.

Третий уровень результатов (4 класс)— получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Формы и виды контроля:

- участие в творческих конкурсах для детских театральных коллективов;

-  постановка спектаклей на каждом году обучения;

-  подготовка миниатюр для показа на школьных мероприятиях и родительских собраниях.

Содержание программы учебного курса

1. «Знакомство»

Вводное занятие. Театр. История театра кукол. Знакомство с историей возникновения кукольного театра с театральной лексикой. Правила поведения в театре.

2. «Дорога в театр»

Экскурсии в театр. Просмотр   спектаклей  и обсуждение.

3. «В театре»

Зрительный зал и сцена. Театральные профессии.

4. «Как создаётся спектакль»

Путешествие по театральным мастерским. Бутафорская и гримёрная. Мастерская актёра и режиссёра, художника и костюмера. Работа драматурга, режиссёра: распределение ролей. Драматический или кукольный спектакль. .Театральный словарик: эскиз, декорация. Знакомство с мастерской декоратора, сценографа, создание афиши к спектаклю.

5. «Учимся актёрскому мастерству»

Ритмические игры и упражнения. Речевая гимнастика. Скороговорки. Мимика и жесты. Пластика и походка.  Культура и техника речи.

Виды говорения: диалог и монолог. Инсценирование сказок. Массовые игры. Игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности. Этюды на выразительность жестов. Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Импровизация игр-драматизаций. Сказкотерапия. Диагностика творческих способностей воспитанников. Развитие навыков выражения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера. Театральная игра. Знакомство с русскими народными играми со словами. Чистоговорки, скороговорки. Значение слова и жеста в общении между людьми, в профессии актёра.

6. «Наш театр»

Сочинение сказки. Музыкальное оформление спектакля (изучать приемы импровизации с помощью музыки).  Репетиции вступления.  Разучивание  с детьми текста сказки, обращая внимание на артикуляцию, дыхание, голос.  Технология изготовления кукол, обучение работе над ширмой. Технология изготовления декораций. Придумываем и делаем костюмы, афишу, программу. Показ спектакля.

7. «Театральные профессии»

Реквизит – реквизитор. Художник – декоратор. Театральный художник

8. «Как самому сделать макет декораций»

Самостоятельное изготовление декораций. Сценическая история с нарисованными героями в макете декораций

9. «Пластилиновый мир»

Создание пластилиновой сказки. Как лепить человека.

10.. «История про театр»

История возникновения театра. Древнегреческие музы.

Вид древнегреческого театра. Театр времён У.Шекспира. Современный театр. Театр кукол. История появления кукол. Куклы в Древнем Египте и Африке. Изготовление куклы.

11. «Музыкальный театр»

Знакомство с разными видами музыкального спектакля: опера, балет, оперетта, мюзикл.

12. «Цирк – зрелищный вид искусства»

История появления цирка в нашей стране. Цирковые профессии. Сходство и различие циркового представления и спектакля. Экскурсия в цирк.

13. «Театральное мастерство»

Этюд в разных видах искусства. Роль музыки в спектакле.

14. « Театральные жанры»

Детские энциклопедии о драме и комедии. Театральный словарик. История возникновения ораторского искусства. Чтение стихотворений в различных жанрах.

15. «Повторение пройденного»

Игра- викторина «Знатоки театра». Чтение по ролям пьес. Итог занятий. Обсуждение всех представленных спектаклей. Концерт. Показ лучших сценических историй этюдов, упражнений.

Тематическое планирование по курсу «Школа талантов. Театр»

2 класс  

68 часов.  2 часа в неделю

Часы

Название и содержание темы

Колич.часов

Характеристика деятельности учащихся

Теоретич.

Практич.

1

1

1.Знакомство (3 ч.)

Школа – театр.

0,5

0,5

Сравнительная характеристика: учитель-актёр, ученик – актёр.Игровой тренинг.

2

1

Что такое искусство. Театр как вид искусства.

1

Знакомство с театральным словариком: премьера. Основные отличия театра от других видов искусства.

3

1

Театральные игры. Правила поведения в театре.

1

Знакомство с правилами  поведения в театре.

4-7

4

2.Дорога в театр (5 ч.)

Экскурсия в театр. Просмотр   спектакля «Приключение Буратино».

4

Просмотр спектакля.

8

1

Обсуждение просмотренного спектакля. Иллюстрирование сказки.

1

Обсуждение, иллюстрирование

9

1

3.В театре (4 ч.)

Зрительный зал и сцена.

0,5

0,5

Знакомство с театральным словариком: антракт, авансцена, инсценировка, аплодисменты, бис.

10-11

2

Театральные профессии.

1

1

Знакомство с театральным словариком: оркестровая яма.

12

1

«Театр начинается с вешалки» (К.С.Станиславский).

Что значит это выражение? (Обсуждение).

1

Обсуждение.

13

1

4.Как создаётся спектакль (3 ч.)

Путешествие по театральным мастерским.

Бутафорская и гримёрная.

0,5

0,5

Знакомство с театральным словариком: грим.

14

1

В мастерской художника и костюмера.

0,5

0,5

Знакомство с инструментами и материалами для работы художника и костюмера

15

1

Мастерская актёра и режиссёра.

1

Знакомство с инструментами и материалами для создания сценического образа, с этапами работы режиссера

16

1

5. Учимся актёрскому мастерству (25 ч)

Ритмические игры и упражнения.

1

Групповая работа.

17

1

Речевая гимнастика. Скороговорки.

1

Игры на выразительность жестов, мимики, голоса.

18

1

Мимика и жесты. Пластика и походка.  

1

Игры на выразительность жестов, мимики, голоса. Знакомство с театральным словариком: мимика, пантомима, мим.

19

1

Общение через жесты.

Стихотворения Д.Хармса и С.Чёрного.

1

Чтение стихотворений Д.Хармса и С.Чёрного с использованием жестов.

20

1

Сказка К.И.Чуковского «Цыплёнок».

Использование мимики и жестов.

1

Чтение сказки К.И.Чуковского с использованием жестов и мимики.

21

1

Культура и техника речи.

Виды говорения: диалог и монолог. Как разучить роль своего героя.

1

Игры на выразительность жестов, мимики, голоса. Инсценирование.

22-23

2

Мимика и жесты. Инсценирование сказки «Курочка Ряба».

2

Игры на выразительность жестов, мимики, голоса. Инсценирование.

24

1

Мимика и жесты. Инсценирование сказки «Лиса и журавль».

1

Игры на выразительность жестов, мимики, голоса. Инсценирование.

25

1

Мимика и жесты. Инсценирование сказки «Колобок».

1

Творческая игра « Что это за сказка?»

Групповая дискуссия

26

1

Мимика и жесты. Инсценирование сказки «Лиса и кувшин»

1

Игры на выразительность жестов, мимики, голоса. Инсценирование.

27

1

Возможности человеческого тела и использование его в различных видах искусства.

1

Пантомимическая игра.

28

1

Роль воображения в литературе, живописи и театральном искусстве.

0,5

0,5

Чтение стихотворения А.Усачёва «Фантазёр» в предлагаемых обстоятельствах.

29-30

2

Великая сила Слова. Инсценировка сказки «Колобок».

2

Слушание. Чтение по ролям сказки « Колобок».   Инсценировка сказки.

31

1

«Одушевление  неодушевлённых предметов». Стихотворение С.Чёрного «Про девочку, которая нашла своего мишку».

1

Инсценирование стихотворения С.Чёрного «Про девочку, которая нашла своего мишку».

32

1

Беседа на тему: «Игрушки на сцене.

Значение игрушки в жизни человека».

0,5

0,5

Беседа. Игры на выразительность жестов, мимики, голоса.

33

1

Великая сила слова

Работа над техникой речи.

1

Проговаривание русских народных потешек и дразнилок по ролям. Интонационная отработка.Упражнения и этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов.

34-35

2

Театральная игра.

Знакомство с русскими народными играми со словами.

2

Разучивание сказки « Репка».

Игра « Угадай героя». Драматизация сказки.

Иллюстрирование. Инсценирование.

36

1

Основы театральной культуры.

Просмотр презентации про кукольный театр Образцова.

1

Пантомимические упражнения. Интонационные упражнения.

37-38

2

Культура и  техника речи. Любимые стихи и сказки.

2

Чтение любимых стихов и сказок. Формирование  четкой  и грамотной  речи.

Упражнение у зеркала « Изобрази настроение». Драматизация сказки.

39-40

2

Театральная игра.

Игры – импровизации по сказке « Терем- теремок».

2

Погружение в сказку, придуманную детьми. Пантомимическая игра.

« Узнай героя»

41-42

   2

6.Наш театр (21 ч)

Сочинение сказки «Заячья капуста».

2

Групповая работа: сочинение сказки.

43-44

2

Описание и обсуждение героев будущего спектакля.

2

Распределение ролей и заучивание.

45-46

2

Делаем декорации к спектаклю.

2

Изготовление декораций к спектаклю.

47

1

В мастерской бутафора.

1

Беседа на тему: «Для чего нужна бутафория и из чего её изготовляют» .  Театральный словарик: бутафория.

48-49

2

Изготовление пальчиковых кукол.

2

Изготовление пальчиковых кукол.

50-51

2

Придумываем и делаем костюмы.

2

Изготовление костюмов.

52

1

Музыкальное оформление спектакля.

1

Прослушивание фонограмм, подбор музыки к спектаклю.

53-55

3

Репетиция  кукольного спектакля «Заячья капуста».

3

56-57

2

Делаем афишу.

2

Театральный словарик: афиша. Изготовление афиши.

58

1

Заполнение программки.

1

Игра «Лишняя профессия».

59-60

2

Показ спектакля.

2

Показывают спектакль.

61

1

Обсуждение полученных результатов. Актёр на сцене и в жизни.

1

Обсуждение.

62-65

4

7.Дорога в театр (5 ч.)

Экскурсия в театр. Просмотр   спектакля.

4

Просмотр спектакля.

66

1

Обсуждение просмотренного спектакля. Иллюстрирование сказки.

1

Обсуждение, иллюстрирование

67

1

8.Повторение пройденного (2 ч)

Игра- викторина «Знатоки театра»

1

Групповая работа.

68

1

Итоговое занятие «Моя любимая кукла»

1

Обсуждение.

                                                                               

Тематическое планирование по курсу «Школа талантов. Театр»

3 класс  

68 часов  2 часа  в неделю

Ча-сы

Название и содержание темы

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Теоретич

Практич.

1-2

2

1.Повторение (5ч)

Культура и техника речи. Чтение по ролям   сказки  «Каша из топора». Характеристика главных героев.

2

Игры на выразительность жестов, мимики, голоса.

3

1

Мимика и жесты.

Инсценирование по ролям сказки.

1

Игры на выразительность жестов, мимики, голоса. Инсценирование.

4

1

Показ сказки. Обсуждение.

1

Инсценирование.

5

1

Зритель в театре.

Этюд «Как надо вести себя  в театре».

0,5

0,5

Игры на выразительность жестов, мимики, голоса. Повторение правил  поведения в театре.

6-9

4

2.Дорога в театр (5 ч.)

Экскурсия в театр. Просмотр   спектакля.

4

Просмотр спектакля.

10

1

Обсуждение просмотренного спектакля. Иллюстрирование сказки.

1

Обсуждение, иллюстрирование.

11

   1

3.Создание спектакля (4 ч.)

Работа драматурга, режиссёра: распределение ролей. Драматический или кукольный спектакль.

0,5

0,5

Знакомство с работой драматурга, режиссёра. Игры на выразительность жестов, мимики, голоса.

12

1

А.Толстой «Приключения Буратино».

Театральный словарик: эскиз, декорация.

0,5

0,5

Просмотр фрагмента сказки. Знакомство с театральным словариком: эскиз, декорация.

13

1

Знакомство с мастерской художника, декоратора, костюмера, сценографа.

1

Знакомство с театральными профессиями.

14

1

« Я – художник»: создание афиши к спектаклю.

1

Рисование афиши.

4.Наш театр (18 ч)

15-16

2

Чтение сказки «Двенадцать месяцев».

2

Чтение по ролям.

17-18

2

Описание и обсуждение героев будущего спектакля.

2

Распределение ролей и заучивание.

19-20

2

Делаем декорации к спектаклю.

2

Изготовление декораций к спектаклю.

21

1

В мастерской бутафора. Изготовление и назначение бутафорий в спектакле.

1

Беседа на тему: «Для чего нужна бутафория и из чего её изготовляют» .  Театральный словарик: бутафория.

22-23

2

Придумываем и делаем костюмы.

2

Изготовление костюмов.

24

1

Музыкальное оформление спектакля.

1

Прослушивание фонограмм, подбор музыки к спектаклю.

25-28

4

Репетиция   спектакля «Двенадцать месяцев».

4

Репетиция.  

29

1

Делаем афишу и программку.

1

Театральный словарик: афиша. Изготовление афиши и программки.

30-31

2

Показ спектакля.

2

Показывают спектакль.

32

1

Обсуждение полученных результатов. Актёр на сцене и в жизни.

1

Обсуждение

33

1

5.Театральные профессии (4 ч.)

Реквизит – реквизитор. Чтение статьи из Детской энциклопедии «Чем заведуют «Ходячие энциклопедии».

1

Чтение статьи. Игры на выразительность жестов, мимики, голоса

34

1

Художник – декоратор.

Театральный словарик: декорация, декоратор.

0,5

0,5

Знакомство с театральным словариком: декорация, декоратор. Практическая работа.

35

1

Театральный художник. Цвет и время года. Цвет и предмет. Человек и время года.

1

Практическая работа.

36

1

Театральный художник. Радость и горе в цвете, в звуке и жесте.

1

Практическая работа.

37

1

6.Как самому сделать макет декораций (3 ч.)

Самостоятельное изготовление декораций.

1

Изготовление декораций.

38

1

Сценическая история с нарисованными героями в макете декораций.

1

39

1

Эскиз к сказке Дж.Р.Р.Толкиена «Хоббит, или туда и обратно». Составление композиции.

1

Составление композиции.

40

1

7.Пластилиновый мир  (2 ч.)

Создание пластилиновой сказки. Как лепить человека.

1

Просмотр презентации. Лепка человека.

41

1

Создание пластилиновой сказки.

 Как лепить сказочного человечка.

1

Просмотр презентации. Лепка сказочного человечка.

42

1

8.История про театр (10 ч.)

История возникновения театра. Древнегреческие музы.

Вид древнегреческого театра.

0,5

0,5

Просмотр презентации. Игры на выразительность жестов, мимики, голоса.

43

1

Театр «Глобус». Театр времён У.Шекспира.

0,5

0,5

Просмотр презентации. Игры на выразительность жестов, мимики, голоса.

44

1

Театр под крышей. Театр конца 19 века.

0,5

0,5

Просмотр презентации. Игры на выразительность жестов, мимики, голоса.

45

1

Современный театр.

0,5

0,5

Просмотр презентации. Игры на выразительность жестов, мимики, голоса.

46

1

Современный театр. Устройство зрительного зала.

Театральный словарик: сцена, авансцена, рампа, партер, амфитеатр, ложа, балкон.

0,5

0,5

Знакомство с театральным словариком: сцена, авансцена, рампа, партер, амфитеатр, ложа, балкон.

47

1

Театральный билет.

1

Изготовление театрального билета.

48

1

Театр кукол. История появления кукол.

Куклы в Древнем Египте и Африке.

0,5

0,5

Просмотр презентации. Игры на выразительность жестов, мимики, голоса.

49

1

Театр кукол. Кукольные театры.

0,5

0,5

Просмотр презентации. Игры на выразительность жестов, мимики, голоса.

50-51

2

Театр кукол. Изготовление куклы.

2

Изготовление куклы.

52

1

9.Музыкальный театр (3 ч.)

Знакомство с разными видами музыкального спектакля: опера.

1

Просмотр видеофрагмента и прослушивание оперы.

53

1

Знакомство с разными видами музыкального спектакля: балет.

1

Просмотр видеофрагмента балета «Лебединое озеро»

54

1

Знакомство с разными видами музыкального спектакля: оперетта и  мюзикл.

1

Просмотр видеофрагмента оперетты и  мюзикла.

55

1

10.Цирк – зрелищный вид искусства (7ч.)

История появления цирка в нашей стране.

0,5

0,5

Просмотр презентации. Игры на выразительность жестов, мимики, голоса.

56

1

Цирковые профессии. Сходство и различие циркового представления и спектакля.

0,5

0,5

Знакомство с цирковыми профессиями. Игры на выразительность жестов, мимики, голоса.

57-60

4

Экскурсия в цирк. Просмотр циркового представления.

4

Просмотр циркового представления

61

1

Обсуждение и иллюстрирование.

1

Обсуждение и иллюстрирование

62

1

11.Театральное мастерство (4ч.)

Этюд.

1

Этюды «Знакомство» и «Ссора», «В театре», «Покупка театрального билета»

63

1

Этюд в разных видах искусства.

1

Игры на выразительность жестов, мимики, голоса.

64

1

Роль музыки в спектакле.

1

Прослушивание различной музыки к спектаклям.

65

1

Место звуков и шумов в жизни и на сцене.

1

Игры на выразительность жестов, мимики, голоса.

12.Повторение (3ч)

66

1

Итоговое занятие «Моя любимая кукла»

1

Обсуждение.

67-68

2

Концерт.

Показ лучших сценических историй этюдов, упражнений.

2

Выступление.

        

Тематическое планирование по курсу «Школа талантов. Театр»

4 класс  

68 часов  2 часа  в неделю

Ча-

сы

Название и содержание темы

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Теорет

Практ.

1-2

2

1.Повторение (7 ч.)

Чтение по ролям пьесы В.Лифшица «Петрушка и подушка».

2

Чтение по ролям.

3

1

Обсуждение и  характеристика главных героев.

1

Обсуждение.

4-5

2

Пьеса В.Лифшица «Петрушка и подушка». Инсценирование по ролям.

2

Инсценирование по ролям.

6

1

Рисование афиши к спектаклю.

1

Рисование афиши

7

1

Показ пьесы. Обсуждение.

1

Выступление.

8-11

4

2.Дорога в театр (5 ч.)

Экскурсия в театр. Просмотр   спектакля.

4

Просмотр   спектакля.

12

1

Обсуждение просмотренного спектакля. Иллюстрирование.

1

Обсуждение и иллюстрирование .

13

1

3. Учимся актёрскому мастерству (16ч)

Значение слова и жеста в общении между людьми, в профессии актёра.

1

Разыгрывание этюдов «Из жизни древнего племени» без слов.

14

1

Гимнастика для губ, или артикуляционная гимнастика.

1

Игры на выразительность жестов, мимики, голоса.

15

1

Упражнения для хорошей дикции.

Театральный словарик: дикция.

1

Игры на выразительность жестов, мимики, голоса. Знакомство с театральным словариком: дикция.

16-17

2

Интонация (вопросительная, повествовательная, восклицательная). Чтение стихотворения О.Григорьева «Конфеты» с различной интонацией.

2

Чтение стихотворения О.Григорьева «Конфеты» с различной интонацией.

18

1

Темп речи: торопимся или медлим.

1

Понятие темпа. Медленный и быстрый темп. Чтение стихотворения Д.Хармса Таракан», «Бегал Петька».

19-20

2

Рифма, или похожие хвосты.

Овладение темпом речи и интонацией.

2

Чтение стихотворения С.Миланга «Призрак».

21

1

Чтение отрывка из сказки Н.Носова «Как Незнайка сочинял стихи».

1

Чтение по ролям.

22

1

Ритм.

Понятие ритма в природе, в различных видах искусства.

1

Чтение стихотворения О.Григорьева с различным ритмом.

23

1

Детские считалки.

1

Разучивание и сочинение  считалок.

24-25

2

Скороговорки.

Значение скороговорок.

2

Развитие интонационной выразительности.

26

1

Весёлые истории со скороговорками.

1

Упражнения  на выразительность жестов, мимики, голоса.

27-28

2

Игры со словами.

Роль воображения в жизни человека.

2

Игры на выразительность жестов, мимики, голоса.

29-30

2

4.Создатели спектакля. Писатель. Поэт. Драматург (4ч)

Литературная часть в театре. Театральный словарик.

Чтение сказки Г.Юдина «Поэты».

1

1

Знакомство с театральным словариком: поэт, драматург. Чтение сказки.

31

1

Сказка Н.Носов  «Приключения Незнайки». Иллюстрирование любимых героев.

1

Чтение по ролям, иллюстрирование

32

1

5.Театральные жанры (5ч)

Детские энциклопедии о драме и комедии. Театральный словарик.

1

Знакомство с театральным словариком: драма, комедия.

33

1

История возникновения ораторского искусства.

0,5

0,5

Упражнения  на выразительность жестов, мимики, голоса.

34

1

Чтение стихотворений в различных жанрах.

1

Упражнения  на выразительность жестов, мимики, голоса.

35

1

Чтение стихов и сказок.

1

Упражнения  на выразительность жестов, мимики, голоса.

36

1

Составление сказки на тарабарском языке.

1

Сочинение сказки.

37

1

6.Импровизация, или театр – экспромт (3 ч.).

Что такое импровизация, экспромт.

Работа с театральным словариком.

0,5

0,5

Знакомство с театральным словариком: импровизация, экспромт.

38

1

Разыгрывание «Сказки без названия» без репетиции.

1

Упражнения  на выразительность жестов, мимики, голоса.

39

1

Разыгрывание «Сказки без названия» без репетиции.

1

Упражнения  на выразительность жестов, мимики, голоса.

40

1

7.Диалог, монолог, или театр одного актёра (4 ч.).

Понятия «диалог», «монолог». Работа с театральным словариком. Чтение стихотворений.

0,5

0,5

Знакомство с театральным словариком: «диалог», «монолог».

41

1

Внутренний монолог.

Чтение сказки С.Козлова «Снежный цветок»

1

Чтение сказки

42

1

Чтение сказки С.Козлова «Поющий поросёнок».

1

Чтение сказки

43

1

Чтение сказки С.Козлова «Поющий поросёнок» по ролям.

1

Чтение сказки по ролям

44-45

2

8.Театр кукол, или как самому сделать перчаточную куклу (2 ч.).

Истории про кукольный театр.

0,5

0,5

Изготовление куклы из подручного материала. Разыгрывание этюдов.

46

1

Изготовление куклы из подручного материала. Разыгрывание этюдов.

1

Изготовление куклы из подручного материала. Разыгрывание этюдов.

47-48

2

9.Наш театр(16ч)

Чтение сказки «В стране невыученных уроков»

2

Чтение сказки.

49

1

Описание и обсуждение героев будущего спектакля.

1

Распределение ролей и заучивание.

50

1

Делаем декорации к спектаклю.

1

Изготовление декораций к спектаклю.

51

1

Придумываем и делаем костюмы.

1

Изготовление костюмов.

52-54

3

Музыкальное оформление спектакля.

3

Разучивание песен к спектаклю.

55-58

4

Репетиция   спектакля «В стране невыученных уроков»

4

Репетиция

59

1

Делаем афишу и программку.

1

Изготовление афиши и программки.

60-61

2

Показ спектакля.

2

Выступление

62

1

Обсуждение полученных результатов. Актёр на сцене и в жизни.

1

Обсуждение

63-66

4

2.Дорога в театр (5 ч.)

Экскурсия в театр. Просмотр   спектакля.

4

Просмотр   спектакля.

67

   1

Обсуждение просмотренного спектакля. Иллюстрирование.

1

Обсуждение и иллюстрирование.

68

1

Повторение (1ч)

Праздничный концерт. Показ лучших номеров.

1

Выступление и обсуждение.

Материально-техническое обеспечение

Список литературы

1. Агапова И.А., Давыдова М. А. «На школьной сценической площадке» М. Аркти 2007г.

2.Альтшуллер А.Я.Театр прославленных мастеров: Очерки истории Александрийской сцены. – Л., 1968.

3. Альхимович С. М «Театр Петрушки в гостях у малышей», 1969г.

4.Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1987.

5.Бояджиев Г.Н. от Софокла до Бреста за сорок театральных вечеров. – М.,1969.

6.Брянцев А.А. Воспоминания. Статьи. – М., 1979.

7.Генералова И.А. Театр. Уч. пособие для дополнительного образования. – М.: 2004.

8.Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. – Л – М.: Искусство, 1967.

9.Горбачев И.А. Театральные сезоны в школе. – М., 2003.

10.Горчаков Н.М. Режиссёрские уроки Станиславского. М., 1952.

11.Деммени Е. «Призвание - кукольник» Л; Искусство , 1986.

 12.Жукова Р.А. «Театральная деятельность» ИТД «Корифей»,2011

13.Захава Б.Л. Мастерство актёра и режиссёра. – М., 1978.

14.Калмановский Е. «Театр кукол, день сегодняшний» Л; Искусство, 1977.

15.Кнебель М.О. Поэзия педагогики. – М., 1984.

16.Колчеев Ю.В., Колчеева Н.И. Театрализованные игры в школе. – М., 2001.

17.Кристи К. Воспитание актёра школы Станиславского.- М., 1968.

18.Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. – М., 2003.

19.Новицкая Л.П. Тренинг и муштра. – М., 1968.

20.Образцов С. «Всю жизнь я играю в куклы» - М. Время .2001г.

21.Смирнова Н.И. «Оживают куклы» - М; Дет. Лит. , 1982.

22.Соломник И. «Куклы выходят на сцену» - М; Просвещение, 1993

23.Станиславский К.С. Работа актёра над собой // Собр.соч. – Т.2. – М., 1954.

24.Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. – Т. – 1-2. – Л., 1980.

25.Товстоногов Г.А. О профессии режиссёра. – М., 1968.

26.Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1990.

27.Эфос А.В. Профессия: режиссёр. – М., 1979.

28.Эфос А.В. Репетиция – любовь моя. – М.: Искусство,1979.

29.Я познаю мир: Детская энциклопедия: Театр – М.: Изд. «Аст», Изд. «Астрель», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности для начальной школы "Дорогами Добра"

Программа разработана на основе Федерального образовательного стандарта....

Программа внеурочной деятельности в начальной школе по русскому языку "Тайны русского языка».

Программа кружка «Тайны русского языка» составлена для работы с младшими школьниками. Программа составлена на 4 года. Содержание курса данной программы способствует развитию самостоятельнос...

Программа внеурочной деятельности для начальной школы «Юный патриот»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность самая благодатная пора для привития чувства патриотизма....

Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Мастерская Радуга"

Пояснительная запискаАктуальность, педагогическая целесообразность программы           С глубокой древности человек изготовлял различные изделия, стремился...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности в начальных класах " Проектная деятельность".

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальных классах....

Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Проектная деятельность"

Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Проектная деятельностьк"...

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...