Приоритетность формирования УУД в условиях реализации ФГОС общего образования.
статья на тему

В статье рассматриваются изменения в организации учебной и внеурочной деятельности согласно ФГОС.Одной из важнейших задач современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться. Предлагается небольшой мастер-класс по применению учителями современных образовательных технологий при организации  урока. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_kalnitskaya.docx28.06 КБ

Предварительный просмотр:

Приоритетность формирования УУД

в условиях реализации ФГОС

общего образования.

        

Учитель начальных классов

МОУ «СОШ №1»

города Валуйки

Белгородской области

Кальницкая Людмила Анатольевна

В последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования, произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни; готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требований рынка труда.

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Новые социальные запросы, на мой взгляд, определяют целью образования общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее развитие такой ключевой компетенции – «научить учиться».

Согласно ФГОС изменяется подход к организации учебной и внеурочной деятельности. Главным должен стать системно-деятельностный подход, а одной из важнейших задач современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Реализации этих идей способствуют, прежде всего, современные образовательные технологии.

Вместо простой передачи ЗУН от учителя к ученику  приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря умение учиться.

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия  (УУД) – это действия,  обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Действия, направленные на саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Совокупность действия учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Проведу  небольшое занятие в соответствии с современными требованиями к обучению и  постараюсь вам показать некоторые методы и приёмы, которые можно использовать при организации современного урока.

 Опыт педагогической деятельности показывает, что вопросы, касающиеся применения учителями современных образовательных технологий хорошо проработаны на теоретическом уровне. Мы убеждаемся, что конкретную технологию непосредственно в обучении увидеть нельзя, её можно увидеть через приёмы педагогической техники.

 I.      Постановка темы и цели занятия.

На доске в разном порядке расположены слова

- Для того, чтобы определить тему занятия, необходимо установить взаимосвязь между словами и словосочетаниями, расположенными в разном порядке.

ФГОС,  приоритетность, в условиях, формирования,  реализации, УУД, общего образования.

- Посмотрите на слова и попробуйте  ответить на следующие  вопросы.

- Что составляет основу современного образования?

- Назовите требования  ФГОС к результатам образования школьников (личностные, предметные, метапредметные)?

- Какой подход  по требованиям стандартов является основой в организации учебной деятельности? (системно-деятельностный)

- Что является важнейшей задачей современной системы образования? (формирование совокупности УУД)

- Что обеспечивает формирование УУД? (умение учиться)?

- Попробуйте сформулировать тему .

  

Тема: «Приоритетность формирования УУД в условиях реализации ФГОС общего образования». 

- Для того,  чтобы поставить цель обучения, подумайте, какими знаниями вы уже владеете, исходя из данной темы?

- Какие понятия вызывают затруднения в понимании?

- О каких новых требованиях к обучению хотели бы услышать?

- А для этого продолжите фразы:

http://metodist-school.ucoz.ru/slajd_8.jpg

(Знаю теоретические основы ФГОС, имею представление о системно-деятельностном подходе к обучению, хочу узнать методах и приёмах, помогающих формировать УУД)

В процессе рассуждения учащиеся ставят цель и определяют задачи на уроке. 

- Как развивать УУД на уроке?

- Как конструировать урок с УУД?

  Нам помогают педагогические технологии.

Любой этап урока может быть реализован с помощью определенных приёмов, способствующих формированию УУД.

VI. Итог.

-  Какие выводы мы должны сделать, исходя из нашего занятия?

- Какие технологии я применила при построении материала, какие использовала методы и приёмы?

Вывод: эффективность  образовательного процесса невозможна без мастерства педагогической техники, без искусства учителя, проявляющего во взаимодействии с учениками, ежеминутном владении ситуацией урока.

VII. Рефлексия.

Продолжите фразу.

Мне понравилось…

Мне стало понятно, что…

У меня появился вопрос…

Эти методы и приёмы работы используются как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Для всестороннего развития  личности учащегося занятия внеурочной деятельности дополняются такими формам работы как экскурсия, проектная и исследовательская деятельность, взаимодействие с тьюторами. Результаты формирования УУД фиксируются в карте развития учащегося, по которым можно отследить динамику роста и развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация "Опыт формирования УУД в условиях реализации ООП НОО" в сборнике "Формирование универсальных учебных действий учащихся в условиях реализации системно-деятельностного подхода в школьном образовании"

Представлен опыт реализации требований ФГОС в процессе проведения творческой лаборатории Института развития образования Кировской области в МКОУ СОШ с УИОП пгт Тужа....

«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел

Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...

ПРОБЛЕМНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Материалы XV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Образование на грани тысячелетий» г. Нижневартовск, 7 ноября 2019 годаПроблемно-информационный подход в...

Контрольно- оценочная деятельность учителя в условиях реализации ФГОС образования У/О

В статье освещено по каким показателям выстраивается оценочная система обучающихся с интеллектуальными нарушениями....

Обогащение лексического запаса и приёмы формирования и развития орфографической зоркости в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с задержкой психического развития

Выпускник научится:¢применять правила правописания;¢определять написание слова по орфографическому словарю;¢безошибочно списывать текст объёмом 80-90 слов;¢писать под диктовку текс...