Критерии оценки ИКТ - компетенции учителя начальной школы по организации и реализации образовательного процесса в информационной образовательной среде
статья по теме
В статье описаны критерии оценки ИКТ - компетенции учителя начальной школы, дана характеристика уровня сформированности у педагога данной компетенции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "Критерии оценки ИКТ - компетенции учителя начальной школы" | 34.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Плетнева М. С.
Критерии оценки ИКТ - компетенции учителей начальной школы по организации и реализации образовательного процесса в информационной образовательной среде
«ИКТ-компетентность учителя», по определению Е.К. Хеннера - это «…совокупность знаний, навыков и умений, формируемых в процессе обучения и самообучения информатике и информационным технологиям, а также способность к выполнению педагогической деятельности с помощью информационных технологий.»
Выделяют 4 уровня сформированности компетенции: минимальный (до 30%), допустимый (от 30% до 60%), конструктивный (от 60% до 85%), исследовательский (от 85%).
Заполните таблицу и определите свой уровень сформированности компетенции по предложенным критериям.
Наличие общих представлений в сфере ИКТ
N | Компоненты | Диагностируемые показатели | Не имею представления, не использую (1 балл) | имею общее представление, использую редко (2 балла) | имею достаточное представление, использую постоянно, творчески (3 балла) |
1 | Наличие общих представлений в сфере ИКТ | 1. Первичные представления о назначении и функционировании ПК, устройствах ввода-вывода информации, компьютерных сетях | |||
2. Представления о гигиене компьютера и защите информации | |||||
3. Представления о возможностях использования ИКТ в образовательном процессе | |||||
3 | Владение интерфейсом операционной системы | 1. Приёмы выполнения файловых операций | |||
2. Организация информационной среды как файловой системы | |||||
3. Приёмы ввода-вывода информации, включая печать документов и запись информации на CD | |||||
4. Техника установки и удаления приложений и электронных образовательных ресурсов | |||||
4 | Наличие общих представлений в сфере мультимедиа | 1. Общие представления об оцифровке звука и изображения | |||
2. Представления о программных средствах записи, редактирования и воспроизведения звука и изображения | |||||
5 | Владение навыками пользователя офисных технологий | 1. Ввод текста с клавиатуры и приёмы его форматирования | |||
2. Вставка и форматирование таблиц | |||||
3. Подготовка простых текстовых документов, содержащих графические элементы | |||||
4. Приёмы подготовки педагогически целесообразных презентаций | |||||
5. Приёмы сканирования и оптического распознавания текста | |||||
6. Простейшие приёмы использования audio-video форматов в документах и презентациях | |||||
7. Приёмы работы с электронными таблицами (простые расчёты, построение графиков, диаграмм) | |||||
6 | Владение техникой подготовки графических иллюстраций на основе растровой графики | 1. Представления о формировании и основных моделях отображения цвета | |||
2. Представления о растровых форматах сохранения изображений | |||||
3. Приёмы сканирования изображений и их сохранение в растровых форматах, преобразование форматов | |||||
4 Приёмы простейшей коррекции и оптимизации растровых изображений для последующего использования в презентациях и Web-страницах | |||||
5. Техника вывода изображений на печать . | |||||
6. Основные приёмы работы с цифровой фотокамерой | |||||
7. Общие представления о цифровой фотографии | |||||
7 | Владение базовыми Интернет-сервисами и технологиями | 1. Приёмы навигации и поиска информации в WWW, её получения и сохранения в целях последующего использования в педагогическом процессе | |||
2. Представления о Web -форумах и чатах, этике общения в Интернете. | |||||
3. Приёмы работы с электронной почтой | |||||
4. Представление о проведении и участии в телеконференциях | |||||
5. Простейшие приёмы работы с файловыми архивами | |||||
6. Представления о спутниковом вещании и образовательных каналах | |||||
8 | Владение основами технологии построения web-сайтов | 1. Представление о назначении, инструментах и навигации сайта | |||
2. Представления о структуре web-страницы | |||||
3. Простейшие приёмы сайтостроения, обеспечивающие возможность представления образовательной информации в форме сайта - файловой системы | |||||
4. Представления о принципах Web - дизайна | |||||
5. Приёмы использования шаблонов для создания сайта |
Реализация профессиональных задач педагога
никогда (1 балл) | редко (2 балла) | постоянно (3 балла) | ||
Подготовка поурочного планирования с использованием ИКТ | ||||
Подготовка уроков с использованием ИКТ | ||||
Подбор программного обеспечения для учебных целей | ||||
Поиск учебных материалов в Интернет | ||||
Использование ИКТ для мониторинга развития учеников | ||||
Использование ИКТ для проведения урока | ||||
Использование ИКТ для взаимодействия с коллегами | ||||
Использование ИКТ для взаимодействия с родителями | ||||
Использование Интернет-технологии (например, электронная почта, форумы и т.п.) для организации помощи ученикам | ||||
Анализ web-сайтов | ||||
Анализ ЭОР | ||||
Составление аннотации ресурсов | ||||
Составление «банка» ресурсов по учебным предметам | ||||
Использование цифровых энциклопедий и словарей | ||||
Создание авторских ЭОР | ||||
Реализация учебных проектов. | ||||
Реализация педагогических проектов. | ||||
Реализация педагогических проектов (сетевых) | ||||
Участие в видеоконференциях, вебинарах в качестве слушателя | ||||
Участие в видеоконференциях, вебинарах в качестве участника | ||||
Итого |
Характеристика уровней сформированности компетенций:
минимальный – минимальные знания о ПК, программных продуктах, компьютерных сетях (в том числе Интернет), неэффективное применение их в педагогической деятельности (до 48 баллов)
допустимый – минимально допустимый уровень ИКТ-компетентности учителя, отражающий его способность использовать знакомые средства информационных и коммуникационных технологий при организации учебного процесса в начальной школе. Для учителя, обладающего данным уровнем компетентности характерен, в основном, репродуктивный вид деятельности. Учитель готов к работе в рамках действующих стандартов (от 48 до 97 баллов)
конструктивный – средний, оптимально необходимый уровень ИКТ-компетентности учителя, позволяющий ему осознанно, целенаправленно и дифференцированно использовать средства информационных и коммуникационных технологий в учебном и воспитательном процесс младшего школьника. Достижение данного уровня компетентности позволяет будущему учителю сформировать общее видение целей, методов и технологий формирования у младших школьников компьютерной грамотности (от 97 до 137 баллов)
исследовательский – высший, перспективный уровень ИКТ-компетентности учителя, отражающий его системное виденье процесса информатизации начальной школы, готовность использовать постоянно обновляющийся инструментарий информационных и коммуникационных технологий, как в собственном профессиональном становлении так и в учебно-воспитательном процессе младшего школьника (от 137 до 162 баллов)
Анкета «ИКТ-АКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГА»
| 0 б. – нет | 1 б. - нерегулярно | 2 б.– регулярно | 3 б.– регулярно, творчески | |
Использование ИКТ в реализации проектов | |||||
Проведение уроков с применением ИКТ, ЦОР и Интернет | |||||
Разработка ЦОР | |||||
Создание школьного банка ЦОР | |||||
Публикация ЦОР на сайте школы и других Интернет-ресурсах | |||||
Участие в конкурсах | |||||
Создание веб-страниц | |||||
Применение диагностических средств оценки качества образования | |||||
Проведение внеклассных мероприятий с применением ИКТ | |||||
Использование электронных дневников, журналов | |||||
Проведение общешкольных родительских собраний с применением ИКТ. | |||||
ИТОГО |
Низкий уровень активности педагога – (до 10 б)
Средний уровень активности педагога – (от 10 до 23 б)
Высокий уровень активности педагога – (от 23 до 33 б)
Литература
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / под ред. А. Г. Асмолова - М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
- Хеннер Е.К. Информационно-коммуникационная компетентность учителя: структура, требования и система измерения: [опыт Перм. гос. пед. ун-та] [Текст] / Е.К. Хеннер, А.П. Шестаков // Информатика и образование. - 2004. - № 12. - C. 5-9.
- Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогические и технологические аспекты) [Текст] / И. В. Роберт. – 2-е изд., доп. – М.: ИИО РАО, 2008.– 274 с.
- Зайцева, С.А. Методические основы формирования ИКТ-компетентности будущего учителя начальных классов [Текст] С.А.Зайцева // Высшее образование сегодня – 2011.–№4. – С42-44.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая компетенция учителя начальных классов как условие повышения качества образовательного процесса
В статье рассказывается о психолого-педагогической компетенции учителя начальных классов. Основными компонетами являются: грамотность (профессиональные знания), способность использовать эти знания в о...
доклад по теме: "Критерии оценки по математике в начальной школе"
Презентация.Критерии оценивани контрольных работ,устного счёта,математических диктантов и т д....
Критерии оценок контрольных работ в начальной школе
критерии оценок в начальной школе...
критерии оценки профессиональной деятельности учителя начальных классов
Об аттестации учителей начальных классов образовательных организаций по должности «учитель» для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категория...
Обобщение опыта учителя начальных классов по теме: «Организация проектной и исследовательской деятельности в информационной образовательной среде 21 века»
Обобщение опыта учителя начальных классов по теме: «Организация проектной и исследовательской деятельности в информационной образовательной среде 21 века»...
Критерии оценки краткосрочных проектов в начальной школе.
Критерии оценки краткосрочных проектов в начальной школе.Согласно ФГОС, школа должна способствовать формированию активной, инициативной личности. Трудно сделать это, если на уроке дети выполняют роль ...