Обобщение опыта учителя начальных классов по теме: «Организация проектной и исследовательской деятельности в информационной образовательной среде 21 века»
статья на тему

Сечко Ольга Михайловна

Обобщение опыта учителя начальных классов по теме: «Организация проектной и исследовательской деятельности  в информационной образовательной среде 21 века»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_sechko_proektnaya_deyat-t.docx34.02 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта учителя начальных классов Сечко О. М. по теме: «Организация проектной и исследовательской деятельности

в информационной образовательной среде 21 века»

Одним из способов развития интеллектуальных и творческих способностей детей и поддержания мотивации к учению на высоком уровне является организация исследовательской и проектной деятельности.  

В соответствии с требованиями стандарта начальной школы педагог начальных классов является проводником элементарной информационной грамоты. Прежде всего, педагог сам должен хорошо знать, что такое проектная и исследовательская деятельность и как её организовать, владеть ИКТ-технологиями.  

Всю свою педагогическую деятельность большое внимание уделяю повышению уровня самообразования. Изучаю новинки научно-методической литературы, регулярно прохожу курсы КПК, на которых затрагиваются и темы обобщения опыта («Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века» (Intel «Обучение для будущего»), 40 часов МАОУ ДПО   специалистов Центр информационных технологий городского округа Тольятти, 2012 г; «Использование ЭОР в процессе обучения в начальной школе», 72 часа НГОУ ДПО  «Институт информационных технологий «АйТи», Москва, 2012г; «Методика проведения компьютерных занятий на основе Системы интенсивного развития способностей (СИРС) для школьников 1-11 классов», 72 часа, Автономная некоммерческая организация Центр интенсивных технологий в образовании и медицине, Новосибирск, 2016 г; «Оценка информационно-коммуникационной компетентности выпускников основной школы: инструментарий, результаты исследований, факторы, влияющие на её формирование», 15 часов НФПК Национальный фонд подготовки кадров, Москва, 2017 г. Имею сертификат по ИКТ- компетентности от Издательского дома «Первое сентября». Являюсь участником Школы талантливого учителя, принимала участие в вебинаре «Современный учитель без комплексов! (создание сайта, блога, курса, портфолио педагога)» от проекта mega-talant.com, 2017 г. Награждена дипломом «Учитель цифрового века» за активное применение в работе современных информационных технологий, эффективное использование цифровых предметно-методических материалов, предоставленных в рамках проекта, 2016 г.)

Прохождение вышеперечисленных курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки, вебинаров и непрерывное самообразование даёт мне возможность расширять  свой образовательный уровень и использовать всё новые и новые формы в работе с учащимися.

Владею основными офисными программами пакета Microsoft Office. Активно использую интернет–технологии в профессиональной деятельности и владею следующими компетенциями в области ИКТ: использую электронные издания, программы, ориентированные на предметно – профессиональную деятельность; владею приёмами организации личного информационного пространства; активно использую цифровые образовательные ресурсы познавательного назначения (коллекции медиауроков, цифровых образовательных ресурсов к урокам, тренажеры, тесты, виртуальные экскурсии, музейные коллекции, электронные библиотеки, электронные энциклопедии, интерактивные карты).

Организацией исследовательской деятельностью занимаюсь с 2007 года, как только в Мыскаменской школе–интернате начало работу научное общество учащихся «Поиск». В течение 10 лет  помогаю учащимся попробовать свои силы в научно-исследовательской деятельности, раскрыть свой талант и найти себя, сформироваться свободными личностями.

С первого класса вовлекаю учащихся в мини-исследования, включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. Так же, как и в проектной деятельности в первом и втором классе большинство работ носят коллективный характер, каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В третьем и четвёртом классе многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Я лишь «подталкиваю» их к правильному выбору.

Главное для меня – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Эта работа становится для многих родителей интересным и захватывающим занятием. Они вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования, проводят опыты, занимаются выгонкой растений, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

Под моим руководством учащиеся начальных классов на протяжении 10 лет успешно реализуют себя в роли исследователей. Об этом свидетельствуют результаты школьного и заочного районного конкурса исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Юный исследователь». За 2009-2017 г.г. мои учащиеся выполнили 31 работу, 19 из которых заняли призовые места в районном конкурсе. 9 работ заняли призовые места во Всероссийских и Международных дистанционных конкурсах («Алые паруса», Грани науки», «Талантофф», «Педагогика XXI века»).

Начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность, я считаю, нужно обязательно, т.к. именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Проектная деятельность может быть эффективно использована, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Метод проектов как нельзя лучше вписывается в современную систему образования,  

В своей педагогической деятельности я осуществляю работу по этому направлению в рамках урочной деятельности со всеми учащимися и внеурочной деятельности, с детьми, которые проявили желание и сильную заинтересованность в таком виде работы. Надо отметить, что работа во внеурочной деятельности более актуальна, так как дает возможность каждому ученику реализовать в полной мере свои стремления и способности. Практикую совместные проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные совместно с родителями, индивидуальные проекты.

1) Выбор темы проекта для учащихся.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой. Темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.

2) Выбор проблемы проекта.

Самый важный и сложный момент. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна находиться в зоне ближайшего развития. Дети младшего школьного возраста самостоятельно выдвинуть проблему не могут. Здесь необходима помощь учителя.

3) Определение цели и задач проекта.

Так же является сложным этапом для учащихся. Поэтому учитель помогает сформулировать цели и задачи проекта.

4) Выбор типа (вида) проекта.

Классификация проектов очень разнообразна. Я приведу только те классификации проектов, которые применяются мною в педагогической  практике.

Классификация проектов по профилю знаний:

- монопроекты – в рамках одного учебного предмета. Все учебники по УМК «Школа России», по которым я работаю, переработаны и дополнены в соответствии с требованиями ФГОС, имеют страничку «Наши проекты», что позволяет работать с монопроектами в классно-урочной системе. Например, проекты по обучению грамоте: «Моя азбука»; проект по русскому языку: «Весёлые скороговорки»; проекты по окружающему миру: «Моя семья», «Музей путешествий», «Экономика родного края», по литературному чтению  «Сказочная страничка» и т. д.

- межпредметные – по двум или более предметам, чаще выполняются во внеурочное время. Например: «Цветники вокруг нас: форма, размер, цвет» (математика + окружающий мир), «Числа в загадках, пословицах и поговорках», «Сказки о цифрах» (математика + литературное чтение)

Классификация проектов по числу участников: индивидуальные; парные; групповые.

Типы проектов по доминирующей деятельности учащихся, применяемые в моей работе: исследовательские; творческие; информационные; практико-ориентированные.

5) Формирование групп для работы над проектом.

Для работы над проектом класс разбивается на группы. Каждая из этих групп будет работать над одним из подвопросов, так называемым «проблемным вопросом». Взаимодействуя в группе, дети понимают, что для достижения общей цели всем участникам необходимо договариваться между собой, вырабатывать общую стратегию решения задачи, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь в процессе решения задачи.

6) Составление плана работы над проектом.

Данный этап осуществляется под руководством учителя, в ходе которого составляется общий план деятельности по разработке проекта. При необходимости учитель помогает определить круг источников информации, перечень конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

7) Сбор информации.

Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии. И, конечно, на сегодняшний день, главный источник информации – Интернет.

8) Самостоятельная работа учащихся в группах (Основной этап).

Учащиеся выполняют запланированные действия самостоятельно или  в группе. При необходимости консультируются с учителем (экспертом). Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

Учитель наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся, контролирует соблюдение правил техники безопасности, следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

9) Подведение итогов, оформление результатов проекта.

Учащиеся оформляют проект, изготавливают продукт, участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач. Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы.

10) Презентация результатов.

Участники проекта выбирают форму презентации, готовят презентацию.

При необходимости консультируются с учителем, осуществляют защиту проекта, отвечают на вопросы слушателей.

11)Рефлексия.

Учащиеся вместе с учителем обобщают и резюмируют полученные результаты, подводят итоги обучения, акцентируют внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе,  умении общаться, слушать, обосновывать свое мнение и др.

Данный  механизм реализации проекта будет неэффективным без участия родителей. Считаю, что привлечение родителей необходимо для установления взаимоотношений между детьми и родителями, для налаживания плодотворных связей между семьёй и школой.  Когда дети видят, что их родители участвуют в учебной работе, у них возрастает чувство собственной значимости. Детям дают понять, что самые главные взрослые в их жизни заботятся о них. Хорошие, дружеские отношения между семьёй и школой идут на пользу всем детям.  Когда родители становятся активными помощниками учителя, дети получают положительную мотивацию. Совместно с родителями ребята защищали такие проекты как «Моя азбука»,  «Моя семья», «Кем быть», «Школа кулинаров».

Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям.

После защиты проекта, изготовленные изделия дарим людям, чьи потребности изучали дети, членам семей учащихся, передаем в детский сад. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, отмечаю дипломами или памятными подарками. При этом не забываю, что в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Я не превращаю презентацию в соревнование проектов с присуждением мест, а стараюсь выделить несколько номинаций так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект» и т.д. Помимо личных призов  стараемся с родителями приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть чаепитие, вечеринка, угощение сладостями.

Дополнительные возможности, которые появляются у учителей при реализации учебных проектов в модели «1 ученик : 1 компьютер». При работе учеников «один на один» с компьютером появляется возможность проведения;

- on-line опросов для выявления первоначального опыта и интересов учащихся;

- организации индивидуальной и групповой рефлексии, самооценивания и взаимооценивания;

- организации сотрудничества и общения учеников в ходе исследовательской деятельности;

- создания коллективного продукта проектной деятельности.

В качестве примера приведу проект «Путешествие по стране Геометрии», реализованный учениками 3 класса в рамках факультативного курса «Математика и конструирование». Основополагающий вопрос: «Как могут помочь знания геометрии?»

В ходе стартовой презентации учащиеся высказывают свои предположения о том, кому и зачем нужна геометрия. Учащиеся приводят примеры объектов в виде геометрических фигур. Учитель организует индивидуальную работу на ноутбуках. Ученики выполняют сортировку объектов по типу встречающихся геометрических фигур. Организуется групповая работа. На ноутбуках в графическом редакторе дети рисуют объекты, имеющие определенную геометрическую форму (одна группа – квадраты, другая – треугольники, третья – круги, четвертая – прямоугольники). Результат передаётся на учительский компьютер, проецируется на интерактивную доску. Каждая группа представляет свои объекты, другие группы – добавляют. С помощью мозгового штурма учитель и ученики выбирают вопросы для проведения исследований.

Группа «Ботаники» ищет ответ на вопрос: «Где найти в природе геометрические фигуры?». Учащиеся изучают различные растения, фотографируют их, создают коллекции и др.

Группа «Искусствоведы» отвечает на вопрос: «Какие виды искусства требуют знания геометрии?». Учащиеся анализируют различные архитектурные сооружения, картины.

Группа «Конструкторы» создает бумажные фигуры на основе базовых геометрических форм в технике оригами. Ученики отвечают на вопрос: «как геометрия помогает создавать красоту?».  На ноутбуках в графических редакторах школьники выполняют геометрические построения (игра-головоломка «Танграм»). Эта же игра отлично проводится на интерактивной доске.

Участники группы «Историки» совместно пишут статью об истории геометрии.

Учитель ведет журнал наблюдений за работой учащихся, ученики заполняют листы самооценки. По итогам проекта дети пишут мини-сочинения «Мои геометрические друзья». Результаты их работы становятся общим достоянием благодаря публикации брошюры «Путешествие по стране Геометрии».


Преимущества метода проектов

1. Работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к предметам. Это подтверждают следующие примеры:

– уроки проходят более оживленно;

– практическая направленность выбираемых проектов и исследований делают их лично значимыми для учащихся;

– появляется стимул получить хороший результат и хорошую оценку.

2. Проектная деятельность повышает активность и самостоятельность учащихся, стоящих на разных уровнях развития и способностей. Особенный эффект это имеет:

– у проблемных учащихся, которые учатся без интереса. Если такие учащиеся заинтересованы в проблеме и участвуют в проекте не на первых ролях в группе, они повышают свою самооценку, обретают уверенность в своих силах;

– у учащихся, которые не в состоянии приобретать знания самостоятельно, которым нужна помощь руководителя. Такие ребята получают в группе роль «исполнителя». Они собирают информацию, оформляют результаты и т.п.;

– у успешных, одаренных детей, которым требуется помощь лишь в виде консультаций. Работа с такими учащимися – это совместное творчество школьника и педагога.

3. Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся разного уровня развития, возможностей и индивидуальных особенностей.

Использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка, рассматриваю как ключевое условие повышения качества образования, более эффективного использования учебного времени.

Но в такой работе есть и свои трудности:

– работа над проектом – объемная и требующая терпения. Возникает опасность перегрузки учащихся. Поэтому проекты на уроках провожу нечасто. Стараются не «давить» на обучающегося, выстраивать отношения сотрудничества;

– бывает, что с интересом начатая работа, не завершается. Учащиеся, столкнувшись с трудностями, бросают занятия над проектом. Возникает необходимость анализировать причины неудач;

– к сожалению, в нашем посёлке возникают проблемы с интернетом, что вызывает трудности при подготовке к проектам;

– Не всегда хватает умений и навыков работы на компьютере, особенно у учащихся младшего звена.

- недостаточно времени для обучения учащихся работе с информацией и медиаресурсами;  

– достаточно сложно для учителя удержаться в роли независимого консультанта, не подсказывать ученику, так как проекты должны выполняться самостоятельно.

- Возрастает нагрузка на учителя. 

Однако, несмотря на трудности, существуют большие перспективы развития и использования опыта.

Подводя итоги, следует отметить, что для успешной организации проектной деятельности во внеурочной работе необходимо знать несколько правил для педагогов, занимающихся проектной деятельностью:

• старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь с банальными решениями;

• ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат;

• стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности;

• старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо;

• оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать;

• помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно;

• не сдерживайте инициативы детей, учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций;

• учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде;

• старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.

В ходе реализации исследовательской и проектной деятельности младшие школьники овладевают рядом практических умений и навыков, выявляют характер и особенности объектов окружающей среды по их признакам и свойствам. В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые «нравственные привычки». Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в проектно-исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.

Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы, реализация новой образовательной модели «1:1» значительно изменяют качество образовательного процесса, оказывая положительное влияние на формирование у младших школьников УУД. У учащихся, работающих в условиях электронной среды обучения «1:1», наблюдается рост уровня осознанности целей использования компьютера, его роли в учебной практике, а также широкого спектра возможностей использования компьютера, как на большинстве уроков, так и на всех этапах урока в начальной школе.

При выполнении проектно-исследовательских работ невозможно обойтись без компьютера. Интернет выступает в качестве главного источника информации. Учащиеся учатся работать в текстовом и графическом редакторе, создавать презентации, клипы, составлять диаграммы и таблицы по результатам опросов.

Отмечается рост уровня эмоциональной зрелости учащихся, который проявляется в заинтересованности, в позитивном отношении детей к компьютеру как средству для получения новых знаний и овладении новыми информационными технологиями.  

В результате освоения учениками информационных технологий компьютер из развлечения превратился в рабочий инструмент. Ребята учатся работать в различных программах: печатать, создавать презентации, буклеты, ищут информацию в Интернете. В перспективе у нас приобретение опыта сетевого взаимодействия.

Можно с уверенностью сказать, что мобильные технологии сегодня являются верными помощниками учителя в организации учебной и внеклассной воспитательной работы. С помощью информационных технологий можно ярко и интересно организовать любое коллективное дело. А коллективное совместное творчество, как известно, превращает учеников класса в единомышленников, учит их сотрудничеству. Информационные технологии становятся так же инструментом вовлечения родителей в работу класса и школы.

Учитель начальных классов Сечко О. М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта учителя начальных классов «Активизация познавательной деятельности через духовно-нравственное воспитание» обобщение опыта

Я рассказываю ребёнку о том, как жили его предки много сотен лет, ввожу детей в жизнь традиции, стараюсь воспитывать на традициях русской культуры.Считаю, что школа, сберегающая и воспитывающая эти це...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы)»

АннотацияВ августе 2013 года прошел районный семинар для учителей начальных классов. На протяжении многих лет занимаюсь с учащимися начального звена исследовательской деятельностью. В теоретической ча...

Обобщение опыта учителя начальных классов по теме: Система изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе.

Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарного зап...

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов на тему «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной активности»

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов на тему «Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной акти...

Статья "Организация проектной и исследовательской деятельности в образовательной организации"

В статье собраны обобщённые данные по теме. Даны определения понятия "проект". Проект рассматривается как метод обучения и форма организации учебного процесса. В статья дана краткая характер...

Отчет по самообразованию учителя начальных классов на тему: "Роль проектной деятельности в формировании исследовательских умений у младших школьников".

В отчете рассматривается проблема использования проектной деятельности как эффективного инструмента для формирования исследовательских умений в условиях современного образовательного процесса. Подчерк...