Формирование читательской активности младших школьников через проектную деятельность
проект по чтению (1, 2, 3, 4 класс)
Проекты по литературному чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование читательской активности младших школьников через проектную деятельность
Эффективность литературного образования в начальных классах зависит от умения учителя активизировать и развивать образное мышление детей, их интересы, склонности, творческие возможности.
Мы, учителя начальных классов, знаем, как нелегко обучить детей чтению, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Научиться складывать из букв слова и овладеть техникой чтения ещё не значит стать читателем. Истинное чтение - это чтение, которое, по словам Марины Цветаевой, «есть соучастие в творчестве».
Как сделать, чтобы дети полюбили уроки чтения, чтобы интерес к чтению не угасал? Эти вопросы заставили меня поменять акцент в своей педагогической деятельности. Я поняла, что формированию читательского интереса и развитию полноценного восприятия художественного текста на уроках и во внеурочной деятельности способствует проектная деятельность.
Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.
Главными целями введения этого метода являются:
• развитие интереса к предмету;
• приобретение исследовательского опыта;
• развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории необходимую информацию;
• развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;
• получение дополнительных знаний по теме;
• развитие навыков монологической речи (по заданным образцам).
Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения формируют положительную мотивацию учения.
С целью повышения мотивации учащихся активно применяю данную технологию на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности. С большим интересом дети принимают участие в коллективных практико-ориентированных проектах. Одно из условий: участие школьников – добровольное. Расскажу о наиболее ярких, тех, которые не оставили равнодушными учащихся всего класса.
Проект «Мудрая гусеница» /1 класс/
Время проведения: 1 месяц. Ребята собирают гусеницу из разноцветных кругов, на которых пишут название книги, фамилию автора, свою фамилию. Каждое звено (круг) – прочитанное произведение. Звенья гусеницы прикрепляются на индивидуальный лист и вывешиваются на стене в классе. Каждый день ребята сообщают о прочитанных произведениях. Результаты проекта оглашаются во время итогового мероприятия, награждаются победители. Проводится литературный праздник.
Проект «Моя любимая книга» /2 класс/
Сроки проведения: 1 месяц. Идея проекта – ученики отбирают из детской литературы лучшие, по их мнению, произведения, прочитывают их и рекомендуют (рекламируют, презентуют свой список) для чтения классу. Итогом является презентация своего золотого списка книг в любой форме: газета, рекламный листок, телепередача, электронная презентация по плану: 1. Об авторе. 2. Книги, написанные автором. 3. Сюжет (краткое описание книги). 3. Герои, их характер, поступки. 4. Свои рисунки. 5. Викторина(5-6 вопросов). 6. Рекомендации: Мне нравится эта книга… Советую вам прочитать… Её герои научат вас…. 7. Библиографические сведения (автор, название книги, издательство, год) Книгу можно взять в библиотеке или купить в книжном магазине.
Результат проекта - заинтересованность детей в прочтении понравившихся книг.
Проект «Хорошее время читать. Сказка А.Н. Толстого «Приключения Буратино, или золотой ключик»
Тип проекта: краткосрочный, информационно-творческий. Цель проекта: приобщение детей к чтению художественной литературы; раскрытие ценности совместного творчества детей и родителей. Задачи проекта: развивать интерес к художественной литературе; воспитывать читателя, способного сопереживать героям; совершенствовать умение слушать и понимать произведение; приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений. Ожидаемый результат: повышение интереса к художественной литературе, совершенствования техники чтения, возрождение семейного чтения. Продукт проекта: рисунки «Мой любимый герой», конкурс «Мастер золотого ключика», итоги конкурса «Папа, мама, я – читающая семья». КВН «Наш любимый Буратино».
I этап – организационный. Обсудить цели и задачи проекта, провести анкетирование родителей.
II этап – исследовательский. 1. Просмотр мультфильма «Приключения Буратино» 2. Чтение сказки А. Н. Толстого «Приключения Буратино, или золотой ключик». 3. Найти ответы на вопросы викторины по сказке совместно с родителями. 4. Нарисовать рисунки. 5. Прослушать и выучить песенки из сказки. 6. Изготовить «золотой ключик». 7. Подготовить инсценирование отдельных фрагментов сказки.
III этап – презентационный 1. Выставка рисунков, поделок. 2 КВН «Наш любимый Буратино». 3. Итоги семейной викторины.
Проект «Хорошее время читать! Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»
Сроки проведения: 2 месяца. Основу проекта составляет мотивирующая модель «поощрения». Реализация проекта позволяет создать условия, при которых чтение становится предметом социального одобрения, проявляемого в простой, конкретной и понятной для ученика форме (жетоны). Важно понимать: жетоны - это не плата за прочитанную книгу, а фиксирование и учёт достижений ученика в чтении. Цель проекта: повышение престижности чтения среди младших школьников. Пошаговое описание проекта 1. Определение круга чтения для данного класса. 2. Подготовка наглядности (жетоны, экран успеха). 3. Систематическое собеседование учителя с детьми о прочитанных книгах с обсуждением выполненного по книге задания. 4. Разработка и проведение игры-викторины по прочитанным книгам. 5. Награждение победителей. Суть проекта заключается в том, что каждый участник прочитывает за время проведения проекта трилогию Н. Носова про Незнайку. Прочитав книгу, ученик проходит краткое собеседование у учителя, чтобы тот знал, что книга прочитана. После чего ученик получает жетон в виде наклеек. Далее ученик выполняет одно из трех предложенных творческих заданий к книге. Составьте викторину, проиллюстрируйте книгу, задайте несколько вопросов автору (герою). Итогом проекта является литературная игра. Играют две команды.
Подводя итоги данной работы, были сделаны следующие выводы:
1. Проектная деятельность позволяет осуществить личностно-ориентированный подход. 2. Дети получили навык права выбора, не ограничивая при этом его свободы. 3. Создание игровой среды и соревнования повышает мотивацию детей, т. е. готовность к деятельности. 4. Самооценка работы и результат каждого ученика. 5. Мониторинг техники чтения направил детей к анализу и сравнению результатов и достижений. Работа над проектом дает возможность проявить себя даже слабым и зачастую пассивным в процессе обучения ученикам, позволяет им самовыражаться, получить моральное удовлетворение. В процессе участия в проектной деятельности у детей повысился интерес к чтению.
Опыт работы по организации проектной деятельности позволил мне составить ряд памяток, рекомендаций. В начальной школе работа над проектами организована совместно с родителями школьников. Они – наши главные помощники. Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/08/09/picture-14961.jpg)
Формирование ключевых компетентностей младших школьников через проектную деятельность.
Материалы к научно – практической конференции «Проектная деятельность учителя и учащихся как условие достижения планируемых результатов образования в школе первой ступени»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/31/picture-193006-1359637320.jpg)
Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектную деятельность
Статья "Формирование ключевых компетенций младших школьниковчерез проектную деятельность"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/18/picture-483913-1416328365.png)
Методическая разработка "Формирование социальной культуры младших школьников через проектную деятельность"
Проблема формирования социальной культуры подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. От того, как пройдёт социализация зависит будущее детей, а значит и будущее страны. Актуальн...
Проектная работа по методической теме «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
В своей публикации я поделилась опытом работы по проектной деятельности в 1-4 классах....
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/29/picture-651208-1438196658.jpg)
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. Среди разнообразных направлений новы...
Формирование читательской компетентности младших школьников через внеурочную деятельность
Консультация для учителей начальных классов по формированию читательской компетентности у обучающихся через внеурочную деятельность...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/19/picture-770054-1458378980.jpg)
Статья по теме "Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектную деятельность"
В данной статье представлен практический материал из опыта использования проектной деятельности....