Доклад на тему "Формирование личностных результатов школьников через проектную деятельность".
материал на тему
В данной школе где я работаю ежегодно проходят публичная защита проектных работ. Что для этого мы делаем, я постаралась представить в соей работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование личностных результатов школьников через проектную деятельность.
В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования возрастает важность использования методов, технологий, педагогических средств, которые обеспечивают формирование метапредметных и личностных результатов учащихся. В ФГОС особо подчеркивается необходимость использования проблемных, исследовательских методов, проектной деятельности учащихся.
Проектная деятельность решает ряд важных педагогических задач:
– применение учащимися базовых знаний и умений, усвоенных ими на уроках, для поиска и решения разнообразных, в том числе социальных, семейных, личных, проблем;
– стимулирование самостоятельной познавательной деятельности детей, когда они ищут заинтересованно способы решения поставленной ими проблемы, осваивая новую информацию и новые способы деятельности;
– многоаспектное рассмотрение сложных объектов с точки зрения нескольких наук, что стирает границы между школьными предметами, показывает учащимся взаимосвязь между различными явлениями, приближая учебный процесс к реальным жизненным ситуациям;
– участие детей в социально-значимой, созидательной и преобразовательной деятельности, которая обеспечивает формирование различных социальных компетентностей, многих личностных качеств, профессиональных интересов.
Целью моей работы по данной теме является: формирование интеллектуально и духовно высокоразвитой, критически и творчески мыслящей личности, способной самореализоваться в жизни.
Задачи, которые я ставлю перед собой:
- формирование личностных качеств школьников через проектную деятельность;
- развитие проектного мышления учащихся;
- стимулирование мотивации учащихся на самостоятельное приобретение знаний;
- развитие способности применять знания к жизненным ситуациям;
- воспитание общественно-активной творческой личности.
Новизна работы над проектами заключается в использовании комплексного подхода, интеграции разных видов деятельности при создании проектов на уроках и во внеурочное время. Это способствует развитию интереса ребёнка к учебным предметам, самореализации личности учащегося, развитию его интеллектуальных, творческих способностей, волевых качеств, умения успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру.
Типы проектов, которые мы разрабатываем с ребятами:
− практико-ориентированные (создание таблиц, схем, карточек, стенгазеты);
− игровые или ролевые (инсценировки, постановка спектаклей);
− творческие (составление ребусов, кроссвордов);
− информационные (создание презентаций).
Формы классной и внеклассной работы по созданию проектов: индивидуальные: − схемы, алгоритмы; − кроссворды; − ребусы; − иллюстрации; − презентации; − творческие работы; − исследовательские работы.
групповые: − инсценирование; − спектакли, - презентации.
Основные этапы работы над проектом традиционны:
проблематизация (знакомство с новым материалом на уроке);
целеполагание;
планирование работы;
реализация проекта (самостоятельная работа учащихся с дополнительной литературой, интернет);
презентация, защита работы.
Проектно- исследовательская работа во внеурочное время построена по плану: Предварительный этап: определение того, что необходимо знать об исследуемой проблеме. Определение цели исследования и путей её решения. Заключительный этап. Оформление работы, выступления учащихся, обсуждение на школьных и миниципальных конференциях. Таким образом, исследовательская работа активизирует все виды деятельности учащихся, способствуют развитию их личности и формированию логического мышления, затрагивает чувства учащихся, заставляет мыслить самостоятельно, и что немаловажно, возрастает интерес к предмету.
Например: На уроке окружающего мира во время экскурсии рассматривали снежинки. Ребятам стало интересно, как получаются такие узорные снежинки. Дети узнали о кристаллах, и сразу возник вопрос, а можно вырастить в домашних условиях. Один ребенок дома заинтересовал своих родителей, и решили провести исследовательскую работу «Выращивание кристаллов в домашних условиях». Со своей работой познакомил ребят и выступил в школе на НПК, где занял первое место, а затем в муниципальной НПК «Шаг в мир науки».
В рамках «Неделя агитбригад по ПДД» ребята подобрали материал (стихи, песни) и составили сценарий. Дети показали сказку учащимся начальных классов «Смурфики в большом городе», где познакомили их с основными знаками для пешеходов и необходимости соблюдений правил дорожного движения.
Для привития читательских навыков учащиеся создают кроссворды по прочитаному произведению, иллюстрации к эпизодам, пробуют сочинять стихи.
По предмету «Технология» я стараюсь выстраивать уроки в системе проектного обучения. Ребята работают по схеме и алгоритму, создавая творческие работы, поэтому при выборе тем проектных работ они выбирают такие как «Мир оригами», «Игрушки своими руками», «Детская площадка».
Многие учащиеся в основном мальчики, которым интересен предмет «Математика» выбирают темы проектов связаные имменно с этим предметом. Такие как «Фокусы с числами», «Числа вокруг меня», создают различные ребусы с числами.
Безусловно, проектная деятельность имеет исследовательский характер, исследование является одним из необходимых этапов работы над проектом. В этом смысле проектная деятельность является более объемным понятием. С другой стороны, «исследовательская деятельность» – более широкое понятие. Проведение опыта, наблюдение школьников за ростом растений, природными явлениями, написание рефератов школьниками относятся к исследовательской деятельности.
Во втором классе дети наблюдали за ростом растений. Учащиеся принесли семена, посеяли их сами. Многим ребятам удалось собрать урожай, выращенный своими руками. Дети очень радовались первому ростку и в первую очередь приходили в класс, подходили к своим рассадам, любовались ими.
После просмотра мультфильма «Фиксики» ребят заинтересовал вопрос о невидимых чернилах. Мы решили провести исследовательскую работу из подручных средств (молока, крахмала, соды и лимона) с невидимыми чернилами. В группе продленого дня мы провели опыты и ребята пришли к выводу, что из подручных средств можно изготовить невидимые чернила и заинтересовались, есть ли другие виды невидимых чернил это и стало домашним задание (по желанию) найти ответ на данный вопрос из других источников информации.
В данной школе я работаю третий год. Ежегодно в начале четвертой четверти проходит публичная защита итоговых проектных работ. Оценивание работ проводят как дети, так и классный руководитель по критериям, которые разработали учителя начальной школы (зачитать некоторые критерии). В портфолио школьника вносят листы оценивания проектной работы – это результаты и метапредметных УУД. За 3 года ребятами были разработаны и защищены более 30 проектных работ. Работа над проектами способствуют — развитию самостоятельности, творческих способностей ребёнка, помогает формировать духовно-нравственную личность; организует детей во внеурочное время. Развитие личности учащегося посредством проектной деятельности даёт замечательные результаты: рост качества знаний и успеваемости по предмету.
В завершение подчеркну, что стратегия учителя, создающего развивающую атмосферу на уроке, заключается не только в использовании новых методик и технологий обучения, но и в переориентации сознания учащихся: учение из каждодневной принудительной обязанности становится частью общего знакомства с удивительным окружающим миром. Именно тогда интеллектуальное напряжение и любая деятельность, связанная с ним, вырастают в человеческую потребность в постоянном самообразовании и совершенствовании, а жизнь окрашивается радостью познания.
Муниципальное бюджетное общеоразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
Формирование личностных результатов школьников через проектную деятельность
Подготовила: учитель начальных классов
Кириллова Ольга Владимировна
Региональный семинар
г. Нижнекамск, 2017г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/08/09/picture-14961.jpg)
Формирование ключевых компетентностей младших школьников через проектную деятельность.
Материалы к научно – практической конференции «Проектная деятельность учителя и учащихся как условие достижения планируемых результатов образования в школе первой ступени»...
Обучающая среда для развития универсальных учебных действий (УУД) младших школьников через проектную деятельность
Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/03/picture-64583.jpg)
Доклад "Развитие связной речи младших школьников через игровую деятельность"
Отчет по теме самообразования "Развитие связной речи через игровую деятельность". Проблема развития речи одна из самых актуальных в начальной школе. Работа по развитию речи требует разнообразных метод...
«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проектную деятельность».
В условиях начала реализации Федерального государственного образовательного стандарта наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и на...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/31/picture-193006-1359637320.jpg)
Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектную деятельность
Статья "Формирование ключевых компетенций младших школьниковчерез проектную деятельность"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/28/picture-223261-1364459366.jpg)
Формирование читательских компетенций у младших школьников через проектную деятельность
Этот материал можно использовать при выступлении на семинарях, педагогических советах....
Проектная работа по методической теме «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
В своей публикации я поделилась опытом работы по проектной деятельности в 1-4 классах....