Доклад на тему "Формирование личностных результатов школьников через проектную деятельность".
материал на тему

Кириллова О.В.

В данной школе где я работаю ежегодно проходят публичная защита проектных работ. Что для этого мы делаем, я постаралась представить в соей работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование личностных результатов школьников через проектную деятельность.

В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования возрастает важность использования методов, технологий, педагогических средств, которые обеспечивают формирование метапредметных и личностных результатов учащихся. В ФГОС особо подчеркивается необходимость использования проблемных, исследовательских методов, проектной деятельности учащихся.

Проектная деятельность решает ряд важных педагогических задач:

– применение учащимися базовых знаний и умений, усвоенных ими на уроках, для поиска и решения разнообразных, в том числе социальных, семейных, личных, проблем;

– стимулирование самостоятельной познавательной деятельности детей, когда они ищут заинтересованно способы решения поставленной ими проблемы, осваивая новую информацию и новые способы деятельности;

– многоаспектное рассмотрение сложных объектов с точки зрения нескольких наук, что стирает границы между школьными предметами, показывает учащимся взаимосвязь между различными явлениями, приближая учебный процесс к реальным жизненным ситуациям;

– участие детей в социально-значимой, созидательной и преобразовательной деятельности, которая обеспечивает формирование различных социальных компетентностей, многих личностных качеств, профессиональных интересов.

Целью моей работы по данной теме является: формирование интеллектуально и духовно высокоразвитой, критически и творчески мыслящей личности, способной самореализоваться в жизни.

Задачи, которые я ставлю перед собой:

  • формирование  личностных качеств школьников через проектную деятельность;
  • развитие проектного мышления учащихся;
  • стимулирование мотивации учащихся на самостоятельное приобретение знаний;
  • развитие способности применять знания к жизненным ситуациям;
  • воспитание общественно-активной творческой личности.

Новизна работы над проектами заключается в использовании комплексного подхода, интеграции разных видов деятельности при создании проектов на уроках и во внеурочное время. Это способствует развитию интереса ребёнка к учебным предметам, самореализации личности учащегося, развитию его интеллектуальных, творческих способностей, волевых качеств, умения успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру.  

 Типы проектов, которые мы разрабатываем с ребятами:

 − практико-ориентированные (создание таблиц, схем, карточек, стенгазеты);

 − игровые или ролевые (инсценировки, постановка спектаклей);

 − творческие (составление ребусов, кроссвордов);

− информационные (создание презентаций).

 Формы классной и внеклассной работы по созданию проектов: индивидуальные: − схемы, алгоритмы; − кроссворды; − ребусы; − иллюстрации; − презентации; − творческие работы; − исследовательские работы.

групповые: − инсценирование; − спектакли, - презентации.    

Основные этапы работы над проектом традиционны:

проблематизация (знакомство с новым материалом на уроке);

целеполагание;

планирование работы;

реализация проекта (самостоятельная работа учащихся с дополнительной литературой, интернет);

презентация, защита работы.

Проектно- исследовательская работа во внеурочное время построена по плану: Предварительный этап: определение того, что необходимо знать об исследуемой проблеме. Определение цели исследования и путей её решения. Заключительный этап. Оформление работы, выступления учащихся, обсуждение на школьных и миниципальных конференциях. Таким образом, исследовательская работа активизирует все виды деятельности учащихся, способствуют развитию их личности и формированию логического мышления, затрагивает чувства учащихся, заставляет мыслить самостоятельно, и что немаловажно, возрастает интерес к предмету.

 Например: На уроке окружающего мира во время экскурсии рассматривали снежинки.  Ребятам стало интересно, как получаются такие узорные снежинки. Дети узнали о кристаллах, и сразу возник вопрос, а можно вырастить в домашних условиях.  Один ребенок дома заинтересовал своих родителей,  и решили провести исследовательскую работу «Выращивание кристаллов в домашних условиях». Со своей работой познакомил ребят и выступил в школе на НПК, где занял первое место, а затем в муниципальной НПК «Шаг в мир науки».

В рамках «Неделя агитбригад по ПДД» ребята подобрали материал (стихи, песни) и составили сценарий. Дети показали сказку учащимся начальных классов «Смурфики в большом городе», где  познакомили их с основными знаками для пешеходов и необходимости соблюдений правил дорожного движения.

Для привития читательских навыков учащиеся создают кроссворды по прочитаному произведению, иллюстрации к эпизодам, пробуют сочинять стихи.

По предмету «Технология»  я стараюсь выстраивать уроки в системе проектного обучения. Ребята работают по схеме и  алгоритму, создавая  творческие работы, поэтому при выборе тем проектных работ они выбирают такие как «Мир оригами», «Игрушки своими руками», «Детская площадка».

Многие учащиеся в основном мальчики, которым интересен предмет «Математика» выбирают темы проектов связаные имменно с этим предметом. Такие как «Фокусы с числами», «Числа вокруг меня», создают различные ребусы с числами.

Безусловно, проектная деятельность имеет исследовательский характер, исследование является одним из необходимых этапов работы над проектом. В этом смысле проектная деятельность является более объемным понятием. С другой стороны, «исследовательская деятельность» – более широкое понятие. Проведение опыта, наблюдение школьников за ростом растений, природными явлениями,  написание рефератов школьниками относятся к исследовательской деятельности.

Во втором классе дети наблюдали за ростом растений. Учащиеся принесли семена,  посеяли их сами. Многим ребятам удалось собрать урожай, выращенный своими руками. Дети очень радовались первому ростку и в первую очередь приходили в класс, подходили к своим рассадам, любовались ими.

После просмотра мультфильма «Фиксики» ребят заинтересовал вопрос о невидимых чернилах. Мы решили провести исследовательскую работу  из подручных средств (молока, крахмала, соды и лимона) с невидимыми чернилами. В группе продленого дня мы провели опыты  и ребята пришли к выводу, что из подручных средств  можно изготовить невидимые чернила и заинтересовались, есть ли другие виды невидимых чернил это и стало домашним задание (по желанию) найти ответ на данный вопрос из других источников информации.

В данной школе я работаю третий год. Ежегодно в начале четвертой четверти проходит публичная защита итоговых проектных работ. Оценивание работ проводят как дети, так и классный руководитель по критериям, которые разработали учителя начальной школы (зачитать некоторые критерии). В портфолио школьника вносят листы оценивания проектной работы – это результаты и метапредметных УУД.           За 3 года ребятами были разработаны и защищены более 30 проектных работ. Работа над проектами способствуют — развитию самостоятельности, творческих способностей ребёнка, помогает формировать духовно-нравственную личность; организует детей во внеурочное время. Развитие личности учащегося посредством проектной деятельности даёт замечательные результаты: рост качества знаний и успеваемости по предмету.

В завершение подчеркну, что стратегия учителя, создающего развивающую атмосферу на уроке, заключается не только в использовании новых методик и технологий обучения, но и в переориентации сознания учащихся: учение из каждодневной принудительной обязанности становится частью общего знакомства с удивительным окружающим миром. Именно тогда интеллектуальное напряжение и любая деятельность, связанная с ним, вырастают в человеческую потребность в постоянном самообразовании и совершенствовании, а жизнь окрашивается радостью познания.

Муниципальное бюджетное общеоразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

Формирование личностных результатов школьников через проектную деятельность

Подготовила: учитель начальных классов

Кириллова Ольга Владимировна

Региональный семинар

г. Нижнекамск, 2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетентностей младших школьников через проектную деятельность.

Материалы к научно – практической конференции «Проектная деятельность учителя и учащихся как условие достижения планируемых результатов образования в школе первой ступени»...

Обучающая среда для развития универсальных учебных действий (УУД) младших школьников через проектную деятельность

Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГ...

Доклад "Развитие связной речи младших школьников через игровую деятельность"

Отчет по теме самообразования "Развитие связной речи через игровую деятельность". Проблема развития речи одна из самых актуальных в начальной школе. Работа по развитию речи требует разнообразных метод...

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проектную деятельность».

В условиях начала реализации Федерального государственного образовательного стандарта наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и на...

Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектную деятельность

Статья "Формирование ключевых компетенций младших школьниковчерез проектную деятельность"...

Формирование читательских компетенций у младших школьников через проектную деятельность

Этот материал можно использовать при выступлении на семинарях, педагогических советах....

Проектная работа по методической теме «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

В своей публикации я поделилась опытом работы по проектной деятельности в 1-4 классах....