Статья на тему "Моделирование современного урока"
статья по теме

Евсеева Светлана Ивановна

В статье содержатся рекомендации по моделированию современного урока в начальной школе в свете стандартов II поколения и сособенности структуры уроков в начальной школе в соответствии с ФГОС. Дана характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС. Приведены стркутуры традиционного и современного урока в сравнении. А также перечислены плюсы современного урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_urok_v_sootvetstvii_s_fgos.rar378.64 КБ

Предварительный просмотр:

Моделирование современного урока в начальной школе в свете стандартов II поколения, особенности структуры уроков в начальной школе в соответствии ФГОС

« Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства ,

показатель его кругозора, эрудиции»

В.А. Сухомлинский

 

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. 
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними  – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.
Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это – не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.
 Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. 
 Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.

 В настоящее время перед школой и перед учителем  стоит проблема внедрения новых стандартов.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, направленные на достижение главной цели образования - общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

До тех пор, пока не будет найдена и проверена «на прочность» и эффективность альтернативная форма организации массового обучения детей в учебных заведениях, урок должен сохраняться, поддерживаться и развиваться. Урок — это гарант стабильности образовательного учреждения, его структурно-организационный стержень, можно сказать, скелет всего учебно-воспитательного процесса. Не зря он оказался принятым школами практически всего мира. В связи с изменениями, которые происходят в образовании, вопрос, о том, какой должен быть урок, очень актуален сегодня.

Современный урок, инновация,

Технологии, проблемные ситуации,

Методы, формы, приёмы,

Что в современном уроке применить мы готовы?

Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков. На уроке держалась традиционная и стоит современная школа.

Что такое современный урок,  каковы  отличия современного урока от традиционного, какова структура современного урока? Попытаемся ответить на заданные вопросы.

 Перед вами сводная таблица сравнительной характеристики  деятельности педагога традиционного урока и современного.

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

• по поиску и обработке информации;

• обобщению способов действия;

• постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителем физкультуры), урок проходит  в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации).

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Мы видим, что в современном уроке педагог ведёт обучающихся по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью обучающихся, создаёт условия для появления у обучающихся мотива к самоизменению, личностному росту.

На традиционных уроках ученику приходится слушать, смотреть только на учителя, а в современном уроке – деятельностный подход. Дети чаще всего запоминают форму, а не суть. Суть передать нельзя, её надо познать, а для этого надо действовать. Все знания в современном уроке дети получают через деятельность, которую организует учитель.

    Какие факторы влияют на необходимость внедрения современного урока?  Появились новые образовательные стандарты,  внедряются информационные технологии, новые социальные запросы семьи, общества и государства.

Мы все понимаем, что урок не может не меняться.

В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами:

*традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение;

* традиционный урок – это привычные формы и средства обучения.

Перед вами хорошо знакомая структура традиционного урока формирование новых знаний.

1. Орг. момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Актуализация опорных знаний.

4. Объяснение нового материала.

5. Первичное закрепление.

6. Самостоятельная работа.

7. Итог урока.

И структура современного урока.

1. Самоопределение деятельности.( Орг. момент)

2.Актуализация опорных знаний.

3.Постановка проблемы(создание проблемной ситуации)

4.Открытие новых знаний.

5.Первичное закрепление.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону или образцу.

7.Включение нового знания в систему знаний( повторение).

8.Рефлексия деятельности.

Видим, что структуры разные.  В чём существенные различия?

   Все начинается с проблемной ситуации, т.е. со столкновения с противоречием. При этом ученик испытывает чувство удивления или затруднения, которое буквально заставляет его выполнить вполне конкретную мыслительную работу: осознать противоречие и сформулировать вопрос. Первое - постановка проблемы. Нетрудно догадаться, что дальше разворачивается - поиск решения, затем выражение решения, завершается реализацией продукта. Таким образом, видно, что на проблемном уроке ученики осуществляют полный творческий цикл, главная цель которого обеспечение прочными знаниями и интеллектуально-творческим развитием, и воспитанием инициативной личности. Причем творчески формируются  только знания, а не умения и навыки. Навыки вырабатывается многократным повторением действия.

Современный урок отличается от традиционного этапами введения нового материала и воспроизведения знаний. Открытие новых знаний в современном уроке - через коллективную деятельность (выдвижение гипотез).

Первичное закрепление в современном уроке - проговорить новое знание в громкой речи, в конечном результате появляется модель, таблица, схема, алгоритм.

    Отдельно нужно сказать о домашнем задании и организационном моменте. Учитель больше обращает внимание на центральную часть урока, а именно на работу с новым материалом.

   Начало и конец урока, работа с источником, оценивание и домашнее задание остаются как бы периферийными проблемами. Это  те элементы урока, которые негласно, но правят уроком, определяя его качество. Эти  действия, которых почти незаметны, но от них зависит очень многое.  Учитель должен помнить, что учиться надо на уроке, в классе, в школе, а домашние задания даются только на повторение и закрепление.

Итак, совершенно очевидно, что на урок надо взглянуть по-новому, выявить его неиспользованные резервы.

Традиционный урок неидеален для решения новых образовательных задач, которые стоят перед школой.

На внедрение новых стандартов повлияло то, что новые поколения россиян – это граждане России, обладающие новым мышлением, мотивированные к инновационному поведению, способные жить и успешно работать в условиях информационного общества и инновационной экономики, опирающиеся на общественно признанные национальные и мировые ценности.

Почему надо работать по-новому, потому, что в новых стандартах прописаны новые средства обучения, новая цель образования, новое содержание, технологии, новые требования к подготовке учителя, новое целеполагание для учителей и учеников.

Главное, что должен обеспечить урок - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.

«Комфорт»- в переводе с английского - поддержка, укрепление

«комфорт» – это обстановка,. обеспечивающая удобство , спокойствие, уют.

 Можно подобрать ассоциации словосочетанию «современный урок», опираясь на каждую букву слова «комфорт»

К

Компетентность

Критичность

Креативность

Культура

О

Органичность, основательность

Отдача , оптимальность

Открытие

Ответственность

Образованный, осознанный

М

моделирование

мотивация

методика

мастер

Ф

Фантазия

формирование

функциональный

фундамент

О

Отдых, осмысленный

Открытие, организованный

обучение

Опора, озарение

Р

Радость

развитие

Рост

Результат, рефлексия

Т

Тепло

Творчество

Талант

темп

Плюсы современного урока.

  1. Стремление учителя самостоятельно планировать уроки.
  2. Знание принципов дидактики, взаимосвязей и отношений.
  3. Точное и одновременно творческое выполнение программно-методических требований к уроку.
  4. Знание типологии урока
  5. Использование игровой формы, когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока.
  6. Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся.
  1. Формулировка, кроме темы урока так называемого «имени урока».
  2. Планирование воспитательной функции урока.
  3. Комплексное планирование задач урока.
  4. Выделение в содержание материала объекта прочного усвоения и отработка на уроке именно этого.
  5. Продумывание хотя бы для себя ценностных оснований выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке.
  6. Помощь детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала.
  1. Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.
  2. Практическая направленность учебного процесса.
  3. Включение в содержание урока упражнений творческого характера.
  4. Выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения.
  5. Знание разных технологий развивающего обучения и их только дифференцированное применение.
  6. Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными.
  1. Осуществление дифференцированного подхода к учащимся только на основе диагностики их реальных учебных достижений.
  2. Формирование надпредметных способов учебной деятельности.
  3. Работа по мотивации учебной деятельности  - формирование мотивации познания.
  4. Создание условий для проявления самостоятельности учащихся
  5. Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств).
  1. Включение компьютеров в педагогические технологии.
  2. Дифференциация домашних заданий.
  3. Знание и применение  здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий.
  4. Обеспечение благоприятных гигиенических условий.
  5. Обеспечение эстетических условий
  6. Общение -  сочетание требовательности и уважения к личности учащегося.
  7. Имидж учителя.
  8. Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми.
  9. Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства
  1. Четкое следование замыслу урока и готовность гибко перестраивать его ход при изменении учебной ситуации.
  2. Регулярный анализ полученных на уроках результатов обучения.
  3. Оценка и самооценка работы учителя

Так что же такое современный урок?

Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность,  потребность

Что главное в уроке?

Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.

 Время «готовых» уроков постепенно отходит.

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.

 

Можно долго говорить о том, каким должен быть урок.

Неоспоримо одно: он должен быть одушевлённым личностью учителя.

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей,-

Пока идёшь за кем- то в след,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

Не бояться, не ждать, когда кто-то изменит тебя. Быть мобильным и находить что-то новое – это должно быть девизом каждого педагогического коллектива.

 Хочется пожелать всем огромного терпения и крепкого здоровья, верить в свои силы, быть терпеливыми, отзывчивыми, быть мобильными, искать и находить. Любви, счастья, радости, тепла.

Спасибо за внимание!

Учитель начальных классов первой категории

                                                             МБОУ: Краснодонская ООШ Евсеева С. И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Цветотерапия в современном уроке".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3911104","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 48px; height: 47px;"}}]]В статье говориться о психологическом значении цвета, о...

Статья "Инновационные технологии современного урока в начальной школе".

«Инновационные технологии современного урока в начальной школе». В настоящее время цель современного урока несколько изменилась и состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и в ...

статья "Структурные элементы современного урока"

Статья поможет правильно сконструировать урок по ФГОС и избежать типичных ошибок ...

Статья на тему "Современный урок по ФГОС"

В данной статье содержится характеристика современного урока, его особенности....

Статья "Требования к современному уроку в условиях реализации ФГОС"

В данной статье рассматвриваются отличия современного урока по ФГОС и традиционного урока....

Статья " Требования к современному уроку"

   Интерактивное обучение – способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которог...