Статья на тему "Современный урок по ФГОС"
статья по теме
В данной статье содержится характеристика современного урока, его особенности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по ФГОС | 20.97 КБ |
Предварительный просмотр:
«Урок, оснащающий ребенка знаниями, не приближает его к счастью жизни. Урок, возвышающий ребенка до осмысления истины, способствует движению к счастью. Знания ценностны лишь как средство постижения тайн жизни и средство обрести свободу выбора в строительстве собственной судьбы» - пишет Надежда Егоровна Щуркова. Именно такие уроки(поиск знаний самими детьми), влияют на целостное развитие личности и отвечают современным требованиям к образованию.
Три постулата заложены в основание новой технологии урока:
1. «Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя»
2.Урок дает ребенку опыт групповой интеллектуальной деятельности.
3. «Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры».
Педагог должен иметь смелость жить на уроке, а не устрашать детей, быть открытым ко всем проявлениям жизни
В связи с новыми требованиями, предъявляемыми ФГОС , меняется технология проектирования образовательного процесса. Проектирование должно осуществляться с позиций его методологической основы – системно – деятельностного подхода.
Системно-деятельностный подход предполагает технологическую цельность урока, направленную на формирование универсальных учебных действий. Системно – деятельностный подход является основой всех технологий, он включает в себя:
- технологию традиционного обучения;
- технологию развивающего обучения;
- технологию проблемного обучения;
- технология развития критического мышления;
- проектная технология;
- ИКТ технологии.
В отличие от традиционного знаниево – ориентированного подхода, ученик в деятельностном подходе становится субъектом деятельности, то есть осознаёт личный смысл выполняемой работы, чётко представляет желательный результат своей деятельности (т.е. цель), планирует, осуществляет и контролирует конкретные шаги для её достижения (УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные).
При проектировании урока меняется функция учителя: он перестаёт выступать в качестве источника информации, а становится организатором деятельности обучающихся: консультантом, помощником, создающим условия для формирования осознанных ЗУН.
Структура урока в начальных классах.
I этап. Организация класса (орг.момент)
II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)
III этап. Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала)
IV этап. Открытие нового знания.
V этап. Первичное закрепление.
VI этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль .
VII этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
VIII этап. Рефлексия деятельности ( итог урока).
Итак, подведём итог, что же характерно для современного урока? Цель - готовность к саморазвитию. Она включает в себя:
- умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям;
- умение ставить перед собой цель, принимать решения;
- умение самостоятельно находить выход из нестандартной ситуации;
- умение проконтролировать себя, свои собственные действия;
- умение адекватно оценить свои действия, выявить недочёты и скорректировать дальнейшую работу;
- умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться.
Другими словами, если раньше ребёнок выступал в роли пассивного слушателя, то в соответствии с новыми веяниями, он должен стать исследователем, который умеет сам добывать знания, работая в группе с другими детьми или самостоятельно.
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
1. Урок изучения нового.
Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний
2. Урок закрепления знаний.
Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний.
Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
В отличии от стандартов2004 года новый ФГОС вносит существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в начальной школе и в первую очередь УЧИТЕЛЯ , обеспечивающего его.
При подготовке урока ФГОС учителю необходимо чётко рассмотреть этапы конструирования урока:
- Определение темы учебного материала.
- Определение дидактической цели темы.
- Определение типа урока
- Продумывание структуры урока
- Обеспеченность урока
- Выбор методов обучения
- Выбор форм организации педагогической деятельности
- Оценка знаний, умений и навыков
- Рефлексия урока
Новые стандарты предполагают использование учителем технологической карты урока. Она включает в себя
- название темы, с указание часов , отведённых на её изучение
-цель освоения учебного содержания
- планируемые результаты
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с обучающимися на уроке, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять контроль результатов учебной деятельности.
Таким образом, в основу современный урок теперь действует не по принципу «Чему учить?», а по принципу « как учить?».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ВЫПОЛНЕНИЯ ФГОС - КРУЖКОВАЯ РАБОТА В МЛАДШИХ КЛАССАХ".
P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); text-align: left; }P.western { font-family: "Liberation Serif","Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }P.cjk { font-family: "Deja...
Статья "Сравнительный анализ ГОС и ФГОС 2 поколения"
Статья "Сравнительный анализ ГОС и ФГОС 2 поколения": 1. Актуальность2. Деятельность учителя и ученика3. Типы и структура уроков4. УМК...
Выступление на конференции, статья "Подготовка урока по ФГОС как средство повышения качества образования"
Основной формой организации образовательного процесса в школе остается урок. От качества урока в первую очередь зависит реализация требований федерального государственного образовательного стандарта (...
Выступление на конференции, статья "Подготовка урока по ФГОС как средство повышения качества образования"
Основной формой организации образовательного процесса в школе остается урок. От качества урока в первую очередь зависит реализация требований федерального государственного образовательного стандарта (...
Статья на тему "Урок в контексте ФГОС"
Данная статья поможет учителю разобраться с новыми требованиями к уроку в соответствии с ФГОС...
Статья "Как построить урок по ФГОС"
Статья "Как построить урок по ФГОС"...
Статья "Нетрадиционные формы урока в начальной школе как способ повышения эффективной познавательной деятельности в условиях ФГОС"
В статье идет речь об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов, активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям,обеспечивающих быстроту запомин...