Статья "Требоввания к современному уроку в условиях ФГОС"
статья на тему

Тимофеева Любовь Юрьевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trebovaniya_k_sovremennomu_uroku_v_usloviyah_fgos.docx30.16 КБ

Предварительный просмотр:

                     Государственное бюджетное образовательное учреждение

                       школа № 59 Приморского района Санкт-Петербурга

Статья на тему: «Требования к современному уроку в условиях ФГОС»

С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы.

Согласно требованиям ФГОС, конечной целью учебного процесса должно стать не просто формирование у обучающихся знаний, умений и навыков, а полноценное развитие активно мыслящей высоконравственной личности ребенка.

 

ФГОС ставит перед учителями следующие задачи:

Развитие и воспитание личности в соответствии с требованиями современного

  информационного сообщества.

Развитие у школьников способности самостоятельно получать и обрабатывать

  информацию по учебным вопросам.

Индивидуальный подход к обучающимся.

Развитие коммуникативных навыков у обучающихся.

Ориентировка на применение творческого подхода при осуществлении педагогической

  деятельности.

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса. Итак, новый образовательный стандарт предполагает, что главным содержанием образования становится развитие личности. Развитие личности в системе общего образования обеспечивает, прежде всего, формирование универсальных учебных действий. 

Овладение УУД дает обучающимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться.

В связи с этим, одной из задач современного урока является формирование у обучающегося способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.

Урок в условиях реализации ФГОС строится на базе системно - деятельностного подхода, который направлен на развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности.

Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:

- ставить цели;

- решать задачи;

- отвечать за результаты.

Чтобы достичь этой цели, учитель должен понимать: педагогический процесс является, прежде всего, совместной деятельностью ребенка и педагога. Учебная деятельность должна быть основана на принципах сотрудничества и взаимопонимания.

Основные принципы системно - деятельностного подхода:

1.Принцип деятельности заключается в том, что обучающийся, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2.Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.

3.Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка

должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе,

обществе, самом себе), о роли и месте науки в системе наук.

4.Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5.Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

6.Принцип вариативности предполагает развитие у обучающихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

7.Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.

В рамках реализации системно-деятельностного подхода изменились требования к современному уроку. Реализация системно-деятельностного подхода на уроке опирается на активные методы обучения: ролевые и деловые игры, проблемный метод, исследовательский метод, метод решения практических задач, метод коллективной творческой деятельности, поисковый метод, дискуссионный метод, коммуникативный метод, проектный метод. Причем проектный метод является самым интегративным из всех названных. Он включает в себя все виды деятельности. Возможные формы представления результатов проектной деятельности: макеты, модели, схемы, план-карты, презентации, альбомы, буклеты, реконструкции событий, рассказы, стихи, рисунки.

Технология системно-деятельностного подхода на уроке включает определенные структурные элементы. Так, урок введения новых знаний включает в себя следующие этапы:

1. Мотивация к учебной деятельности: на данном этапе создаются условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Возможные приемы мотивации к учебной деятельности: видеосюжет, ролевой сюжет, музыкальный фрагмент, проблемная ситуация, вопрос-размышление, проблемный вопрос, интересный научный факт.

2. Актуализация знаний: на данном этапе организуется подготовка обучающихся к самостоятельному выполнению проблемного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения; делается вывод об изученных способах действий, достаточных или недостаточных для построения нового знания. Возможные приемы актуализации знаний: интеллектуальная разминка, эксперимент, диалог, проблемная ситуация, выдвижение гипотезы, игра.

3. Выявление места и причины затруднения: на данном этапе организуется выход обучающегося на пробное действие; обучающийся пошагово, вербально проговаривает, где именно и почему возникло затруднение, каких знаний недостает, чтобы решить поставленную задачу.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения: обучающиеся определяют цель урока как устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, определяют план учебных действий.

5. Реализация построенного проекта: проблемное объяснение материала или проблемное открытие нового материала. Возможные формы реализации: работа с литературой, групповая работа, сравнение, сопоставление, составление схем, эксперименты, опыты, работа с сигнальными карточками, мини-проекты, мини- исследования.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи: на данном этапе обучающиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задачи на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой (внутренняя речь): обучающиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, происходит исполнительская рефлексия; важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха (дифференцировать задания), мотивировать к включению в дальнейшую познавательную деятельность. Возможные формы реализации: «Найди ошибку»,  рассказ по опорному конспекту,  классификация, словарная работа, логические цепочки, схемы, кроссворды, игры-викторины.

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение: учителем подбираются задания, выполняя которые, с одной стороны, обучающиеся доводят до автоматизма новые способы действия, с другой стороны, подготавливаются к введению новых норм и способов. Возможные формы: тесты, взаимопроверка,  составление таблиц, решение или составление кроссворда, задание на соответствие, метод 6 шляп, группировка материала,  прием «Куб» (на каждой стороне куба написано задание).

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке, итог урока: организуется рефлексия и самооценка обучающимися собственной учебной деятельности на уроке; соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности. Возможные формы: закончи предложение, личное отношение к теме, цветотехника, свободный микрофон, оценка успешности.

Таким образом, главные составляющие деятельности педагога на уроке это:

- цели урока задаются с тенденцией передачи этой функции от учителя к обучающемуся;

-учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивные действия: оценивать готовность, обнаруживать незнание, находить причины этого незнания и каких-либо затруднений.

-учитель использует разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности школьников в процессе обучения.

-учитель обучает школьников ставить и адресовать друг другу вопросы, отвечать на вопросы, вступать в диалог с учителем, одноклассниками.

- на уроке задаются четкие критерии самоконтроля и самооценки.

-учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ребенка, поддерживает его минимальные успехи; оценивает его достижения не только отметкой, но и содержательной характеристикой.

-стиль, тон отношений  на уроке создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

Чтобы системно-деятельностный метод работал эффективно, в педагогике разработаны

различные образовательные технологии:

  • информационно-коммуникационные технологии
  • здоровьесберегающие технологии
  • технология проблемного обучения
  • технология развития критического мышления
  • игровые технологии
  • технология обучения в сотрудничестве
  • проектная технология
  • технология  уровневой дифференциации 
  • технология развивающего обучения
  • коррекционно - развивающие технологии
  • технология личностно-ориентированного образования
  • технология мастерских
  • модульная технология
  • кейс-технология
  • квест-технология
  • система инновационной оценки «Портфолио»

Например:

Педагогические технологии

                    Достигаемые результаты

Здоровьесберегающие

технологии

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять

различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Проблемное обучение

Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Обучение в сотрудничестве

(командная, групповая

работа)

Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.

Технология использования в

обучении игровых методов:

ролевых, деловых, и других

видов обучающих игр

Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.

Систему инновационной

оценки «портфолио»

 «Портфолио» способствует повышению самооценки ребенка, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого обучающегося, развитию мотивации, дальнейшего творческого роста.

Таким образом, использование современных образовательных технологий, дает возможность реализовать познавательную и творческую активность обучающихся в учебном процессе, повышает качество образования.

Также, и современные средства обучения повышают эффективность учебного процесса, дают обучающимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.

Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения.

Обучающие средства можно отнести к материальным и идеальным.

Учебные пособия, учебники, тесты, дидактические материалы, наглядность, оборудование для лабораторий, технические средства -- все это составляет средства обучения, именуемые  материальными.

К идеальным принадлежат устная и письменная речь, живопись, музыка, схемы, таблицы, диаграммы, а также организующая и направляющая деятельность учителя, его квалификационный уровень, методика организации обучения.

Преподавание даст положительные результаты в том случае, если средства обучения, идеальные и материальные, используются в комплексе, дополняя друг друга.

Главное дидактическое назначение средств обучения - ускорить процесс усвоения учебного материала.

Функции средств обучения:

1. Познавательная функция состоит в том, что средства обучения служат непосредственному познанию действительности; обеспечивают передачу более точной и полной информации об изучаемом объекте и явлении, позволяют наблюдать объекты и явления, недоступные или труднодоступные непосредственному наблюдению с помощью органов чувств (например, школьный микроскоп позволяет увидеть объекты, недоступные невооруженному глазу).

2.Формирующая функция заключается в том, что средства обучения формируют познавательные способности, чувства и волю обучающихся, их эмоциональную сферу.

3. Дидактическая функция состоит в том, что средства обучения являются важным источником знаний и умений, облегчают проверку и закрепление учебного материала, активизируют познавательную активность.

Все функции выступают в учебном процессе в единстве, дополняя друг друга.

Современные средства обучения должны включать в себя традиционные и инновационные технологии. 

Традиционные представляют собой использование печатных и непечатных носителей информации, оборудования, приборов и инструментов для проведения опытов, экспериментов и практических занятий.

Инновационные средства – это вся техника, функционирующая на основе цифровых технологий.

Для достижения высокого качества образования используются мультимедийные средства обучения  (электронные учебники, компакт-диски, интерактивные доски, веб-сайты и квесты).

Активное использование современных средств обучения – неотъемлемая часть учебного процесса. Грамотное и систематическое применение мультимедийных средств

способствует повышению качества и эффективности образования.

Проведение уроков с применением современных технологий и средств обучения имеет много преимуществ.

Во-первых, дети лучше воспринимают и усваивают материал, возрастает заинтересованность, желание учиться и познавать.

Во-вторых, появляется возможность индивидуального подхода к обучению каждого ребенка, открываются перспективы для реализации его творческих способностей.

В-третьих, мультимедийные средства обучения позволяют сократить количество различных видов работ, утомляющих детей, заинтересовать обучающихся подачей нового материала, когда чередуются рассказ учителя, ответы школьников с применением аудиовизуальных средств – музыки, анимации, графики.

В-четвертых,  подача материала происходит динамично, появляются условия для организации работы обучающихся в группах, а также самостоятельной деятельности школьника.

И наконец, что немаловажно, повышается самооценка подрастающей личности.

Таким образом, современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ребенка, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в условиях ФГОС 3 класс литературное чтение

Конспект урока  составлен  в технологической карте по программе УМК " Перспективная начальная школа" По стандартам ФГОС  3 класс  тема "В Берестов « Первый листопад», В.Лунин « Иде...

Требования к современному уроку в условиях ФГОС-2

В презентации указаны принципы построения современного урока, показаны отличия современного урока от традиционного....

Организация современного урока в условиях ФГОС. Презентация.

Требования к содержанию учебных программ определяется деятельностным подходом. Учебные программы должны предусматривать такую систему задач и средств решения, которая, обеспечила бы высокую мотивацию ...

Целеполагание и рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС

Разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения  государственных стандартов....

Требования к современному уроку в условиях ФГОС

Cовременный урок направлен на формирование и развитие УУД, на достижение личностных результатов. Урок строится в рамках системно - деятельностного подхода, развивает у учащихся способности самост...

Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС.

Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся. Задачи: познакомить коллег с понятием рефлексияДать представление о классификации рефлексииПоказать конкретные вар...