Личностный подход в обучении
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Личностный подход в обучении
как условие создания
комфортной образовательной среды
Ежегодная августовская педагогическая конференция в этом году (2009 г) целиком была посвящена проекту национальной образовательной инициативы «НАША НОВАЯ ШКОЛА» (о реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы).
Задачи, стоящие перед системой общего образования России определяют следующие пять основных направлений развития общего образования:
- Обновление образовательных стандартов;
- Система поддержки талантливых детей;
- Развитие учительского потенциала;
- Современная школьная инфраструктура;
- Здоровье школьников.
Так как обновлению образовательных стандартов будет посвящено отдельное заседание МО, сегодня есть смысл подробнее остановиться на системе поддержки сформировавшихся талантливых школьников и формированию среды для проявления и развития способностей каждого ребёнка, стимулирования и выявления достижений одарённых ребят.
Каждому ребёнку для развития и самореализации нужна образовательная среда,
Важную роль в создании этой среды и поддержки одарённых детей играет личностный подход.
Тема сегодняшнего заседания
«Личностный подход в обучении
как условие создания комфортной образовательной среды»
Каждый ребенок неповторим и уникален. Он не чистая доска, на которой можно писать что угодно, не кусок глины, из которого можно лепить все, что ни пожелаешь. Никогда не было на свете кого-то другого, похожего на него, и никогда больше не будет. Ему, пришедшему в этот мир, предоставлен шанс совершить то, чего не смог сделать раньше и не сможет осуществить когда-либо позже.
Учитывая всё это, модернизация российского образования предполагает переход к новым технологиям и, прежде всего к личностно-ориентированному развивающему образованию. Одной из задач личностно-ориентированного обучения является изучение личности ученика в образовательном процессе.
Личностно-ориентированное обучение, это обучение в котором ученик является главной действующей фигурой всего образовательного процесса.
Выстраивая модель личностно-ориентированного обучения необходимо различать следующие понятия.
Разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.
Дифференцированный подход — выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.
Индивидуальный подход — распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности. Личностный подход — отношение к каждому ребёнку как к уникальной, несхожей ни с кем, неповторимой личности.
В реализации этого подхода, во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения. Во-вторых, нужна особая образовательная среда в виде учебного плана, организации условий для проявления индивидуальной избирательности каждого ученика, её устойчивости, без чего невозможно говорить о познавательном стиле (имею ввиду предстоящий переход к новым образовательным стандартам)
В-третьих, нужен специально подготовленный учитель (здесь я имею ввиду широкий спектор проффесиональной компетенции), который понимает и разделяет цели и ценности личностно-ориентированного образования. Под личностно-ориентированным обучением понимать такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты; целью обучения является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости, а отношения учитель-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора. При подготовке и проведении личностно ориентированного урока учитель должен выделить основополагающие направления своей деятельности, выдвигая на первый план ученика, а затем деятельность, определяя собственную позицию. Важно отметить, что практически все ныне существующие образовательные технологии являются внешне ориентированными по отношению к личностному опыту учащихся. Личностно-ориентированный подход в обучении немыслим без выявления субъектного опыта каждого ученика, то есть его способностей и умений в учебной деятельности. Но ведь дети. Как известно, разные, опыт каждого из них сугубо индивидуален и имеет самые разные особенности. Педагогика, ориентированная на личность ученика, должна выявлять его субъектный опыт и предоставлять ему возможность выбирать способы и формы учебной работы и характер ответов (например комп. учитель учтёт основной канал восприятия информации: аудиальный, визуальный или кинестетический, например аудиалу у которого основное восприятие это глаза, если вы предложите проверочную или контрольную работу, то вы его заведомо обречёте на не удачу, пример с итоговом тестированием). Компетентность должна быть и эмоциональная и профессиональная, дидактическая и человековедческая, много да трудно очень но что делать, если объектом и субъектом является личность ребёнка. При этом оцениваются не только результаты, но и процесс их достижения, процесс более важен, чем результат, и может поэтому так жарко дискутируется вопрос о безотметочном обучении.
В октябре этого года в государственной думе состоялось заседание третьих международных родительских чтений, под председательством Ш.А.Амонашвили, где он ещё раз остановился на технологии личностно-ориентированного процесса: «Проявляйте живой интерес к жизни ребенка, к его радостям, огорчениям, стремлениям, успехам, неудачам, к его личностным переживаниям, при необходимости содействуйте, выражайте ему «со-радость», «сочувствие» или «вызывайте доверие и искренность ребенка к вам вашей доверительностью и искренностью к нему», «выражайте живой интерес к увлечениям отдельных детей», «удивляйтесь, восхищайтесь, радуйтесь, когда тот или иной ребенок совершает достойный поступок, проявляет смекалку» и т. п. (Кому интересно книга называется «Личностно-гуманная основа педагогического процесса»)
Итак, чтобы сделать процесс обучения личностно-ориентированным, нужно: признать право каждого ребенка на самоценность, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной и интересной для него деятельности. Для будущего школы альтернативы личностно-ориентированному образованию нет, потому что именно оно становится учебником жизни, инструментом разрешения жизненных проблем и личностного роста.
Моё выступление это теоретический подход к вопросу о работе с личностью. Выступят коллеги, которые познакомят нас практическим подходом, как работать с личностью, как узнать об особенностях, достижениях, через портфолио; как работать с уникальными одарёнными детьми, если нет системы и наконец кто как не родители знают личность ребёнка во всех его проявлениях; как наладить работу с родителями. Таковы особенности работы в начальной школе. Итак разрешите мне представить выступающих. Ребёнку никогда не будет комфортно в ОУ, а мы никогда не сможем выйти на высокий уровень, работая с личностью, если мы не сможем наладить контакты с родителями. Не зря мы работаем в классической триаде «учитель-ученик-родитель», где родителю отводится место полноправного участника образовательного процесса. И кому как не победителю конкурса «Самый классный классный» об этом может нам рассказать.
Выступления
- Закревская Светлана Анатольевна МОУ «Гимназия № 2», руководитель творческой группы учителей начальных классов по работе с одарёнными детьми «Система поддержки одарённых детей»
- Остаплюк Светлана Вячеславовна МОУ «Гимназия № 1» «Формирование портфолио младшего школьника»
- Романова Татьяна Алексеевна МОУ СОШ №2, победитель ПНПО
2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление "Личностно-ориентированный подход в обучении учащихся"
Личностно-ориеннтированный подход в обучении учащихся...
Личностно-ориентированный подход в обучении как условие формирования мотивации к учению у младших школьников.
В начальной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Мл...
Личностно-ориентированный подход в обучении как условие формирования мотивации к учению у младших школьников.
В начальной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Мл...
Личностно-ориентированный подход в обучении в рамках образовательной программы «Начальная школа XXI века».
Статья по теме "Личностно - ориентированный подход в рамкой образовательной программы "Начальная школа 21 век"...
Развитие личности младших школьников в системе личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании через дидактические игры и упражнения по обучению грамоте и чтению.
В последние годы все большее распространение получают игровые методы обучения, которые способствуют совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Необходимость их использования в начальной ш...
Личностный подход в обучении леворуких детей младшего школьного возраста.
В современных условиях на этапе реформирования системы образования сформированы новые стратегические цели и обозначены тенденции обучения и воспитания. Большая роль отводится учреждениям компенсирующе...
Личностно-ориентированный подход в обучении, с использованием эффективных методов и приемов, направленных на внедрение исследовательского подхода
Личностно-ориентированный подход в обучении, с использованием эффективных методов и приемов,направленных на внедрение исследовательского подхода...