Выступление на тему: "Игра как средство обучения на уроках математики"
статья (1 класс) по теме
Данный материал поможет начинающим педагогам в подготовке к урокам математики. Предлагается разнообразие дидактических игр, которые помогут сделать урок интересней и познавательней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_kak_sredstvo_obucheniya_na_urokah_matematiki.docx | 17.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на тему « Игра как средство обучения на уроках математики»
Трудности в усвоении учебного материала учащимися с отклонениями в развитии нередко приводят к снижению их интереса к учению. Особенно трудным предметом становится математика. Для овладения математическими знаниями необходимо умение отвлекаться, сравнивать, обобщать, а функции абстрагирования, обобщения у учащихся с отклонениями в развитии резко снижены. Для успешного обучения этих детей я и выбрала тему по самообразованию « Игра как средство обучения на уроках математики». Я изучила литературу по этому вопросу.
В.В. Эк. « Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида».
М. Н. Перова. «Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе».
Т. М. Андрианова. « Игра – один из важнейших приёмов работы с шестилетними детьми».
Л. Чилингирова . « Играя, учимся математике».
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека. В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребёнка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и в первые годы их обучения в школе. Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения учебных и воспитательных задач.
Ещё К.Д.Ушинский советовал включать элементы занимательности, игры в серьёзный учебный труд учащихся. Это позволяет организовать и сделать более продуктивной работу школьников.
Эдуард Сеген, Мария Монтессори, А.И.Сорокина и многие другие широко использовали игры и подчёркивали их огромную роль в обучении и воспитании детей, особенно таких, которые испытывают трудности в обучении. Они смотрели на игру не как на развлечение или забаву, а видели в ней большой труд детей, требующий напряжения всех духовных и физических сил. Игру они считали самым точным показателем проявления детских способностей и возможностей.
Создалась целая система игр, направленных на развитие внешних чувств. Таковы игры, созданные Э. Сегеном, Декроли, Марией Монтессори. Несмотря на то, что они создавались с целью развития внешних чувств, с их помощью развивалось внимание, наблюдательность, память детей. Эти игры служили подготовительной ступенью к развитию их интеллектуальной деятельности.
Педагоги видели в игре источник физического и психического развития ребёнка, могущественный фактор, способствующий развитию и упражнению всех детских способностей. Они считали, что игра оказывает благотворное влияние на развитие внешних чувств: зрения, мышечного чувства, слуха, моторики. В игре все внешние чувства упражняются, а, следовательно, игра действует на них развивающее. В игре получают развитие такие интеллектуальные процессы, как память, мышление, воображение. Все высшие чувства находят в играх благодатную почву для своего развития.
Исследования показали, что детей, испытывающих трудности в обучении математике, в дидактической игре больше всего увлекает игровое действие.
Обучение детей играть и играя считать, решать, строить, конструировать обеспечивает воспитание тех необходимых качеств, которые нужны ребёнку для его обучения. Они с удовольствием производят действия с игрушками или дидактическим материалом, который привлекает их своей яркостью, разнообразием, двигаются, играют с мячом.
У детей с отклонениями в развитии ограниченный запас наблюдений, бедный словарный запас, отмечается общее недоразвитие речи, отклонения в развитии зрительно - двигательной координации, в развитии мелкой моторики. Преодолевать указанные отклонения в их развитии мне помогают специальные коррекционные упражнения, задания, дидактические игры.
Дидактические игры позволили мне индивидуализировать работу на уроке, давать задания, посильные каждому ребёнку, с учётом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности. Благодаря использованию дидактических игр я добилась более прочных знаний, умений и навыков, хотя и не у всех детей.
Известные русские олигофренопедагоги и психологи А. Н. Граборов, Г. Я. Трошин высоко ценили игры в деле воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. Игру они считали самым точным показателем
проявления детских способностей и возможностей. « Степень отсталости ребёнка характеризуется теми играми, на которые он бывает способен» ,- писал А. Н. Граборов.
Далее я приведу подбор дидактических игр и упражнений, которые использую на уроках математики.
1.Подбери по величине.
Материал игры: геометрические фигуры двух размеров – большие и маленькие.
Содержание игры. Учитель кладёт на стол большой круг. Около большого круга дети кладут большие фигуры. Около маленького круга – маленькие. Кто ошибся, тот получает фант, Выигрывает тот, кто не имеет фантов или имеет наименьшее их число.
2.Что в руке.
Материал игры: природный материал (шишки, камешки, жёлуди)
Содержание игры. Учитель вкладывает в руки ребёнку два однородных предмета, различных по величине, например две шишки. Он не глядя должен сказать, что в правой руке большая шишка, а в левой – маленькая. Затем должен проверить, правильно ли он сказал.
3.Достань из мешочка.
Материал игры: мешочек, в котором сложены жёлуди, пуговицы, орехи
или другие мелкие предметы.
Содержание игры. Не глядя в мешочек, достань много орехов, один орех. Возьми в левую руку много орехов из мешочка, а в правую – мало. Если ребёнок неверно выполняет условие игры, то он кладёт орешки обратно в мешочек; если верно, то получает фант.
4.Сделай так, как я скажу.
Материал игры: у учащихся конверты с набором геометрических фигур и лист бумаги; у учителя набор таких же геометрических фигур, но большего размера.
Содержание игры. Учитель предлагает учащимся положить перед собой чистый лист бумаги. Круг (учитель показывает ) надо положить в середину. Слева от круга – треугольник, справа – квадрат, вверху – круг, внизу – прямоугольник.
Выигрывает тот, кто правильно разложил фигуры.
5.Зрительный диктант.
Материал игры: наборное полотно, набор демонстрационных геометрических фигур у каждого ученика.
Содержание игры. Учитель расставляет на наборном полотне слева направо несколько геометрических фигур. Учащиеся по образцу расставляют свои фигуры на партах в том же порядке.
6.Слуховой диктант.
Материал игры: конверты с набором геометрических фигур.
Содержание игры. Учитель называет геометрические фигуры, а учащиеся должны положить их в той же последовательности, в какой назвал фигуры учитель.
7.Составь поясок.
Материал игры: красные квадраты, зелёные треугольники, жёлтые круги ( у каждого ученика по три ).
Содержание игры. Учащимся предлагается положить друг за другом квадрат, треугольник, круг. Затем в такой же последовательности они
должны разложить следующие три такие же фигуры, затем ещё раз повторить. В результате должен получиться разноцветный поясок из трёх геометрических фигур, расположенных в определённом порядке. Выигравшим считается тот, кто ни разу не ошибся при составлении пояска.
8. Кто внимательнее?
На наборном полотне учитель строит домик из геометрических фигур, проговаривая, какие фигуры он берёт и как располагает друг относительно друга. « Беру квадрат, сверху ставлю треугольник (крышу ) , в середине квадрата – прямоугольник – окошечко. Домик готов. Построй такой же сам».
9. Числовая улица.
Счёт в игре будет до 100.
От 1 до 100 – далёкий путь. Побежим по числовой улице и будем останавливаться через каждые 10 шагов около дома с номером, обозначенным круглым десятком.
Первый ученик считает от 1 до 10 и показывает первый дом с номером10. Второй ученик считает от 11 до 20 и показывает дом с номером 20 и так далее.
« У домов с какими номерами мы останавливались?»
Ученики считают десятками, пользуясь иллюстрацией.
10 . Кто больше и верно?
Кто составит примеры верно и больше всех:
- с ответом 48 на сложение;
- с ответом 19 на вычитание;
- с ответом 6 на деление;
- с ответом 24 на умножение.
11. Найди примеры с одинаковыми ответами.
28+34 85−60 54−29
5 х 5 75−50 0 х 5
12. Вставь нужную цифру.
29 ‹ … 17 › … 34 ═ … 56 › …
60 ›… 100 ‹ … 81 ‹ … 90 ‹ …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Личностно - ориентированное обучение на уроках математики",выступление на ШМО.
Тема:"ЛОО на уроках математики"...
Дифференцированное обучение на уроках математики, как средство активизации познавательной деятельности обучающихся.
Материал для работы над задачами на уроках математики в начальных классах....
Статья на тему: "Игра, как важное средство воспитания и всестороннего развития детей младшего школьного возраста"
Материал может быть использован при подготовке выступления на педагогическом совете или на методическом объединении....
Нетрадиционные средства обучения на уроках ОБЖ как средство здоровьесбережения учащихся.
«Знать, чтобы выжить!», такой девиз можно предпослать уроку ОБЖ, цель которого внести вклад в воспитание личности, способной во всеоружии встретить любые опасности и трудности,...
Выступление на тему: "Игры на уроках русского языка"
quot;Игры на уроках русского языка" лекция для слушателей курсов повышения квалификации...
Вербальные средства обучения на уроках математики
К вербальным средствам на уроках математики относится дидактический материал, который является письменной формой речи, общения и обучения. Этот вид учебного оборудования представляет собой печатн...