Дифференцированное обучение на уроках математики, как средство активизации познавательной деятельности обучающихся.
методическая разработка по математике по теме

Кошкина Наталья Николаевна

Материал для работы над задачами на уроках математики в начальных классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл решение задач по математике31.67 КБ

Предварительный просмотр:

 Кошкина Наталья Николаевна,

учитель начальных классов,

МБОУ СОШ №16,

г. Пятигорск

Дифференцированное обучение на уроках математики,

как средство активизации познавательной деятельности учащихся. 

Современные концепции начального образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности младшего школьника на основе формирования учебной деятельности. Важно создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться. Обучение должно быть вариативным к индивидуальным особенностям школьников. Одним из средств индивидуального подхода к детям является дифференциация обучения. Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса , при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп школьников. Цель дифференцированного обучения – создание комфортной среды для обучения и развития личности с учётом индивидуально-психологических особенностей.

В работе с младшими школьниками важно использовать два критерия дифференциации: обученность и обучаемость. Обученность, по мнению психологов, это определённый итог предыдущего обучения, достигнутый учеником уровень усвоения знаний, навыков и умений. Обучаемость трактуется как восприимчивость школьника к усвоению новых знаний и способа их добывания, готовность к переходу на новые уровни умственного развития. Важными показателями высокого уровня обучаемости являются восприимчивость, способность к самообучению, работоспособность.

Одна из важнейших обязанностей начальной школы - научить решать текстовые задачи. Главная цель обучения решению задач – формирование у учащихся основных познавательных действий, представлений о ключевых отношения мира: отношения целого и части, равенств и неравенств, формирование представлений о числах и действиях с ними как о системе знаков для сохранения и передачи информации. В процессе этой работы  использую термины «задача», «решить задачу» в конкретных ситуациях, показываю тексты конкретных задач. Традиционно вначале учат решать простые задачи (решаемые одним арифметическим действием), а затем составные (более одного действия). Такой подход обусловлен двумя причинами:1) отождествление процесса решения с выбором и выполнением арифметических действий; 2) обучение «от простого к сложному ». Исследования показывают, что процесс решения арифметической задачи не сводится только к выбору и выполнению арифметических действий. Количество действий не определяет реальную сложность задачи.

Для решения задачи необходимо умение осуществлять сокращённый перевод текста на математический язык, что требует выявления смысла задачи. Для этого требуется:

-понимание смысла числовых характеристик величин;

-понимание смысла арифметических действий;

-понимание смысла отношений.

Поиск решения текстовой задачи, основная трудность которого состоит в переводе с русского языка на язык арифметики, не может быть алгоритмезирован и требует нормальных умственных усилий. К тому же акцентирование учащихся на арифметических действиях, как на главном в решении задач, приводит к тому, что под решением задачи ученики понимают выполнение действий с данными в задаче числами и запись получившегося в результате числа в «ответ» или название этого числа как «ответа».

Между тем нет такого учителя, в практике которого не возникли бы трудности как в целом при обучению решению задач, так и при переходе от решения простых задач к составным. А ведь решить задачу - значит не только ответить на её вопрос, но и описать процесс перехода от условия задачи к выполнению требований так, чтобы в этом процессе не было противоречий и логических пробелов, чтобы он был понятен и убедителен не только для решающих, но и для других людей.

Как должен быть построен процесс дифференцированного обучения, чтобы учитель реально мог учесть особенности и возможности своих учеников? Принципиальным основанием такого процесса является педагогическая диагностика, цели которой, во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения, во-вторых, обеспечить правильное определение результатов обучения, в-третьих, руководствуясь выбранными критериями, свести к минимуму ошибки при переводе учащихся из одной группы в другую.

По результатам психолого-педагогической диагностики (сентябрь, октябрь) в классе формирую три группы учащихся (по уровню достижений):

1 группа - учащиеся с низкими учебными способностями; они усваивают материал после многократных упражнений и не всегда в полном объёме, выполняют задания репродуктивного характера, овладевают знаниями более длительное время.

2 группа - учащиеся со средними учебными способностями; эти учащиеся усваивают материал после тренировочной работы не, не сразу выделяют существенное, закономерное, умеют видеть в частном общее, овладев знаниями; для усвоения знаний им требуется более длительное время.

3 группа- учащиеся, относящиеся к этой группе, могут вести работу со сложным материалом, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации  и самостоятельно творчески подходить к решению учебных задач, умеют выделять существенное, закономерное, достигают высоких уровней знаний.

Состав групп непостоянен. Он может меняться не только на протяжении всего процесса обучения, но и на различных уроках.

Учитывая все данные, использую разные способы организации деятельности детей .Единые задания дифференцирую:

1) По уровню творчества. Такой способ предлагает различия в характере познавательной деятельности учащихся, которая может быть репродуктивной и продуктивной. К репродуктивным заданиям относятся, например, решение задач знакомых видов, нахождение значений выражений на основе изученных приёмов и т.п. От детей требуется воспроизвести знания и применить их в знакомой ситуации, работать по образцу. Продуктивные задания отличаются от стандартных. Ученикам приходится применять знания в незнакомой ситуации, осуществлять более сложные мыслительные процессы, создавать новый продукт. В процессе такой работы приобретается опыт творческой деятельности. На уроках математики использую такие виды продуктивных заданий, как:

-поиск закономерностей;

-классификация математических объектов;

-преобразование математических объектов в новые;

-задания с недостающими или лишними данными;

- поиск более рационального способа решения задания;

-самостоятельное составление задач, выражений и т.д.;

-нестандартные, исследовательские задания.

При выполнении продуктивных заданий детям с низким уровнем обучаемости даю задания с элементами творчества, в которых нужно применить знания в изменённой ситуации, а остальным- творческие задания на применение знаний в новой ситуации.

 Например. Дана задача: «В вазе лежало 5 жёлтых яблок и 3 зелёных. 2 яблока съели. Сколько яблок осталось?» Задание для 1 группы: решите задачу. Подумайте, можно ли её решить другим способом? Задание для 2группы: решите задачу двумя способами. Задание для 3 группы: измените вопрос задачи так, чтобы её можно было решить 3 действиями.

2) По уровню трудности. Этот способ предполагает:

-усложнение математического материала;

-увеличение количества действий в выражении или в решении задач;

-выполнение операции сравнения в дополнение к основному заданию;

-использование условных символов вместо чисел или отдельных цифр.

Например: 1-я и2-я группы. Сравните числа:

54 и 7          63 и 64

9 и 26          52 и 32

3-я группа. Сравните числа, в которых вместо цифр использованы буквы:          

            КС и Н          К3 и К4

              9 и РС           5Н и 3Н

3)По объёму учебного материала. Такой способ предполагает, что ученики 2 и 3 групп выполняют кроме основного ещё и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним. Как правило, дифференциация по объёму сочетается с другими способами дифференциации. Дополнительными даю более трудные задания. Это задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера. Данные задания предлагаю в виде карточек, перфокарт, подбираю упражнения из альтернативных учебников. Например. Основное задание: «Найдите площадь листа бумаги»

                               6 см      

            8 см              

Дополнительное задание: «От данного листа отрезали часть. Найдите:

1.Площадь отрезанной части.

2.Найдите площадь оставшегося листа бумаги                                  4 см

                                                                                5 см

4) По степени самостоятельности. Этот способ не предполагает различие учебных заданий для различных групп учеников. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни под руководством учителя, а другие самостоятельно. Рассмотрим это на примере работы над составной арифметической задачей.

1 этап. Учащиеся знакомятся с текстом задачи. После этого часть детей приступает к её самостоятельному решению. Даю дополнительное задание, например, придумать аналогичную задачу.

2 этап. Анализ текста и задачи проводится под руководством учителя. Совместно выделяем данные, искомые, устанавливаем связь между ними, выполняем схему. После этого ещё часть детей приступает к работе.

3 этап. Поиск решения осуществляется под руководством учителя. Составляем план решения задачи. После этого часть детей самостоятельно записывает решение и ответ задачи. А остальные делают это под руководством учителя. 4 этап. Проверку решения организую для тех детей, которые решали задачу самостоятельно.

5) По характеру помощи учащимся. Такой способ не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь. Наиболее распространёнными видами помощи являются: а) помощь в виде вспомогательных заданий; б) помощь в виде «подсказок» (карточек- консультаций, записей на доске…).

6) По форме учебных действий. Основными особенностями учебных действий являются:

А) предметное действие обычно выполняется руками, когда реальное преобразование объекта с целью изучения его свойств может быть материальным (счётный материал) или материализованным (модель);

Б) перцептивное действие выполняется не рукой, а глазом. Преобразование реальных или знаково-символических объектов осуществляется без использования предметных действий;

В) речевое действие осуществляется как громкая речь или внешняя речь про себя;

Г) умственное действие осуществляется без опоры на какие-либо внешние средства, во внутреннем плане. Речевая оболочка сокращается, приобретает характер внутренней речи

Вот пример дифференцированной работы над простой арифметической задачей: «На ветке весело 5 птиц, 2 птицы улетели. Сколько птиц осталось на ветке?»

1 группа: Решение задачи с опорой на индивидуальный счетный материал (карточки).

2 группа: Решение задачи с помощью схематического рисунка, выполненного на доске.

3 группа: Решение задачи в уме.

Приступая к работе над данной темой я понимаю, что результат будет виден не сразу, а постепенно. Дифференцированное обучение я использую не только на уроках математики. В результате у детей исчезает страх, неуверенность в выполнении любого предложенного задания. В итоге постоянная систематическая работа дала определённые положительные результаты. За последние годы моей работы по УМК «Гармония» результатами являются количественные показатели учебной деятельности учащихся и качественные изменения обучаемости учеников. Традиционно, уже со 2 класса, учащиеся моих классов участвуют в различных городских, региональных, общероссийских, международных  конкурсах, олимпиадах и показывают стабильные результаты.  

Список литературы:

1.Волкова С.И., Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики.// Начальная школа. 1993. №7.- С. 53 -57.

2. Царёва С.Е. Различные способы решения задач и различные формы записи решения.// Начальная школа. 1982. № 2.

3. Царёва С.Е. Проверка решения задач и формирование самоконтроля.// Начальная школа. 1984. № 2.

4. Царёва С.Е. Виды работы с задачами на уроках математики. // Начальная школа. 1990. № 2.

5. Царёва С.Е. Формирование учебной деятельности младших школьников при обучении решению текстовых задач. Ярославль: ЯГПИ им. К.Д. Ушинского, 1993.

6. Шмырева Г. Г. Работа со схемой в ходе подготовки к решению задач. // Начальная школа, 2007, №8, с.46.

7. Царева С. Е. Непростые простые задачи. // Начальная школа. 2005, №1, с.49.

8. Царева С. Е. Нестандартные виды работы с задачами на уроке как средство реализации современных педагогических концепций и технологий. // Начальная школа. 2004, №7, с.45.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Данная презентация содержит опыт, представленный на конкурсе "Педагог года 2012"...

Мастер-класс ": Использование интерактивных методов обучения как средств активизации познавательной деятельности обучающихся"

Этот мастер-класс поможет наглядно рассмотреть методы и приёмы организации интерактивных методов обучения,другими словами поработать в интерактиве....

Индивидуальный план повышения профессионального уровня.Тема "Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся"

В данном материале указаны цели, задачи профессионального развития, сроки реализации.Изучение литературы,связанной с совершенствованием профессионального мастерства,разработка методических материалов,...

Методический семинар по теме: "Использование интерактивных методов обучения как средств активизации познавательной деятельности обучающихся"

Сегодня перед педагогами стоит важнейшая проблема: как сделать процесс образования еще более интересным и продуктивным, чтобы в него были вовлечены практически все учащиеся, чтобы среди них не было ск...

«Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся».

    Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка - систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать у...

Игровые технологии как средства активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках изобразительной деятельности

В современной коррекционной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, недос...

Отчет по самообразованию на тему: "Использование проблемных заданий на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности учащихся".

Современная общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а развивать функционально грамотную личность, которая способна использовать, приобрет...