Мастер -класс "Многосенсорный подход в обучении"
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-_klass_mnogosensornyy_podhod_v_obuchenii.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс «Многосенсорный подход в обучении»
( 2 слайд) Модель мира ребёнка может в корне отличаться от моей.
И я обязан уважать и учитывать эти различия.
Ковалев С.В.
Традиционно при организации учебного процесса мы учитываем такие свойства личности учащихся, как особенности памяти, мышления, внимания, познавательных способностей. Но, ещё необходимо учитывать и особенности их восприятия окружающего мира.
Известно, что информация, воспринимаемая учащимися в процессе обучения, поступает к ним в виде образов, звуков и ощущений. Называются эти каналы восприятия – сенсорные системы или модальности восприятия.
(3 слайд) По признаку предпочитаемой модальности правополушарных школьников можно разделить на визуалов (зрительное восприятие) и кинестетиков (вкусовое, обонятельное, осязательное, мышечное восприятие), а левополушарных – на аудиалов (слуховое восприятие). Модальность учащихся является «одним из самых мощных фильтров, определяющих модель мира человека. … Если одну и ту же вещь последовательно дать визуалам, аудиалам и кинестетикам, можно обнаружить, что первые будут ее рассматривать, вторые попросят рассказать о ней, а третьи начнут ее ощупывать»
(4 слайд) Тема моей мастерской «Многосенсорный подход в обучении»
На мой взгляд, эта тема соответствует концепции личностно-ориентированного обучения, а многосенсорное обучение- это одно из направлений здоровьесберегающей технологии.
(5 слайд) Цель педагогической практики:
- создание условий для успешного обучения младших школьников, а также сохранения и укрепления их здоровья
(6 слайд) Задачи:
- Учитывать психофизиологические особенности развития младших школьников.
- Создавать ситуацию успеха на уроке.
- Вовлекать всех обучающихся в учебную деятельность.
Чтобы выработать и максимально использовать возможности восприятия, вначале необходимо установить, какой канал восприятия является доминирующим. Это помогает построить учебный процесс так, чтобы урок был продуктивным, а обучение – эффективным.
Для определения у ребёнка ведущего канала восприятия и переработки информации, я использую наблюдения за словоупотреблением, за особенностями в обучении и поведении школьников; тестирование детей и анкетирование родителей.
(7 слайд) - Предлагаю вам один из тестов на определение ведущей системы восприятия мира.
Выберите из данных ниже словосочетаний одно, которое, по вашему мнению, является наиболее подходящим, точным для Вас к данному понятию, запишите соответствующий знак.
Плохая погода
1. Завывание ветра, стук капель.(*)
2. Зябко, ощущение сырости, влажный воздух.(-)
3. Тусклое небо, серые тучи.(+)
Мёд
1. Сладкий запах, липкие губы, тягучий.(-)
2. Золотистая прозрачная жидкость.(+)
3. Хлопок открывающейся банки, звон ложек, жужжание пчёл.(*)
Море
1. Сине-зелёная вода, большие волны с белыми гребешками.(+)
2. Тёплая солёная вода, горячий песок.(-)
3. Шум прибоя, шелест волн, крики чаек.(*)
Яблоко
1. Звонкий хруст укуса.(*)
2. Круглый плод красного, желтого или зеленого цвета на высоком дереве.(+)
3. Кисло-сладкий, сочный вкус, запах варенья.(-)
Снег
1. Сверкающее, искрящееся на солнце белое покрывало.(+)
2. Холодный, мягкий, пушистый.(-)
3. Скрипит под ногами, потрескивание наста.(*)
Ключ к тесту: Если среди ответов больше тех,
что обозначены знаком “+” - вы визуал, ведущий канал восприятия- зрительный;
больше со знаком “*” - аудиал, ведущий канал восприятия – слуховой;
больше ответов со знаком “-“ – кинестетик, ведущий канал восприятия - двигательный (моторный).
Но чистые типы встречаются редко. Наблюдения показали, что у большинства школьников все сенсорные системы работают на приём информации, однако у каждого есть ведущая или предпочитаемая модальность, от которой зависят многие индивидуально - психологические особенности ребёнка.
(8 слайд) Почему многосенсорность?
Многосенсорное обучение позволяет учитывать индивидуальные особенности детей в восприятии информации, обучать, используя видение, слышание, прикосновение, тем самым создать условия, при которых класс в целом получает информацию по нескольким каналам восприятия, что способствует снижению риска не успешности, создаёт условия комфортности и тем самым сохраняет здоровье учащихся.
Многосенсорное представление информации на уроке позволяет учащимся не только получать её, используя ведущий канал восприятия, но и развивает другие сенсорные каналы, что открывает новые возможности для усвоения материала.
При обучении необходимо учитывать особенности детей с разным типом восприятия, используя определённые методы и приёмы воздействия на сенсорные системы
(9-11 слайд)
Тип | Особенности обучаемости | Методы и приёмы воздействия на сенсорные системы |
Визуалы |
|
|
Аудиалы |
|
|
Кинестетики |
|
|
- Предлагаю вам фрагмент урока русского языка в 1 классе.
(12 слайд) Тема «Тайны устной и письменной речи»
Цель урока: знакомство с особенностями устной речи, которые не подтверждаются письменно (выделение слова голосом, ударение);
с особенностями устной речи, которые дублируются письменно (разница предложений по цели высказывания и по интонации, выражение этой разницы знаками препинания).
Учитель знакомит детей с интригой:
«Волшебница угостила Машу и Мишу чаем с чудесным черничным пирогом, а сама куда-то исчезла. Дети и их помощники скромно съели по маленькому кусочку.
Остальное (огромный кусок!) моментально съела прожорливая Асырк. Подслеповатому Торку ничего не досталось: он возил лапкой по пустой тарелке в поисках кусочка пирога.
Волшебница вернулась и протянула Мише листок, на котором было написано: «Ты съел пирог?» (слова из текста выносятся на доску (на экран).
- Ты должен ответить на этот вопрос, Ашим, - сказала Анишит- Йокоп строго. – От правильности твоего ответа зависит ваше дальнейшее путешествие по замку.
Миша растерялся. Неужели Волшебница хочет, чтобы он нажаловался на Асырк? Иль речь идёт о другом. Но о чём?
- Попроси задать этот вопрос устно, - шепнула Мише Летучая Мышь.
- Я ещё плохо читаю,- сказал Миша. – Задайте свой вопрос устно, пожалуйста!
- Ну что ж, вздохнула Волшебница, - каждый из нас задаст тебе этот вопрос.
1.Дети самостоятельно читают предложения. (13 слайд)
2. Дети (визуалы) читают вслух (по предлжению).
/
- Ты, съел пирог? – обиженно спросил Торк.
/
- Ты, съел пирог?- ехидно спросила Асырк.
/
- Ты, съел пирог?- улыбнувшись, спросила Анишит- Йокоп.
2. Обыгрываем эпизод с вопросами (инсценировка) (сначала кинестеты)
дети ( аудиалы) внимательно слушают. Затем обучающиеся отвечают на вопросы:
- Должен ли Миша по-разному ответить на этот вопрос в каждом из трёх случаев?
- Почему ты так думаешь?
- Помоги ему это сделать.
В инсценировке участвуют остальные ребята в роли Миши.
Важно было, чтобы многие попробовали прочитать и произнести каждое из предложений, следя за выделением нужного слова голосом, поэтому инсценировку (чтение по ролям) можно повторить с участием других детей. (После чего дети, отвечая на вопросы волшебницы, приходят к выводу)
(14 слайд) И, как правило, в конце урока провожу рефлексию.
На этапе рефлексии детям предлагаю рассказать о событиях урока, отвечая на вопросы
- Что делали?
- Что видели?
- Что слышали?
- Что чувствовали?
- Что узнали нового?
- Где это может вам пригодиться?
- Какие мысли, идеи приходили во время игры
(15 слайд) Л. Ллойд обращает внимание на то, что школьник «научается гораздо большему, когда он вовлечен полностью: эмоционально, визуально, аудиально и кинестетически». И называет это – «обучение целого ребенка».
Многосенсорное обучение – залог успешности развития ребёнка!
Спасибо за внимание! Творческих успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Развитие творческого потенциала ребенка на основе системно-деятельностного подхода к обучению»
XV юбилейные областные VIII Всероссийские Занковские чтения Мастер-класс:«Развитие творческого потенциала ребенка на основе системно-деятельностного подхода к обучению»Подготовила:Быч...
мастер- класс для учителей начальной школы "Системно- деятельностный подход в обучении"
на данном мастер- классе учителя начальной школы путем практических заданий вспоминают принципы системно- деятельностоно подхода...
Мастер – класс Тема: « Становление личности учащихся через компетентностный подход в обучении и воспитании»
Выступление на РМО. Полезные правила-советы которые способны облегчить учителю достижение наиважнейшей цели – формирования и развития личности....
мастер-класс Новые подходы в обучении младших школьников орфографии (какография)
Одной из актуальных проблем современной методики преподавания русского языка в начальной школе является поиск эффективных способов обучения орфографии. От того, насколько полно будут сформированы навы...
Мастер-класс: Реализация компетентностно-деятельностного подхода к обучению математике учащихся начальных классов
Мастер-класс на тему "Реализация компетентностно-деятельностного подхода к обучению математике учащихся начальных классов"...
Мастер -класс "Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка"
Материл для проведения мастер - класса " Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка"....
Мастер-класс «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении»
Цель мастер-класса: показать использование системно - деятельностного подхода в обучении через методические приемы....